Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

§ 9. Приемы правомерного психического воздействия на личность допрашиваемого, противодействующего следствию

Приемы правомерного психического воздействия - приемы преодоления противодействия следствию. Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства - основа стратегии следователя в ситуации противодействия следствию.

Для реализации этой стратегии нужна высокая рефлексивность, информационная проницательность, гибкость, способность использовать получаемую информацию для развития процесса расследования.

В преодолении противодействия лиц, пытающихся дезинформировать следствие, преимущество объективно на стороне следователя: он знает материалы дела, имеет возможность тщательно подготовиться к допросу, изучить личность допрашиваемого лица, его сильные и слабые стороны, особенности его поведения в конфликтных ситуациях, использовать систему эффективных приемов преодоления противодействия.

Однако и у следователя возникают свои трудности. Приемы и средства психического воздействия на допрашиваемых лиц имеют предусмотренные законом пределы. Законом запрещено домогательство показаний путем насилия, угроз и других незаконных мер.

В судопроизводстве недопустимо психическое насилие - шантаж, угрозы, обман, необоснованные обещания, использование религиозных предрассудков, бескультурности допрашиваемого, незнания им своих прав и т. п. Наряду с этим существуют и нравственно-психологические пределы воздействия. Затягивание нервно-эмоциональных срывов, усугубление тяжелых психических состояний нравственно недопустимы.

Однако при решении тактических задач неизбежны жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение противодействующего лица в рамки, ограничивающие его решения.

Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на критическое мышление обвиняемого, его анализ хода следствия. Иногда обвиняемый (подозреваемый) может предвосхитить успехи следствия, которые в действительности еще могут быть не достигнуты. Подведение обвиняемого к такому отражению действительности в тактических целях не только не предосудительно, но и не противоправно. Это и составляет основу успешного тактического взаимодействия с ним.

Приемы психического воздействия имеют сверхзадачу - психологически разоружить противодействующее лицо, содействовать пониманию им негодности, порочности избранных средств противодействия, помочь ему изменить мотивацию поведения.

Приемы психического воздействия - не приемы подавления воли допрашиваемого лица, а приемы логического воздействия на его сознание. Они основаны прежде всего на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица. Основное их психическое назначение состоит в демонстрации ненадежности ложных показаний, их обреченности на изобличение.

Ложность показаний изобличается, прежде всего, имеющимися доказательствами. Объем имеющихся доказательств является предметом усиленной антиципирующей (предвосхищающей) деятельности допрашиваемого. Виновный, как правило, преувеличивает объем имеющихся доказательств, поскольку в его сознании усиленно функционируют все существенные для расследования стороны совершенного им деяния. Защитная доминанта усугубляет эти процессы. (У лица, не совершившего преступление, не может возникнуть преувеличенного представления об объеме имеющихся у следствия доказательств.)

Допрашивая К., подозреваемого в убийстве, следователь рассматривал фотографии, которые были видны К. лишь с обратной стороны. Конверт, из которого были извлечены фотографии, с надписью "Лично прокурору" лежал на столе. Допустимо ли это действие следователя, если даже на фотографиях были изображены пейзажи или популярные киноактрисы? Допустимо, поскольку оно ни к чему не обязывало подозреваемого. Однако именно после этого К. признался в совершении преступления, интерпретировав фотографии как уличающие его обстоятельства.

Правомерен любой тактический прием психического воздействия, если он не направлен на вымогательство признания, не связан с нарушением норм нравственности, прямой ложью, подавлением воли подследственного лица.

Часто приемы психического воздействия реализуются в остроконфликтной форме, вызывая фрустрационное 1 состояние допрашиваемого лица, снижающее возможности его противодействия.

Для усиления фрустрационного воздействия основного уличающего доказательства необходима соответствующая психологическая подготовка его предъявления допрашиваемому, временное переключение его внимания на обстоятельства, как бы благоприятствующие его "легенде". Последующее контрастное воздействие психически будет более действенным.

Однако при допросе важно правильно, объективно установить сам факт противодействия, не проявить излишней подозрительности. Нельзя судить о правдивости или неправдивости лишь по эмоциональным проявлениям допрашиваемого (заиканию, покраснению, дрожанию конечностей и т. п.). Не являются индикатором противодействия и различные колебания, сомнения. "Лжец всегда стоит на своем, а правдивец под конец начинает обыкновенно путаться, смущенный возникшими сомнениями в правде своих слов" .

Психологически обоснованный тактический прием должен отличаться избирательной направленностью - оказать наибольшее воздействие на психическое состояние виновного и быть нейтральным в отношении невиновных.

Шаблонные приемы, примитивные "хитрости" не только не имеют тактической действенности, но и раскрывают перед допрашиваемым лицом тактическую беспомощность следователя.

Приемы психического воздействия на противодействующее лицо с целью изменения его позиций и получения правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы:

  • приемы, основанные на использовании отдельных психологических качеств личности допрашиваемого;
  • приемы, основанные на доверии допрашиваемого лица к личности следователя;
  • приемы осведомления допрашиваемого лица о наличии достоверной доказательственной информации, о возможностях судебной экспертизы;
  • приемы, создающие у допрашиваемого преувеличенное представление об объеме имеющихся доказательств;
  • приемы повышенного эмоционального воздействия, связанные с предъявлением неожиданной информации (табл. 4).

Обвиняемый (подозреваемый), противодействующий следствию, постоянно оценивает смысл и значение задаваемых ему вопросов, оценивает их как фактор возможного разоблачения. Сама система вопросов следователя создает фон психического напряжения. Не только прямое изобличение во лжи, но и все, что интерпретируется лжецом как приближение к изобличению, ослабляет его психическое состояние, вызывая внутреннее волнение и тревогу. На этом фоне следователь может эффективно использовать прием формирования у подследственного лица преувеличенного представления об информированности следователя. В этих целях следователь может широко использовать данные о личности обвиняемого (подозреваемого), деталях его поведения накануне совершения преступления, его связях, демонстрацию предметов, ассоциирующихся у обвиняемого (подозреваемого) с совершенным преступлением. Последовательность предъявления доказательств должна демонстрировать осведомленность следователя о последовательности преступных действий обвиняемого (подозреваемого). Одним из приемов правомерного психического воздействия является сокрытие от подследственного лица пробелов в системе доказательств. Проявляя повышенный интерес к второстепенным деталям события, следователь косвенно дает понять, что основное ему уже известно. При этом важно, чтобы допрашиваемому лицу не поступила информация о неосведомленности следователя по тому или иному вопросу, а сам допрашиваемый постоянно допускал "утечку" информации, проявлял информированность о тех обстоятельствах, которые могут быть известны лишь лицу, причастному к расследуемому преступлению. Как уже говорилось, в этих целях широко используется прием "косвенного допроса", когда основные вопросы маскируются под "малоопасные". Так, вопросы, обнаруживающие неосведомленность допрашиваемого об обстоятельствах, которые он должен был бы знать, если бы его алиби не было ложным, приобретают изобличающую направленность. Большая возможность оказания правомерного психического воздействия заключается в системе предъявления доказательств.

Приведем некоторые правила эффективного предъявления доказательств:

Таблица 4 Психологические приемы допроса
Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации Психологические приемы допроса в ситуации противодействия Психологические приемы изобличения допрашиваемого во лжи
Постановка личностно значимых вопросов, вовлекающих в беседу, снятие эмоциональной напряженности, формирование мыслительной задачи. Актуализация интереса к обстоятельствам: а) входящим в предмет доказания;
б) содействующим обнаружению доказательств;
в) необходимым для проверки и оценки доказательств;
г) необходимым для достижения промежуточных целей расследования;
д) тактически значимых для допроса других лиц.
Раскрытие гражданской значимости добросовестной позиции в ситуации нерешительности допрашиваемого.
Раскрытие личностного смысла правдивых показаний.
Опора на положительные качества и личные заслуги допрашиваемого лица.
Оказание мнемической помощи:
- возбуждение ассоциаций по смыслу, временной и пространственной смежности, сходству и контрасту;
- привязка к личностно значимым обстоятельствам, разноплановый детализирующий допрос
Установление психологического контакта, устранение эмоционального и смыслового барьера, проявление сопереживания и понимания психического состояния допрашиваемого;
использование оперативно-розыскных и экспертных данных;
предъявление доказательств по возрастающей степени их значимости; использование фактора внезапности;
временная маскировка цели допроса и имеющегося объема доказательств, создание у допрашиваемого представления о значительном объеме имеющихся доказательств;
демонстрация осведомленности следователя в деталях расследуемого события;
опора на положительные качества допрашиваемого;
использование антипатий к отдельным участникам преступления;
предъявление доказательств, требующих детализации показаний, раскрытие противоречий в показаниях, предъявление опровергающих доказательств;
постановка изобличающих косвенных вопросов, создание ситуаций, вызывающих проговорки
Постановка вопросов, второстепенных с точки зрения допрашиваемого, но фактически изобличающих причастность лица к расследуемому событию.
Использование приема "развертывания лжи". Повторный детализирующий допрос по одним и тем же обстоятельствам.
Создание преувеличенного представления об осведомленности следователя.
Внезапная постановка ключевых вопросов, предъявление решающих доказательств.
Использование акцентуаций характера, "слабых мест" личности допрашиваемого.
Раскрытие личностного смысла дачи правдивых показаний.
Создание психически напряженных состояний на фоне пренебрежения другими участниками группового преступления интересами допрашиваемого; предъявление изобличающих вещественных доказательств; ознакомление с результатами экспертиз

1) перед предъявлением доказательств задать все необходимые вопросы, с тем чтобы исключить нейтрализующие их уловки обвиняемого или подозреваемого;

2) изобличающие доказательства предъявлять в тактически наиболее целесообразных ситуациях, на фоне психического состояния релаксации (расслабления) или напряженности в зависимости от личностных особенностей допрашиваемого лица;

3) предъявлять доказательства, как правило, по их возрастающей значимости;

4) по каждому доказательству получить объяснение и фиксировать эти объяснения;

5) при признании ложности ранее данных показаний немедленно фиксировать новые показания и удостоверять их подписью допрашиваемого лица;

6) всемерно раскрывать криминалистическое значение предъявляемых доказательств.

Одно из основных средств психического воздействия - вопрос следователя. Он содержит в себе направленность следственного поиска, передает другому лицу информационную заинтересованность спрашивающего. Так, вопрос: "Сколько человек находилось в помещении?" несет в себе сведения об информированности следователя о том, что в определенном месте, в определенное время находились люди, причастные к преступлению. Этот вопрос допускает и мысль о том, что следователю, возможно, известно, и кто там находился.

В тактических целях вопрос можно поставить таким образом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую деятельность. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает, и чувствует меру приближения вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается.

Вопросы следователя должны быть обоснованными, не носить характера "ловушек" (типа "где спрятаны вещи?", если не установлено, что вещи похищены данным лицом).

В тактических целях следователь широко использует противодействующие вопросы, которые парируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя. Эти вопросы-реплики демонстрируют информационную вооруженность следователя по расследуемому эпизоду, предупреждают о невозможности ввести следствие в заблуждение.

Действенным тактическим приемом является изобличение виновного путем оказания на него правомерного психического воздействия - использование улик поведения.

К уликам поведения относятся: посещение места происшествия с целью фальсификации подлинных обстоятельств, меры по дополнительному сокрытию следов преступления, отрицание очевидных фактов в силу гипертрофии защитной доминанты, молчание о разоблачающем факте, о лицах, связанных с преступлением или знающих о нем, сообщение о деталях события, которые могут быть известны только преступнику, и др. Позиция допрашиваемого лица, его причастность к расследуемому событию диагностируются и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:

  • невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение бурной отрицательной реакцией; виновный часто придерживается выжидательной позиции - ждет, чтобы допрашивающий выложил "все карты";
  • невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами; виновный уходит от соприкосновения с конкретными обвинениями, избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно;
  • невиновный аргументирует свою невиновность общим социально положительным стилем своего поведения, положительными личностными качествами; социально деформированный виновный пренебрегает подобными аргументами;
  • невиновный остро переживает перспективу позора, осуждения сослуживцев, начальства, близких и знакомых; виновный интересуется лишь возможным наказанием.

В тех случаях, когда в поведении обвиняемого проявляются колебания в выборе линии поведения, необходимо использовать прием накопления положительных ответов. Вначале задаются такие вопросы, на которые можно получить лишь положительные ответы; формирующийся при этом стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить в дальнейшем получение ответов и на трудные вопросы.

Одним из средств предупреждения возможного последующего отказа от ранее данных показаний является собственноручное написание обвиняемым показаний и использование магнитофонной записи.

Допрос обвиняемых, имеющих физические и психические недостатки, проводится при защитнике. Присутствие третьего лица на допросе связано с рядом социально-психологических обстоятельств - при этом сложнее установить коммуникативный контакт. Чувствуя поддержку защитника, противодействующее лицо нередко укрепляется в своей ложно занятой позиции.

Данные особенности требуют более тщательной подготовки к допросу, выдвижения на передний план тех вопросов, которые укрепляют позиции следователя. Он должен широко пользоваться своим правом определять, когда защитник может задать вопрос подзащитному.

Защитник не имеет права задавать наводящие и подсказывающие вопросы, провоцирующие ложные ответы или раскрывающие данные, не известные обвиняемому. Между следователем и защитником не должно возникать отношений соперничества, конфликтного взаимодействия.

Защитник не наделен функциями контроля над следователем; его функция - оказание юридической помощи подзащитному лицу. Участие защитника не должно также ослаблять внимание следователя и к обстоятельствам оправдательного характера.

Обвиняемому с физическими и психическими недостатками следует особенно тщательно и понятно объяснить фактическое содержание обвинения, его юридическое значение, разъяснить все его права и обязанности. Психическая деятельность этой категории допрашиваемых замедлена, может отличаться неадекватностью, неправильной интерпретацией поведения следователя. Повышенное чувство опасности может усилить проявления конформности, привести к понижению критичности мышления, ослаблению процессов воспроизведения.

В допросе может участвовать и прокурор. Он вправе задавать вопросы допрашиваемому, рекомендовать следователю использовать те или иные правомерные тактические приемы, делать замечания по поводу соблюдения процессуальных требований. Все это может психологически ограничивать поведение следователя. Однако во всех ситуациях следователь должен помнить о полной своей независимости и ответственности только перед законом.

1 Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство) - конфликтное, деструктивное психическое состояние, вызванное крушением планов, расчетов, надежд, блокированием запрограммированного поведения. Сопровождается нервными срывами, нередко агрессивными проявлениями.

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии . - М.: Юрист, 1996. - 631 с.

Скачать

Предисловие 3
Введение 4

Часть I. Основы общей и социальной психологии
Раздел I. Методологические вопросы психологии 9
Глава 1. Исторический очерк развития психологии 9
§1. Психология в Древнем мире и в эпоху средневековья 9
§2. Формирование психологических концепций в XVII—XVIII вв 12
§3. Развитие психологии и нейрофизиологии в XIX веке 16
§4. Психологические школы первой половины XX века 21
§5. Развитие нейрофизиологии и психологии в России 32
§6. Современные направления зарубежной психологии 41
Глава 2. Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений 44
§1. Предмет и методы психологии 44
§2. Общее понятие о психике 45
§3. Классификация психических явлений 46
Глава 3. Возникновение и развитие психики 48
§1. Развитие психики в процессе эволюции 48
§2. Психика человека. Сознание как высшая форма психики 49
Глава 4. Нейрофизиологические основы психики 53
§1. Строение и функции нервной системы 53
§2. Принципы и законы высшей нервной деятельности 58
§3. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека и высших животных 61
§4. Особенности высшей нервной деятельности человека 62
Раздел II. Мотивация и регуляция поведения. Психические процессы и состояния 65
Глава 1. Мотивация деятельности и поведения 65
§1. Понятие деятельности и поведения 65
§2. Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности 66
§3. Виды мотивационных состояний: установки, интересы, желания, стремления, влечения 68
Глава 2. Организованность сознания — внимание 73
§1. Понятие о внимании 73
§2. Нейрофизиологические основы внимания 73
§3. Свойства внимания 74
§4. Индивидуальные особенности направленности сознания 76
§5. Психические состояния непатологической дезорганизованности сознания 77
Глава 3. Ощущения 79
§1. Общее понятие об ощущениях 79
§2. Нейрофизиологические основы ощущений 80
§3. Классификация ощущений 81
§4. Общие психофизиологические закономерности ощущений 81
§5. Особенности отдельных видов ощущений 85
§6. Использование знаний о закономерностях ощущений в следственной практике 92
Глава 4. Восприятие 94
§1. Общее понятие о восприятии 94
§2. Нейрофизиологические основы восприятия 94
§3. Классификация восприятий 95
§4. Общие закономерности восприятия 96
§5. Особенности восприятия пространства и времени 100
§6. Учет закономерностей восприятия в следственной практике 104
§7. Наблюдательность следователя 106
Глава 5. Мышление 108
§1. Понятие мышления 108
§2. Классификация явлений мышления 110
§3. Общие закономерности мышления 111
§4. Мыслительные операции 113
§5. Формы мышления 115
§6. Виды мышления и индивидуальные качества ума 117
§7. Мыслительная деятельность как процесс решения нестандартной задачи 119
Глава 6. Воображение 124
§1. Понятие воображения 124
§2. Нейрофизиологическая основа воображения 125
§3. Виды воображения. Роль воображения в деятельности следователя 125
Глава 7. Память 129
§1. Понятие памяти 129
§2. Нейрофизиологические основы памяти 129
§3. Классификация явлений памяти и их краткая характеристика 130
§4. Закономерности процессов памяти, условия успешного запоминания и воспроизведения 133
§5. Использование знаний о закономерностях памяти в следственной практике 138
Глава 8. Волевая регуляция деятельности 143
§1. Понятие воли 143
§2. Нейрофизиологические основы воли 146
§3. Деятельность, ее структура и волевая регуляция 146
§4. Волевые состояния 157
Глава 9. Эмоциональная регуляция деятельности 161
§1. Понятие эмоций 161
§2. Физиологические основы эмоций и чувств 164
§3. Свойства и виды эмоций и чувств 167
§4. Общие закономерности эмоций и чувств 182
§5. Эмоции и чувства в следственной практике 185
Раздел III. Психические свойства личности и межличностные отношения 188
Глава 1. Личность и структура ее психических свойств 188
§1. Понятие личности и ее свойств. Личность и общество 188
§2. Структура психических свойств личности 190
Глава 2. Совокупности свойств личности — темперамент, способности, характер 192
§1. Темперамент 192
§2. Способности 198
§3. Характер 203

Часть II. Основы юридической психологии
Раздел I. Предмет, система, методы и историческое развитие юридической психологии 215
Глава 1. Предмет, задачи, структура и методы юридической психологии 215
Глава 2. Краткий исторический очерк развития юридической психологии 217
§1. Развитие юридической психологии в западных странах 217
§2. Развитие отечественной юридической психологии 220
Раздел II. Правовая психология 226
Глава 1. Основные проблемы правовой психологии 226
§1. Социализация личности — основа социально адаптированного поведения 226
§2. Правовая социализация, правосознание и законоисполнительное поведение 229
§3. Право как фактор социальной регуляции. Проблемы правовой переориентации в переходный период развития общества 234
Раздел III. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства 239
Глава 1. Психология взаимодействия людей в сфере гражданско-правовой регуляции 239
§1. Гражданское правовое регулирование как фактор организации социальных отношений 239
§2. Гражданское право и формирование рыночной психологии 244
§3. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования 252
Глава 2. Психологические аспекты гражданского процесса 255
§1. Позиции сторон в гражданском процессе и их коммуникативная активность 255
§2. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству 259
§3. Психологические аспекты организации судебного заседания и судебного ритуала 263
§4. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе 265
§5. Психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском судопроизводстве 270
§6. Психология деятельности прокурора в гражданском процессе 272
§7. Психология судебной речи в гражданском судопроизводстве 274
§8. Когнитивная деятельность гражданского суда — познание судом обстоятельств дела 275
§9. Проблема справедливости судебных решений 279
Глава 3. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве 283
§1. Компетенция судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве 283
§2. Этапы, методы и процедуры судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве 285
§3.Заключение эксперта-психолога. Формулировка вопросов эксперту 287
Глава 4. Психологические аспекты деятельности арбитражного суда 295
Раздел IV. Криминальная психология Психология личности преступника, преступной группы и преступного деяния 301
Глава 1. Психологические особенности личности преступника и преступной группы 301
§1. Понятие личности и типологии преступников 301
§2. Ориентационно-поведенческая схема личности преступника 305
§3. Насильственные, корыстные и корыстно-насильственные типы преступников 311
§4. Психологические особенности несовершеннолетних преступников 314
§5. Психология преступной группы 318
Глава 2. Психологические факторы формирования преступного поведения личности 323
§1. Проблема психологических причин преступного поведения 323
§2. Единство социально-биологических факторов преступного поведения 328
Глава 3. Психология преступного деяния 339
§1. Понятие о психологической структуре преступного деяния 339
§2. Мотивы и цели преступного деяния 340
§3. Поводы преступления. Принятие решений о совершении преступного деяния 345
§4. Способ совершения преступного деяния 348
§5. Результат преступного деяния 351
§6. Психология вины 352
§7. Социально-психологические аспекты юридической ответственности 354
Раздел V. Психология уголовного судопроизводства. Психология предварительного следствия 355
Глава 1. Психология следователя и следственной деятельности 355
§1. Профессионально-психологические особенности личности следователя 355
§2. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя 359
§3. Психология коммуникативной деятельности следователя 364
§4. Проблема достоверности в доказательственной деятельности следователя 378
Глава 2. Психология следственно-поисковой деятельности 383
§1. Моделирование преступной деятельности и личности преступника 383
§2. Структура поисковой деятельности следователя 392
Раздел VI. Психология следственных действий 412
Глава 1. Психология осмотра места происшествия 412
Глава 2. Психология обыска 429
Глава 3. Психологические аспекты выемки 440
Глава 4. Психология допроса 444
§1. Из истории психологии допроса 444
§2. Психология формирования показаний 446
§3. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу 455
§4. Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым на различных стадиях допроса 459
§5. Психология допроса потерпевшего 469
§6. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого 471
§7. Психология допроса свидетеля 486
§8. Психология допроса несовершеннолетних 496
§9. Психология очной ставки 506
Глава 5. Предъявление для опознания. Психологические особенности опознания 510
Глава 6. Психология проверки показаний на месте 517
Глава 7. Психология следственного эксперимента 518
Глава 8. Психологические особенности следственной деятельности при расследовании отдельных видов преступлений (на примере расследования убийств) 521
Глава 9. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе 530
§1. Предмет, компетенция, методы и организация судебно-психологической экспертизы 530
§2. Поводы обязательного назначения СПЭ и постановка вопросов перед СПЭ 532
§3. Поводы факультативного (необязательного) назначения СПЭ 535
§4. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании некоторых дорожно-транспортных происшествий (ДТП) 543
§5. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза 545
§6. Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза 547
Раздел VII. Психология судебной деятельности (по уголовным делам) 550
Глава 1. Психологические особенности судебной деятельности 550
§1. Цели и задачи судебной деятельности 550
§2. Психологическая характеристика судебной деятельности. Психология судьи 552
§3. Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства 553
§4. Судебная речь 561
§5. Психология деятельности прокурора в суде. Речь прокурора 571
§6. Психология деятельности адвоката. Речь адвоката 575
§7. Психология деятельности адвоката, как представителя потерпевшего 583
§8. Последнее слово подсудимого 584
§9. Психология постановления приговора 586
§10. Психологические аспекты оценки преступного поведения и назначения уголовно-правового наказания 589
Раздел VIII. Пенитенциарная (исправительная) психология 597
Глава 1. Психологические основы ресоциализации осужденных 597
§1. Предмет и задачи исправительной (пенитенциарной) психологии 597
§2. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников 597
§3. Организация жизнедеятельности предварительно заключенных и осужденных 603
§4. Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации 613
§5. Социальная реадаптация освобожденного 618
Литература 621

Предисловие

Учебник «Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии» известного специалиста в области общей и юридической психологии, доктора психологических наук, профессора М. И. Еникеева полностью соответствует учебной программе курса «Юридическая психология». Он широко апробирован в многолетней практике преподавания как в Московской государственной юридической академии (МГЮА), так и в других юридических учебных заведениях.

Данный учебник отличается глубоким современным научным содержанием, систематичностью, доступностью и тщательной дидактической проработанностью. В нем последовательно раскрываются основные проблемы правовой, криминальной и судебной психологии. Книга вооружает студентов необходимыми профессиональными знаниями по правовой социализации личности, психологическим особенностям преступников различных категорий, психологии познавательно-поисковой деятельности в информационно-дефицитных исходных ситуациях.

Автор всесторонне рассматривает проблемы установления психологического контакта с участниками уголовного и гражданского судопроизводства, систематизирует приемы правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию преступлений, исследует предмет и поводы назначения судебно-психологической экспертизы. Особенно актуальны рассмотренные в учебнике темы «Психология терроризма и массовых беспорядков», «Социально-психологические аспекты преступности», «Социально-психологические аспекты деятельности адвокатских объединений» и др.

В отличие от других подобных изданий настоящий учебник содержит подробное изложение общепсихологических основ юридической психологии. В нем рассматривается психология не только уголовного судопроизводства, но и гражданско-правовой регуляции.

Представляемая книга в значительной мере является результатом продолжительных научных исследований автора, которые воплотились в его докторской диссертации «Система категорий юридической психологии» и в ряде других кардинальных научных работ.

Профессор М. И. Еникеев разработал ряд фундаментальных научных проблем, существенных для криминологии и криминалистики, - факторы детерминации преступного поведения, психология личности преступника, психологические основы общей теории расследования и криминалистической диагностики, психология отдельных следственных действий, вопросы судебно-психологической экспертизы и др.

М. И. Еникеев стоял у истоков формирования юридической психологии как науки и учебной дисциплины. Первая его работа «Судебная психология» была издана в 1975 году. Минвузом СССР была утверждена составленная им первая учебная программа по курсу «Общая и юридическая психология», а издательство «Юридическая литература» опубликовало первый систематический учебник «Общая и юридическая психология», утвержденный Министерством общего и профессионального образования. Последующие учебники М. И. Еникеева непрерывно совершенствовались в научном и методическом аспектах.

Предлагаемый читателю учебник может быть с полным основанием признан базовым для юридических вузов. Он будет полезен и интересен не только для студентов и преподавателей, но и для работников правоохранительных органов.

В. Е. Эминов,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии

Введение

В наше время изучение человека переросло в общую проблему всей системы научного познания. Вне психологических знаний не может развиваться ни одна отрасль гуманитарной науки. По словам лауреата Нобелевской премии И. Р. Пригожина, все современные науки должны иметь своей мерой человека. И уж вполне очевидно, что правоведение невозможно без человековедения.

Изучение юридической психологии возможно только на основе знаний по общей и социальной психологии. Нельзя понять мыслительную деятельность следователя без раскрытия сущности, структуры и закономерностей процесса мышления, а допрос свидетелей и других участников уголовного процесса будет малоэффективным без знания закономерностей ощущения, восприятия и памяти.

Между тем существующие учебные издания по юридической психологии не дают систематизированных знаний по психологии, а ограничиваются лишь эмпирическими психолого-образными рекомендациями по организации в основном уголовного судопроизводства. Не исследуются психологические основы гражданского правового регулирования и других отраслей права. Автор данного учебника стремился преодолеть указанные недостатки.

Среди значительной части юристов распространено мнение, что юридическая психология является лишь факультативным предметом в юридическом образовании. Психология не осмысливается еще как концептуальный источник права, как основной инструмент реализации права. Но вся исторически сложившаяся парадигма естественного права есть не что иное, как признание необходимости основывать право на естественных закономерностях человеческого поведения.

Однако в трактовке роли психологии в правовой регуляции нельзя допускать и неоправданного психологизма (свойственного отечественной психологической школе права Л. Петражицкого). Право в своей сущности - социально детерминированное явление. Оно призвано посредством обязательных норм реализовывать базовые социальные ценности данного общества. В механизме же правовой регуляции психологические проблемы выходят на передний план. Наряду с этим психологию нельзя рассматривать и как служанку правоисполнения. Сама теория права и правоприменения немыслима без учета психологии человека. Вне психологии невозможно составить представление о правосубъектной сущности современного права.

Знание юридической психологии - один из показателей профессиональной компетентности юриста.

Курс «Юридическая психология» раскрывает психологию правоисполнительного и правонарушающего поведения, существенные стороны правосознания, детерминацию и психологические механизмы преступного поведения, психологические основы эффективной познавательно-поисковой деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях, психологию коммуникативной деятельности следователя, систему приемов правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию преступлений, психологию отдельных следственных действий, проблему справедливости и эффективности уголовного наказания, психологические основы ресоциализации осужденных и др.

Изучая общепсихологические основы юридической психологии, необходимо экстраполировать каждый комплекс психологических проблем на определенную сферу юридической деятельности. Так, например, необходимо понимать, что закономерности ощущений и восприятия имеют первостепенное значение для оценочной деятельности следователя при производстве допроса, а без знания закономерностей памяти нельзя диагностировать ложность показаний, оказать мнемическую помощь допрашиваемому лицу.

Изучая структуру мышления человека в нестандартных ситуациях, читатель, по существу, уже знакомится с основами эвристического мышления следователя, а знакомясь с психологией организации социальной группы - подготавливается к усвоению, психологии групповых преступлений.

Весь курс юридической психологии следует понимать как раскрытие психологической стороны сущности права, правового регулирования.

Само законотворчество не может быть эффективным без учета психологии его адресатов, а понять и правильно оценить виновность нарушителя закона невозможно без выявления его мотивационных особенностей. При расследовании преступлений в условиях противодействия заинтересованных" лиц следователь должен быть вооружен научно обоснованной системой приемов правомерного психического воздействия, а для назначения судебно-психологической экспертизы необходимо знать предмет этой экспертизы, поводы обязательного и факультативного ее назначения. Уже из самого краткого анализа некоторых проблем юридической психологии становится очевидным, что психология для юриста - не второстепенный, факультативный предмет, а базовая основа его профессиональной компетентности.

Юридическая психология - прикладная отрасль психологии, исследующая проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом.

Интенсивное развитие юридической психологии началось в конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии. Первоначально основное внимание было направлено на психологию криминального поведения, особенности формирования свидетельских показаний, способы диагностики причастности к преступлению, ложности показаний, на приемы допроса, нацеленные на преодоление противодействия допрашиваемых лиц. В такого рода исследования включились известные юристы и психологи - Г. Гросс, А. Бине, В. Штерн, К. Юнг, М. Вертгаймер. Возникла и стала расширяться проблема психологии юридической деятельности. Осознавались специфические юридические проблемы, требующие судебно-психологической экспертизы.

§ 11. Психология допроса свидетелей

Предметом допроса свидетелей является установление достоверных сведений о сущности расследуемого события, об обстоятельствах, находящихся в причинных связях с этим событием, получение сведений, позволяющих проверить и оценить имеющиеся доказательства и обнаружить источники новых доказательств.

В уголовном процессе России свидетелем может быть каждый гражданин, если ему известны обстоятельства расследуемого дела или данные, характеризующие личность обвиняемого. Следственным иммунитетом обладают только ближайшие родственники обвиняемого.

Наиболее психологизированные аспекты допроса свидетелей - оценка истинности их показаний, диагностика ложности показаний, преодоление лжесвидетельства, оказание мнемической помощи.

Свидетельствование часто бывает связано с остроконфликтными жизненными ситуациями, различными позициями свидетелей в отношении правоохраняемых ценностей, различными нравственными и гражданскими качествами личности.

"Свидетели несут случайную повинность, всегда более или менее тягостную, большинство из них теряется в необычной обстановке. Одни свидетели раздражаются и, чувствуя, что их ловят на словах, становятся грубы и принимают вызывающий тон, большинство же теряется и нравственно страдает. Нужно зорко следить за настроением свидетелей; нужно мысленно становиться на их место, умея вернуть спокойствие и самообладание одним, поддержать бодрость в других" .

Все свидетели так или иначе относятся к криминальному событию, личностным качествам обвиняемого и лица, ведущего расследование. Находясь в определенной социальной микросреде, они обычно разделяют установки этой среды. Не исключено и прямое давление на них со стороны заинтересованных лиц. У каждого свидетеля возникает та или иная модель расследуемого события.

Закон обязывает свидетеля давать правдивые показания. Однако предупреждение следователя об уголовной ответственности свидетеля за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний не должно восприниматься свидетелем как необходимость дачи им угодных следователю показаний. Это предупреждение должно звучать как призыв к обязательному исполнению свидетелем своего гражданского долга - сознательно, добросовестно и добровольно содействовать объективному и полному раскрытию и расследованию преступления.

Показания свидетелей могут быть прямыми, основанными на непосредственном восприятии существенных для дела обстоятельств (эта категория свидетелей называется очевидцами) и производными (косвенными), основанными на сообщениях других лиц (с обязательным сообщением источника информации).

Содержанием свидетельских показаний могут быть как сведения о фактических данных, так и оценочные суждения. Оценочные суждения неизбежно возникают при характеристике свидетелем отдельных психических качеств личности обвиняемого (подозреваемого) и потерпевшего. При этом нередко проявляются личностно-установочная позиция свидетеля, его социально-перцептивные стереотипы (преступник выглядел "интеллигентным человеком - он был в очках и в шляпе").

Доказательственную силу имеют лишь сообщения свидетеля о фактах. Однако факты воспроизводятся в форме суждений и умозаключений. Представление очевидцев о воспринятом событии всегда уже подлинных обстоятельств, которые имеют существенное значение для расследования.

Подлинная обстановка событий происшествия воссоздается следователем на основе анализа ряда показаний, снятия с них возможных субъективных наслоений. Только знание следователем психологической природы образных представлений, факторов, влияющих на их личностную реконструкцию, позволяет ему дать свидетельским показаниям адекватную оценку.

Первоочередному допросу подлежат свидетели, способные дать наиболее достоверные сведения. Это определяется уровнем психического развития свидетелей, их позицией в отношении правосудия, а также психическим состоянием при восприятии соответствующих обстоятельств: содержанием деятельности в момент происшествия, избирательной направленностью восприятия, уровнем личностной и профессиональной чувствительности, степенью адаптированности к физическим условиям восприятия.

Нецелесообразно извещать свидетеля о допросе задолго до его осуществления. Ожидание допроса создает соответствующие установки и вызывает интенсивную реконструкцию образных представлений. Не исключены и попытки пополнить свой "свидетельский запас" из дополнительных источников.

Не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые в силу физических и психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Наряду с обязанностями свидетель имеет ряд существенных прав. Совокупность обязанностей и прав определяет его социально-ролевой статус. Пользуясь своими правами, свидетель имеет возможность активно участвовать в процессе установления истины по делу. Он имеет право на свободный рассказ, прочтение соответствующих документов, давать показания на родном языке.

Обязанность свидетеля - дача правдивых показаний. Что же такое правдивые показания? В юридической литературе нередко встречаются утверждения, что "правдивые показания - это такое сообщение лица об обстоятельствах преступления, которое соответствует объективной реальности..." .

Между тем показания могут быть правдивыми, но не соответствовать действительности, не быть истинными. Люди в отражении событий могут заблуждаться, их отражение действительности в силу ряда причин может быть ошибочным. И это так называемое добросовестное заблуждение не может караться законом. Свидетель не обязан доказывать правдивость, а тем более истинность своих показаний. Следователь же должен, используя проверочные действия, удостовериться в истинности полученных показаний.

Свидетельские показания несут на себе субъективный отпечаток. Они могут быть неполными, неточными и даже не адекватными действительности. Оценка показаний - одна из основных профессиональных обязанностей следователя.

Отдельные показания могут быть неожиданными, выходящими за рамки здравого смысла, но и они должны быть приняты во внимание. В ряде случаев для оценки показаний свидетеля возникает необходимость проведения следственного эксперимента.

Свидетельница 3. показала, что в ночь убийства завмага Г. в его дом около 12 часов ночи вошли двое узнанных ею односельчан, которых она наблюдала с крыльца своего дома. Следователь усомнился в этом. Однако в ходе следственного эксперимента было установлено, что 3. хорошо видит ночью.

Особенно важно, чтобы в показаниях свидетеля были охарактеризованы конкретные действия обвиняемого и подозреваемого. Недостаточны такие общиехарактеристики, как "хулиганил", "дебоширил" и т. п.

В психологическом отношении свидетельские показания (воспроизведение ранее сформированных впечатлений) - психические образы прошедших событий. Здесь существенны правильность, адекватность процесса восприятия, особенности сохранения и реконструкции сформировавшихся образов в памяти данного лица. Также велико значение мнемических и интеллектуальных особенностей данного индивида.

Не прибегая к изложению всех закономерностей памяти, напомним, что наиболее прочно в памяти удерживается то, что вызывает повышенную ориентационную реакцию, - сильные физические раздражители (крик, вспышка света, громкий неожиданный голос и т. п.), начало или конец каких-либо процессов, действий, а также все, что охватывается активными действиями, имеет значимость для субъекта, вызывает его эмоциональные реакции. Следует также иметь в виду, что одни люди лучше запоминают приятные, а другие - неприятные события.

Воспринятые события могут быть непроизвольно реконструированы под влиянием последующих воздействий. Так, значительные деформации в показаниях могут произойти под влиянием последующего обсуждения событий, под воздействием общественного мнения, слухов, уголовных сенсаций, сообщений по каналам массовой информации.

Вовлечение свидетеля в процесс уголовного судопроизводства вызывает у него особое психическое состояние, обусловленное повышенной ответственностью за свои действия. Свидетель чутко, часто на фоне повышенной тревожности, реагирует на характер вопросов следователя. Его психические процессы приобретают остро избирательную направленность.

Свидетель не извлекает заранее готовую информацию, а формирует ее. Осознав вопрос следователя, свидетель сначала дифференцирует материал, подлежащий воспроизведению, оценивает его. Здесь возможны трудности припоминания, перевода первосигнальной (непосредственно чувственной) информации во второсигнальную (речевую) сферу.

Процесс вербализации 1 информации в свою очередь проходит два этапа: сначала осуществляется свернутая, внутренняя речь, проговаривание про себя и лишь затем - развернутая звукоречевая коммуникативная вербализация. Свидетель использует свои слова, термины, которые могут быть неадекватно интерпретированы следователем.

Непосредственно-чувственный образ, трансформируясь во второсигнальный (словесный) образ, неизбежно сопровождается концептуальной личностной реконструкцией. Одни и те же явления люди описывают по-разному, обращая внимание на различные их стороны.

Итак, реальное, объективное событие субъективизируется в процессе его восприятия, сохранения и воспроизведения, в ходе его вербального оформления (рис. 7).

"Запас слов и словарных формул у обычного человека невелик, и это не может не отразиться на его показании... Многое из области психических переживаний вообще с трудом вербализуется... часто даже простые и обыденные процессы оказываются совершенно недоступными для речевого оформления..."

В случае если допрос очевидцев был отложен, следователь должен учесть основные закономерности запоминания и забывания. Следует иметь в виду, что процесс забывания особенно интенсивен на протяжении первых 3-5 суток после восприятия события. Особенно быстро забываются временные интервалы событий, их динамические и количественные характеристики, речевые формулировки общающихся лиц. В памяти свидетеля может произойти рекомбинация - к действительным событиям может быть отнесено то, что было до него или после него, и даже то, о чем свидетель услышал затем от других лиц (внушенное представление). Значительное информационное преимущество имеет допрос очевидцев непосредственно на месте происшествия.

Неизвестный, встретив незнакомого ему гражданина А., попытался отнять у него часы. Оказав сопротивление, А. побежал от преступника, но на расстоянии около 20 м преступник выстрелил в него несколько раз из револьвера и скрылся в воротах одного из домов. При осмотре места происшествия очевидцы показали, что преступник стрелял в бегущего А., некоторые из них даже запомнили место, где от падающих на землю пуль поднималась пыль. По этим показаниям все револьверные пули были изъяты в качестве вещественных доказательств.

Оценивая показания очевидцев, следователь должен принимать во внимание не только индивидуальные, но и возрастные, половые, этнические и профессиональные различия восприятия и запоминания, социально-психологические закономерности восприятия человека человеком, психические состояния индивида и особенности его речевой деятельности.

В стадии свободного рассказа следователь внимательно и терпеливо слушает свидетеля, не прерывая его. И только при полной уверенности в том, что свидетель отклоняется от сути дела, может попросить его придерживаться существа дела.

В вопросно-ответной стадии допроса следователь выясняет существенные для дела обстоятельства, не затронутые свидетелем в свободном рассказе, отдельные неточности и противоречия; напоминает свидетелю о тех или иных сторонах расследуемого события.

Каждое событие при воспроизведении имеет свою модификацию. Это своеобразие зависит от того, в связи с чем оно вспоминается, под влиянием какого вопроса актуализируется.

При допросе некоторые свидетели стремятся предугадать желаемый для следователя ответ и соответствующим образом сформулировать показание. Эта конформность усугубляется в условиях рефлексивного управления поведением допрашиваемого лица со стороны тенденциозно настроенных следователей. (Так, положительная эмоциональная реакция следователя на показания обвинительного содержания непроизвольно формирует у свидетеля определенную линию в даче показаний.)

Уголовно-процессуальным законом запрещены наводящие вопросы, то есть вопросы, предопределяющие возможные ответы. Вопросы следователя не только не должны содержать прямую подсказку ответа - в них не должны упоминаться те образы, которые могут быть включены в содержание ответа.

Так, вопрос следователя: "Находился ли Петров в данном помещении?" неизбежно активизирует первосигнальную деятельность, в сознании человека возникает образ Петрова и образ указанного помещения. До их соединения остается один шаг, который может быть подсознательно сделан. И этот шаг будет сделан быстрее, если допрашиваемый чувствует, что положительный ответ обрадует следователя. Как отметил немецкий психолог В. Гитерн, при допросе свидетель оказывается в той пограничной полосе, где в один узел могут быть сплетены ошибки памяти, игра фантазии, действие внушения и подобострастная ложь.

При допросе лиц с признаками повышенной внушаемости нужно разъяснить им полную свободу их волеизъявления, отметить заинтересованность следователя только в истинности, а не в подтверждении каких-либо версий.

Свидетель может сказать правду. Но ему бывает трудно сказать всю правду - многосторонне, объективно охватить событие. Если то, что видел свидетель, - луч света во мраке прошлого, то вопросы следователя - механизм управления этим лучом.

Мимо внимания следователя не должен пройти обвинительный или оправдательный уклон свидетельских показаний. Гамму сильных чувств испытывает свидетель как при восприятии событий, так и при допросе. Эти чувства в значительной мере влияют на "оформление" показаний при допросе.

Иногда ложные показания даются с целью скрыть свое неблаговидное поведение, из опасения раскрыть причастность к расследуемому событию. Наиболее часто ложные показания даются по делам об изнасиловании, о телесных повреждениях, хулиганстве на бытовой почве, должностных преступлениях. (Это объясняется тем, что указанные виды преступлений, как правило, исключают случайную осведомленность.) В основе многих лжесвидетельств лежат ложно понимаемый гуманизм, родственные и служебные связи, "ореол лидера" и т. д.

Во многих случаях ложные показания даются свидетелями, связанными с обвиняемыми и потерпевшими, так или иначе причастными к расследуемому делу, родственниками и знакомыми обвиняемого. Скрыть истину пытаются двояким образом: исказить ее или умолчать о ней (активная и пассивная ложь).

Обвинительно направленные ложные показания обычно выступают в виде активной лжи, оправдательные - в виде умалчивания, пассивной лжи.

Сложные жизненные коллизии, нравственные дефекты личности могут порождать различные мотивы лжесвидетельства: устранить соперника, отомстить обидчику, выгородить родственника, знакомого и т. п.

Первоначальные показания более правдивы, повторные чаще связаны с давлением на свидетеля. Однако первоначально данные ложные показания редко затем изменяются, так как, с одной стороны, трудно признаться во лжи, а с другой - признание ложности показаний грозит уголовной ответственностью.

Лжесвидетельство - проявление личной заинтересованности в остроконфликтных ситуациях. Пассивное лжесвидетельство в большинстве случаев связано с нежеланием контактировать с правоохранительными органами, "быть впутанным в дело". Этому могут содействовать и недостатки в организации следственного процесса - многократные необоснованные вызовы, некорректное обращение, недостаточное разъяснение значимости гражданской позиции свидетеля.

Пассивная ложь (умолчание) иногда бывает связана с нежеланием свидетеля говорить об интимных взаимоотношениях, описывать неприличные сцены и т. п. В этих случаях свидетелю следует напомнить о его праве дать показания в письменном виде.

От ложных показаний следует отличать непроизвольную ошибочность. Диагностика ошибочности в показаниях свидетелей и ее преодоление - центральная психологическая проблема допроса свидетелей. Необходимо детально выяснять условия восприятия событий свидетелем, его сенсорные и ориентационно-оценочные возможности.

Так, при расследовании дела о столкновении двух теплоходов в ночное время в качестве свидетеля был допрошен пассажир, находившийся во время столкновения на верхней палубе одного из теплоходов. На вопрос, с какой стороны приближалось судно, он ответил: "Встречное судно шло прямо на нас". Это противоречило фактам, выявленным при осмотре судна, его повреждений.

Для выяснения и устранения возникшего противоречия был поставлен контрольный вопрос: какие огни видел свидетель на встречном судне? Последовал ответ - зеленые. Этот ответ еще раз был перепроверен вопросом: не видел ли свидетель на встречном судне красного огня. Ответ был отрицательным. Итак, свидетель видел только зеленый свет - огонь правого борта и не видел красного, то есть огня левого борта. Это и позволило сделать вывод о том, что судно, с которым произошло столкновение, пересекало курс другого судна под некоторым углом.

При допросе свидетеля важно выяснить его оценочные возможности ("почему он так думает?"), его способности к анализу, сопоставлениям, правильным выводам и обобщениям. В некоторых случаях возможно назначение судебно-психологической экспертизы.

В ряде случаев ошибочность показаний выявляется и устраняется предъявлением вещественных доказательств или наглядного материала: графических изображений, схем, планов, чертежей, натуральных объектов, макетов, фотоснимков, а также посредством других следственных действий.

1 От лат. verbalis - устный, словесный.

Юридическая психология. Краткий учебный курс. Еникеев М.И.

М.: 2003. - 256 с.

В издании рассматриваются предмет, методы и структура юридической психологии, проблемы правовой психологии: социально-психологические проблемы эффективного правотворчества, психологические аспекты формирования правосознания и правоисполнительного поведения. В разделе "Криминальная психология" особое внимание уделяется, в частности, психологическим аспектам организованной преступности. Центральные разделы книги посвящены проблемам, возникающим в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, психологии гражданского судопроизводства.

Для студентов юридических вузов и факультетов, судей, работников правоохранительных органов.

Формат: pdf / zip

Размер: 1,3 Кб

/ Download файл

Содержание
Раздел I Предмет, методы и структура юридической психологии 9
Глава 1. Предмет юридической психологии и ее задачи 9
Глава 2. Методы юридической психологии 11
Глава 3. Система (структура) юридической психологии 12
Раздел II Правовая психология 16
Глава 1. Право как фактор социальной регуляции поведения личности 16
§ 1. Социально-регулятивная сущность права 16
§ 2. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества 18
Глава 2. Правосознание и правоисполнительное поведение 19
Раздел III Криминальная психология 23
Глава 1. Система психологических, генетических и социальных факторов детерминации криминального поведения 23
Глава 2. Психология личности преступника 31
Глава 3. Психологические особенности отдельных категорий преступников 41
§ 1. Насильственный тип преступника 41
§ 2. Корыстный тип личности преступника 4 8
§ 3. Психологические особенности преступников-профессионалов 49
§ 4. Психологические особенности лиц, совершающих неосторожные преступления 52
Глава 4. Механизм (психологическая структура) преступного деяния 59
Глава 5. Психологические аспекты юридической ответственности и вины 73
Раздел IV Психология предварительного следствия 77
Глава 1. Психология следователя и следственно-поисковой деятельности 77
§ 1. Психологические особенности личности следователя 77
§ 2. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя 79
§ 3. Информационное моделирование в следственной деятельности. Типология следственных ситуаций 88
§ 4. Знаковая природа информационной базы расследования 91
Глава 2. Психология коммуникативной деятельности следователя.
Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей 104
§ 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого 104
§ 2. Взаимодействие следователя с потерпевшим. Психология потерпевшего 108
§ 3. Взаимодействие следователя со свидетелями. Психология свидетелей 110
§ 4. Психологический контакт в следственной деятельности 111
§ 5. Система приемов правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию 119
Глава 3. Судебно-психологическая экспертиза и психология отдельных следственных действий 120
§ 1. Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы 1 2 0
§ 2. Методы и структура судебно-психологической экспертизы 122
§ 3. Поводы обязательного назначения судебно-психологической экспертизы и постановка вопросов перед судебно-психологической экспертизой 123
§ 4. Поводы факультативного (необязательного) назначения судебно-психологической экспертизы 127
Глава 4. Психология допроса и очной ставки 131
§ 1. Допрос как получение и закрепление личных доказательств 131
§ 2. Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний 132
§ 3. Психология активизации допрашиваемых и постановка вопросов следователем 136
§ 4. Психологические особенности отдельных стадий допроса 138
§ 5. Психология допроса потерпевшего 143
§ 6. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого 146
§ 7. Диагностика и изобличение ложности показаний 152
§ 8. Приемы правомерного психического воздействия на личность допрашиваемого, противодействующего следствию 155
§ 9. Психология допроса свидетелей 163
§ 10. Психология очной ставки 164
Глава 5. Психология осмотра места происшествия, трупа и свидетельствования 166
§ 1. Психология осмотра места происшествия 166
§ 2. Психологические аспекты осмотра трупа 172
§ 3. Психологические аспекты освидетельствования 173
Глава 6. Психология обыска 175
Глава 7. Психология предъявления объектов для опознания 183
Глава 8. Психология проверки показаний на месте 186
Глава 9. Психология следственного эксперимента 187
Раздел V Психология судебной деятельности (по уголовным делам) 192
Глава 1. Психологические особенности судебной деятельности 192
Глава 2. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства 195
Глава 3. Психология судебного следствия 196
§ 1. Психологические аспекты организации судебного следствия 196
§ 2. Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии 198
Глава 4. Психология судебных прений и судебной речи 200
Глава 5. Психологические особенности деятельности прокурора в суде. Речь прокурора 207
Глава 6. Психология деятельности адвоката. Речь адвоката 211
Глава 7. Психология подсудимого 216
Глава 8. Психология постановления приговора 219
Раздел VI Психология гражданского судопроизводства 222
Глава 1. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству 222
Глава 2. Психологические аспекты организации судебного заседания 225
Глава 3. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе 228
Глава 4. Психология судебной речи в гражданском процессе 233
Глава 5. Психологические аспекты деятельности адвоката 236
Глава 6. Психология деятельности прокурора в гражданском процессе 238
Глава 7. Психология познания судом обстоятельств дела и принятия судебных решений 239
Глава 8. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве 242
Заключение 250 Литература 251

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы