Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Вопрос от 06.04.2017: Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается. Таким образом, экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности должна быть проведена до утверждения проектной документации опасного производственного объекта.

В то же время, согласно п. 4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 июня 2014 года N 260), Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов.

В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, допускается ли быть Заявителем при регистрации заключения ЭПБ обоснования безопасности ОПО проектной организации или организации - заказчику проекта.

Ответ Ростехнадзора

Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках своей компетенции рассмотрело Ваше обращение от 06.04.2017 (вх. от 07.04.2017 г. № 0-6695) и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116) на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложена, в том числе обязанность по обеспечению проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Согласно пункту 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы.

Государственная услуга по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности предоставляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утверждённым приказом Ростехнадзора от 23.06.2014 г. № 260 (далее - Административный регламент).

Пунктом 4 Административного регламента установлено, что заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасного производственного объекта на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Исходя из смысла положений статьи 9 Закона № 116 и пункта 4 Административного регламента, следует, что заказчиком (эксплуатантом) может являться не только лицо уже эксплуатирующее опасный производственный объект, но и планирующее осуществлять такую деятельность в дальнейшем после ввода такого объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

Таким образом, организации, не отвечающие вышеуказанным требованиям, не могут выступать заказчиками экспертизы промышленной безопасности и заявителями в рамках предоставления государственной услуги по внесению заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр.

Общий порядок выполнения работ в рамках экспертизы промышленной безопасности установлен ст. 13 федерального закона 116-ФЗ . Она определяет, что такая экспертиза осуществляется в отношении опасных производственных объектов. Общий перечень предприятий, которые принадлежат к этой категории, приведен в приложении № 1 к указанному нормативному документу. При этом в зависимости от задач и планов по стратегическому развитию компании на настоящий момент проведение экспертизы может потребоваться для:

  • проектной документации, необходимой для перевода производственных мощностей на новый этап жизненного цикла - например, осуществление техперевооружения;
  • иной документации, предусмотренной положениями 116-ФЗ в качестве обязательной, - например, декларации промышленной безопасности;
  • сооружений, конструкций и зданий, задействованных в реализации технологического процесса на предприятии;
  • оборудования и техники, участвующей в производственном процессе.

Основная цель экспертизы промышленной безопасности

Чтобы понять, какова цель проведения экспертизы промышленной безопасности, следует обратиться к положениям приказа Ростехнадзора № 538. 116-ФЗ указывает, что этот нормативный документ применяется в целях установления порядка и требований к процессу проведения экспертизы промбезопасности. В п. 13 данного приказа уточняется, что основной целью экспертизы промышленной безопасности является проверка соблюдения требований действующего законодательства. В сфере промбезопасности эти требования конкретизируются в следующих сферах:

  • выполнение нормативов обеспечения безопасности производственного процесса;
  • своевременное проведение обучения персонала в области промбезопасности;
  • регулярный контроль работы производственных мощностей;
  • выполнение плановых ремонтов и профилактики;
  • наличие планов действий в случае возникновения аварийной ситуации;
  • другие требования, установленные действующим законодательством.

Конкретный перечень условий, применяемых для данной ситуации, определяется характером объекта, в отношении которого проводится экспертиза.

Принципы экспертизы промбезопасности

В том же п.13 приказа № 538 приводится исчерпывающий перечень принципов, на применении которых основывается осуществление процедуры экспертизы. В этот список входят:

  • независимый характер экспертизы;
  • полнота обследования;
  • объективность анализа;
  • использование надежных и релевантных средств и методов измерений;
  • применение современной техники для выполнения экспертиз.

Законодательством 01.01.2014г., необходимость оформления разрешения Ростехнадзора на технические средства, используемые на опасных производственных участках, была аннулирована. Кроме того, были добавлены изменения в ФЗ No22, который вступил в силу от 04.03.2013г.

Согласно вступившим в силу законам, вышеуказанное разрешение на использование тех. оборудования, которое раньше выдавалось Ростехнадзором, теперь заменено на установление соответствия официально задокументированным требованиям тех. регламента либо экспертизы. Определение соответствия требований исходит из типа тех. оборудования.

Проверка, используемого тех. средства на опасном промышленном объекте четко соотноситься со всеми условиями промышленной безопасности, которые прописаны в ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».

У нас есть необходимая аккредитация по существующему регламенту, также мы являемся участниками национальной части Единого реестра органов по сертификации и исследовательских лабораторий, в которых проводиться экспертиза промышленной безопасности.

Наши лучшие специалисты принимают любые запросы по работе с сертификационными документами на товары, для установления их достоверности требованиям ТР ТС. Это могут быть документы, относящиеся к проверке электромагнитной совместимости тех. оборудования (ТР ТС 020/2011), касающиеся промышленной безопасности устройств, которые работают с переменным напряжением (ТР ТС 004/2011), промышленной безопасности транспортных средств и оборудований (ТР ТС 010/2011), промышленной безопасности устройств, работа которых проходит во взрывоопасных условиях (ТР ТС 012/2011).

Следовательно, аннулирование разрешения на техническое оборудование предполагает включение и использование объектов, с соответствующим сертификатом ТР ТС, а также добровольным сертификатом промышленной безопасности.

Нюансы в законодательстве

В практике встречаются случаи, когда тех. регламент не выявляет необходимого соответствия тех. устройства, которое применяется на ОПО, необходимым условиям, в таких ситуациях тех. средство подлежит обязательной экспертизе (ст. 7 ФЗ 116 2):

  • перед началом использования на ОПО;
  • по окончанию срока полезной принадлежности (годности), в случаях преизбытка числа оборотов нагрузки данного тех. устройства, которые изначально были произведены изготовителем;
  • при выявлении отсутствия в тех. документации информации о сроке эксплуатации представленного тех. оборудования, при выявлении обстоятельства, когда регламентированный срок эксплуатации больше 20 лет;
  • по окончанию произведенных работ, направленных на видоизменение целостности механизма, изменение основополагающих материалов, существенно важных деталей для данного тех. средства или реконструирующих ремонтных работ после происшествий на ОПО, следствием всего вышеизложенного и стала поломка данного тех. устройства.

Виды ЭПБ:

На 20 октября 2015г. в соответствии с пунктом 1 статьи 13 ФЗ-116 «О промышленной безопасности…» от 21 июля 1997г. экспертная организация проводит нижеперечисленные экспертизы промышленной безопасности:

  • экспертиза технического оборудование устройств;
  • экспертиза промышленных объектов;
  • экспертиза проектных документов;
  • экспертиза деклараций промышленной безопасности;
  • экспертиза обоснования ОПО.

Каждый вид экспертизы тех. средств проходит свой определенный порядок проведения и включает в себя такие основополагающие этапы как:

  1. подготовка,
  2. проведение,
  3. предоставление заключения,
  4. включение информации в реестр.

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.

10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

(ЭПБ, – ред.) : (если технический регламент не устанавливает иной формы соответствия, – ред.); , применяемые на опасном производственном объекте и предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; документация на техническое перевооружение, ликвидацию, консервацию (ОПО, – ред.), а также изменения, вносимые в указанные документы и другая документация, связанная с эксплуатацией ОПО. В законе четко не обозначено: идет ли речь в нем о техрегламентах Таможенного союза или аналогичных национальных документах. Но стоит помнить, что техрегламент имеет приоритет по другому закону – ФЗ «О техрегулировании», напомним, что в соответствии с ним…

Цитата: ‘Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации’

Для каждой отрасли промышленности существуют свои нормы и правила безопасности; руководящие документы, в которых процесс проведения ЭПБ вышеуказанных объектов конкретизируется более детально, чем в общем законодательстве.

Но вернемся к ФЗ № 116 (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, - ред.). В законе ясно оговорено: в каких случаях технические устройства, эксплуатируемые на ОПО подлежат ЭПБ – если технический регламент не предусматривает иную форму соответствия. Речь может идти о или декларации соответствия. ЭПБ нужно проводить перед началом применения на ОПО, в случае выработки нормативного срока службы либо превышения количества циклов нагрузки технического устройства, назначенных изготовителем или по истечении двадцатилетнего срока эксплуатации, если нормативный срок эксплуатации не указан в документации на техническое устройство. Под циклами нагрузки понимают последовательность изменения нагрузки, которая заканчивается первоначальным состоянием и затем повторяется, например, подъем давления до определенного уровня, а затем его возвращение к первоначальному показателю. Также технические устройства подлежат ЭПБ в случае проведения ремонтов, связанных с изменением конструкции, заменой материалов. Замена плавающей крыши резервуара на стационарную потребует после модернизации оборудования. А вот после врезки нового патрубка в ЭПБ не потребуется.

В связи с вступлением в силу технических регламентов, большинство вновь будут подлежать только или декларированию соответствия. При этих процедурах используется своя доказательная база (результаты испытаний, на материалы, – ред.) для получения документов о соответствии, то есть ЭПБ технического устройства перед началом эксплуатации не потребуется. В случае, если оборудование не попадает под действие технических регламентов, на него все-таки , так же как и на оборудование, отработавшее срок безопасной эксплуатации, и на оборудование, по которому производились ремонтные работы.

Экспертизу зданий и сооружений следует проводить если: здание выработало срок службы, указанный в проекте; при воздействии на здание внешних факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями (взрыв, пожар, наводнение, – ред.); периодически, в процессе эксплуатации, в соответствии с требованиями нормативной документации (ФЗ № 116, «Порядок осуществления экспертизы в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», – ред.). В ходе экспертизы производится контроль соответствия строительных конструкций проектной документации и нормативным документам. Затем обнаружение дефектов, повреждений узлов и участков конструкций. Затем определение фактической нагрузки на узлы конструкций. Следующий этап – определение фактических показателей прочности материалов и элементов конструкций. Далее, проверка вентиляционного оборудования и сопоставление и анализ полученных результатов с проектными, проведение поверочных расчетов с учетом обнаруженных дефектов.

И при экспертизе технических устройств, и при экспертизе зданий и сооружений необходимо проводить оценку фактического состояния объектов экспертизы с помощью технических средств (аппаратурно-методические комплексы для проведения акустико-эмиссионного контроля, вибродиагностики, нивелиры, теодолиты, – ред.), с выездом на объект экспертизы. Здесь стоит отметить, что у различных заказчиков по-разному расставлены приоритеты в вопросе проведения ЭПБ. Для одних – на первом месте техническое состояние и соответствие требованиям оборудования, другие сконцентрированы на получении документа о проведении экспертизы – . Пожалуй, в выигрыше остаются первые. Вторые склонны обращаться в организации, которые выдают документы, но не проводят полноценных проверок объектов ЭПБ. Пусть сегодня они сэкономили на этом деньги, но завтра недостаточное внимание к безопасности может привести к аварии с далеко идущими последствиями, как для ни в чем не повинных людей, так и для руководства предприятия.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы