Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.
Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:
Пример
При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:
Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.
Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.
Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.
Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:
Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?
Как минимум, к жалобе нужно приложить:
При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).
Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.
Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).
Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.
б) на электронной площадке:
3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.
4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.
По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.
После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.
Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде.
Жалоба на заказчика:
Жалобу может подать любая организация до окончания срока подачи заявок.
Жалоба на заказчика:
Жаловаться может только подавший заявку участник — в течение 5 дней после даты публикации протокола закупки.
Жалоба на оператора площадки:
Жалобу может подать только подавший заявку участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий .
С 1 января 2020 года все действия на электронной торговой площадке можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор .
Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14).
Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, .
Прежде, чем подать жалобу:
При составлении жалобы придерживайтесь требований п. 8 ст. 105 44-ФЗ . Жалоба должна содержать:
В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:
Есть несколько способов доставки:
Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).
ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.
В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту или номеру жалобы, а также номеру извещения о закупке.
В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика, какой статус у каждой, а за подробностями быстро перейти в реестр жалоб в ЕИС.
Причины отклонения:
Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.
На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:
Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.
Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.
Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.
Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.
Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс длится долго. Возможно, оно того не стоит.
В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят
Время на чтение: 9 мин
В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6. Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.
Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой закупки.
До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и , осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.
Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки.
ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок. Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде.
Жалобу допускается подать в следующие инстанции:
Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ. Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти.
Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.
В ФЗ-44 основания для подачи жалобы прописаны весьма условно: это мнение участника о том, что действия заказчика или бездействие привело к нарушению прав и интересов участника государственной закупки. Также к причинам по 44-ФЗ относят несоответствие закупочной установленным требованиям.
Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:
Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.
Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов.
Этап 1. Подготовительный этап. На этом этапе изучается , определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.
Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ.
Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).
Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику.
Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.
Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения.
Региональными и муниципальными органами власти может быть предусмотрен свой регламент рассмотрения и подачи поступивших жалоб.
Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.
Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:
Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:
Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:
К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной. Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:
При этом отсутствие указанных документов не может стать причиной для отказа в рассмотрении жалобы (такой вывод подтверждается разъяснениями ФАС и Минэкономразвития). При необходимости ведомство может запросить необходимые сведения самостоятельно, а большая часть информации о закупке имеется в открытом доступе.
Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются.
Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде. В последнем случае ее необходимо подписать с помощью . Печатный документ подлежит прошивке и нумерации.
Перед тем как приступить к подготовке жалобы на действия заказчика, стоит ознакомиться с предусмотренными требованиями на сайте контролирующей инстанции. C образцами поданных жалоб на действия заказчика в ФАС по 44-ФЗ и результатами их рассмотрения можно ознакомиться на сайте ЕИС , а также на официальном сайте ФАС .
Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:
После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.
Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:
Если участник закупки не был удовлетворен результатами рассмотрения жалобы, то он может обжаловать их в судебном порядке. Сроки исковой давности по таким заявлениям составляют 3 месяца (по ч. 1,4 ст. 198 АПК).
Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам. Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции. При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.
Что изменилось в сроках подачи жалобы по 44-ФЗ, что это значит для поставщика и для заказчика, узнайте в нашей статье.
Согласно ст.105 44-ФЗ, участники закупок могут пожаловаться на действия/бездействия участников закупки - заказчика, комиссии, операторов электронной площадки, уполномоченный орган и т.д. Жалоба обязательно должна быть подана в письменной форме. Следует отметить, что такую жалобу можно подать не позже, чем через десять дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола процедуры определения поставщика/исполнителя, в котором будет указано, кто является победителем по результатам процедуры, и с кем заказчик должен заключить контракт.
Подать жалобу можно на любые электронные или бумажные процедуры. Почему именно десять дней? Потому что жалобу можно подать только если контракт между заказчиком и победителем еще не заключен.
Начнем с того, что жалобу можно подать в любой момент с даты публикации документации/извещения о проведении процедуры. Если говорить о действиях заказчика – то это может быть некорректно сформулированное техническое задание, описание объекта закупки содержит ошибки, завышенные(заниженные) расценки при использовании смет, использование устаревших ГОСТов, СанПиНов, установление слишком коротких сроков исполнения контракта. Также заказчик может необоснованно отклонить заявку, разместить протокол с опозданием. Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС.
Где участнику помогут восстановить нарушенные права
Мы собрали полную информацию о том, какие способы легальной защиты есть у поставщика, права которого во время закупок нарушили. К примеру, заказчик может установить требования, которых нет в законе, или неправомерно отклонить заявку. В статье рассказали про механизм защиты интересов поставщиков. А поскольку сейчас в приоритете электронный формат закупок, разобрали варианты, как восстановить справедливость именно для электронных закупок. Смотрите, какие 4 органа стоят на страже интересов поставщика.
Как защититься поставщикуЖалоба на оператора электронной площадки подается, если в процессе проведения торгов не была должным образом обеспечена работа аукционного зала (не отображался ход торгов, не было возможности сделать шаг), невозможность зайти в личный кабинет. В общем, на те обстоятельства, которые помешали участнику полноценно участвовать в торгах. Жалоба на оператора подается в федеральное отделение ФАС.
Допустимо указать в жалобе результат, который вы хотите получить (отмена закупки, внесение изменений в техническое задание, отмена протокола и т.д.).
Федеральный закон от 01.05.2019 года №71-ФЗ вносит в 44-ФЗ ряд существенных изменений, часть из которых вступает в силу с 12.05.2019 года. Согласно частям 3 и 4 статьи 105, срок подачи жалоб сокращается с десяти до пяти дней. При этом не изменяется ни порядок подачи жалобы, ни ее содержание. Что это значит для поставщика? Для поставщика в общем ничего не поменялось, так как большинство жалоб подается еще до окончания подачи заявок, или сразу после публикации в ЕИС итоговых протоколов.
До 01.01.2019 года при заключении контракта заказчик руководствовался правилом, что контракт не может быть заключен ранее, чем через десять дней с даты подписания протокола. У заказчика не было проблем, так как ранее все действия с контрактом происходили на электронной площадке, и она автоматически выставляла корректные минимальные сроки подписания контракта.
Но теперь все действия с процедурами, размещенными в 2019 году, заказчиками производятся исключительно в единой информационной системе, а там нет никаких регламентов. Есть часть 9 статьи 83.2, в которой говорится о том, что контракт заключается не ранее десяти дней (и семи дней для запроса котировок). Но в то же время есть часть 7 статьи 83.2, которая обязывает заказчика разместить в ЕИС подписанный контракт в течение 3 рабочих дней с момента подписания победителем.
ЕИС не устанавливает сроков, а это значит, что если, например, протокол подведения итогов датируется 13.05.2019, в этот же день заказчик направил проект контракта победителю, победитель подписал его 14.05.2019, и в этом случае у заказчика возникает обязанность подписать контракт до 17.05.2019 года, что подходит под нормы части 7 статьи 83.2, но противоречит части 9. И контролирующие органы особенно обращают внимание на эту неточность в законе.
Некоторые специалисты полагают, что десятидневный срок в части 9 ст.83.2 напрямую связан со сроком подачи жалобы из статьи 105, и тот факт, что с 12 мая 2019 года данный срок сокращен до 5 дней, дает заказчику больший резон при возникновении подобной ситуации руководствоваться частью 7 статьи 83.2, так как она носит императивный характер, нежели часть 9, и надеяться в будущем на отмену данной части, либо приведение срока заключения контракта к срокам из статьи 105.
На данный момент, чтобы соблюсти обе части статьи, заказчикам рекомендуют направлять проект контракта в последний день регламентированного срока, а так же просить поставщиков осуществить подписание контракта со своей стороны в более поздний срок.
1. Внесение нужных участнику изменений в документацию (аукционную, конкурсную и пр.).
2. Обжалование решения закупочной комиссии об отклонении первой или второй части заявки.
3. Обжалование действий заказчика при проведении закупки.
4. Обжалование действий заказчика при заключении контракта.
5. Обжалование действия оператора электронной торговой площадки.
6. Для отмены закупки, продления срока проведения закупки
Но в последнее время стали появляться решения ФАС об отказе в рассмотрении жалобы, если она подана участником не аккредитованным на соответствующей торговой площадке (на наш взгляд неправомерные отказы).
Обратитесь за квалифицированной юридической помощью по подготовке жалобы на документацию и действия заказчика к эксперту нашего портала
Непредставление необходимых в конкретном случае сведений и документов может стать причиной отказа в приеме жалобы на действия заказчика.
При отказе в приеме жалобы можно устранить недочеты и подать ее повторно, либо если вы не согласны с отказом в приеме жалобы ФАС, то можно обратиться в суд.