Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

21 июня 1547 года в Москве произошло событие, о котором один из его свидетелей оставил следующую запись: «Вошёл страх в душу мою и трепет в кости мои, смирился дух мой, умилился я и познал свои согрешения». Свидетеля звали Иваном . Род занятий - Государь, Царь и Великий князь всея Руси. Прозвище «Грозный» он получит потом. Летом 1547 г. грозным было лишь одно - то самое событие. Великий пожар Московский.

Когда хотят сказать о том, что маленькие, незаметные причины могут повлечь за собой грандиозные последствия, пользуются старинной русской поговоркой: «От копеечной свечи Москва сгорела». В данном случае она уместна даже не на сто, а на все триста процентов.

От копеечной свечи

Во-первых, точное совпадение в «маленькой причине». Летописный сборник, составленный со слов очевидцев, рассказывает о начале одного из самых жутких пожаров так: «Загореся за городом на посаде на Острову (в районе нынешней Библиотеки Ленина) в монастыре церковь от свечи. И учало горети на все стороны».

Во-вторых, масштаб жертв и разрушений. Тот же летописец, начав было перечислять объекты, куда перекинулся огонь, явно понимает, что одни только названия улиц и церквей займут непозволительно много места. Поэтому говорит в стиле газетной передовицы: «Прочо же вкратце скажем - весь град выгоре. За градом же посад выгоре мало не весь. Не видно иного ничего же, токмо дым и земля и трупие мёртвых многолежаще».

О том, почему, собственно, банальный пожар, каких в Москве бывало по нескольку за год, в этот раз превратился в стихийное бедствие, летописец обходит молчанием. Правда, замечает, как бы вскользь, один любопытный момент: «Каменное строение выгореша изнутри, стрельницу же града розорва зелием».

Какую именно «стрельницу», то есть башню, и каким «зелием» разорвало, не говорится, поэтому придётся уточнить. Имелась в виду Первая Безымянная башня Московского Кремля. Она имеет ещё одно название - Пороховая. Неудивительно, что её разнесло вдребезги: «Розорва стрельницу и размета кирпичие по берегу рекы Москвы и в реку».

Порох для Казани

В масштабах жертв и разрушений отчасти был повинен сам царь Иван. Дело в том, что «розорва» не только одну башню Московского Кремля. Взрывы пороховых складов возникали во время пожара тот там, то тут, добавляя в общую картину бедствия совсем уже адские краски. Вот как об этом пишет Николай Карамзин: «Огонь лился рекою, и скоро вспыхнул Кремль, Китай-город, Большой посад... Треск огня и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города».

Вина же Ивана состояла в том, что в стратегическом планировании были допущены некоторые недочёты логистики. А также нарушена техника безопасности. Весь этот порох предназначался для разрушения укреплений совсем другого города - Казани. Подготовка к походу на Волгу велась долго и кропотливо. «Селитряной» повинностью были обложены не только тяглые прослойки населения - крестьяне и посадский люд, с которых брали «по пуду пороха от 20 дворов, чей двор ни буди». Но и Церковь, что не лезло уже ни в какие ворота. Правда, со священнослужителей брали меньше: «А с каждых шести попов по две гривенки зелья».

Оно бы и ничего, но все эти пуды и гривенки стекались в Москву, откуда планировали начать полное и окончательное завоевание и покорение Казани. Если бы не пожар, оно могло бы состояться на несколько лет ранее. А так его пришлось отложить до 1552 г.

«Русские мушкетёры»

Возможно, и к лучшему. Здесь как раз и всплывает третье следствие той самой «копеечной свечи», с которой всё и началось. Для начала Иван IV усовершенствовал противопожарные меры. В частности, указал, чтобы в каждом московском дворе находился чан с водой для тушения пожаров и веники на длинных шестах, которые, смоченные в воде, помогали в тушении залетевших искр. Изменилась и городская планировка - теперь через каждые десять дворов велено было делать проулок для беспрепятственного доступа пожарных.

Правда, самих пожарных пока ещё предстояло завести. И в этом моменте сошлось сразу две больших стратегии. Мысль о том, что пора бы уже усовершенствовать и унифицировать военную систему, посещала ещё отца Ивана, Великого князя Василия III. Но пожар 1547 г. здорово подхлестнул усилия в этом направлении. Уже в 1550 г. появились стрелецкие полки. Регулярное войско - первое в России и одно из первых в Европе, где их называли «русские мушкетёры».

Считается, что это был серьёзный прорыв прежде всего в организации вооруженных сил, как таковых, позволивший Ивану Грозному долгое время побеждать на всех фронтах, а впоследствии минимизировать поражения в Ливонской войне. Всё так. Но не будем забывать и о том, что боевое крещение стрельцы прошли только в 1552 г. под стенами Казани. Проявили они себя в том деле отменно. А до этого их обязанностью было несение службы пожарной охраны Москвы. Иными словами, выводы из пожара 1547 г. молодой царь сделал правильные. И далекоидущие.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История России Галиева Гузель Рамильевна, учитель МБОУ «СОШ с. Наратасты»

Проверим 1. шапка Мономаха 2. обычай кормления 3. обычай местничества 4. опала 5. западное направление 6. восточное направление 7. южное направление

Оценим 6-7 правильных – «5» 4-5 правильных – «4» 3 правильных – «3» менее 3 правильных – «2»

План урока: 1. Боярское правление в годы малолетства Ивана IV 2 . Венчание на царство и создание Избранной рады 3. Реформы Избранной рады в системе управления государством 4. Реформы Избранной рады в армии

Цель урока Познакомиться с началом правления Ивана IV , выяснить суть и значение реформ Избранной рады

ПРОБЛЕМА Почему Российскому государству потребовались реформы в начале правления Ивана IV ?

Боярское правление в годы малолетства Ивана IV в 1533 году умер великий князь Василий III . Он завещал государство своему 3-летнему сыну Ивану, составив при нем опекунский совет

1533-1538 правление Елены Глинской Сначала за него правила его мать, Елена Глинская. При ней в России была введена единая денежная единица – копейка. Но и она в 1538 году умерла. Иван остался сиротой

Задание на стр. 42 учебника найдите положительные и отрицательные черты характера юного Ивана

Венчание на царство. Первый «царь всея Руси» В 1547 г., когда Ивану было 16 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Бармы – широкое оплечье с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов.

Вскоре состоялась и свадьба царя с боярышней Анастасией Захарьиной

Восстание 1547 г. Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года (Павел Плешанов, 1856 год) В том же,1547 году, в Москве занялся сильнейший пожар. Свыше 1700 обгорелых трупов было найдено в городе (жителей было около 100 тыс.), и по Москве поползли слухи, будто город спалили колдовством, а виной всему - Глинские. Началось восстание, Иван IV бежал из Москвы в село Воробьево, а дворы Глинских были сожжены и разграблены. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их.

Задание на стр. 44 найдите, кто входил в Избранную раду

Избранная рада – Состав Избранной рады: Дворянин Алексей Адашев; Князь Андрей Курбский; Священник Сильвестр; Боярин Иван Висковатый; Митрополит Макарий Это небольшой кружок близких Ивану IV людей

А. Ф. Адашев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Сильвестр на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Павел Рыженко «Князь Курбский» Сильвестр Князь Курбский

Задание: прочитав пункты 3,4 учебника, заполните таблицу Дата Реформа Содержание

1549 год Учреждение Земского собора Земский собор – собрание представителей от сословий Русской земли для решения важных государственных дел. Значение – царь стал советоваться с народом

1550 год Земский собор принимает Судебник. В нем перечисляются разные виды преступлений, наказания за них. Говорится о наказании за взятки и несправедливый приговор. Значение – усилилась ответственность бояр за свои действия

1550-е годы Создание приказов Приказы – это органы центральной власти, каждый из которого ведал определенной отраслью государственного управления (Посольский, Разрядный, Поместный, Разбойный и т.д.) Значение – улучшилось управление государством

1556 год Реформа местного управления Отмена кормлений, введение выборного самоуправления в городах, уездах, волостях Значение – с помощью выборного самоуправления царь разделил власть с народом

1556 год Военная реформа Создание дворянской конницы и стрелецкой пехоты Значение – усилилась мощь государства

Стала столицей единого Русского централизованного государства — России. В ней сложилась общегосударственная система центрального управления — Боярская дума, приказы, единые армия, финансы. Несмотря на остатки эпохи феодальной раздробленности — военные дружины удельных князей во главе с воеводами в составе великокняжеского войска, сохранение пунктов сбора таможенных пошлин в районах бывших границ между княжествами и др. — образование единого государства было шагом вперед в политическом развитии страны.

Это создало новые благоприятные условия для экономического роста. Ликвидация удельной системы с княжескими усобицами, войнами усилила Россию в политическом, военном, дипломатическом отношениях. В течение XVI столетия Москва пережила немало драматических событий. Она была известна как столица большого и сильного государства . Россия включила в первой четверти XVI в. в свой состав немалое число некогда самостоятельных русских земель — Псковскую, Рязанскую и др. У Литвы Василий III , продолжавший политику своего отца Ивана III, отвоевал древний русский город Смоленск.

Великокняжеская власть сильно упрочила свои позиции. Однако после смерти Василия III (1533 г.), а затем его вдовы Елены Глинской (1538 г.) началось время так называемого боярского правления. Сын покойного Василия III — великий князь Иван IV , будущий царь Грозный — был игрушкой в руках придворных — Шуйских, Бельских, Воронцовых, Глинских. Довольно часто сменялись правительства; к власти приходила то одна, то другая боярская группировка.

Временщики — эти калифы на час — стремились получить максимальные выгоды. Злоупотребление властью, насилия и поборы, неправедный суд и «мздоимание» тех лет вошли в поговорку. Об этом с содроганием вспоминал позже сам Иван Грозный , на глазах которого разыгрывались дикие сцены убийств, истязаний и борьбы за власть. Юный правитель (родился в 1530 г.) постепенно и сам входил во вкус, отдавая приказы о расправе с неугодными ему лицами.

Столица в XVI в. сильно разрослась. Территория Китай-города была в 1534-1535 гг. обведена каменными стенами, остатки которых сохранились и доныне возле гостиницы «Метрополь» и в Китайском проезде, между Китай-городом и набережной Москвы-реки. В конце столетия соорудили каменные стены вокруг Белого города — по линии современного Бульварного кольца. Третья линия стен шла по современному Садовому кольцу; она заключала в себе Земляной город. Эти части города — Кремль, Китай-город, Белый город, Земляной город — хорошо видны на древних планах Москвы. Городские строения располагались и за стенами Земляного города.

Величина и многолюдность русской столицы обращали на себя внимание иностранцев. Англичанин Ченслер считал, что она больше Лондона с предместьями. А немец Тектандер писал: «Город очень велик и чрезвычайно многолюден… и его почти нельзя сравнить ни с каким немецким городом ».

Население Москвы было очень многочисленным. К концу XVI — началу XVII в. численность московского населения один из западных путешественников, дон Хуан Персидский, посетивший Москву, определил в 80 тысяч человек. Трудно сказать, соответствует ли действительности эта цифра. Во всяком случае, столица была городом многолюдным. Население росло в первую очередь за счет «черных» людей. Они составляли основную часть жителей Китай-города, Белого и Земляного городов, жили кварталами (мясники, гончары, кожевники, кадаши, бронники, столешники и т. д.) в московских сотнях и слободах.

Москва была богата соборами и церквами, которых насчитывалось более 400. В отдельных слободах располагались московские стрельцы — до 3 тысяч человек. В московский гарнизон входили также пушкари, воротники — стража у ворот. Немало было иноземцев, живших на Болвановке — у Серпуховских ворот, у Покровки, на Кукуе — у Яузы. Многолюдная и обширная столица обычно еще более оживлялась с приездом многочисленных русских и иностранных купцов.

Китай-город, где располагался городской торг — торговые ряды на Красной площади, или Пожаре, как она тогда называлась, кипел жизнью, оттуда слышались шум и гам, споры продавцов и покупателей, брань и крики подгулявших «гультяев». Шумным и оживленным был Кремль в дневные часы. К царскому дворцу подъезжали степенные бояре, важные иностранные послы, которых встречали и провожали приставы. Слуги, сопровождавшие своих господ, забавлялись разговорами и задирали друг друга и прохожих. В соборах и церквах шли службы, и верующие сновали туда и сюда, сдерживая обычную поспешность и суетливость.

В торговых рядах, в лавках и мастерских торговцы и ремесленники изготовляли и сбывали разнообразные товары. В Кремле и других местах, около церквей, на площадях, улицах и перекрестках ходили и сидели прямо на земле или снегу многочисленные нищие , убогие люди. Немало было в Москве людей, живших «черной работой», — батраков , ярыжек, казаков, а также множество калек, больных, питавшихся мирским подаянием, «ходя меж двор», «бога ради скитаясь». Многие из них умирали голодной смертью, замерзали на улицах, не найдя места, «где главы подклонить».

В годы неурожаев, пожаров и эпидемий бедствия этой массы бездомных, обездоленных людей достигали трагических размеров. Они погибали тысячами, десятками тысяч. Специально выделенные люди собирали по Москве «умерших… на пути, от глада изгибших» и вывозили за город. Но иногда, в годы особенно тяжких бедствий, некому и это было делать. В 1571 г., после эпидемии чумы — «морового поветрия» и страшного пожара погибших было такое огромное количество, что «на Москве некому было розвозити», тогда власти вызывали людей с подводами из других городов. Приезжие «долго розвозили» покойников во все стороны из опустевшей столицы.

Народный гнев против жестоких правителей накапливался долгие годы. Он прорвался наружу в 1547 г. Поводом послужил грандиозный пожар 21 июня. Еще в апреле от пожара сгорело много лавок на московском торге в Китай-городе. Но этот пожар не шел ни в какое сравнение с новым — июньским. Современники называют его «великим пожаром». Загорелся сначала храм Воздвижения на Арбате. Затем занялось все Занеглименье к западу от реки Неглинки. Пламя перекинулось через узкую Неглинку в Кремль.

Здесь выгорели все деревянные строения — дворы бояр и князей, Оружейная и Постельная палаты, казна. Занялись кровли царских палат, верх соборной Успенской церкви. В других церквах и соборах пожар уничтожил много ценных вещей, икон, в том числе несколько из них письма Андрея Рублева . Сгорели кровли над кремлевскими стенами — сами стены в некоторых местах «разорвашася» из-за взрыва пушечного «зелья», хранившегося в них. Затем выгорел Китай-город.

Пламя бушевало весь день, утихло только вечером. В городе, охваченном огнем, происходили душераздирающие сцены. По улицам, окутанным огнем и дымом, бегали объятые ужасом люди. Одни старались вынести пожитки, другие спасались от страшного зноя и духоты. Кругом рушились деревянные строения под напором огня. Горящие головни раскаленным воздухом переносились на соседние дома, и они мгновенно занимались.

Многие москвичи не успели выскочить на улицу, другие, обессиленные, падали, задыхаясь от жары и дыма. Погибло в огне, по одним данным, 1700 человек, по другим — 2700 . А один современник сообщает, что за одной Неглинкой после пожара было собрано более 3700 трупов сгоревших москвичей. Во всяком случае, количество жертв исчислялось несколькими тысячами. Огонь уничтожил 25 тысяч домов. Остались без крова десятки тысяч людей. В столице начался голод, так как пожар дезорганизовал ее снабжение из окрестных сел и деревень.

Царь Иван Васильевич, ему было в это время 17 лет, с женой Анастасией Романовной, братом Юрием и боярами выехал в село Воробьево на Воробьевых горах. Царский двор в Кремле тоже сильно пострадал от пожара — сгорели деревянные хоромы, а некоторые каменные строения распались от зноя. Выгорел и двор митрополита, а сам Макарий едва не погиб в огне. Его переправили в Новинский монастырь.

Правительство Глинских , родственников царя по матери, бездействовало перед лицом такого страшного бедствия. Более того, вместо принятия каких-либо мер, принялись искать «зажигалыциков» из среды москвичей. Глинские говорили, что и апрельские и июньские пожары «зажигали зажигальщики», которых по их приказу хватали, подвергали пыткам. Не вынося пыток, они «признавались в вине». «И тех зажигальшиков казнили смертною казнью, главы им секли и на колье сажали, и в огонь их в те же пожары метали».

Однако среди москвичей быстро распространились слухи о том, что «великий пожар» 21 июня является делом Глинских. Обвиняли в поджоге престарелую княгиню Анну Глинскую — мать князя Михаила Глинского. Глинских обвиняли также в том, что они «норовили» приходу на Русь «иноплеменных»: на южные окраины государства вторгся крымский хан со «многою силою», т. е. с большим татарским войском. Москвичи ненавидели Глинских, всесильных «временщиков» при молодом царе, и их приближенных, а также челядь, холопов за бесчинства, вымогательства, поборы, от которых, как видно, немало пострадали московские простые люди. Глинские были виноваты во многих страданиях народа, и это превратило их в «поджигателей».

При Иване IV в Воробьеве находились многие бояре — противники Глинских, в первую очередь Шуйские , снова стремившиеся к власти, и Захарьины - родственники царицы. Анастасия Романовна была родом из этой фамилии. Они и попытались свести счеты со своими недругами при царском дворе, воспользовавшись начинавшимся народным «мятежом» .

На второй день после пожара, 23 июня, царь и бояре приехали к больному митрополиту Макарию в Новинский монастырь. Здесь во время совещания бояре подхватили версию о поджоге Москвы Глинскими, тем более что об этом говорили все от мала до велика в самом стольном граде, превратившемся в сплошное пепелище. Царь оказался в затруднительном положении. Обвинения — в данном случае бояр, но, по существу, прежде всего московского народа, и царь Иван знал, конечно, об этом, — касались Анны Глинской: она была его бабкой — матерью его матери Елены Глинской, умершей в 1538 г., и ее сыновей, т. е. его дядей по матери…

26 июня, на пятый день после пожара, «черные» люди двинулись в Кремль , собравшись «вечьем» на Соборной площади перед царским двором. Они решительно потребовали выдать на расправу Глинских. На народную сходку в Кремль прибыли из Воробьева бояре. Они «вопрошали» «черных» людей: «Кто зажигал Москву?» Те повторили свои обвинения и требования. Бояре, по словам летописца, «не унимали» восставших, да это и невозможно было сделать.

Среди бояр стоял и князь Юрий Васильевич Глинский — один из сыновей Анны Глинской, дядя царя Ивана IV. Услышав «про матерь и про себя такие неподобные речи» восставших, он убежал с площади, спрятался в Успенском соборе. Там шла служба — обедня. Однако это не спасло боярина. Восставшие «черные» люди ворвались в собор, схватили его и убили около митрополичьего места. Труп Глинского, убитого всем «миром», выволокли, обвязав веревкой, на Красную площадь…

После массовых расправ 26 июня два дня, 27 и 28 июня, столица жила беспокойной жизнью и ожиданием дальнейших событий. Народный гнев не улегся. 29 июня восставшие москвичи — «многие люди черные» направились «скопом» в Воробьево к царю Ивану. Они шли в полном вооружении со щитами и сулицами (копьями) как будто приготовились к сражению. Восставшие хотели расправиться с Глинскими, которых якобы «государь хоронит у себя». Но вскоре выяснилось, что Глинские, выдачи которых требовали восставшие, не прячутся у царя. И в целом восстание после похода в Воробьево быстро закончилось… Однако восстания «черни» были и позже: и в конце XVI в., и в XVII веке.

16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе . Совершив венчание на царство, Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) произносит торжественную речь нововенчанному царю Иоанну Грозному (†1584). Он призывает государя иметь страх Божий, благоговение к Церкви, “духовное виновение” к иерархии, быть “приступным” к боярам и вельможам, блюсти и жаловать всех православных христиан . Позднее царское венчание Русского государя было подтверждено Константинопольским Патриархом Иоасафом II (1555–1565) .

Вскоре после царского венчания в Москве был созван первый Макарьевский Собор. Его заседания проходили 1 и 2 февраля 1547 года, на нём впервые в истории произошла массовая канонизация святых Русской Церкви. В постановлении Собора говорится: “…уставили есмя ныне праздновати новым чюдотворцом Росийския земля, что их Господь прославил Своих угодников многими различными чюдесми и знаменми и не бе им до днесь соборнаго пения. Мы же о Святем Дусе с сыновы своими со архиепископы и епископы со всем освященным Собором уставихом праздновати соборне по прежеуложеному Уставу святых Отец во царствующем граде Москве в соборней Церкви и по всем святым церквам великаго царства Росийскаго по всем градом и весем пети и праздновати повсюду” .

3 февраля молодой царь вступает в брак с Анастасией Романовой, “а венчал их в соборной церкви Пречистыяа Владычици нашея Богородици и Приснодевици Марии честнаго и славнаго Еа Успениа Макарий Митрополит всея Руси в царствующем граде Москве; и бысть радость велиа о государьском браце” . Боярыня Анастасия, вступив в брак, одновременно стала первой русской царицей. В начале святительского приветствия новобрачным повторяется коронационное поздравление, а во второй части говорится об обязанностях супругов-христиан . После царского венчания царь совершил богомольную поездку к преподобному Сергию, а после вступления в брак царь, его брат и царица совершают пешее паломничество к Живоначальной Троице.

Между тем приближалось лето, причём лето 1547 года оказалось весьма жарким и засушливым. Следует отметить, что для XVI века характерна “повышенная экстремальность природных явлений” . Во вторник 12 апреля в 9 часов дня с Никольского перекрёстка в Москве начался пожар, в результате которого пострадали Богоявленский и Ильинский монастыри. “А у рекы у Москвы в стрельницы загорешася зелие пушечное, и от того розорва стрелницу и размета кирпичие по берегу рекы Москвы в реку” . 20 апреля возник пожар “за Яузою на Болванове и погореша Гончары и Кожевникы, вниз възле реку Москву, и Спас выгоре в Чигасове монастыре и верх падеся, – подпись у церкви тоя чюдна была Дионисиа иконописца” и т. д. Затем 3 июня отломились у висевшего колокола-Благовестника “уши”, он упал, но не разбился. Наконец, 21 июня, в Петров пост “в 10 час дни” загорелось на Арбатской улице. “И бысть буря велика, и потече огнь, якоже молниа, и пожар силою промче в един час Занеглимение огнь и до всполиа Неглимною И обратися буря на град больший и загореся в граде у соборныа церкви Пречистыа верх, и на царском дворе Великаго князя на полатах кровля” . В Благовещенском соборе сгорел “деисус Андреева писма Рублева”, погибла государева казна, “оружничаа полата”, конюшня царская, митрополичий двор. “Божиим милосердием Пречистыа Богоматери честнаго и славнаго Ея Успениа в соборной церкви деисус и вся съсуды церковныа съхранены быша и молитвами святых чюдотворец Петра и Ионы. А Митрополита Макариа едва вызваша из церкви, великого для попущениа Божиа дымнаго духа мало не позадохшася в церкви; и поиде Митрополит из церкви, и с ним шел Кекса Татищев княже Владимиров яселничей, да священник съборной Пречистеньской же Жижелев Иван, и те оба згорели на площади, а Митрополит уйде на город на тайник к реке к Москве. И тамо ему бысть дымный дух тяжек и жар велик, и за невъзможение от жару и от дымнаго духу начаша его с тайника спущати обязав у?жищем, на възруб к реке Москве; и прервася у?жище, и разбися Митрополит и едва отдыха, и отвезоша его в его монастырь на Новое еле жива” . В Кремле выгорели Чудов и Вознесенский монастыри, многие храмы, дома, строения, погибло много людей. Заканчивает летописец описание бедствия словами: “Прежде убо сих времен памятныя книги времени пишуть: таков пожар не бывал на Москве, как и Москва стала именоватися” . Бедственные обстоятельства пожара нашли отражение в миниатюрах Лицевого летописного свода XVI века (см. цветную вклейку) .

В Москве нередко случались пожары и только некоторые из них получили именование больших. О пожаре 1547 года мы узнаём из летописи, ему посвящено две Повести, подробно описывающие тяжёлое бедствие. Незадолго до пожара москвичи видели блаженного Василия (†1557; пам. 2 авг.) с плачем молящегося. “Последи же разумевше, о нем же плакаше блаженный, яко провидети тогда: хотяще быти пожар велий” . В Повести имеются сведения, отсутствующие в летописи и дополняющие её. В Успенском соборе был протопоп Гурий и много народа, творились молитвы к Богу и Пресвятой Богородице. Во время пожара у Успенского собора обгорела кровля, “паперть каменная от великаго огня распадеся” . Из-за сильного жара святитель Макарий “изнеможе, его же едва выведоша из церкви. Он же взем с собою образ Богоматере, его же великий чюдотворец Петр Митрополит написал своею рукою, и книгу Божественнаго правила, юже Кипреян Митрополит принес из Царяграда” . Содержание Повести нашло затем отражение в Книге Степенной царского родословия, составленной по благословению святителя Макария .

Ближайшая от Успенского собора башня кремлёвской стены – это Тайнинская , к ней и направился святитель Макарий. Как сообщает Никоновская летопись, она была воздвигнута в 1485 году: “Июля в 19 заложена бысть на Москве на реке стрелница, а под стрелницею выведен тайник ; а ставил еа Антон Фрязин” . Очевидно, он же создавал “всю южную линию обороны Кремля” . Благодаря стрельнице, предназначенной для ведения стрельбы , Тайнинская башня являлась важным опорным пунктом в случае осады Кремля. Она имела ворота, которые назывались Водяными и в мирное время здесь был удобный спуск к Москве-реке. Благодаря тайнику Кремль обеспечивался водой. “В XVI в. башню венчала деревянная вышка со звонницей и пожарными колоколами. Часовые с вышки наблюдали за Замоскворечьем и звонили в случае пожара” .

Менее известна другая Повесть о пожаре, в которой приведены более подробные данные о количестве погибших людей и различные другие подробности. Когда начался пожар, Митрополит Макарий пришел в Успенский собор, “оболкъшуся в святительскую одежду”, стал совершать молебен пред Владимирским и Петровскими иконами Пресвятой Богородицы. Но из-за сильного жара “не могущу Митрополиту вара от огня и духа знойнаго терпети, занеж убо от зелнаго воздръжания и поста, елико ему едва ходити, кроток же и смирен и милостив по всему, гордости ж отнюдь ненавидяше, но и иным отсекаше и запрещаще злобою, отроча обреташеся умом, всегда совершен бываше” . Выйдя из Успенского собора, Святитель направился “к нижним воротам градным, оже прилучися Ивановым людем Федорова сына Наумова с рухлядью стояти. И спустиша Митрополита по у?жю за град, и бысть за три сажени до земли и урвася у?же и паде многотерпеливый душею и разбився велми. А егда ис пожару того бежавшу, опалеста ему очи от огня. И свезоста его свой ему монастырь к Пречистой на Новое” . Эта Повесть подробнее, чем предшествующая, говорит, куда был отвезён Святитель: не просто на Новое (Новоспасский монастырь) , а к Пречистой на Новое, то есть во Введенский Новинский монастырь, основанный Митрополитом Фотием (†1431; пам. 2 июля). В наше время эта обитель не существует, но топонимика Москвы сохраняет название того места: Новинский бульвар. Мы едва ли узнаем, почему не смогли воспользоваться Водяными воротами, чтобы выпустить Митрополита из горевшего Кремля, зато известно, что верёвка оборвалась на расстоянии около шести метров от земли…

Игумен Свирского монастыря Иродион в 1545 году написал житиё преподобного Александра Свирского (†1533; пам. 30 авг.), несколько позднее он описал бывшее ему явление преподобного Александра и святителя Макария, у которого “око ему десное затворено бяше” . Автор “вопросих его глаголя: О святый владыко, повеждь ми, како тебе затворилося десное око? Он же отвещав рече <…> Чадо, ради моих сие сотвори мне Бог” . Так проясняются бедственные последствия пожара для Святителя. Незадолго до своей кончины Митрополит Макарий говорил царю Иоанну: “…веси, государь сыну, како многия скорби постигоша мя от великого пожару и от различных болезней, и в тех скорбех обещался есми в молчалное житие к Рождеству Пречистей Богородицы в Пафнутьев, в свое пострижение” . Царь ответил, что когда иерархи Русской Церкви собирались на Собор в “царских полатах”, то царь и владыки умолили Святителя остаться на Митрополичьем престоле и “в том обещании простили” его . Имеется в виду Стоглавый Собор 1551 года, проходивший в “царствующем граде Москве в царских палатах” .

Во время приключившегося в Москве великого пожара святителю Макарию было 65 лет и невзирая на случившиеся бедствия Господь сохранил его Своим Божественным Промыслом. Впереди было ещё много плодотворных святительских трудов на благо Церкви: второй Макарьевский Собор 1549 года по канонизации святых, Стоглавый Собор 1551 года по исправлению различных недостатков в Русской Церкви и обществе, через год – торжественная встреча царя Иоанна Грозного после покорения Казани, затем завершение работы по созданию Успенской редакции Макарьевских Четьих Миней, а также создание царской редакции Великих Миней. Митрополит Макарий открыл новую страницу в древнерусской книжности, положив начало церковного книгопечатания, благословив кремлёвскому клирику диакону Иоанну “составление печатному делу”. В русской историографии появился принципиально новый памятник исторической мысли – Книга степенная царского родословия. Эти деяния Святителя стали достоянием отечественной истории и русской культуры. Повседневное архипастырское попечение о Церкви и пастве до конца дней жизни Святителя было наполнено также личными трудами, молитвами и подвигами. А в годовщину пожара, в память великого бедствия, в Русской Церкви было установлено поминовение всех православных христиан . Указ о совершении панихиды переписывался в древних Синодиках.

Предлагаем его текст.

В лето 7056 месяца иуниа в 21 день, на память святого мученика Иулиана Тарсянина, благоверный и христолюбивый государь царь и Великий князь Иоанн Василиевич, всеа Русии самодержец, по благословению отца своего преосвященнаго Макариа, Митрополита всеа Русии, уставил общую память благоверным князем и бояром и христолюбивому воиньству, и священническому и иноческому чину, и всем православным христиан ом, от иноплеменных на бранех и на всех побоищех избиенных и в плен сведенных, гладом и жаждою, наготою и мразом и всяческими нуждами измерших, и во всех пожарех убиенных и огнем скончавшихся, и в водах истопших, всех православных христиан. И повеле по них преосвященному Макарию Митрополиту, в царствующем граде Москве и во окрестных градех и в честных лаврах, и со всеми соборы пети понахиды и обедни служити, в соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы да и по всем церквам, в городех и на посадех, велел всем священником потому ж пети понахиды и обедни служити, и общую милостыню по всем церквам повеле дати; и кормы ставил, в Большой палате, на Митрополита и на вся соборы. И сию общую память по всех православных христьианех велел и в прочая лета поминати до скончания мира, на честь Богу и на славу и на похвалу своему царству. И оттоле повеле ту общую память написати в соборныя книги .

ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. 13. Ч. 1. М., 1904. С. 150–151; ПСРЛ. Т. 29. М., 1965. С. 149–150.

ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. СПб., 1906. С. 334; Оболенский М. А. Соборная грамота духовенства Православной Восточной Церкви, утверждающая сан царя за Великим князем Иоанном IV Васильевичем, 1561 года. М., 1850; Фонкич Б. Л. Из истории утверждения царского титула Ивана IV. Соборная грамота 1560 г. // Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV – начале XVIII в. М., 2003. С. 373–376.

Архимандрит Макарий . Макарьевские Соборы 1547, 1549 годов и их значение // Русская художественная культура XV-XVI веков (Материалы и исследования / Гос. ист.-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. 11). М., 1998. С. 15.

Борисенков Е. П.; Пасецкий В. М . Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988. С. 187. Исследователи отмечают климатическую особенность Русской земли с XI – по XVII век: “Всего за семь столетий на долю населения Руси выпало более 200 голодных лет”. – Там же. С. 194.

Предпосылки

Ход восстания

Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, нёсшие основное налоговое бремя.

Волнения начались сразу после огромного пожара 21 июня 1547. Люд собрался на вече на Соборной площади , где разбушевавшаяся толпа растерзала Ю. В. Глинского, родственника царя. Оставшиеся после пожара дворы Глинских были сожжены и разграблены. После убийства князя 29 июня бунтовщики явились в село Воробьёво , где укрылся Иван IV, и потребовали выдачи остальных Глинских. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая её, что их в Воробьёве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их.

Последствия

Московские события показали юному правителю разительное несоответствие между его представлениями о власти и реальным положением дел. Первые же шаги самостоятельного правления поставили его лицом к лицу с бунтующим народом, поднявшим руку на царскую семью.

Московское восстание привело к падению рода Глинских.

Именно в то время появился священник Сильвестр , который «опустил царя с небес на землю», сказав, что пожары - гнев Божий, обрушившийся на царя за его неправедные поступки…

Историк Зимин не исключает возможности того, что с Московским восстанием был связан организованный побег из Москвы Феодосия Косого и его приспешников. Эту догадку поддержал Клибанов.

Примечания

Ссылки

  • Московское восстание (1547) - статья из Большой советской энциклопедии

Литература

  • Смирнов И. Ш. Очерки политической истории Русского государства 30-50 гг. XVI в. - М. - Л., 1958.
  • Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. - М ., 1960.
  • Шмидт С. О. О московском восстании 1547 г., в сборнике: Крестьянство и классовая борьба в феодальной России. - Л. , 1967.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Московское восстание (1547)" в других словарях:

    Года события, произошедшие в Москве летом 1547 года. В советской историографии рассматривалось как «антифеодальное восстание», вызванное резким обострением классовых противоречий в результате усиления феодального гнёта, усугубившегося насилиями в … Википедия

    МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547, 21 29 июня. Началось после огромного пожара. Восставшие горожане разгромили ряд дворов знати, убили князя Ю. В. Глинского, требовали у Ивана IV выдачи остальных Глинских, которых считали виновниками пожара. Жестоко… … Русская история

    Антифеодальное городское восстание в Русском государстве. Причиной М. в. было резкое обострение классовых противоречий в 30 40 х гг. в результате усиления феодального гнёта, усугубившегося насилиями в годы боярского правления, особенно в… … Большая советская энциклопедия

    Антифеод. городское восстание в Рус. гос ве. Причиной М. в. явилось резкое обострение клас. противоречий в 30 40 х гг. в связи с усилением феод. гнета, усугубившееся насилиями и притеснениями в период боярского правления, в частности во время… … Советская историческая энциклопедия

    21 29 июня. Началось после огромного пожара. Восставшие горожане разгромили дворцы многих представителей знати, убили князя Ю. В. Глинского, требовали у Ивана IV выдачи остальных Глинских. Жестоко подавлено … Энциклопедический словарь

    События, произошедшие в Москве летом 1547 года. В советской историографии рассматривалось как «антифеодальное восстание», вызванное резким обострением классовых противоречий в результате усиления феодального гнёта, усугубившегося насилиями в годы … Википедия

    МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 года, мятеж горожан против засилья при дворе клана Глинских (см. ГЛИНСКИЕ). Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, несшие основное налоговое бремя. Волнения начались сразу после большого пожара 21… … Энциклопедический словарь

    Московское восстание: Московское восстание (1547) Московское восстание (1606) свержение Лжедмитрия I (эпизод Смутного времени). Московское восстание (1610) свержение Василия Шуйского (эпизод Смутного времени). Московское восстание… … Википедия

    Годы 1543 · 1544 · 1545 · 1546 1547 1548 · 1549 · 1550 · 1551 Десятилетия 1520 е · 1530 е 1540 е 1550 е · … Википедия

    - «Восстание в Москве в 1547 году». Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 век. На заднем фоне миниатюры виднны пожары домов в городе. У этого термина существуют и другие значения, см. Московский пожар … Википедия

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы