В Правилах дорожного движения подробно рассказано как должен себя вести водитель после дорожно-транспортного происшествия. Но об определенных действиях водители плохо осведомлены – например, как пишется объяснительная при ДТП. Следует сказать, что лучше ознакомиться заранее, как пишется объяснение ДТП для ГИБДД, чтобы ситуация в документе излагалась максимально правдиво и в выгодном свете для дальнейшего разбирательства.
После того, как на место ДТП прибыл сотрудник ГИБДД, он должен водителям выдать бланки объяснительных. Рекомендуем его составлять собственноручно, но если такой возможности нет (стресс, шок или повреждение), то инспектор имеет право заполнить его с ваших слов. Второй вариант подразумевает тщательную проверку написанного перед тем, как поставить свою подпись. Один из главных документов, необходимых для заполнения данного документа – это паспорт гражданина РФ.
Внимательность – это главный показатель, который требуется для оформления объяснения. Помните, что этот документ – не 100%-е доказательство вины той или иной стороны ДТП, но если дело дойдет до суда, то данные из объяснительной могут стать очень важными. И если в них будут замечены нестыковки или свидетели опровергнут ваши слова, то выиграть суд не получится.
Несмотря на то, что данный документ имеет определенную форму, заполняться он может в свободной форме – как школьное сочинение-описание. Но важно помнить, чтобы в документе нашла отражение следующая информация о произошедшем:
В завершении своего рассказа следует написать, считаете ли вы себя виновным в произошедшем или нет. Следом должна быть фраза о том, что все указанное в объяснении написана собственноручно (если это так). Ниже – подписать, дата написания, контактные и паспортные данные.
Юристы, занимающиеся подобными делами, часто говорят об ошибках, которые допускают водители при заполнении объяснительной при ДТП. Достаточно одного неверного слова или фразы, смысл который может быть двояким, чтобы доставить в будущем, при разбирательстве, серьезные проблемы. Не следует писать в объяснении подобную информацию:
Советуем водителю иметь в арсенале заполненный образец объяснительной – он поможет прибавить внутренней уверенности при ДТП и в определенных случаях задать вопросы сотрудникам ГИБДД, если их действия кажется неправомерными.
Скачать образец объяснительной можно здесь , а также пустой документ и потренироваться заполнить его собственноручно. Полученный образец положите в бардачок транспортного средства.
Главное, при заполнении объяснительной при ДТП – это постараться избежать досадных ляпов, которые в последующем могут сыграть против вас при рассмотрении дела в суде. Вся информация, указанная в бланке должна быть максимально подробной и достоверной – постарайтесь избежать фраз с двояким смыслом, голословно никого не обвиняйте, не пишите лишних данных.
Я, ФИО, двигался __.__.2012 года в__.__в сторону пр.Красной Армии на скутере Gilera Fuoco 500. Правил не нарушал, за дорожной ситуацией следил.
На перекрестке с ул.Бероунская неожиданно для меня и прочих участников ДТД на красный свет выехал а/м Hummer черного цвета без должным образом установленного госномера. Я, земетив опасность и избегая ДТП был вынужден в торможении выехать на полосу встречного движения, где и остановился на обочине.
В процессе торможения, маневра и остановки услышал сильный удар сзади. Обернувшись увидел, что а/м Hummer ударил следующий со мной в одном направлении а/м Suzuki Jimny госномер ______, практически оторвав ему капотное пространство. Заметив за рулем пострадавшего а/м Suzuki Jimny девушку, я отправился оказывать ей возможную первую помощь.
Подойдя к машине я заметил ребенка в детском кресле на заднем сидении. Я открыл багажник пострадавшего автомобиля, через него достал ребенка (мальчик лет 4 примерно), взял там же знак аварийной остановки, установил его и через окно водительской двери помог выбраться наружу девушке-водителю.
Препроводив ее и ребенка на обочину и убедившись, что они серьезно не пострадали, я попросил водителя а/м Mitsubishi Airtrek госномер______, который тоже остановился для оказания помощи, вызвать Скорую Помощь и ГАИ. Далее я подошел к а/м Hummer исключительно с целью убедиться, нужна ли его водителю моя помощь. В открытое окно данного а/м я увидел двух лиц, прибывших явно из южных регионов. Об этом свидетельствовала темная кожа, курчавые жесткие волосы и характерные черты лица.
Я предположил, что передо мной находятся заблудившиеся испанские туристы и дружелюбно спросил на их родном языке, не заметили ли они красный цвет светофора - Al huele pido rosa? (Испанский язык я изучал в школе при посольстве СССР в Мадриде, где водителем работал мой отец).
В ответ водитель а/м Hummer через открытое окно своего автомобиля ударил меня левой рукой в область головы. Так как шлем, в котором я обязан ездить по ПДД я на этот момент не снял, то удар пришелся по нему. Именно этим я объясняю сломанные 4 пальца на его левой руке. Далее он выскочил из машины и нанес так же в район головы удар правой рукой. Именно этим я могу объяснить перелом ее в районе лучевой кости.
Выскочивший затем из этого же автомобиля пассажир нанес мне удар каким-то тяжелым предметом по спине, я с ним в единоборство вступать не стал, а просто аккуратно положил на асфальт и как законопослушный гражданин принялся ждать прибытие наряда ГАИ. Каких-либо повреждений он мне не нанес, так как под курткой я был одет в мотоэкипировку, в просторечии более известной как «черепаха». Его сломанный нос и сломанную челюсть могу объяснить тем, что подушки безопасности в момент удара а/м Hummer о а/м Suzuki Jimny не сработали и он поранился о переднюю панель автомобиля.
О разорванном в клочья служебном удостоверении Помощника Депутата Махачкалинского Совета Депутатов на имя… ФИО...., я ничего сообщить не могу, так как мне это не известно. Так же мне не известно, как порванное служебное удостоверение могло оказаться во рту и пищеводе водителя а/м Hummer.
Что-либо сообщить о собравшейся вокруг места ДТП группе граждан на мотоциклах и скутерах не могу, так как я совершенно не знаю этих людей.
Так же мне абсолютно ничего не известно о том, кто порезал все колеса а/м Hummer, кто проткнул его крышу ломом, кто разбил все стекла и порезал кожаный салон, тем самым приведя его в негодность, и уже упомянутым ломом разворотил и так поврежденный капот и повредил двигатель.
Правдивость моих слов могут подтвердить свидетели и участники ДТП, например водители а/м Mitsubishi Airtrek госномер______ и а/м Suzuki Jimny.
Дата __.__.2012г. Подпись_________(___________)
Добрый день, это Кулик Илья. К сожалению, никто из участников дорожного движения не застрахован от попадания в аварию на дороге. Любое дорожно-транспортное происшествие – это серьёзное потрясение для его участников и очевидцев. А от правильности поступков в таких ситуациях могут диаметрально противоположно измениться последствия, а зачастую зависит и жизнь людей.
И чтобы не растеряться в случае автоаварии, нужно заранее знать, как действовать при ДТП. Об этом я и расскажу вам сегодня. Вы готовы? Тогда поехали!
Если вам срочно надо узнать, что делать при ДТП, просмотрите это короткое видео. Но чтобы разбираться во всех тонкостях поведения при аварии, читайте статью.
Примечание. В этой видеозаписи допущена неточность.
Вызывать сотрудников ГИБДД обязательно, когда:
В остальных случаях водители могут, кроме вызова автоинспекторов:
Ограничение в 50 000 р. актуально только для Европротокола.
Любая авария – это всегда стресс для его участников. И главное, когда попал в ДТП, не растеряться, не впасть панику, а сразу взять ситуацию в свои руки. От правильности действий сразу после происшествия могут серьёзно изменяться его последствия.
Первыми действиями при аварии будут, как это прописано в п. 2.5 Правил движения
Примечание. Чтобы обезопасить своё вынужденное пребывание на проезжей части, в тёмное время суток оденьте светоотражающий жилет . Впрочем, наказания за его отсутствие не предусмотрено.
При наличии видеорегистратора, проследите, чтобы момент аварии сохранился. Для этого надо остановить запись, нажать соответствующую кнопку, а в каких-то моделях сохранение происходит автоматически после удара, смотрите документацию к своему устройству.
Оказывая экстренную помощь, не забывайте о собственной безопасности.
По договорённости с другими участниками смотря по обстоятельствам решаете, что делать дальше. Вариантов два: вызывать ГИБДД или нет.
Если есть техническая возможность, не помешает вести видеосъемку происходящего, особенно общения с другими участниками аварии, дачи показаний и т. п.
Если есть раненые или погибшие, а также если к договорённости с другими участниками прийти не смогли, в тем более, если они ведут себя агрессивно, угрожают, или явно находятся в нетрезвом виде, вообще ведут себя неадекватно, вызов полиции обязателен. Если перечисленных обстоятельств нет, вы можете поступить так, как написано в подзаголовке «Как оформить происшествие без пострадавших». Эта пошаговая инструкция универсальная, просто некоторые шаги при аварии без пострадавших можно пропустить.
Если есть пострадавшие, конечно, сначала необходимо вызвать медицинскую помощь, а потом уже сообщать о происшествии в автоинспекцию. Как вызвать ГАИ, скорую или спасателей? Сейчас установлены единые по всей России номера для вызова экстренных служб для мобильных телефонов:
Сохраните эти номера в памяти телефона. По какому из них звонить? Лучше всего по номеру 112, так как:
На всякий случай уточните номера экстренных служб у своего оператора, обычно эта информация есть на официальном сайте оператора.
Со стационарного телефона (разные ситуации бывают) ГИБДД вызывают по номеру «02», «неотложку» – «03». А также можно звонить по номеру МЧС – 112, и по номерам ближайших подразделений ГАИ.
Если есть пострадавшие при звонке необходимо наиболее полно и при этом коротко и ясно сообщить:
Если потребуется помощь спасателей (например, потерпевшие зажаты деталями авто), вызывайте спасателей по номеру 112, одновременно сообщив о ДТП и пострадавших.
Вытаскивать человека из автомобиля нужно только тогда, когда его оставление там явно угрожает опасности (угроза возгорания, взрыва). В остальных случаях, особенно если какие-либо части тела сдавлены деталями автомобиля, самостоятельно извлекать пострадавшего не стоит. Первую помощь надо постараться оказать прямо в таком положении раненого.
Чтобы оказать первую помощь необязательно обладать специальными знаниями. Ну а если медицинские знания у вас имеются, вы лучше меня знаете, что надо делать.
От присутствующих на месте аварии достаточно в случае необходимости:
И помните, что в экстренных ситуациях любая помощь ценна.
Примечание. В крайних случаях, когда точно известно, что врачи не смогут в ближайшее время прибыть к месту происшествия, допускается доставка раненых в ближайшее медучреждение очевидцами, а в их отсутствии и участниками аварии. Участвовавший в ДТП водитель должен, отвезя раненого, сообщить принявшему пострадавшего медперсоналу данные о себе (паспортные данные, марку и ГРЗ авто) и немедленно вернуться к месту аварии для её оформления. Покиданием места ДТП это не является.
Необходимо зарисовать схему аварии, а также сфотографировать:
После этого, если нет раненых и погибших людей, водители обязаны освободить проезжую часть . Неисполнение этого требования наказывается штрафом в 1000 р.
При наличии пострадавших освобождать проезд нужно только тогда, когда иначе движение транспортного потока становится невозможным.
Не забудьте позаботиться о свидетелях. Попросите их оставить вам контактные данные. Хорошо если они сразу запишут свои показания и зафиксируют их подписью. Идеально, когда очевидцы остаются до прибытия сотрудников ГАИ и дают свои показания уже при оформлении аварии. Особенно важны свидетельские показания в спорных авариях, а также когда кто-то из участников не присутствует при оформлении ДТП (скрылся, погиб, находится в тяжёлом состоянии, госпитализирован и т. д.).
Если свидетелей поблизости нет, и никто не останавливается, хотя бы запишите марку и госномер проезжающих мимо авто. В случае острой необходимости ГАИ отыщет этих невольных очевидцев.
Не забудьте обменяться контактами и с участниками аварии. Возможно, вам может потребоваться ещё не раз общаться с ними при сложностях с получением страховой премии, для выяснения обстоятельств аварии и т. п.
Можно позвонить родственникам или друзьям, особенно если они имеют знания, как правильно поступать при попадании в ДТП, попросите их приехать. Наверняка, когда понимающие вас люди будут рядом, вам будет легче собраться с силами, сохранить спокойствие, без которого очень легко допустить досадные ошибки. В присутствии поддерживающих вас, вы сможете чувствовать себя увереннее. Особенно это актуально, когда авария имеет тяжёлые последствия.
Если вы хотите, чтобы представитель страховщика присутствовал при оформлении аварии или вам нужна консультация по действиям при ДТП в связи с получением в дальнейшем страховки, позвоните своему страховщику и сообщите обстоятельства аварии. Телефонный номер можно посмотреть на полисе ОСАГО.
Если авто застраховано по каско, то звонок в страховую компанию сразу при аварии может быть обязательным условием, уточните этот вопрос у своего страховщика.
Ни в коем случае не принимайте спиртное и другие продукты и вещества, которые могут показать алкоголь в крови, до прохождения медосвидетельствования. Иначе доказать, что были трезвы в момент аварии, будет практически невозможно.
Если обстоятельства аварии спорные, возможен вызов эксперта-трасолога прямо на место аварии. Результат , проведённой по горячим следам, при помощи которой можно восстановить механизм аварии, будет максимально высоким.
При наличии тяжелораненых и погибших, особенно при неочевидных обстоятельствах, будет полезным вызов адвоката также сразу на место происшествия.
Если потерпевшие в аварии собираются получить компенсацию от страховой компании (СК) по , водителям необходимо заполнить Извещение о ДТП. Как это сделать читайте в статье: . Напомню, что выполняется это независимо от того, будут оформлять работники ГИБДД аварию или нет. Сделать это можно пока ожидаете сотрудников автоинспекции.
Если в аварии есть тяжелораненые и погибшие, на место аварии также выезжает следственно-оперативная группа ОВД, а не только инспектор ДПС.
Когда же происшествие оформляют сотрудники автоинспекции, неопытным водителям несколько проще, так как основные бумаги заполняются инспекторами, к тому же они всегда сами пояснят водителю как правильно заполнить тот или иной документ, укажут, что предпринять.
При заполнении документов будьте внимательны, следите за правильностью указанной информации. Если что-то непонятно задавайте вопросы. Только не будьте навязчивы. Не стесняйтесь заметить, если в чём-то несогласны. Если инспектор необоснованно не принял во внимание ваши замечания, обязательно отметьте это в своём объяснении.
Когда есть пострадавшие, а также при подозрении на опьянение, участникам аварии будет предложено пройти медосвидетельствование. Отказ от него приравнивается к нахождению в нетрезвом виде.
На месте от вас потребуются те же документы, которые всегда должны быть с собой у водителя:
Подтверждением наличия пройденного техосмотра сейчас является диагностическая карта. Собственно, при оформлении ДТП, как и вообще при езде по дорогам, этот документ не требуется. В настоящее время диагностическая карта и техосмотр важны только для страхования по ОСАГО.
И при аварии диагностическая карта нужна только для СК, причём её наличие важно только для виновника. В случае отсутствия у него пройденного техосмотра и действующей диагностической карты (а проверяется это по электронной базе ), страховщик возместит урон потерпевшему, а потом потребует с виновника всю затраченную на компенсацию сумму по регрессу.
Примечание. Для автомобилей не старше 3-х лет прохождение техосмотра, следовательно, и диагностическая карта, не требуются.
Если же будет установлено, что авария произошла вследствие неисправности, которую можно было обнаружить на техосмотре, но она не указана в диагностической карте, регрессные требования будут предъявлены к организации, проводившей технический осмотр.
На получение возмещения для потерпевшего не имеет значения актуальность диагностической карты как у него, так и у виновника. Возмещение он получит и без этих документов. А если страховая попытается ссылаясь на отсутствие у вас или виновника пройденного техосмотра, то знайте – это незаконно.
При оформлении аварии автоинспектором, составляются следующие документы:
Когда по экстренным причинам (например, необходимость срочного выезда инспектора на место другого преступления) эти документы могут быть выданы в отделение полиции в течение суток.
Запишите информацию о работнике ГИБДД, оформлявшем аварию (ФИО, звание, номер нагрудного знака). Конечно, не набрасывайтесь сразу на сотрудника, выпытывая у него эти данные. Лучше сделать это когда он сам обратиться к вам при подписании документов.
При несогласии с вменяемой вам виной в нарушении ПДД и, соответственно в ДТП, не подписывайте постановления об АП, требуйте составления протокола. При этом будет вынесено извещение о рассмотрении дела в ГИБДД. Это даст вам возможность подготовиться к возражению, посоветоваться с автоюристом и написать возражения на протокол об АП.
После составления документов инспектором вам нужно внимательно прочитать их. Обратите особое внимание на:
В документах максимально полно должны быть отражены все обстоятельства аварии, которые могут повлиять кроме прочего и на определение виновности, например:
Объяснения при ДТП не предусмотрено, существующая форма предназначена для административного правонарушения. Следовательно, если факт нарушения ПДД не установлен, объяснение не составляется.
Объяснение составляет инспектор на специальном бланке. Объяснение может давать виновник, пострадавший, потерпевший. Пишется оно или лично лицом, дающим объяснение, или записывается с его слов сотрудников ГИБДД. Во втором случае обязательно прочитайте его перед подписанием.
В объяснении, помимо личной информации необходимо максимально полно, но вместе с этим ясно и чётко описать как по-вашему произошла аварии. Если вы в чём-то несогласны с поступками и мнением автоинспекторов, оформляющих происшествие, обязательно укажите это в объяснении.
Страхование по каско не регулируется государством, поэтому процесс получения возмещения может несколько отличаться в различных компаниях. Поэтому, чтобы сделать всё правильно, внимательно изучите правила страхования вашего страховщика и заключённый с ним договор.
Получение возмещения по каско в целом, сходно получением страховки по ОСАГО. Основные шаги следующие:
Ремонтировать автомобиль потерпевшему нельзя, пока вы не покажете его страховщику, иначе страховку вы не получите. Но лучше не приступать к ремонтным работам до полного получения положенного возмещения, так как могут потребоваться . В идеале – вообще не использовать авто, пока вопрос с урегулированием убытков не решён.
Виновнику ДТП при оформлении Европротокола запрещено восстанавливать и утилизировать своё ТС в течение 15 рабочих дней его нельзя. Иначе – регресс.
А лица, не считающие себя виновными, хотя и признанными такими по документам могут пытаться доказать свою невиновность. Если постановление об АП ещё не вынесено, это происходит на группе разбора или в суде в административном процессе.
На обжалование постановления об АП отводится 10 суток (по уважительной причине допускается восстановление пропущенного срока). Обжаловать можно в ГИБДД, а затем и в суде. Вынесенное постановление о возбуждении уголовного дела также может быть обжаловано в прокуратуре или суде.
В любом случае, так как окончательно установить виновность может только суд, то даже постановление об АП ещё не является однозначными признанием вины в совершении ДТП. Но и решение суда подлежит обжалованию в течение 10 суток.
Многие теряются, когда попадают в аварию, боятся, что их обманут, они не смогут получить компенсацию и т. д. Конечно, воспользоваться советом опытного всегда хорошо. Но сегодня под многочисленными вывесками «автоюристов», которые всеми правдами и неправдами выбивают со страховщиков деньги, определённым процентом от которых они поделятся с вами.
На самом деле, получить компенсацию от СК в большинстве случаев совсем несложно, достаточно только соблюдать закон. Особенно после последних поправок в законодательство по «автогражданке», по которым авто вам полностью восстановят в сервисе без учёта износа. Надеюсь, мой блог вам поможет в это. А также вы можете воспользоваться или по .
К юристам, но только к настоящим специалистам, можно и даже нужно обращаться в сложных, неординарных ситуациях, когда действительно необходима грамотная юридическая поддержка. А чтобы знать, как отличить нечистоплотного дельца от настоящего профессионала своего дела, смотрите видео в «Заключении».
При отсутствии пострадавших у водителей появляется выбор, как оформлять столкновение. Выбор последующих действий будет зависеть ещё от следующего обстоятельства: сходятся ли взгляды участников события на происшедшее или нет.
Если водители не могут решить между собой кто из них виноват, кто нарушил, как именно произошла аварии, или же просто хотят, чтобы автоинспекторы зафиксировали аварию, а также когда кто-либо из участников ведёт себя неадекватно, угрожает или находится в нетрезвом виде, то следует вызвать сотрудников ГИБДД, алгоритм действий будет такой же, как описано в пошаговой инструкции.
Если же водители не расходятся в трактовании обстоятельств происшествия, они, по взаимному согласию, могут не сообщать об аварии в автоинспекцию. В таком случае последовательность будет такая: выполняется шаг первый, затем сразу переходим к шагу четыре, а шаг пятый может принять различную форму.
Сейчас правилами движения предусмотрены случаи, когда можно не ожидать приезда сотрудников ГАИ на месте аварии. Но для этого обязательно должны быть соблюдены следующие условия:
Если перечисленные условия выполнены, участники ДТП могут, не совершая звонков в автоинспекцию:
Но это их право, а не обязанность. Вызвать ГИБДД, если попал в аварию, никому не запрещается.
Но сейчас, особенно в крупных городах, автоинспекторы при незначительных авариях всё чаще не выезжают к месту происшествия, а требуют прибытия участников ДТП в отдел полиции, чтобы оформить аварию там, или предлагают оформить Европротокол.
Если нет пострадавших и ущерб от аварии незначительный, можно воспользоваться фиксацией ДТП по Европротоколу. Для этого достаточно оформить Извещение о ДТП, выданное при покупке полиса ОСАГО. Это будет документом, по которому СК будет урегулировать убытки и одновременно подтверждением возникновения повреждений на вашем авто.
Ограничения для его использования такие:
Только при соблюдении упомянутых условий вы можете рассчитывать на возмещение от СК по «автогражданке», причём максимум страховая покроет повреждения на 50 000 р. Поэтому как следует подумайте, уложитесь ли вы в ремонте авто в такую сумму, и в случае сомнений, фиксируйте ДТП совместно с автоинспекторами, а не самостоятельно.
Если столкновение произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга или их областей при фиксации места аварии устройствами с системой ГЛОНАСС ограничение на сумму возмещения снимается, то есть максимальная сумма – 400 000 р., как и при оформлении обычным способом. С 2019 года это будет распространено на все регионы.
Этот вариант достаточно редкий, но тоже имеет место, если ущерб совсем незначительный, отсутствует договор ОСАГО на ТС виновника и другие ситуации, когда водители мирно решают между собой вопросы по аварии. Но вариант довольно рискованный.
Во-первых, это какой-никакой документ, подтверждающий факт получения повреждений в конкретной аварии. Но желательно заверить расписку у нотариуса, чтобы не сомневаться в её силе. Во-вторых, нередки случаи, когда, договорившись на словах и разъехавшись, один из водителей всё-таки обращался в ГИБДД, а это автоматически приводит к объявлению другого участника скрывшимся после происшествия, а нередко ещё и виновником.
Срок рассмотрения аварии, а, точнее, административного правонарушения – 15 дней, когда постановление об АП выносит сотрудник госорганов, и 2 месяца, когда дело рассматривается судом. При подаче ходатайств от участников этот срок по усмотрению лица, ведущего дело, может быть увеличен, но не более чем на месяц.
Но постановление должно быть вынесено не позже чем через 2 месяца после совершения правонарушения, если дело расследует должностное лицо, или через 3 месяца, если административное правонарушение, выявленное при ДТП, требует рассмотрения в суде. После указанного периода привлечь виновника к ответственности уже невозможно.
При лёгких и средней тяжести телесных травмах наступает административная ответственность, так что срок рассмотрения не отличается от рассмотрения ДТП без пострадавших, стоит только помнить, что такие дела всегда рассматривает суд.
При причинении тяжких травм и при начинается уголовное расследование, длящееся не более 60 дней, в ходе которого дело или закрывают, или передают в суд. Срок судопроизводства на ограничен строго, длится оно может любой разумный срок.
Срок давности, в продолжение которого виновника, причинившего в трезвом виде тяжкий вред здоровью при управлении ТС, а также пассажира или пешехода, виновного в ДТП с тяжкими травмами, вне зависимости от состояния трезвости, можно привлечь к ответственности – 2 года, в остальных случаях, прописанных в статьях 264 и 268 УК РФ – 6 лет.
Незаконное покидание места аварии – это серьёзное правонарушение, караемое лишением прав, причём виновник или потерпевший ударился в бега не имеет значения.
Примечание. Если водитель возвращается к месту происшествия до оформления документов, он не считается скрывшимся.
Главное правило: ни под каким предлогом не оставляйте место аварии и не пытайтесь догнать скрывающегося. Помните, что если вы уедете, то будете отвечать своими водительскими правами за оставление аварии. Вызов инспекторов ДПС, как вы уже поняли, обязателен.
С точки зрения действий при подобной ситуации, то, что вы виновны в ДТП, не имеет никакого значения. Все выполняемые шаги, когда второй участник уехал, одинаковы и для виновника, и для потерпевшего.
Имейте совесть и смелость, объявите сотрудникам автоинспекции свою виновность, если действительно вы виновны в произошедшем ДТП. И, наверное, это уже надоело, но я напишу ещё раз, ни при каких обстоятельствах не покидайте самовольно место аварии. Помните, за это можно лишиться права водить ТС более чем на год, вне зависимости от размера ущерба.
Собственно, алгоритм действий при столкновении отличаться от обычных не будет, с одной оговоркой: Европротокол недопустим . Вариантов два:
Виновность в ДТП устанавливает в Российской Федерации только суд. Ему же принадлежит и право определения степени вины. Но в большинстве ДТП, когда оно происходит явно из-за нарушения ПДД одним из участников, составление протокола (вынесение постановления) об административном правонарушении как бы автоматически делает виновником.
Нарушивший Правила признаёт за собой вину и дело до суда не доходит. При этом любое лицо может обжаловать как вынесенное постановление об АП, так и пробовать добиться признания себя невиновным в суде.
Совсем другое дело, когда нарушения ПДД выявлены в действиях обоих водителей. В таком случае по умолчанию признаётся, что их вина перед друг другом и другими участниками аварии равна, следовательно, ответственность за аварию они будут нести одинаковую и по страховке получат только половину от положенной суммы. Конечно же, многих такой расклад не устраивает, особенно когда очевидно, что нарушение правил одним из водителей не могло вызвать аварию.
В такой ситуации без суда не обойтись. Для признания конкретного человека виновным, а также для установления степени вины, необходимо подать судебный иск о взыскании с виновника (соответчиком будет его СК). В ходе судопроизводства (зачастую требующего тщательных экспертиз) судья установит, кто насколько виновен в конкретной аварии, и сообразно со степенью вины будет уже определяться размер страхового возмещения.
Лицо, выступающее ответчиком, то есть к которому предъявлены требования, скажем, о компенсации ущерба, и не согласное с ними имеет право оспорить исковые требования.
В случае несогласия с требованиями, предъявленными вам, например, суммой ущерба, понадобится подача возражения (в арбитражных судах подобный документ называется «отзыв»). В возражении указывается, что истец пренебрёг определёнными нормами закона, следовательно, его требования незаконны, или несогласие с предъявленными требованиями. Естественно, во всех случаях у возражения должны быть веские обоснования.
А когда у вас самих есть что предъявить к истцу, а это, как правило, ДТП с обоюдной виной, применяется встречный иск. Подавать его можно в любое время пока идёт судебное разбирательство, но лучше сделать это ещё до первого судебного заседания. Рассматриваться он будет в том же судебном процессе, то есть решение суда будет вынесено сразу по двум искам. В процессе этого судопроизводства и будет окончательно определён виновник. Доступен для скачивания .
Если сумма встречного иска не больше первоначального, можно не подавать встречное исковое заявление, а потребовать зачёт требований в форме возражения.
Если в принятии встречного иска отказано, ничто не мешает ответчику подать отдельное исковое заявление к оппоненту.
При требовании компенсации вреда и здоровью, обязательства не могут прекратиться из-за встречного иска. Например, когда сбитый пешеход, признанный виновником ДТП, требует компенсации вреда здоровью. Встречный иск о возмещении повреждений авто водитель может подать. Но даже если суд признает пешехода обязанным восстановить автомобиль, возмещение за вред здоровью водитель пешеходу всё равно должен будет заплатить.
А если один водитель требует с другого компенсации материального ущерба, а последний предъявит встречный иск и докажет, что по вине первого водителя он также потерпел, для простоты примера, такой же урон, то требования будут взаимозачтены, и никто из водителей платить другому не будет.
Вот и разобрались как надо вести себя если попал в ДТП. Главное – не растеряться и хладнокровно выполнить все свои обязанности в сложившейся ситуации, а всё остальное устроится.
Если вы не на все свои вопросы по данной теме нашли ответы в статье, задайте их в комментариях. Если у вас есть что рассказать по этой теме другим, также отпишитесь в комментариях.
Обещанный видеобонус . В этом видео известные, пожалуй, каждому автолюбителю эксперты Игорь Моржаретто и Сергей Смирнов расскажут, как не попасться к недобросовестным автоюристам.
На этом я заканчиваю. Если вы считаете прочитанную информацию полезной, поделитесь с ней с другими в социальной сети. Для этого нужно нажать на значок используемой вами соцсети ниже. А чтобы всегда быть в курсе публикации новых статей, оформите подписку на рассылку, если ещё не подписаны. До свидания, друзья.
Образец объяснительной при ДТП необходимо заполнять после аварийной ситуации. В объяснительном документе следует отразить личные данные пострадавшего гражданина, а также произвести объективное описание аварийной ситуации. Для того, чтобы составить полную картину случившегося, участники ДТП в подробностях излагают собственную версию того, как именно произошла авария. Важно отметить куда, в какую сторону и с какой скоростью двигались оба водителя.
Бланк объяснительной при ДТП содержит определенный набор ориентировочных положений с желаемой информацией. Соблюдать каждый пункт необязательно. Также требование сотрудников ГИБДД переписать объяснительную не является правомерным. В случае, если есть необходимость дополнить документ, в конце прописывается недостающая информация.
Объяснительная участника ДТП пишется лично пострадавшим. Если гражданин не согласен с конкретными действиями сотрудников ГИБДД в процессе выяснения обстоятельств аварии, то важно отразить все факты в объяснительном документе.
Согласно правилам ОСАГО, при наличии схемы ДТП пострадавший не будет освобожден от заполнения . Два экземпляра бланков страховая компания предоставляет водителю при оформлении договора об обязательном страховании. В случае, если участников ДТП двое, то заполняется один бланк, в котором фиксируются все разногласия между водителями. Когда участников аварии более двух, то каждый водитель заполняет индивидуальный бланк извещения.
На отправление бланков заказным письмом страховщику дается пять рабочих дней . Вместе с бланком пострадавший направляет заявление о страховой выплате (скачать ). К пакету документов следует приложить справку о ДТП, представленную органами полиции, постановление об административном правонарушении и копию протокола.
Объяснительная по ДТП оформляется на листе формата А4. Пострадавший водитель заполняет документ с двух сторон. Объяснительная содержит следующие положения:
В части документа, где содержится описание аварийной ситуации, необходимо отразить на основании каких законодательных актов пострадавший считает себя невиновным в ДТП. Согласно статье 4.2 КоАП, в отношении участника аварии могут применяться обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Также на основании статьи 25.1 КоАП гражданин вправе ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы.
Согласно действующему законодательству дознаватель изучает ситуацию ДТП в течение двух месяцев. Дознаватель обязуется опросить всех участников ДТП, и только после сбора всей информации вынести вердикт. Допускается заполнение объяснительной как в день аварии, так и позже.
После того, как объяснение будет составлено, его следует опустить в желтый ящик в ГИБДД, либо предоставляется лично дознавателю. Дознаватель проводит анализ объяснительных документов всех участников ДТП. В случае необходимости проводятся дополнительные виды экспертиз.
Что-то непонятно? Задайте вопрос в комментариях и получите ответ специалиста.
Пояснения участников дорожного происшествия необходимо фиксировать в письменной форме. Составляется объяснительная при ДТП в присутствии сотрудника ГИБДД и лиц, ставших участниками события. При разбирательстве дела в суде или при выплатах страховой компанией вина гражданина устанавливается на основании этого документа. В каких случаях необходимо составлять акт. Что прописывается в этом документе, всегда ли он является обязательным, подробно расскажем в статье.
Пояснительная позволяет установить обстоятельства дела, определить причину произошедшего, детали аварии на дороге и виновных лиц. Требуется составление документа:
На практике акт может потребоваться для назначения выплат в связи с потерей кормильца, если в результате аварии погиб гражданин, на содержании которого находятся малолетние или недееспособные иждивенцы.
Объяснение по факту ДТП оформляется для установления обстоятельств дорожного происшествия, виновных лиц, расследования случившегося уполномоченными органами - ГИБДД, прокуратурой, полицией, судом, страховой службой.
Унифицированного бланка объяснительной при ДТП не существует. Составляется акт в произвольной форме или по образцу, который может предоставить сотрудник ГИБДД. Каждый участник происшествия пишет текст самостоятельно, если в состоянии это сделать по состоянию здоровья. Также дать пояснения может юрист на основании заверенной нотариусом доверенности.
При оформлении документа важно соблюдать правила, как правильно писать объяснение при совершении ДТП:
Чтобы не выяснять, как правильно написать об обстоятельствах ДТП, лучше сразу взять образец заявления у сотрудника дорожной службы. Важно вписать сведения:
Игнорирование некоторых граф или неверное их заполнение может сделать документ недействительным.
Когда вину легко установить, не следует давать подробных пояснений по поводу случившегося во избежание юридических ошибок при составлении текста. Также не стоит давать устных пояснений, которые могут фиксироваться на видео- и аудиозаписи. В таких ситуациях рекомендована помощь адвоката при ДТП. Срочный вызов специалиста на место происшествия позволит снизить меру ответственности при установлении смягчающих вину обстоятельств, которые не были отмечены. К примеру, ослепление дальним светом фар при движении по автостраде в ночное время, отсутствие знаков приближающейся опасности при ремонте на дороге и т.д.
Если гражданин признает свою вину, он также может указать на это в объяснительной, включив, например, такую формулировку: «Я, Иванов Р.Р., управляющий транспортным средством госномер Х, модель А, не предоставил преимущество автомобилю, двигающемуся справа, госномер Х, модель В, в результате чего произошло ДТП. Полностью признаю свою вину».
Автолюбителю, признавшему свою вину в ДТП, необходимо обдумать последствия такого поступка. Фиксировать подобные сведения следует только при явном нарушении ПДД. Документ станет основой для назначения выплат другой стороне или наложению административной/уголовной ответственности. Отменить действие такого акта станет возможным исключительно при поддержке квалифицированного специалиста, который докажет факт нахождения водителя в состоянии аффекта после аварии, не способности его принимать такие решения, неадекватности действий. Важно будет подтвердить несоответствие реальных обстоятельств дела описанным в объяснительном акте.
Если водитель уверен, что он не нарушал ПДД, он должен сообщить об этом при составлении объяснительной. Однако от составления и подписания такого акта он не освобождается, оформлять его он должен наряду с другими участниками дорожного происшествия. Что писать при отсутствии вины в объяснении при ДТП, можно увидеть в образце:
«При выезде из двора дома № 2 я планировал повернуть направо, на главную проезжую часть. Маневру помешала машина с госномером Х, выехавшая слева, из двора соседнего дома, не уступив мне дорогу. Я предпринял экстренное торможение, но избежать столкновения не удалось в связи с небольшим расстоянием между транспортными средствами и высокой скоростью двигающейся слева машины. Не признаю себя виновным в ДТП в связи с отсутствием факта нарушения ПДД».
Если вину в ДТП установить сразу сложно, то не нужно делать поспешных выводов и успокоится. Недостоверная информация, указанная в объяснительной, создаст больше проблем с решением ситуации по ДТП. В этом случае желательно сослаться в акте на ст.51 Конституции РФ и не давать показаний. После этого следует связаться с юристом и проконсультироваться по вопросу выработки правовой защиты в случае открытия административного или уголовного дела. Для выявления виновника происшествия будет в любом случае проводиться расследование ДТП. На основании его результатов адвокат выстроит правовую позицию по защите интересов участника аварии.
Если при ДТП водитель получил серьезные повреждения или находится в шоковом состоянии, он может не давать показаний в рамках ст.51 Конституции РФ о защите прав граждан. Если физическое или эмоциональное состояние не позволяет указать информацию об отказе от дачи показаний, об этом в акт вносится отметка другими участниками происшествия или сотрудником ГИБДД.
В текст объяснительной не стоит включать детали, которые не имеют значения для выяснения обстоятельств дела:
Прибывший на место сотрудник ГИБДД поможет разобраться, как описать ДТП на месте своими словами. Однако писать под диктовку не стоит, поскольку это может нарушить права участника дорожного движения и способствовать неверному отражению обстоятельств дела, как их видел водитель или пассажир.
Образец заполнения объяснительной при ДТП, составленный по всем правилам, предъявляемым к таким документам. Бланк можно скачать в любой момент с сайта страховой компании, где был оформлен полис ОСАГО, и возить с собой. Шаблон пояснительной утвержден Приказом МВД № 664 от 21.12.2017, но указания в законе об обязательном применении такого документа не предусмотрено. Согласно рекомендациям МВД РФ, необходимо внести следующую информацию:
Если в интересах участника ДТП выступает юрист, он может подписать документ на основании нотариально заверенной доверенности. Объяснительная составляется в виде одного документа либо нескольких отдельных актов.
Для документального фиксирования обстоятельств дорожного происшествия участники составляют объяснительную. В акте обязательно указание идентифицирующих признаков транспортных средств, личных данных водителей, пассажиров, пешеходов. Гражданин вправе отказаться от дачи показаний, сославшись на ст.51 Конституции РФ. Если написать объяснительную невозможно в связи с шоком или повреждениями, об этом ставится отметка в акте другими участниками ДТП.