Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

2.2 Звуковой анализ слова в курсе русского языка развивающей системы обучения

Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике - формирование способов звукового анализа. Осознанным это действие (как, впрочем, и всякое другое) может стать только в том случае, если одновременно с самим действием учащиеся будут осваивать способы контроля за правильностью выполнения действия.

Вспомним, как учат детей находить корень в слове. Формируя у детей понятие о корне, учитель в то же время обучает их выделять корень в слове. И если ученик ошибается, учитель спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?» Отрабатывая способ нахождения морфемы, учитель тем самым формирует у учащихся способы самоконтроля за правильностью выполнения действий.

Не так поступают учителя в работе со звуками: они исправляют неправильный ответ на правильный и тем ограничиваются.

Умение вычленять звуки в словах и определять их последовательность становится способом действий для учеников, если в самом начале своего формирования оно складывается осознанно и целенаправленно, а ученик не только осваивает определенную последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.

Способ вычленения звука из слова обоснован и подробно описан Д. Б. Элькониным . Он характеризовал это действие как интонационное выделение (протягивание) каждого последующего звука в полном слове: «Например, для анализа слова МАМА ребенок должен произнести его 4 раза: «Мама, мАма, маМа, мам А» . Чаще всего возражения против этого способа бывают вызваны тем, что не все звуки русского языка можно протяжно произносить. Но, во-первых, звуков, которые не тянутся (взрывные согласные), не так уж и много [б], [ш], [д], [т], [к], [г], их мягкие пары. Во-вторых, Д. Б. Эльконин говорил об «интонационном выделении», имея в виду, что, если звук не тянется, его следует интонационно подчеркнуть силой голоса, повторами и т. п. Например, выделяя первый звук в слове КОТ, учитель многократно повторяет первый звук [КККОТ], как бы «нажимает» на него, чтобы дети услышали. В-третьих, для каждой группы звуков есть положение, в котором соответствующие звуки отделяются от остальных легче всего. Например, гласный, если он составляет отдельный слог (у-лица), согласный взрывной, если этим звуком кончается слово (ма-к) и некоторые др. Первый раз хорошо показать звук именно в такой позиции.

Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется слухом, если работа ведется с полным словом, так как если один из звуков слова называется неверно, искажается весь присущий каждому слову звуковой «портрет». Между звучанием слова и его лексическим значением в языке имеется закономерная связь. Поэтому всякое нарушение одного из элементов этой взаимосвязанной целостности ведет к его обнаружению.

Демонстрация того, как искажается слово, если хоть один из звуков назван неверно - важный прием, который используется для того, чтобы научить детей контролировать себя в момент вычленения звука. Например, ученик в слове МЕЛ первым выделяет звук [М] (твердый) и не замечает своей ошибки, учитель объясняет ее ученику, демонстрируя, как звучит слово, если в него включить названный звук: «МЭЛ»? Такое слово ты разбирал? Учитель может попросить ученика сказать слово с названным им звуком. Если у ученика не получается (отдельный звук он может назвать неверно, а все слово говорит правильно), учитель помогает ученику. Мера помощи зависит от уровня развития фонематического слуха ученика, от того, насколько он может самостоятельно оперировать звуками.

Итак, способ звукового анализа, который обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами, - это протяжное (или акцентированное) произнесение каждого звука в полном слове, при котором каждый звук становится отчетливо слышимым. Такая организация работы позволяет учителю задавать учащимся вопрос: «Что нужно сделать, чтобы правильно найти звук?» В ответ на вопрос совсем не обязательно описывать действия, гораздо эффективнее будет попытка ученика произнести слово так, чтобы стал слышимым контрольный звук. Уместным становится в этом случае и требование проверить, верно ли найден звук. Способ проверки - произношение целого слова с выделенным звуком.

Когда ребенок осваивает речь, он вначале учится отличать речевые звуки от всех других звуков, а затем начинает улавливать признаки звуков, благодаря которым мы различаем слова и формы слов, т. е. овладевает системой фонем родного языка. Как известно, фонемы русского языка образуют две большие группы - гласные и согласные.

Объясняя различие между гласными и согласными, учителя используют в общении с первоклассниками такие формулировки: звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит во рту свободно, не встречая никакой преграды, называются гласными; звуки, при произнесении которых струя воздуха встречает во рту преграды, называются согласными.

Сравните это объяснение с тем, что дает М. В. Панов в экспериментальном учебнике, подготовленном научным сотрудниками Института русского языка: «Гласные - ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные - ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот...

Произнесите сначала тихонько, а потом громко: а! А! Заметили, что рот во втором случае хочет шире открыться? Произнесите сначала тихонько, а затем громче: с! с! Заметили: когда громче, то язык стремится плотнее примкнуть к зубам?» .

Развитие речевого слуха связано также с формированием умения характеризовать согласные по их словоразличительным качествам. В русском языке функцию словоразличения выполняет звонкость - глухость и твердость - мягкость. Для того, чтобы научиться характеризовать согласные по этим признакам, учащиеся должны осознать их. Лучше всего выделяет человек эти качества звуков при сопоставлении пар слов, в которых единственным различителем лексического значения является именно это подлежащее выделению свойство: «Если два разных звука встречаются в одном и том же окружении, но в двух разных словах, то это два полноценных, настоящих различителя слов» . Вот почему ознакомление с твердостью - мягкостью согласных хорошо проводить, сравнивая слова ХОРЬ-ХОР, ЖАР-ЖАРЬ, НОС-НЕС, ГАЛКА-ГАЛЬКА, а звонкость - глухость - ЖАР-ШАР, ДОМ-ТОМ, ЗАИКА-САЙКА, ПАЛКА-БАЛКА и т. п.

Так как парные по звонкости-глухости согласные по характеру артикуляции практически идентичны и отличаются лишь наличием - отсутствием голоса, то произнесенный шепотом звонкий шумный воспринимается как парный ему глухой. На это рассчитано следующее упражнение: учитель подзывает к себе ученика и говорит ему на ухо слово со звонким шумным согласным, например, ЖАР, а затем обращается к детям:

Я только что сказала Сереже на ухо слово. Он его сейчас вам назовет, но очень тихо, шепотом. Чтобы вы услышали слово, в классе должна быть полная тишина. Скажи шепотом слово, которое я тебе сказала...

Какое слово вы услышали?

Дети, естественно, слышат слово ШАР. Тогда учитель обращается к ученику и просит повторить слово громко. После такого «эксперимента» учащимся легче понять, почему согласные Ж-Ш составляют пару, а также, почему согласный Ж называют звонким, а Ш - глухим согласным.

Широко используемый прием определения звонкости - глухости согласных путем прикладывания руки к горлу (или произнесения звука с заткнутыми ушами) особенно полезен для определения звонкости-глухости непарных согласных, не имеющих оппозиции по этому признаку: Ц, X, Ш и т.д.

Одним из условий успешного освоения фонематически значимых характеристик согласных является правильная постановка учебных задач в работе со звуками.

Как вы считаете, способствует ли пониманию того, что каждый из звуков в паре твердый-мягкий ([л] и [л"], [п] и [п"] и т. п.) являются самостоятельными звуками, такая формулировка задания: «Подберите по три слова, в которых звук [л] произносится твердо, и три слова, в которых этот звук произносится мягко».

Помочь закрепить умение различать словоразличительные качества согласных могут разнообразные игры со звуками. Одна из них «Хоккей», она пользуется особой симпатией первоклассников. Сначала в заданном учителем слове дети находят путем протягивания первый звук. Например, нашли путем протягивания первый звук в слове ШАЙБА [шшшшшшшайба]. Несколько человек по очереди называют (произносят) этот звук. Затем класс приступает к игре. Дети ставят на парты согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота.

Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду говорить слова. Все они начинаются звуком [Ш]. Эти слова вы должны пропустить через ворота. Но я, конечно, постараюсь забросить «шайбу». Шайба у нас - слово, которое начинается на другой звук, но не [Ш]. Как только я попробую забросить шайбу, захлопывайте ворота. Начали: ШАР! ШУРИК! ШИРМА! МОЛОДЦЫ! Что же вы не захлопываете ворота? С какого звука начинается слово МОЛОДЦЫ? Верно, это слово начинается на звук [М]. Значит, это шайба. Продолжаем: ШИНА! МАШИНА! МОЛОДЦЫ! ШЕСТЬ! ВЕСТЬ!

Игра продолжается с другими звуками в начале слова. Особенно внимательными должны быть учитель и школьники, когда «шайбой» назначается согласный звук, имеющий пару по твердости-мягкости. Это условие относится ко всем играм со звуками. Например, игра «Внимательные покупатели».

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются па один и тот же звук. Задание:

Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, название которых начинается на звук [М]. Эти игрушки вы можете взять. Но не ошибитесь: не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается на звук [М] (матрешка, мышка, машина и т. п.), не взять игрушку, название которой начинается на звук, [м"] (мяч, мишка и т. п.) .

Одна из трудностей в работе со звуками заключается в том, что от произнесения слова как верного, так и неправильного, никаких следов не остается. Поэтому психологи и методисты стремятся найти средства искусственно «остановить», зафиксировать звучание слова и при этом обойтись без букв. Отсюда разнообразные схемы, модели, условные значки, используемые на занятиях по фонетике.

В обучении грамоте применение слоговых и звуковых схем стало уже традиционным. В последующем обучении о них часто забывают, считают их использование излишним, ненужным. Между тем применение небуквенных средств передачи звучания слова помогает «остановить» и «зафиксировать» выделенный звук, материализовать действие звукового разбора и, в конечном счете, помогает осознать различие между звуком и буквой.

Работа со схемами начинается тогда, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. (Слоговая схема вводится одновременно с формированием самого понятия о слоге). Опишем, как можно познакомить учащихся со слогом в игровой ситуации. Слог - минимальная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам .

Например, анализируя слова мама и мост, учащиеся выясняют, что в первом слове два слога, а во втором - один; составляются слоговые модели слов. Для постановки задачи учитель может использовать диалог персонажей. «Почему же в этих словах разное количество слогов? - недоумевает Алеша. - По-моему, количество звуков в них одинаковое ». Маша заметила, что, произнося слово мама, мы как бы открываем рот два раза, а когда произносим слово мост, рот открывается один раз. Учитель предлагает ребятам еще раз произнести эти слова и проверить, права ли Маша. Дети убедятся, что это действительно так. Теперь учитель должен заострить внимание ребят на главном вопросе (он может прозвучать на уроке из уст Маши или Алеши): «Почему же мы открываем рот два раза, произнося одно слово, и только один, произнося другое, может быть, это зависит от того, какие звуки "работают" в наших словах? »

Затем учащиеся анализируют условия произношения первого и второго звуков в слове мама и приходят к выводу, что мы произносим их по-разному. Первый звук мы произносим, сомкнув губы - рот смыкается, поэтому можно назвать такой звук ртосмыкателем. Второй же звук мы произносим, открывая рот, воздух проходит свободно, без препятствий - поэтому такой звук можно назвать ртооткрывателем. Учитель может сообщить ребятам, что ртооткрыватели называют гласными звуками, а ртосмыкатели - согласными. Далее обсуждаются значки для гласных и согласных. Моделируется последовательность ртосмыкателя и ртооткрывателя в первом слоге слова мама.

Проанализировав таким образом каждый звук в первом слове, дети делают вывод, что в нем два ртооткрывателя и два ртосмыкателя. Поэтому при произнесении этого слова рот открывается два раза. Проанализировав подобным образом второе слово, дети выяснят, что в нем только один ртооткрыватель и три ртосмыкателя. Поэтому при произнесении второго слова рот открывается один раз. Отсюда следует простой вывод: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.

1. Это задание еще раз поможет сделать вывод о том, что количество слогов в слове зависит от количества ртооткрывателей в нем. По предложенному алгоритму (слово, количество слогов, звуковой состав каждого слога) ребята составляют звуковые модели слов усы, крот, кулак. Важно подчеркнуть, что в первом слове три звука и два ртооткрывателя, поэтому и слогов два. Во втором слове четыре звука, но только один рто- открыватель и поэтому один слог. В третьем слове пять звуков, два ртооткрывателя, следовательно, и два слога.

Наименования, приложения (4). Работа включает таблицы (4). Общий объем работы 54 страницы компьютерного текста. Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников 1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет...

Другой). Следовательно, раньше должен наступить и момент овладения соответствующими знаниями, уменьями и навыками. Глава 3. Исследование творческой активности младших школьников 3.1. Обобщение исследований творческой активности младших школьников В своей работе мне также пришлось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению. Мною был...

Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление. Глава 2. Методика развития математических способностей младших школьников в классах коррекции. 1.Особенности структурирования математического материала в классах коррекции. На изучение математики в учебном плане начальной школы отводится четвёртая часть всего времени. Также, ...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза крайне важно не только для развития устной речи, но и для формирования навыков правильного чтения и грамотного письма, для чего, прежде всего, необходимо научить ребёнка слышать тот или иной звук, определять его место в слове, устанавливать последовательность звуков в слове. Но главным остаётся развитие слухового восприятия, так как только на этой основе возможно усвоение звуков речи и успешное овладение чтением и письмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков звукового анализа и синтеза как способ формирования правильного чтения и грамотного письма

1. Подготовка школьников к звуковому анализу

Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для умственно отсталых детей, поскольку слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков. Уже при логопедическом обследовании обнаруживается, что у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются трудности при ориентировке в пространстве. Они не владеют понятиями “слева, справа, перед, за, под, над, между, в начале, в середине, в конце”. Им трудно найти предмет в ряду, если надо руководствоваться словесной инструкцией, где использовалось одно из этих слов. В словаре детей недостаёт и многих других слов и терминов, на знание которых необходимо опираться при формировании звукового анализа и синтеза: ряд, место в ряду; начало, середина, конец ряда. Не владея элементарным анализом предметного ряда, умственно отсталые дети не справляются с заданием расположить предметы в ряд, пересчитать их по порядку, называя порядковые числительные, выделить местонахождение отдельного элемента ряда. При подготовке к звуковому анализу понятие « ряд» становится узловым. Предметный ряд разнообразен по содержанию: ряд тематический, ряд, организованный по признаку цвета, величины, формы. Ряды могут отличаться количественным составом, они поддаются перестройке, изменению, всё зависит от цели занятия и возможностей детей. При формировании понятия « ряд» , уточняются пространственные и временные представления детей и закрепляются в слове. Пересчитывая предметы, называя их место в ряду, дети осваивают порядковый счёт и запоминают порядковые числительные.

Анализ состава предметного ряда - это материальный уровень действия, который лежит в основе сложного умственного действия, каким является звуковой анализ слова. Используя тематический предметный ряд, составленный по сказке “Репка”, можно наблюдать изменение ряда, когда один предмет заменяется другим, перемещается, исчезает или добавляется ещё один предмет. Дети отмечают, что ряд удлиняется за счёт наращивания его элементов или укорачивается за счёт сокращения их количества, удаётся выделять любой предмет из начала, середины, конца ряда.

Вся работа проводится в игровой форме. Так, работая по теме: “Предметный ряд”, можно использовать следующие игры:

  1. “Кто тянул репку?”

После постепенного построения предметного ряда по сказке “Репка” уточняются понятия “слева”, “вправо”, “конец ряда”, “начало ряда”. Ряд закончился. Мышка последняя. Дед стоит в начале ряда, мышка в конце ряда. А между ними бабка, внучка, Жучка и кошка. Они в середине ряда. Всё это сопровождается жестовым показом.

  1. Игра “Пустое место”

В процессе этой игры закрепляются представления детей об образовании ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим, уточняется значение слова-термина «место». В предметном ряду оставлены пустые места. Дети находят их, обводят место за местом, показывают первое место - слева, в начале ряда, последнее место, в конце ряда. Затем с помощью логопеда начинают заполнять пустые места (“Кто стоял за дедом?”, “зовите бабу, внучку, ... на место”). Уточняется, кто стоит перед кем, между кем, после кого.

  1. В игре “Прогулка”

Фигурки меняются местами, и дети уточняют, кто сейчас в начале ряда, середине, конце.

  1. В игре “Который и сколько

Логопед называет тех, кто пришёл тянуть репку, а дети считают, сколько собралось персонажей (дед - первый, баба – вторая). Сколько их всего?

  1. В игре “Что изменилось в ряду?”

Производятся различные варианты изменений ряда: удаление предмета, добавление нового предмета, перемещение фигурок. Умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное овладение ребёнком сложными формами звукового анализа.

Как уже отмечалось выше, у умственно отсталых детей овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Они с трудом овладевают анализом и синтезом сочетаний из трех гласных звуков; выделение гласного из начала слова (особенно в безударной позиции), середины односложного слова, определением последнего гласного звука. Максимально облегчить понимание и усвоение звукового анализа помогает зрительная опора при восприятии изучаемых гласных звуков. Такой опорой могут быть зрительные символы - геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука.

А - , У - , О - , И - , Ы - , Э -

Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом. Здесь можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трех указанных звуков.

  1. Игра “Прочитай, не ошибись”

Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй звук? Третий?

  1. Игра “Сосчитай и отложи”

Эта игра учит детей анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т.е. синтезировать задаваемые звуки). Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесенных логопедом звуков и выложить на партах в ряд соответствующие символы, “прочитать”, что получилось.

  1. В игре “Подними фигурку”

Дети, услышав в потоке гласных и согласных звуков один из трёх заданных, поднимают соответствующий символ.

  1. В игре “Разложи картинки”

В зависимости от начального звука картинки необходимо разложить под соответствующими двумя символами звуков. Подобным образом можно проводить дифференциацию трех звуков.

  1. Игра “Повтори за мной”

Данная игра упражняет детей в воспроизведении слоговых рядов, состоящих их трёх, четырёх слогов. Логопед произносит слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками (п, т, м, н...) то - ту - та.
Одновременно выставляются в ряд символы произнесенных слогообразующих гласных О - У - А. Затем дети повторяют слоговый ряд. Более сложные варианты: па - по - пу - пы; ам - ом - ум - им.

  1. Игра “Что в середине слова?”

Игра учит детей выделять гласный звук в середине односложных слов. На наборном полотне выставлены картинки: сом, сыр, мак, волк. Ребёнок произносит слово, выделяя голосом гласный звук, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой.

Такая работа над звуковым анализом помогает детям овладеть умением слышать звук, хранить в памяти его правильный звуковой образ, выделять его в слове.

2.Работа по звуковому анализу и синтезу

Неподготовленность умственно отсталых детей к обучению грамоте в силу нарушенной аналитико-синтетической деятельности на уровне всех анализаторов, и в первую очередь - слухового, создаёт дополнительные трудности в формировании у учеников операций звукового анализа и синтеза. Первые операции, которые необходимо с ними отработать, – это умение слышать звук в слове и выделять его в той позиции, в которой он слышится чётко. Работа по формированию звукового анализа и синтеза продолжается длительный период. Она ведётся целенаправленно, подготавливая детей к овладению письмом. Учитывая, что школьники со сниженным интеллектом очень часто пропускают при записи гласные буквы, оставляя от слов лишь опорные согласные, необходимо показать им роль гласных звуков в слове. Наблюдая за артикуляцией логопеда, обучающиеся устанавливают различие между гласными и согласными звуками. Они убеждаются, что гласные произносятся свободно, воздух не встречает преграды. Согласным звукам всегда что-то мешает: то губы, то язык, то зубы. Для обозначения гласных и согласных звуков (а разницу в их произношении они прочувствовали), используются - красные и синие точки или квадратики, красные и синие буквы. Для закрепления умения различать гласные и согласные проводятся следующие игры:

1. “Азбука Морзе”

Логопед произносит звуки - дети ставят на доске или в тетрадях соответственно красные и синие точки.

2. “Красный - синий”

Логопед произносит звуки - дети поднимают красные или синие квадраты.

3. “Ищу свой квадрат”

Детям раздаются буквы. На доске два больших квадрата - красный и синий. Дети выходят по очереди к доске, правильно читают букву, произносят соответствующий звук и ставят букву в свой квадрат.

Умея дифференцировать гласные и согласные звуки, ученики приступают к определению этих звуков в слогах. Здесь упор делается на звуковой анализ и синтез слоговой структуры. С этой целью используются следующие игры:

1. “Найди слог”

Логопед называет слог - дети показывают карточку с соответствующей схемой.

2.”Подбери слог”

Логопед показывает цветную схему слога - дети подбирают из слоговой азбуки возможные варианты слогов.

3.”Слоговая азбука Морзе”

Логопед диктует слоги - дети записывают их красными и синими точками.

Затем работа ведётся по анализу звукового состава слова. Прежде чем записывать слова, обучающиеся произносят их с длительной протяжённостью каждого звука (интонирование).

Подобранные для этой цели слова состоят из гласных, длительных согласных и соноров. Далее проводится работа над схемой слов. На одно занятие берётся одна схема, и разбираются слова, соответствующие ей по звуковому составу. Чтобы помочь детям в подборе слов, им предлагаются картинки, названия которых по фонетическому составу соответствуют схеме. По мере работы появляется возможность сравнивать схемы слов, искать сходство между ними и различие. Можно предложить школьникам подобрать схему к тому или иному слову. Эту работу следует начинать с момента, когда появляется вторая схема. Логопед называет слово или показывает картинку (марка, муха, сок –). Дети ищут на таблице соответствующую схему.

Обучающиеся могут сами подобрать слово к одной из схем. Работа может проводиться с опорой на картинки.

Параллельно проводится работа по закреплению звукобуквенного состава слов. С этой целью можно использовать игру “Волшебное слово”: картинка разрезается на полоски по количеству букв в её названии. В нижней части полосок написаны буквы. Правильно определив нужный порядок букв в слове, дети получают цельное изображение предмета.

В работе над предложением полезны будут следующие упражнения:

  • Логопед произносит предложение: « Ира мыла куклу ». После этого проговаривается каждое слово в отдельности, а дети находят схемы на табличках и выставляют их на доску одну за другой. Затем эти схемы записываются в тетради.
  • “Придумай предложение”

Детям предлагаются схемы слов, а они должны придумать предложение, в котором слова по фонетическому составу соответствовали бы данным схемам.

  • “Самый догадливый”

Дети самостоятельно придумывают предложения, находят нужные схемы слов и ставят их в правильной последовательности на доску.

Дети учатся сначала выделять в предложении отдельные входящие в него слова, а затем определять буквенный состав каждого слова. Эта работа более сложная, так как процесс анализа заметно удлиняется и требует осуществления дополнительных операций.

Диктанты в начале работы лучше проводить с предварительным звуковым анализом. В конце работы проводятся контрольные диктанты уже без звукового анализа. Прежде чем перейти к диктантам, следует поупражняться в письме по схемам следующим образом:

  • сосчитать, сколько в предложении слов, и поставить столько же черточек;
  • разделить слова на слоги и поставить столько же черточек;
  • сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.

Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке написанного ими диктанта.

Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладения навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

Список литературы

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
  4. “Логопедия” Под ред. Волковой Л.С., М.: Просвещение, 1989.
  5. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С.- Петербург.: Стройлеспечать, 1995.
  6. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.
  7. Рыбина Э.В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. // Дефектология, 1989, №4.
  8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
  9. Ткаченко Е.А. Звуки и знаки: Гласные. Изд.: Юнвес, 2001.
  10. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.

Методика изучения звуковой стороны языка

Цели и задачи изучения темы – дать представление о первоначальном ознакомлении учащихся со звуками речи; рассмотреть знакомство первоклассников с составом фонем русского языка, познакомить с формированием способов звукового анализа в период обучения грамоте, с применением схем и моделей в работе со звучащим словом, рассмотреть проблему отбора слов для звукового анализа в период обучения грамоте.

Первоначальное ознакомление учащихся со звуками речи

В соответствии с действующими программами по обучению грамоте фонетические знания и умения являются ведущими в букварный период. Именно они лежат в основе обучения детей важнейшим общеучебным умениям – чтению и письму. Поскольку русское письмо звукобуквенное (точнее фонемно-буквенное), человек оперирует в процессе чтения звуками, поэтому исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка.

В настоящее время обучение грамоте по любой программе начинается с добукварного периода, когда учащиеся заняты практическим освоением фонетики. Фонетические умения важны не только в период обучения грамоте: от сформированности фонетических знаний зависит дальнейшее становление осознанных навыков правописания, в частности без них нельзя сформировать орфографическую зоркость.

К фонетическим средствам русского языка, которые служат для различения смысла отдельных слов и целых высказываний относятся звуки речи, ударение и интонация.

Среди детей, поступающих в школу нет таких, которые бы не знали о существовании букв. Представление же о звуках до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребенка. Дети должны уяснить, что без букв язык может существовать, а вот без звуков языка не бывает. Одна из важнейших первоначальных задач в обучении языку состоит в том, чтобы перестроить представление детей о звуках как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами. Поэтому прежде чем перейти к работе над звуками, необходимо в первые дни обучения организовать беседу, помогающую создать у детей представление о звуках как материи языка.

Сначала учитель напоминает первоклассникам, что все, что нас окружает из чего-то сделано: дом из кирпича и бетона, стол – из дерева, книги и тетради – из бумаги т.д. А из какого материала сделаны слова? Обычный ответ – из букв! Дети твердо знают, что слова состоят из букв, потому что они их видели в книгах. Услышав от детей, что слова сделаны из букв, учитель уточняет, что из букв «сделаны» написанные (напечатанные) слова, а те, которые человек произносит – из чего- то другого. Как правило, среди первоклассников всегда найдутся такие, которые знают, что мы произносим звуки. Чтобы все дети поняли это, необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи.

Работу можно организовать так: - Послушайте! (стучит карандашом по столу) Услышали звуки? Можно из этих звуков «сделать» слово? Обобщая высказывания детей, учитель обращает внимание на то, что вокруг нас много разных звуков: шумят деревья за окном, щебечут птицы, гудят машины, раздаются шаги и т.д. Но из этих звуков слов не построишь!

Послушайте, и-и-и … Что - нибудь Вам понятно? А если так м-м-м…, р-р-р… Можно ли из этих звуков сделать слово? А если я в другом порядке произнесу эти звуки: м-м-м…и-и-и…р-р-р… узнали слово? Что оно означает? Слово в отличие от звука значит очень много. Вот послушайте: мама, Родина. Эти слова состоят из звуков. Звуки человеческой речи – это строительный материал языка. Давайте понаблюдаем, что нам помогает произносить эти звуки (м- губы, и- голосовые связки, р – язык)?

Вывод: слова «делаются» не из любых звуков, а только из звуков человеческой речи. Они возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, зубы, губы, голосовые связки. Затем учащиеся выполняют задание учителя, наблюдая, как при произнесении разных звуков по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т.д.

Беседу необходимо дополнить занимательным заданием. Можно предложить детям вспомнить героев рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква» (или зачитать отрывок). Герои этого рассказа не могут правильно произносить слово «шишка». У Аленки получается «сыска», у Мишки – «хихка», у Дениски – «фыфка». Учитель предлагает учащимся выяснить причину и научить героев рассказа правильно произносить эти звуки: Как правильно должны работать губы и зубы, язык, чтобы получилось слово «шишка»?

Подобные игры рекомендуется предлагать учащимся на подготовительном этапе, когда происходит осознание учащимися звуковой действительности языка, формирование речевого слуха. Учителю не следует подробно характеризовать речедвижения, которые мы выполняем, произнося разные звуки. Задача на данном этапе значительно проще: помочь детям понять, что при произнесении разных звуков органы речи движутся по-разному.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте

В период обучения грамоте важно организовать правильно работу со звуками для того, чтобы сформировать у детей способность слушать и слышатьзвучащее слово, различать в нем отдельные звуки, т.е. заложить основу для развития фонематического слуха.

На подготовительном этапе обучения грамоте для того, чтобы дети не смешивали звуки с буквами, необходимо учить их вычленять звуки не только из слога, но и из целого слова. Правильность выделения звука из слога определить невозможно, так как слог значения не имеет. В слове все звуки взаимосвязаны и неверно названный звук искажает слово. Для того, чтобы научить детей работать со звуками учитель пользуется приемом показа того, как искажается слово, если хотя бы один звук в нем выделен неправильно. С этой целью на уроках используется игра «Звук заблудился».

Подготовительный период обучения грамоте – это фонемный анализ полного слова. Целью такого анализа является установление последовательности фонем (звуков) в слове без обращения к буквам. Целесообразно проводить звуковой анализ,разработанный П.С.Жедек:

1. Произнеси и послушай слово.

2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

6. Произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово.

Интересна и талантлива игровая методика обучения фонемному анализу слова, разработанная Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

3. Назови этот звук отдельно;

4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.

При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

1. // -- // -- //

2. // -- // -- //

3. // -- // -- //

4. Определи, гласный он или согласный;

5. Если согласный, то твердый или мягкий;

6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается;

7. Обозначь выделенный звук фишкой.

При проведении звукового анализа важны две детали:

1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;

2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также в «Азбуке» Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

2. Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его?

Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

3. Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

4. Охарактеризуй новый звук.

Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др.

Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе»: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Они кричат по слогам. Слоги – это такие кусочки, на которые делится слово.

Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]

Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное деление из-за боязни, что впоследствии правильное деление может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, [ти-традь], а не тет-радь. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

Авторы «Русской азбуки» предлагают деление на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, т.е. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое деление нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделения упора в подбородок, именуемый «прием кулачка». Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов. Данный прием связан с артикуляцией гласных звуков, образующих слог. Если звуки [а],[о],[э] произносятся с довольно отчетливым движением нижней челюсти вниз, то при произнесении так называемых узких гласных звуков [и],[ы],[у] ярко выраженного движения нижней челюсти не наблюдается (отсюда и название для [и],[ы],[у], - узкие, а для [а] – широкий гласный звук). Использование приема упора в подбородок должно быть ограничено словами типа белка, чайка, роща, при делении же на слоги типа синицы, кукушки прием абсолютно не эффективен, так как не наблюдается ярко выраженного движения нижней челюсти при произнесении узких гласных звуков.

Характеристика слога с артикуляционной стороны уместна на самой ранней ступени знакомства со слогом, в дальнейшем она становится недостаточной для освоения данного языкового явления. В этом убеждают такие варианты членения детьми слов на слоги, как ло-сь, ба-ра-ба-н, ду-ма-ть. Возникает необходимость уточнения состава слова. Чтобы уточнить структуру слога, можно познакомить первоклассников с тем, что:

Слоги делятся на звуки,

Как на дольки апельсин. (В.Берестов)

В результате уточнения состава слога дети добывают ответы на два вопроса: из каких звуков образуется слог? Сколько звуков может быть в одном слоге? Ответ на первый вопрос вполне конкретен: без гласного звука слога не бывает. Отвечая на второй вопрос, ученики получают представление о том, что слог может состоять из разного количества звуков: из одного, двух, трех, четырех. Интересным для ребенка становится сравнение слога с ромашкой: белые лепестки ромашки – это согласные звуки, а желтое «сердечко» - это и есть сердце самого слога, гласный звук, без которого слога не бывает. Младшему школьнику важно научится определять количество слогов в слове по числу гласных звуков – типичным способом слогообразования в русском языке.

Кроме указанных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский»:

Вы заметили, ребята, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, шофер и т.п., в польском – на предпоследний: Варшава, Краков. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстро. Представим, что вы – актеры, и вас пригласили сниматься в кино в роли француза, который плохо говорит по-русски: он всегда произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, напечатанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.

доклад


Тема: « Метод наглядного моделирования как средство формирования

навыков звукового анализа и синтеза слов»
В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа. Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно различать слова и звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встаёт. Её необходимо решать только в связи с обучением грамоте. Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается ещё в младших и средних группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи, в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слово, звук. Всё это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры. Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтический (подготовительный) в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определённым звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх. Для демонстрации следования звуков рекомендуются специальные пособия, моделирующие последовательное появление (и исчезновение) звуков при произнесении слова. В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Напомним, что звуковой анализ слов в современной методике понимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение основных фонематических
противопоставлений свойственных данному языку (Д.Б.Эльконин). Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твёрдый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребёнком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определённой последовательности». Действие звукового анализа рассматривается как особое умственное действие, формирование которого проходит ряд этапов, как и любое умственное действие. На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д.Б.Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки – схемы его звукового состава. На картинке изображается предмет, слово – название которого должно быть проанализировано. Под картинкой даётся графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки нейтрального цвета – серый, белый), которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова. Картинки и схемы позволяют наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребёнку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются заменителями (символами) звуков. Следует особо подчеркнуть, что к этим сложным формам моделирования можно переходить лишь в том случае, если дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове. Таким образом, звуковой анализ проходит в своём формировании следующие стадии:  интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку – схему и фишки;  дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове;  Дифференциация согласных фонем по твёрдости и мягкости (в дальнейшем-по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове.  Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графическую схему, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане). На протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ. Например: определить место звука в слове; подобрать слова с заданным звуком; определить первый и последний звук в слове; определить последовательность звуков в слове; сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон – нос, кот – ток); сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак – рак, дым – дом). Это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы. Варианты игры «Живые звуки»; дидактические игры; компьютерные игры на звуковой анализ. В качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные
понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование состоит из следующих этапов;  Усвоение и анализ сенсорного материала;  Перевод его на знаково – символический язык;  Работа с моделью. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:  Зн а комство с графическим способом представления информации;  Развитие умения дешифровки модели;  Формирование навыка самостоятельного моделирования. В логопедической работе моделирование выступает ка определённый метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

  • II. Порядок формирования экспертных групп, организация экспертизы заявленных на Конкурс проектов и регламент работы Конкурсной комиссии
  • II. ТАКТИКА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В БОРЬБЕ С ВООРУЖЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ ОППОЗИЦИИ.
  • III. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА
  • Методика - (греч. methodike) – часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам.

    Звуковой анализ слов в современной методикепонимается как:

    1) выяснение порядка следования фонем в слове;

    2) установление различительной функции фонем;

    3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

    Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).

    Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».

    В настоящее время обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки, соединение звуков в слоги и т.д. Предшественниками данного метода были буквослагательный и звуковой.

    Разновидности звукового метода:

    Звуковой аналитический метод (от слова к звуку)

    Звуковой синтетический метод (от звука к слову)

    Изначально звуковой метод обучения возник в Германии (1527 г.), и его первооткрывателем стал В. Икельзамер.

    Только после К.Д. Ушинского стало развиваться аналитико – синтетическая деятельность учащихся. Она заключалась в следующем: текст и слова расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и письме из них снова строили слова и их сочетания. Над совершенствованием методики в этом направлении работали: Н.А.Корфа, В.И. Водовозова, И.И. Паульсона и других, а в 20 веке – С.П. Редозубова, А.И. Воскресенской, Л.К. Назаровой, В.А. Кирюшкина и др.

    На уроках обучения грамоте немало времени отводится на звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

    Работа над звуками смыкается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза (составление слов из букв разрезной азбуки и другие приемы): постоянное соотнесение звука и буквы полезно и для формирования навыка чтения, и для выработки основ орфографически грамотного письма.

    Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С. П. Редозубовым; он указал и описал шесть приемов анализа и семь приемов синтеза, способы и варианты их применения. Осветим одни из основных приемов.

    К приемам анализа относятся следующие позиции:

    1. Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным, выделенным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло, по-шлиии, шаррр).

    2. Выделение звука нового, т. е. предназначенного для изучения на данном уроке. Известно несколько приемов первичного выделения нового звука:

    а) выделение из предложения звука-слова «и» из предложения по картинке «Слива и груша», звука-слова «а» из предложения: «Это собака, а это кошка»;

    б) прием звукоподражания: жжжжук, жжжж;

    в) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным: аааммм - ам, сааа-ммм, соо-ммм; ммааа-к, ма-к;

    г) выделение согласного звука из открытого слога (рекомендуется преимущественно для «длительных» согласных): Шшшуу-ра, Ссааа-ша; .

    д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы (желательно, чтобы слог был ударным); так же выделяется и йотированные: ю-ла, я-ма, е-ду и т. п.;

    е) перечисление слов с одним начальным звуком (слова произносит учитель, а звук называют учащиеся): конь, камень, кисель, крыша;

    ж) договаривание слова, произнесенного по картинке (на картинке - лук); учительница говорит: луу, дети добавляют: к.

    Обычно на уроке знакомства с новым звуком, вслед за первичным выделением звука, его выделяют дополнительно из разнообразных позиций и сочетаний с другими звуками. Например: звук [д] - дом, заводы, подвал, Дима, два, лошади, отдал. Не рекомендуется приводить примеры, где происходит позиционное чередование.: сад [сат], подставка [потстафка].

    3. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове; то же - по слоговому составу, например: Слава - Сла-ва - с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный [а]. Можно указать также: согласные с, л, в - твердые.

    Данный прием анализа продолжается во втором полугодии, а также в последующих классах, под названием фонетического разбора.

    4. Сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию особенно эффективно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих согласных.

    В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны: анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует сам навык чтения.

    Приемы синтеза:

    1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; чтение этого слога или слова (иными словами, сам процесс чтения представляет собой синтетическую деятельность, так как, узнав все звуки или все буквы, мы их объединяем и таким образом прочитываем).

    2. Образование слоговых таблиц на основе согласного (ма, мо, му, мы) или на основе гласного (са, ма, ра, ша и т. д.); чтение таких таблиц по букварю или по плакату; составление таблиц из букв разрезной азбуки.

    3. Чтение слов по подобию: мама - Маша - Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры для чтения по подобию могут составляться и самими учащимися: сыр - сор - сом - сок.

    4. Группа приемов, которые требует соединения звуковой работы с буквенной: дети манипулируют с разрезной азбукой, что дает им реальную, зрительную опору в синтезе. Для организации таких работ на уроке следует иметь такие дидактические пособия, как разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно (общеклассное - на доске и индивидуальные - на партах у каждого учащегося); буквенный или слоговой абак - планшет с подвижными лентами, на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты, можно составлять на планшете слова; кадоскоп, позволяющий проецировать буквы на экране, составлять из них слоги и слова.

    Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова; при этом должно получиться новое слово: мал - мала, сор - сорт, рот - крот, мел - смел. Добавление звука в середине слова: плот - пилот, трава - травка. Перестановка звуков: пи-ла - липа, хорош - шорох, лиса - сила и т. п. Перестановка слогов: сос-на - на-сос, но-ра - ра-но и т. п.

    Отбрасывание звука или слога: сухари - сухарь, машина -: маши и т. п.

    Добавление слога: на-ша - На-та-ша, мы - мы-ло, са-ни - са-ни-тар; ро-сли - сли-вы и т. п.

    Все эти приемы занимательны, дают возможность организовать полуигровые моменты на уроке.

    Отдельно рассмотрим игровую методику обучения фонемному анализу слова, разработанную Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Грамота» Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

    1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

    2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

    3. Назови этот звук отдельно;

    4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.

    При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

    1. // -- // -- //

    2. // -- // -- //

    3. // -- // -- //

    4. Определи, гласный он или согласный;

    5. Если согласный, то твердый или мягкий;

    6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается;

    7. Обозначь выделенный звук фишкой.

    При проведении звукового анализа важны две детали:

    1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;

    2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

    В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также в «Азбуке» Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

    1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

    2. Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его? Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

    3. Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

    4. Охарактеризуй новый звук.

    Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

    Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Грамота» Л.Е.Журовой и др.

    Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе».

    К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное деление из-за боязни, что впоследствии правильное деление может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, те-традь, а не тет-радь. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

    Авторы «Русской азбуки» предлагают деление на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, т.е. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое деление нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

    В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделения упора в подбородок, именуемый «прием кулачка». Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов. (УМК «Школа России»).

    Кроме вышеперечисленных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

    Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного.

    Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский». В этой игре учитель объясняет особенности этих языков: во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний. И предлагает детям попробовать прочитать слова так, как их прочли бы француз и поляк.

    Обобщая, подчеркнем, что не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, учащийся осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением,- это синтез; синтезируя слово, он не может и не должен отвлекаться от его звукового состава, а это анализ. В целом же надо подчеркнуть, что система аналитико-синтетической работы обеспечивает высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения грамоте. Именно приемы аналитико-синтетической работы обеспечивают познавательную самостоятельность учащихся, создают «проблемные» ситуации - развивают - наблюдательность, сообразительность детей, исключают механическую работу.

    Решение лингвометодических задач №15, 16, 22, 26, 31, 33, 65, 90, 93, 94, 95, представленные в пособии В.В. Антохиной «Тренажер по методики формирования профессиональной компетенции в развитии умения учиться».

    15. Ученики должны были выделить первый звук в слове ЭТАЖ. Укажите ошибочный ответ:

    1) [э]

    прием последовательного интонирования звуков в составе слова.

    16. Ученики выделили первый звук в слове ОКНО.

    Укажите ошибочный ответ.

    Варианты ответа:

    1) [о];

    Какой приём следует использовать для формирования у школьников УУД самоконтроля? – Интонирование звуков в слове.

    22. Первоклассники выделяли 1-ый звук в слове КОТ.

    Укажите ошибочные ответы.

    Варианты ответа:

    1)[кэ];

    3) [ка].

    Какие типичные ошибки допущены ошибки?

    Дети смешали буквы и звуки, не обнаружили навыка УУД осознания способа действия и самоконтроля.

    26. Какие из слов, предложенных учителем на уроке чтения для выделения звука [о] отобраны правильно с лингвистической точки зрения?

    Варианты ответа:

    1) огурец;


    1 | | |

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы