Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

В первую среду декабря все ученики 11 классов пишут итоговое сочинение . Выпускнику предлагается пять тем сочинений , из которых ему нужно выбрать одну. Как бы то ни было, конкретные темы становятся известны за 15 минут до начала экзамена . Заранее (примерно 1 сентября) публикуются только направления , в рамках которых будут даны темы. В 2018/2019 учебном году даны следующие направления: «Отцы и дети» , «Мечта и реальность» , «Месть и великодушие» , «Искусство и ремесло» , «Доброта и жестокость» .

Данное сочинение было введено относительно недавно, поэтому многие выпускники задаются вопросом: «Как же писать это сочинение? ». В данной статье мы ответим на этот вопрос! С тематическими направлениями, критериями и рекомендациями по итоговому сочинению 2018/2019 гг. мы подробно ознакомились в этой статье . Повторяем, что для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы выпускник раскрыл предложенную тему , написав не менее 250 слов , и привёл хотя бы один литературный аргумент .

Если вы ищете короткую инструкцию по написанию итогового сочинения, то вот она:

1) Написать Введение , в котором нужно плавно подвести читателя к тому, что Вы будете доказывать в Основной части.

2) Написать Основную часть , в которой нужно доказать своё мнение с помощью литературных аргументов.

3) Написать Заключение , которое содержит главный вывод всего сочинения.

Если Вы ищете подробную инструкцию по написанию сочинения, то приступаем:
При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться только по одному из заявленных тематических направлений ? Наш ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется вам сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал.


1. Алгоритм работы над сочинением

Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ . Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент , подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему.

Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму:


2. Как работать с черновиком и планом сочинения

Черновик - это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.

Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике , а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями : сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик . Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной . К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа ; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.

На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений , необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис - мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос .

Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис - это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным - его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет):

Например, раскрывая тему «Для чего людям искусство?» , можно нарисовать такую схему:

Работа над сочинением едва ли возможна без построения плана. План сочинения - это концепция и структура вашей работы, кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. План - это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе - другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.

Приведём два примера составления плана:




3. Работа над композицией сочинения

Критерием оценки сочинения №3 является композиция , т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.

Традиционно выделяют три части сочинения:
1) введение , задача которого - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть , в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение , в котором подводится итог, обобщается написанное.


Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:

3.1 Как писать введение
Варианты введения

Вид введения Описание Пример
Историческое Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем - нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь - всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла... Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей.
Аналитическое Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.). Что такое великодушие? Это величие человеческой души, которое проявляется в уступчивости, мягкосердечии и способности прощать. Великодушный человек не думает о собственной выгоде, даже в сложных обстоятельствах он в первую очередь заботится о других.
Биографическое Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого - это бесконечный творческий поиск. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске истины и гармонии. Не случайно для ответа на вопрос «Какого человека можно назвать добрым?» мы обращаемся к творчеству Л.Н. Толстого.
Цитатное В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. «Добро – не наука, оно действие». Я думаю, этой фразой французский писатель Ромен Роллан даѐт каждому из нас правильный совет: если хочешь стать добрым человеком, начни действовать, помогать людям, поддерживать окружающих в трудную минуту, часто не дожидаясь просьбы о помощи.
Личностное Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Введение должно быть не очень большим . Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.


3.2 Как писать основную часть

Основная часть - это проверка того, насколько верно понята тема . Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы , поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.

Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы . Каждый абзац - это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой . Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый абзац - это новая мысль , так или иначе связанная с предыдущей , поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли) ;
однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления) ;
следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения) ;
обратимся к..., вспомним также, остановимся на..., перейдём к...,необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть... (переход от одной мысли к другой) ;
итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать... (итог, вывод) .

Использование литературных аргументов

В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.

При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.


3.3 Как писать заключение
Варианты заключения

Вид заключения Описание Пример
Обобщение написанного Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.
Риторический вопрос Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?
Призыв к читателю Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть - равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?
Цитата Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль. «Кто жесток, тот не герой», - метко сказал Пётр Великий. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, жестокость не только не делает человека великим, но и внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество.

Заключение должно подводить итог всей вашей работе , логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод - это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер .


4. Типичные ошибки в сочинении

Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность» . Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:

Фактические ошибки

Фактическая ошибка - это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.


Вид ошибки Пример
1 Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.) Живя за границей , Пушкин ни на минуту не забывал о родине. (Пушкин никогда не бывал за границей)
2 Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.) В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. (Речь идёт об Аркадии Кирсанове)
3 Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения Когда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить»)

Речевые ошибки

Речевая ошибка - это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.


Вид ошибки Пример
1. Употребление слова в несвойственном ему значении Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.
2. Нарушение лексической сочетаемости слов Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной.
3. Смешение паронимов Детство Максима Горького прошло в бедноте .
4. Неразличение синонимичных слов Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм .
5. Употребление слов иной стилистической окраски Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина.
6. Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов Плюшкин зациклился на почве жадности.
7. Употребление лишних слов Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени .
8. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) Писатель подробно описывает своего героя.
9. Неоправданное повторение слова Автор создаёт образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых в будничную суету.
10. Ошибки при употреблении фразеологизмов Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа.
11. Неудачное употребление местоимений Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы : в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.


Вид ошибки Примеры
1 Ошибочное словообразование Упрямость вместо упрямство , надсмехаться вместо насмехаться .
2 Ошибочное образование формы существительного Земные недры вместо недра , опытные шофера вместо шофёры .
3 Ошибочное образование формы прилагательного Более ярче вместо более яркий , самый важнейший вместо самый важный .
4 Ошибочное образование формы числительного Более пятиста вместо пятисот .
5 Ошибочное образование формы местоимения Ихней помощи вместо их помощи .
6 Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия Заказует вместо заказывает , ездиют вместо ездят , накормящий вместо кормящий или накормивший .
7 Нарушение согласования Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе... ) .
8 Нарушение управления Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример ) . Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения ) .
9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает... ) .
10 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы ) .
11 Ошибки в построении предложения с однородными членами Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и ) .
12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю ) .
13 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема ) .
14 Ошибки в построении сложного предложения Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема... (правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема...)
15 Смешение прямой и косвенной речи Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами. )

Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста . Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.

Что такое преданность ? Преданность – это готовность пожертвовать чем-то ради чего-либо, способность в любой ситуации сохранять верность чему-либо или кому-либо, будь то идея или человек. Попробую обосновать данное мною определение этого этического понятия.

В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса можно привести предложение 15 из текста В.В Чаплиной. В нем описывается преданность росомахи материнскому долгу – защите своих детей. Как только её детёнышам стала угрожать опасность, она, несмотря ни на что, бросилась на защиту своего потомства.

В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу пример из своего жизненного опыта. Я знаю двух друзей. Они вместе служили во время войны в Чечне. Однажды во время отступления одного из товарищей ранили. Он не мог двигаться и остался прикрывать отход наших войск. Вдруг рядом ложится его приятель и говорит: «Русские своих не бросают!» Вот она, настоящая преданность: несмотря на угрозу собственной жизни, остаться верным другу, не бросить его в трудную минуту.

Думаю, что приведя два аргумента, я доказал своё понимание слова «преданность». Жалко, что она редко встречается в наши дни. (Белов Никита)

Сочинение 15.3.

Думаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью предложенного нам для анализа текста и своего жизненного опыта.

Например, в произведении Розы Госман речь идет о дружбе двух девушек: Ольги и Елены. Оля пишет стихи. Она сама понимает, что они не очень хорошие (1). Однако Лена их всегда хвалит (13). Но подруга неискренна: она льстит Оле, а за спиной смеется над ней (19-21). Поэтому, когда Оля узнает правду, девушки ссорятся. В этой ситуации Оля ведёт себя очень великодушно: она прощает Лену, а та, получив хороший урок, изменила отношение к увлечению Оли, и девушки возобновили дружбу (45-50).

Кроме этого, я хочу привести пример из своей жизни. Моя подруга всегда мне помогает, хранит тайны и поддерживает меня во всех начинаниях. Я тоже стараюсь отвечать ей тем же. Поэтому я считаю ее настоящим другом.

Таким образом, я доказала, что дружба строится на понимании и доверии. Роль дружбы огромна в нынешнем мире, ведь хорошо осознавать, что у тебя есть на кого положиться в трудную минуту.

(Екатерина Листишенкова)

Сочинение 15.3.

Я знаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью исходного текста и своего жизненного опыта.

В произведении А. Иванова приведен пример настоящей дружбы. Овечкин готов был пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти друзей. Он бесстрашно прыгнул на ствол дерева и стал рубить его (45-46). Овечкин знал, на какой риск он пошел, но не остановился, а завершил свое дело (48-57).

Кроме того, я хочу привести пример из своей жизни, подтверждающий мою точку зрения. Когда у меня в жизни произошла неприятность, из-за которой я очень переживала, подруга все время была рядом, поддерживала и подбадривала меня. Я думала, что именно она помогла забыть то происшествие. Хочу выразить благодарность ей за это.

Таким образом, я доказала, что дружба действительно играет большую роль в жизни человека, на ней держится весь мир. (Екатерина Листишенкова)

4 критерий оценки эссе гласит: "Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)".

Жизненный опыт:

*Реальные факты из жизни окружающих
*Собственные наблюдения и выводы
*Традиционно- исторический опыт

Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать:

Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…
-Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).

Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения. Можешь воспользоваться такими фразами:

Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:
ИЛИ:
-Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …

Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» - сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.

Читательский опыт:

*Научно-популярная литература
*Историческая литература
*Художественная литература

Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

Например:

Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремится к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище…

Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

При работе с той частью сочинения, в которой вы будете приводить аргументацию своего мнения, можно воспользоваться такой схемой:

Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственное видение проблемы и др.

Можно воспользоваться и такими выражениями:

Другие материалы к сочинению .

Сегодня мы хотели бы разобрать тему, как подбирать конструктивные аргументы, которые меняют модели поведения людей. Если в реальной жизни возникали ситуации, когда было тяжело убедить другого человека в своей точке зрения, когда собеседник не понимает очевидных вещей, то сегодня мы разберем простой алгоритм, как это до людей доносить. И, как водится, закрепим материал примерами из реальной жизни.

Когда в одной из недавних статей мы разбирали , то говорили об изменении модели поведения другого человека и том, что ключевой точкой алгоритма является “согласие по проблеме”.

То есть, если человек говорит: “да, согласен, ситуация какая-то неловкая…”, то мы можем переходить к решению. Иначе переходить пока рано - человек не согласен и/или не понимает, что мы решаем.

Если мы продавливаем решение без согласия по проблеме, то возможны несколько вариантов:

  • Человек отбивается: “Да, ладно, раньше же как-то работали…”
  • Человек включает режима саботажа: “Хорошо, ты начальник, я дурак, но ты потом увидишь, что это было неправильное решение…”
  • Человек ставит начальнику минус в карму: “Хорошо, пусть будет по-твоему. (Уже не вслух) Начальники - идиоты, сами не понимают зачем что делается, только и умеют, что давить.”

И именно в этой точке, не доходя согласия по проблеме, в порыве убеждения мы используем неконструктивные приемы, про которых говорили в предыдущей статье :

“Почему я должен специалисту твоего уровня объяснять такие элементарные вещи”

“Как менеджер с твоим опытом…”

“Я уже полчаса пытаюсь объяснить тебе основы…”

И чем сильнее давим, тем больше шанс получить минус в карму и больше вес самого минуса.

Соответственно, хочется человека как-то привести к согласию по проблеме, без давления, чтобы оно согласился с проблемой и сам собой перешел к решению.

Нужны аргументы. Которые мы готовим на этапе подготовки. Причем на этапе подготовки мы не знаем, какой аргумент сработает, потому что не знаем, что у человека в голове.

Одного аргумента недостаточно. Если вы едете собирать шкаф любимой теще, то вы же не берете единственный ключ. Вы уточняете: “Надежда Петровна, какой там нужен ключ?” Она компетентно отвечает: “Сережа, тут шестиугольные такие гайки и еще болты какие-то”. И вы берете набор ключей, чтобы не пришлось ехать второй раз.

Так и тут - хорошо бы перед обсуждением заготовить набор аргументов, на случай если ваш единственный убийственный аргумент не сработает.

Итак, как готовятся аргументы?

Пример №1 . Допустим, вы руководите командой, и есть сотрудник, который постоянно опаздывает на утренние планерки (скрам митинги, стэндап митинги или просто планерки). На этих планерках вы обсуждаете, кто что сделал вчера, кто что будет делать сегодня, какие есть проблемы и т.д. То есть, распределяете задачи и осуществляете какую-то координацию.

А тут, негодяй, опаздывает. И вы хотите сделать так, чтобы он не опаздывал.

Понятно, что могут быть ситуации, когда жена уехала в командировку и некому детей водить в детский садик и т.д. - мы это тут не будем рассматривать. Предположим, что конкретный Федя искренне не понимает, зачем нужны планерки, и на них опаздывает. Ну вот не было на предыдущей работе у человека этих дурацких совещаний, и все было хорошо. И работу работали, и заказчика удовлетворяли. А тут вы со своими дурацкими совещаниями.

То, что мы часто видим на тренингах - менеджеры начинают разговаривать на своем менеджерском языке:

“Падает мотивация команды”

“Падает командный дух”

“Это противоречит политикам нашей компании”

То есть, про какие-то корпоративные корабли, которые что-то там бороздят. Что такое командный дух? Это когда заходишь в комнату, а там такой мощный командный дух в воздухе? Что значит, мотивация падает? Ты, менеджер, ее в каких попугаях измеряешь? В люменах, которые показывают, насколько у людей горят глаза?

Менеджеры говорят на своем языке. Они иногда немного забывают, что они чувствовали и думали, когда не были менеджерами.

Наверное, аргументы должны быть немного другими… Разобраться в вопросе нам поможет матрица 2 на 2.

По одной шкале мы отложим время: настоящее или будущее. По другой шкале - чья это проблема: ваша или человека, к которому вы пришли ее обсуждать.

К каким аргументам люди лучше прислушиваются? К тем, которые показывают, что есть проблема у вас, или к тем, которые показывают, что есть проблема у них?

Ответ не так очевиден. Можно сказать, что это зависит от того, есть ли у вас совместные цели, от его врожденной критичности, от истории ваших отношений с этим человеком (то есть, вашей кармы в его глазах). Именно от этого зависит, сработают ли ваши аргументы про падающую мотивацию и протухающий командный дух.

Но что абсолютно точно - люди неплохо прислушиваются к аргументам, которые касаются их лично. Кто-то из психологов сказал, что:

Люди меняют свою модель поведения, когда понимают, что она контр-конструктивна их целям

Чего хочет этот опаздывающий сотрудник? Вы знаете лучше, вы с ним работаете. Но я предположу, чего он может хотеть:

  • Хочет интересных задач и не хочет скучных
  • Хочет, чтобы к его мнению прислушивались
  • Хочет карьерного роста
  • Хочет денег

К этим хотелкам мы и можем привязать аргументы:

  1. Когда ты приходишь после совещания, все интересные задачи уже оказываются разобранными
  2. Остаются только скучные задачи
  3. На скучных задачах я не могу оценить твой рост
  4. Если меня сейчас попросят кого-то порекомендовать на позицию менеджера, я не смогу тебя порекомендовать
  5. В нашей компании менеджер - это тот, кто собственным примером показывает, как соблюдаются политики компании + Аргумент №4

И вот вы уже чуть более подготовлены к разговору. И вы идете от одного аргумента к другому, расставляя паузы, давая человеку сказать, что он думает по этому поводу. Но у вас уже не один аргумент, а целый набор ключей.

И это мы еще не анализировали, чего человек хотел добиться своей моделью поведения прямо сейчас. Попробуем это сделать на следующем примере.

Пример №2 . Допустим, вы руководите командой, и ваш опытный сотрудник (технический лидер) при всех неконструктивно критикует работу коллег, периодически переходя на мат. Коллеги (конкретно, Маша) обижаются, плачут, не могут работать и собираются уволиться. Потому что нервные клетки не восстанавливаются. И вы решаете как-то изменить модель поведения вашего технического лидера.

Тут, конечно, стоит задуматься. он себя всегда так вел, или это началось после какого-то момента? Может быть, тут дело как раз в мотивации. скучно стало человеку. Надо разбираться. Предположим, что технический лидер всегда был таким резким.

Небольшое отступление и пример из жизни. В своей книге “Вверх!” Инна Кузнецова, первый русскоговорящий вице-президент IBM описывает случай, когда в какой-то момент у нее оказался ужасный начальник, с которым было очень тяжело работать. И она уже собралась от него уходить, когда немного развернула эту ситуацию для себя.

Ведь чем дальше наверх, тем из меньшего количества начальников ты можешь выбирать. И эту ситуацию Инна восприняла как прекрасную возможность научиться работать со сложными начальником. Жить стало полегче. Потому что когда ты понимаешь долгосрочную цель, и как текущая ситуация тебя к ней приведет, можно и помучиться.

Поэтому в нашем примере может быть вариант поговорить с Машей. Возможно, вам удастся ее убедить, что ей будет полезно научиться общаться и с матерящимися техническими лидерами. :)

Но допустим, вы все-таки решили пообщаться с вашим опытным сотрудником. Вы начнете с описания, почему для вас эта ситуация является проблемной:

  • Работа делается медленно
  • Маша находится в нересурсном состоянии
  • Маша может уволиться

Но есть шанс, что вы натолкнетесь на непонимание:

  • “Конечно, понабирали по объявлениям”
  • “Вот у меня же все нормально получается с первого раза”
  • “Уволится, и слава богу - может быть, нормального человека наконец наймем…”

Поэтому давайте подумаем, чего хочет технический лидер? Чего он хочет этим своим поведением? Чтобы делалось быстро и качественно.

Чего он хочет вообще?

  • Чтобы к нему прислушивались
  • Работать с умными людьми
  • Карьеры
  • Денег

Исходя из этого и готовим аргументы:

  1. Быстро → Ты чего хочешь? когда кричишь на Машу? Чтобы делалось быстро? Быстро не получается…
  2. Быстро → Смотри: ты накричал, Маша ушла плакать. Потом она пришла мне рассказывать, как тяжело с тобой работать. Я думаю обо всех сотрудниках, я пришел к тебе греть мозг про это. Сейчас я уйду, ты пойдешь к Маше объяснять, что не надо идти через твою голову к начальнику. Маша уволится. Как ты думаешь, кто будет заниматься поиском, собеседованием, введением в курс дела новичков, а пока их нет, делать их работу?
  3. Чтобы прислушивались → Смотри. пока вы с Машей общаетесь. все остальные достали попкорн и за этим наблюдают. И они видят, как ты доносишь свои мысли до коллег. Как ты думаешь. если у людей возникнет вопрос, они к тебе придут его обсуждать?
  4. Работать с умными людьми → Ты сказал, что хочешь работать с умными людьми? Так умные люди еще тоже подумают, работать или нет с тем, кто в случае чего может при всех матом приложить. Им это зачем нужно?
  5. Карьера → В нашей компании растут те, кто может находить общий язык с любыми людьми. Сейчас. если меня спросят, могу ли я тебя порекомендовать на позицию менеджера, я не смогу этого сделать. Потому что я не знаю, как ты будешь общаться с руководством и заказчиками. Заказчик тоже может чего-то не понимать, и быть не компетентным в твоей области. Если ты его матом пошлешь, то это не дело…

Не стоит здесь излишне давить. Человек, возможно, вообще не смотрел на ситуацию под таким углом. И ему нужно время, чтобы смириться с тем, что его модель поведения не приведет его к его хотелкам. Все-таки, с этой моделью поведения он жил несколько лет.

И может быть, это будет уже второй разговор, когда вы с ним договоритесь в формате “Давай попробуем по-другому… Вместо $%^# ты говори: “Маша, как же так вышло?..”

Это не про манипуляции

Вы можете сказать: Александр, но это же чистой воды манипуляция! Как же так, вы же сами учите, что не надо их использовать.

Это важный вопрос. Манипуляция - это скрытое воздействие на человека для достижения собственных целей. Поймите нас правильно, мы не за то, чтобы используя аргументы влияющие на человека, скрытно решать свои менеджерские проблемы. Если вкратце, то алгоритм донесения следующий:

  • У меня есть проблема, я пришел ее с тобой обсудить
  • Для меня это проблема вот почему…
  • Кроме того, я хочу с тобой работать вдолгую, но эта ситуация также является проблемой и для тебя. И вот почему…

Ваша текущая карма в глазах этого человека просто напросто определит точку, в которой он начнет соглашаться с вашими аргументами. Мысль в этом.

Резюме: попробуйте

Резюме очень простое: люди меняют свою модель поведения, когда понимают, что она контр-конструктивна их целям. Думайте не только о своих проблемах, но подбирайте также аргументы исходя из хотелок и желаний собеседника. И аргументов должно быть несколько - как ключей в наборе. Тогда шансы на успех в разговоре сильно повышаются.

Умение написать правильно структурированное и логически стройное эссе пригодится каждому. Хорошо аргументированное эссе содержит доводы, подтверждающие главную идею и убеждающие читателя в ее правильности. Аргументационное эссе включает в себя всестороннее рассмотрение обсуждаемого вопроса, а также веские аргументы, способные убедить читателя в правильности авторской точки зрения.

Шаги

Часть 1

Формат эссе

    Учитывайте цель аргументационного эссе. Цель данного типа эссе заключается в глубоком рассмотрении какого-либо вопроса или темы. В таком эссе следует изучить все аспекты обсуждаемого предмета, рассмотрев всевозможные точки зрения.

    Соблюдайте методологию написания аргументационного эссе. Прежде чем приступить к созданию аргументационного эссе, необходимо как следует освоить соответствующий материал.

    • При написании эссе данного типа успех зависит от того, насколько полно автору удастся проанализировать различные аспекты обсуждаемой проблемы, подведя читателя к очевидному и логически обоснованному выводу. Перед написанием эссе следует ознакомиться с существующими точками зрения на данный предмет, чтобы упомянуть в своей работе мнения, не совпадающие с вашим (контраргументы).
  1. Помните о желательных результатах вашего эссе. Конечная цель аргументационного эссе (помимо того, что оно было задано преподавателем!) состоит в том, чтобы убедить других людей в чем-либо, склонив их к своей точке зрения на обсуждаемый вопрос.

    Часть 2

    Выбор темы
    1. Выберите подходящую тему. Помните о том, что в аргументационном эссе отстаивается определенная точка зрения по какому-либо спорному вопросу. Поэтому для такого эссе не подходит тема, относительно которой существует единое мнение.

      • Например, вам вряд ли удастся написать хорошее аргументационное эссе, посвященное пользе физических упражнений, поскольку данный тезис ни у кого не вызывает возражений.
    2. Выберите интересную для вас тему. Для подготовки и написания эссе потребуется немало времени, поэтому следует выбрать такую тему, работа над которой будет интересна вам.

      Проверьте свой главный тезис. Обсудите его с другом или коллегой (желательно, чтобы ваш собеседник придерживался другой точки зрения). Это поможет вам отточить свои доводы и натолкнет на новые аргументы в подтверждение вашей главной мысли.

      • Если вы выполняете учебное задание, то эссе будут читать ваши сокурсники и преподаватель. А может, вы пишете для гораздо более широкой аудитории. В любом случае для более эффективного построения аргументации следует учитывать свою аудиторию.
      • Уровень образования, профессия и жизненный опыт людей влияют на то, как они воспринимают точку зрения, отличную от их собственной, поэтому при написании эссе желательно учитывать эти факторы.
      • При обращении к разным группам людей пользуются различным языком. Например, со священником местной церкви вы говорите иначе, чем со случайно встреченным на улице знакомым. При обращении к той или иной аудитории важно учитывать подобные различия.
    3. Учитывайте риторическую ситуацию. При рассмотрении какой-либо темы важно учитывать сопутствующие ей факторы. Риторическая ситуация складывается из пяти основных элементов: самого текста (в нашем случае это эссе), автора (в данном случае это вы), аудитории, преследуемой цели (или целей) и сопутствующей обстановки.

    Часть 3

    Построение аргументации

      Придумайте привлекающий внимание заголовок. Креативное и оригинальное название заинтересует читателя, и он захочет прочесть ваше эссе.

      Изложите главный тезис. Это краткая формулировка вашего взгляда на рассматриваемый вопрос. Как правило, тезис завершает вступительную часть эссе. Ознакомившись с основным тезисом, читатель будет более подготовлен к восприятию дальнейшего текста.

      Не пользуйтесь стандартным построением тезиса из трех частей, часто рекомендуемым начинающим авторам. Такой формат, ограничивающий статью тремя наперед заданными разделами, мешает свободному выражению мыслей. Отказавшись от тройного тезиса, вы сможете полнее развить свои идеи и затронуть более широкий круг вопросов.

      • В качестве примера тройного тезиса можно привести следующее утверждение: Глобальное потепление вызвано промышленными выбросами, автомобильными выхлопными газами и загрязнением Мирового океана . В данном случае заранее определяется, что статья будет состоять из трех разделов, посвященных соответственно промышленному загрязнению, автомобильным выхлопам и загрязнению мирового океана. Таким образом, за пределами данного эссе остаются другие причины, что снижает его полноту и слишком ограничивает круг обсуждаемых идей.
      • Отказавшись от такой строгой формы тезиса, вы сможете создать более развернутое и стройное эссе. В данном случае лучше использовать следующий тезис: Ввиду увеличения средней мировой температуры и повышения уровня Мирового океана, успешная борьба с проблемой глобального потепления требует более широкого осмысления .
    1. Напишите вводную часть. В этом разделе следует кратко пояснить рассматриваемую тему и рассмотреть текущую ситуацию, ознакомив читателя с предметом обсуждения. Как отмечалось выше, вводная часть должна завершаться тезисом.

      Напишите основные разделы статьи. Аккуратно изложите сведения, как подтверждающие, так и опровергающие вашу точку зрения. Приведите убедительные доказательства в поддержку своего мнения, не скрывая при этом и противоречащие ему данные.

      Напишите заключение. В этом разделе следует еще раз подчеркнуть свои аргументы, убеждая читателя поддержать вашу точку зрения. Постарайтесь привязать тему эссе к интересам и ценностям ваших читателей.

      • Акцентируйте внимание читателя на основных идеях вашего эссе и повторите главный тезис, по-другому сформулировав его. Выводы не должны содержать никакой новой информации - в заключении следует подытожить сказанное вами ранее.
      • Нередко статьи завершаются кратким взглядом на дальнейшие пути изучения рассмотренного вопроса.

    Часть 4

    Включение в эссе результатов исследований и ссылок
    1. Проведите собственное исследование. Поищите в библиотеке книги и статьи по изучаемой теме. Попробуйте разыскать надежные источники в Интернете. Следует найти источники, которые отображают все существующие точки зрения на данный предмет, - это позволит вам осветить в своем эссе все аспекты рассматриваемого вопроса. Соберите всю информацию, как подтверждающую вашу точку зрения, так и противоречащую ей.

      • Попросите работника библиотеки помочь вам в поиске надежных и проверенных источников по вашей теме. Он сможет порекомендовать соответствующие книги.
    2. Пользуйтесь надежными источниками и приводите точную и актуальную информацию. Хорошие исследовательские работы, опираясь на достижения в соответствующей области, ставят новые вопросы и предлагают пути их решения, нарушая тем самым сложившийся статус-кво. Следует использовать как старые, лежащие в основе той или иной области знания, так и новые, представляющие последние достижения источники.

      • Ссылайтесь на серьезные работы, написанные экспертами в данной области (например, если ваше аргументационное эссе посвящено опасности глобального потепления, процитируйте работу известного специалиста по окружающей среде) и опубликованные в реферируемых научных изданиях. Публикуемые в таких изданиях работы подвергаются предварительной проверке (рецензии).
      • Помните о том, что в Интернете каждый может написать что угодно, не придерживаясь каких-либо требований относительно точности излагаемых сведений, поэтому в научной работе не рекомендуется ссылаться на блоги и неспециализированные веб-сайты.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы