Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Это было во времена гонений, когда по всей Римской империи преследовали христиан, заставляя их отрекаться от Христа и поклоняться языческим богам.

В городе Эфесе жили семь мальчиков. Они вместе молились и подавали милостыню. Когда император Декий повелел эфесским христианам принести жертвы богам, друзья пошли не на площадь, где стояли идолы, а в церковь.

Об этом донесли Декию, и он приказал схватить отроков. Их привели, закованных в кандалы.

Почему вы не принесли жертву богам? - спросил разгневанный император.

У нас один Бог,- ответил ему юный Максимилиан,- а вашим идолам мы поклоняться не станем.

Декий повелел снять с них воинские пояса (такие пояса носили мальчики из знатных семей, будущие римские воины) и хотел предать христиан пыткам. Но, видя, что они совсем еще дети, пожалел их и отпустил - на время, пока он снова не приедет в Эфес.

Мальчики решили уйти из города. Они поселились в большой пещере на горе Охлон и там молились, прося Бога укрепить их на предстоящий подвиг.

Самого младшего - его звали Ямвлих - посылали за покупками. Часть денег он тратил на милостыню, а остальное на еду. Идя в город, мальчик всегда переодевался, чтобы его не узнали. В нищенской одежде он ходил по улицам и как бы невзначай расспрашивал, скоро ли приедет император.

И вот однажды он увидел, как Декий въезжает в Эфес. Скоро появились глашатаи и прочли императорский указ - всем знатным горожанам, чиновникам и военачальникам было велено на следующий день явиться в идольский храм и принести жертвы богам. Упомянули и о семи мальчиках - император приказал им вместе со всеми участвовать в жертвоприношении.

Ямвлих очень испугался и побежал к друзьям. Узнав, что завтра они должны предстать перед императором, отроки с плачем бросились на колени и стали молиться.

Наступил вечер. Ямвлих разделил хлеб, и все немного поели. Друзья тихо разговаривали, утешая и ободряя друг друга, и так сидя задремали.

На следующий день император, узнав, что мальчики убежали из Эфеса, велел привести во дворец их родителей.

Мы твои верные подданные,- сказали те,- приносим жертвы богам и детей христианству никогда не учили. И денег на милостыню им не давали - они взяли сами, без спросу, и убежали на гору Охлон. Говорят, они прячутся там в большой пещере.

Декий велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы дети не смогли выйти и умерли там в темноте от голода и жажды.

Когда стена была почти готова, императорские писцы (они были тайные христиане) написали имена юных мучеников на оловянной пластинке и вложили в ларец, а ларец спрятали в щель между камнями.

Но мальчики ничего не слышали - они спали. Это был не простой сон: Господь повелел им заснуть на долгие-долгие годы...

Умер Декий, после него правили такие же, как он, язычники и гонители христиан; много лет спустя на престолах воссели христианские цари - а отроки все не просыпались.

В царствование благочестивого императора Феодосия Младшего в Эфесе уже не было язычников. Кругом стояли православные храмы, и от мала до велика все назывались христианами.

Но не все сохранили истинную веру - появились еретики, которые отрицали воскресение мертвых. Царь Феодосий очень печалился об этом и со слезами и с постом молил Бога утвердить Православие.

В то время некий человек задумал строить на горе Охлон каменную ограду для овец. В одном месте на склоне было особенно много пригодных для ограды камней. Рабочие понемногу вынимали их, пока не открылся узкий проход; но они не знали, что это вход в пещеру, и не зашли туда.

Однажды рано утром семь отроков проснулись - Господь воскресил их, как прежде Своего друга Лазаря. Встав, они помолились и пожелали друг другу доброго утра. Дети были уверены, что проспали всего лишь ночь - ведь ни лица, ни одежда их совсем не изменились.

Помня, что им предстоит пострадать за Христа, они послали Ямвлиха в город и наказали ему узнать, что там происходит.

Купи хлеба и скорей возвращайся,- сказал Максимилиан.- Мы не будем долго сидеть тут, как трусы. Готовьтесь - сегодня пойдем и умрем за веру!

У входа в пещеру Ямвлих заметил груду камней и удивился - вчера вечером камней не было, откуда они взялись?

Спустившись с горы, он со страхом приблизился к городским стенам и не поверил своим глазам - на воротах был большой крест. Улицы и дома, видневшиеся за стенами, были вовсе не похожи на Эфес. В изумлении Ямвлих пошел к другим воротам - и там было изображение креста. Обойдя город кругом, он пришел в недоумение. "Уж не сон ли это? - подумал мальчик.- Ведь еще вчера кресты прятали, чтоб их никто не увидел".

Наконец он собрался с духом и вошел в ворота. Встречные были очень странно одеты - совсем не так, как вчера. Но еще удивительнее было слышать их разговоры - горожане поминали имя Божие, говоря: "Слава Богу!", "Боже сохрани!", "Господи, помилуй!" "Ясно - я заблудился",- решил Ямвлих.

Какой это город? - спросил он у прохожего.

- Эфес,- ответил тот, но Ямвлих ему не поверил.

"Надо скорей купить хлеба и бежать отсюда, пока я не потерялся окончательно",- подумал он.

Но булочник, взяв серебряную монету, не спешил давать сдачу. Он позвал своего товарища, тот другого, и скоро Ямвлиха обступили со всех сторон.

Откуда у него такая старинная монета? - перешептывались люди.- Наверное, нашел клад.

Мальчик, считая, что его узнали и сейчас отведут к императору, испугался и сказал:

Пожалуйста, возьмите деньги себе, а я пойду.

Скажи-ка, кто ты такой и где нашел старинную монету? - допытывались они.- Поделись с нами, или мы тебя сейчас отведем к судье.

С него сняли пояс и, обвязав шею, крепко держали. Сбежался народ; мальчик надеялся, что в толпе увидит знакомых, но если еще вчера он знал в лицо чуть ли не всех горожан, то сегодня его окружали чужие люди.

Ямвлиха привели к правителю города, который в это время как раз беседовал с епископом Эфесским. Они подивились древности монеты и спросили мальчика, где он откопал клад.

Не знаю я никакого клада! - ответил тот.- Это обыкновенные деньги, я их у родителей взял.

Кто же твои родители и где они живут?

Ямвлих назвал по имени своего отца, мать, деда и всех родственников, но никто и не слыхал о них.

Какие странные имена,- удивился правитель.- Да ты нам морочишь голову! Вот я тебя в тюрьму посажу - будешь сидеть, пока не признаешься, где нашел клад!

Скажите,- взмолился мальчик,- где сейчас император Декий, в Эфесе или нет, и жив ли он?

Не слышно, чтобы где-нибудь царствовал император с таким именем,- ответил епископ Стефан.- Разве что в древние времена; а сейчас нами правит благочестивый царь Феодосий.

Так пойдемте со мной,- воскликнул Ямвлих,- я покажу вам, где мы с друзьями прячемся от Декия. Вчера я видел, как он приехал в Эфес... Хотя я не уверен теперь, Эфес это был или нет.

"Господь хочет открыть нам какую-то тайну через этого отрока",- подумал епископ и сказал правителю:

- Пойдем с ним - нас ждет чудо.

И все отправились на гору Охлон. Ямвлих первым вбежал в пещеру, а епископ, который шел не спеша, заметил у входа среди камней ларец с серебряными печатями. В нем лежала оловянная пластинка, а на ней была вырезана надпись: "Святые семь отроков - Максимилиан, Ямвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Эксакустодиан и Антонин - бежали от императора Декия и скрылись в этой пещере. По повелению Декия вход в пещеру был замурован, и святые отроки мученически скончались, приняв смерть за Христа".

Правитель, епископ и все, кто был с ними, удивлялись и громко прославляли Бога. А в пещере их ждали святые отроки - радостные, с красивыми и веселыми лицами, сияющие Божией благодатью.

Епископ и правитель немедленно написали обо всем в Константинополь царю Феодосию, и он очень скоро приехал в Эфес со всей свитой. Увидев святых отроков, Феодосий упал им в ноги; они поспешили поднять царя с колен, и он обнимал и целовал их со слезами, славя Бога, Который услышал его молитвы и явил такое чудо во образ будущего воскресения мертвых.

Феодосий долго беседовал с отроками, а все слушали их и не могли наслушаться.

Потом святые склонили головы и снова уснули. Их нетленные тела

Остались почивать в пещере до всеобщего воскресения,

А души отошли ко Господу, Ему же слава, честь

И поклонение со Отцом и Святым Духом

Всегда, ныне и присно

Молитва святым Семи отрокам, иже во Ефесе: Максимилиану, Иамвлиху, Мартиниану, Иоанну, Дионисию, Ексакустодиану (Константину), Антонину.

Молитва первая
Боже великий, хвальный и непостижимый, и неисповедимый, создавый человека рукою Твоею, персть взем от земли, и образом Твоим почтивый его, Иисусе Христе, прежелаемое имя, со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, явися на рабе Твоем (имярек), и посети его душу и тело, умоляем от преславныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых Небесных Сил Безплотных, и честнаго славнаго пророка, и Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, иже во святых отец наших, и вселенских учителей, Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая иже в Мирех, Спиридона чудотворца, и всех святых священноначальников, святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых славных великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Мироточца, Феодора Стратилата, и всех святых мучеников, преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы Освященнаго, Феодосия общаго жития начальника,
Антония и Феодосия Киево-Печерских, Онуфрия, Арсения, Афанасия Афонскаго, и всех преподобных, святых и исцелителей, безсребренников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Фалалея и Трифона и прочих, святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго, святаго преподобнаго Иоанна Рыльскаго, святыя блаженныя Ксении Петербуржской и всех Твоих святых.
И даждь ему сон упокоения, сон телесный здравия и спасения и живота, и крепость душевную и телесную, якоже посетил еси иногда Авимелеха угодника Твоего во храме Агриппове, и дал еси ему сон утешения, еже не видети падения Иерусалимова, и сего успивый сном питательным, и паки сего воскресивый во едином мгновении времене, в славу Твоея благости.
Но и святыя Твоя славныя седмь отроки, исповедники и свидетели Твоего явления показавый, во дни Декия царя и отступника, и сия успивый в вертепе на лет сто и осмьдесят, яко младенцы согреваемыя в ложеснах матере своея, и никакоже претерпевшыя тления, в похвалу и славу человеколюбия Твоего, и в показание, и извещение нашего пакибытия, и воскресения всех.
Сам убо человеколюбче Царю, предстани и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и посети раба Твоего (имярек), и даруй ему здравие, крепость, и благомощие, Твоею благостию, яко от Тебе есть всяко даяние благо, и всяк дар свершен. Ты бо еси врач душ и телес наших, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имена), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, молитв ради седми отроков ефесских, помилуй нас грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спсения Твоего.

Тропарь святым семи отрокам Ефесским

Тропарь, глас 4
Велия веры чудесе, в пещере яко в чертозе царском святии седмь отроцы пребыша,
и умроша без тли, и по мнозех временных восташа яко от сна,
во уверение воскресения всех человеков: тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак, глас 4
Мира сущая тленная презревая и нетленныя дары приемше, умерше кроме тления пребыша: темже востают по многих летех, все погребше лютех неверие:
яже во хвалении днесь вернии восхваляюще, Христа воспоим.

Тропарь, глас 8-й:

Благочестия проповедники и воскресения умерших изобразители, Церкви столпы седмочисленныя, отроки всеблаженныя песньми восхвалим: тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше, всем возвестиша яве мертвых востание.
Кондак, глас 4-й:

Прославивый на земли святыя Твоя, прежде втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе. Преславным востанием отроков показал еси Воскресение неведящим е, нетленна одеяния и телеса явив, и царя уверил еси вопити: воистинну есть мертвых востание.

Им молятся при бессоннице, особенно о младенцах неспящих

Молитва:

О, пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя: низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходить ко Мне: болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастити; и всех нас, святей иконе вашей предстоящих, мощи же ваша с верою лобызающих и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

на фото пещера горы Охлон, место чуда двухсотлетнего сна отроков, разграбленная церковь разрушена турками. Они же удушили великий христианский торговый город Эфес, ныне развалины. Вот зачем нужны крестовые походы. Враги Христа ничего не оставят от древнего христианства, это те же орки.Только русское оружие может заставить уважать христианские святыни Востока.
НА фото справа внизу- монета настоящий сребренник императора Декия, за который мученик Иамвлих покупал хлеб на рынке Эфеса

МОЩЕВИК СЕМИ ОТРОКОВ ЭФЕССКИХ

Благодаря интересу к житиям святых я начал почитать
Эфесских мучеников еще в девяносто девятом году. Затем мне стало известно, где в России можно поклонится их мощам, это была церковь Илии пророка в Чертаново. Впервые я узнал о ней в справочнике «святыни Москвы» и сразу поставил для себя цель посетить редкую святыню этого храма, дар греческой церкви города Эфеса, мощевик святых мучеников отроков Эфесских.

Причина моего большого внимания была естественна. Такого удивительного жития как у них не знала история церкви. Воскресшие мученики! Сам Серафим Саровский пророчествуя о своем воскресении перед концом Мира для трехдневной всемирной проповеди покаяния сравнивает это будущее чудо с воскресением семи отроков в пещере Охлонской горы.
Здесь следует подробно рассказать все приключившееся с ними по дошедшим до нас источникам.

Известный в древности средиземноморский город Эфес в области Икония был часто посещаем римскими императорами как прекрасный морской порт, курортный и торговый центр. Эфес был просвещен двумя апостолами Иоанном и Павлом, причем Иоанн Богослов, как нареченный Спасителем сын Богоматери Марии, переселился из Иерусалима в Эфес и так Матерь Божия под его попечением 11 лет жила в том городе.

Град тот перечислен среди семи церквей светильников в книге Апокалипсиса самим Иоанном Богословом, который написал здесь священные книги вошедшие в Новый Завет и в глубочайшей старости благостно отошел в небесное блаженство, оставив целебный порошок выступающим подобно росе на своем месте упокоения.

Здесь есть великая гора Охлон и в ней весьма глубокая разветвленная пещера, прекрасное убежище для людей.

В гонения нечестивого императора Деция или Декия, гонителя, царствовавшего три года (249-251) в городе жили несколько начальствующих семей, из которых произошли семь прекрасных телом и духом воинов- Иоанн, Максимилиан, Антоний, Эксакустодиан, Мартиниан, Иамвлих и Дионисий, всем сердцем воспринявшие Христово учение о спасении верой, молитвой и постом. Окруженные великим городом со всеми его искушениями и языческими празднествами, духом наживы, торговой суеты и мирского успеха, юные христиане не были достаточно поняты даже своими родителями.

Души святых стремились идти духовным путем и дух божий обильно сошел на них и научил их пути спасения среди мира. Они составили как бы малую церковную общину и всегда молились вместе, были неразлучны и единодушны в строгости и целомудрии. Взыскав уединения они прибегли к богосозданной природе и нашли прекрасное и уединенное место для общей молитвы – богосотворенную пещеру великой горы Охлон. Там проводили они много времени в молитвах и на них исполнялось слово Христово –«где двое или трое соберутся во Имя Мое там и Я буду посреди них, и о чем ни попросят в молитве – будет им».

Но и жизнь шла своим чередом. Соединившись со Христом в молитвах святые возвращались в родной город Эфес. Делом их для пропитания было воинское служение при дворе правителя, дело весьма почетное и сулящее хорошую карьеру в мире. Имея от знатных родителей доброе воспитание, послушный нрав и усердие ко всему доброму, юные воины быстро возвышались и достигли уже, говоря нашим языком, офицерских званий. Особенно был наделен от Бога разумом и силами святой Максимилиан, ему и пришлось первым отвечать на брошенный святой дружине вызов.
Но вот пришло для Эфеса, просвещенного двумя апостолами - Павлом и Иоанном время огненных испытаний.

Словно лев-людоед прибыл в город из Карфагена Африканского сам римский император Декий и вместе с местным царем повелел устроить великий праздник ложных богов, видя в древних демонах опору своего царства. Язычеству он был обязан своей властью.

Возглавив заговор язычников против христиан в Риме, Декий умертвил христианина царя Филиппа, папу Римского Флавия, и множество знатных христиан сенаторов, а позднее сыскал и казнил бежавшего от гонений сенатора и учителя христиан славного мученика Понтия, обратившего царей римских в христианство. Пытаясь утопить в крови будущее Рима, всем очевидный новый век новой веры, он боялся христиан и ждал их заговора против себя, как самозванца, подобно Савлу идущего против рожна и думал казнями укрепить на страхе давно умершее язычество.

Великий жрец и ревностный язычник, он приказал всем жителям окрестностей собраться в столицу для жертвоприношения демонам. Первыми приносили жертвы городские начальники, при чем убивалось множество несчастных жертвенных животных, кровь их лилась ручьем и сжигаемые на жертвенниках части издавали ужасный смрад и густой дым, окутавший множество идолов имеющих вид бесстыдно обнаженных людей.

Спустя два дня бесовского празднества от осквернившегося многими грехами царя вышло повеление всем христианам придти к идолам и принести богомерзкие жертвы.
Никто не шел по своей воле и тогда воины силой взяли множество христиан, и собирая их в толпы, с бесчестием вели к царю. Здесь им угрожали мучительной смертью и некоторые боязливые и не твердые в истине отпадали от веры и губили свою душу оскверняясь поклонением бесам и демонам. Но таких было немного и после они горько каялись в своем падении до конца дней.

Великое большинство христиан с презрением отвергало такое глумление над их совестью и словами апостола, прямо запретившего всякое участие в языческих культах. Приготовив себя к мученичеству они стремились скорее пострадать, чтобы желание их увенчаться славой страданий за Христа не ослабело от долгих истязаний. Поистине, они повторяли путь самого Спасителя на Голгофу и дух Святой обильно утешал их, так, что они не замечали ни мук, ни самой смерти, радуясь своему спасению. Мучеников было так много, что кровь их рекой напоила всю землю и тела их лежали как сор при дорогах.

Тайные и скрывшиеся от гонений христиане, не готовые к мученичесткому подвигу, видя братьев своих непогребенными, сокрушались и воздевая руки к небу просили Господа прекратить страшные злодеяния.

Святая кровь искупила жителей Эфеса и впоследствии весь он стал городом христиан. А сегодня многие и многие святые должны были дать себя в жертву за весь народ, идущий за безумным царем идолопоклонником. Тела святых подвешивались на стенах и головы мучеников выставлялись на кольях у городских ворот, привлекая множество плотоядных птиц, ворон и ястребов.

Взирая на происходящее тайные христиане взывали ко Господу о милости и возможности предать честному погребению освященные страданиями и украшенные ранами за Христа тела возлюбленных братьев мучеников.
Семь святых отроков горько печалились о безумии царя и народа и уклонившись от участия в бесовских культах и оргиях скрылись в христианской церкви, где слезно молились Господу об избавлении церкви от мучителей.

Но безумие народа, усиленное потворством царя и праздничными излишествами уже достигло того страшного уровня, когда подобно волкам люди охотятся друг на друга и даже родственники предают друг друга на смерть. Подобно ярким светильникам благочестия семь святых отроков не могли укрыться от глаз доносчиков и завистников. Видя святых выходящими после молитвы за город из православного храма язычники и доносчики отправились к царю и предали святых по обычаю тех дней, когда сын предавал отца и брат брата.

Донос о христианах при самом дворе царском, да еще в высоких воинских званиях вызвал ярость правителя и он тотчас велел схватить христианских воинов и, заковав в цепи, привести во дворец.
На вопрос царя о причине их неповиновения и неучастия в жертвоприношениях, святой Максимилиан ясно и твердо отвечал, что все они исповедают истинного Бога и поклоняются ему каждый день, и чтобы не осквернить душ своих, не принесут они в жертву бесам убитых животных со смрадом и дымом.

После такого дерзкого ответа царь приказал унизить их снятием их воинских поясов, лишением заслуженных знаков высоких воинских званий. Но увидев их молодость и прекрасный цветущий благодатию вид, он пожалел предать их быстрой смерти и желая промедлением развеять их решимость желание мученичества, отпустил на малое время, дабы они обдумали еще раз свои выбор. Сам же Декий выехал на несколько дней из города, намереваясь расправиться с отроками по возвращении.

Здесь можно предположить, что необдуманным быстрым судом и убиением лучших сынов городской знати боялся он возмутить войско и высших начальников против себя. Известно также из других источников, что убиение самых прекрасных и лучших христиан доставляло огорчение даже их мучителям.

Неожиданно освобожденные святые не ждали пощады и по обычаю идущих на смерть поспешили взять из домов своих золото и серебро для раздачи нуждающимся, а после этого решили скрыться из охваченного безумием города. Святая дружина ушла на восток от Эфеса и с небольшим запасом серебра для покупки пищи скрылась в пещере горы Охлон. Здесь святые пребывали в усиленных молитвах и посте, изредка посылая Иамвлиха на рынок, за скудной пищею, состоявшей из кувшина воды и разделенного на части большого круглого хлеба.

Иамвлих же, зная злые нравы народа, переменял свои добрые одежды на нищенское рубище и никем не узнанный, тайно проходил мимо привратников на городскую площадь, где при покупке узнавал у торговцев не возвратился ли царь в город. Так в один из дней Иамвлих узнал о прибытии мучителя Декия и продолжении казней. На рынке от царя было сделано всеобщее оповещение начальникам и жителям собираться для продолжения жертвоприношений, а также о розыске и приведении на казнь семи молодых воинов.

Иамвлих, услышав о розысках, взяв лишь немного хлеба сразу поспешил возвратиться в пещеру. Когда святые воины узнали о приближении казни, то в горячей молитве со страхом пали на землю, с плачем прося Господа дать силы выдержать им грядущее последнее испытание и в конце поручили себя Его Милосердию и Покровительству.
Утешенные молитвой они сели для вечерней трапезы, приготовленной святым Иамвлихом и вкусили немного принесенного им хлеба. Наступил тихий вечер и солнце заходило. Беседуя между собою, духовные братья ободряли друг друга к стойкому перенесению мучений за Христа. Во время беседы их стало клонить ко сну.

Но этот сон не был обычным, этим сном сам Господь отвечал на их молитвы и разрешил все скорби, и избавил от всех опасностей. Чудесный сон ввел их в особое состояние. Души их отошли в небесные обители и пребывали там в радостях праведных долгие годы. Тела же святых без признаков жизни сохранялись Животворящим Духом Святым Божиим в нетлении как бы только что уснувшими. Охраняемая ангелами, пещера на два века сделалась хранительницей тел святых.

День тот был 4 августа и установлен церковью как первый в году праздник Святых мучеников отроков Эфесских.

А в тоже время в Эфесе на утро следующего дня от сошествия чудесного сна во дворце правителя безумный гонитель Декий искал пропавших святых и восклицал даже: «Где опозорившие мое царство?»

Наконец ему посоветовали призвать родителей юношей, ибо жители полагали, что розданное накануне городским нищим мучениками серебро и золото им дали родители. Но обвинить родителей в христианстве не получилось. Пришедшие отцы и матери оказались далеки еще от Господа и объявили себя во всем согласными с царем и прочими идолопоклонниками, а серебро разданное их сыновьями взято было без ведома родителей.

Наконец, желая сохранить свою временную жизнь родители предали своих детей и объявили известное им и ранее место уединенной молитвы – пещеру в складках, или говоря местным языком «ребрах» горы Охлон.
Узнав, что отыскать мучеников будет трудно, так как пещера охлонская была обширна и имела множество расходящихся проходов, безжалостный мучитель приказал замуровать непокорных воинов Христовых живыми в их убежище.

Надзирать за исполнением приговора вместе с воинами и рабами посланы были два царских постельничих, или камердинера, Феодор и Руфин, оба уже ставшие тайными христианами. Они решили оставить память о страданиях мучеников, чтобы нашедшие святые тела в будущем знали что там находится святыня. Взяв для сохранности две оловянные таблички они подробно начертали на них имена святых, обстоятельства и время их страдания и положили в медный ящичек. Кроме того, на заложенный вход была навешена царская печать.

Затем все это было завалено камнями так, что двести лет никто не мог обнаружить там даже следов входа в пещеру. Так святые пребыли не потревоженными два века в чудесном сне.

Вскоре после этого злодеяния языческий жрец Декий бесславно умер, наказанный от Бога за свои преступления. После него было много и других нечестивых царей, также гнавших церковь Божию, пока с Константина Великого не наступило время христианских царей.

И вот по промыслу Божию настали времена прославления Эфесских отроков.

Настало царствование благочестивого императора Феодосия Второго, Юнейшего или Младшего, правившего благополучно и долго -с 408 по 450 годы от Рождества Христова. При его царстве, вследствии падения нравов, в ромейской византийской церкви распространилось среди архиереев лжеучение и еретическое неверие в всеобщее воскресение из мертвых.

Во дни благочестивого царя Феодосия Младшего, когда прошло уже довольно продолжительное время со смерти Константина Великого, появились еретики, отрицавшие воскресение мертвых. Хотя Господь Иисус Христос и передал об этом Церкви Своей ясное, уничтожающее всякое сомнение, учение. И однако многие усомнились, и не только миряне, но даже некоторые епископы сделались последователями ереси. Со стороны уклонившихся в ересь вельмож и епископов, – из последних особенно выделялся епископ Егинский Феодор, – возникло сильное гонение на православных. Одни из еретиков говорили, что за гробом люди не могут рассчитывать на воздаяние, ибо по смерти уничтожается не только тело, но и душа, другие же утверждали, что души будут иметь свое воздаяние, – одни тела истлеют, погибнуть.

– Как могут, – говорили они, – восстать эти тела, спустя целые тысячелетия, когда нет уж и самого праха их?

Так умствовали еретики, в своем нечестии забывая слова Христовы в Евангелии: "мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут" (Иоан.5:25), забыли и написанное у пророка Даниила: "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан.12:2), – и пророка Иезекииля, говорящего от лица Божия: "вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших" (Иез.37:12).

Не помня этого учения священного Писания, еретики производили большие смуты в церкви Божией. Они доставляли царю Феодосию сильную печаль: он усердно в посте и слезах молился Богу, чтобы Он, Творец всего, избавил от пагубной ереси церковь Свою. Милостивый Господь, не хотя, чтобы кто-нибудь, заблуждаясь в истинах веры, погиб, услышал молитву царя и слезные стенания многих верных и явно открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и вечной жизни.

Такие настроения под действием врага рода человеческого смущали уже и императорский двор. Тогда и произошло величайшее чудо в истории человечества, возвращение мучеников из страны мертвых, откуда, по мнению мирских мыслителей, еще никто не приходил.

Хозяин земли у горы Охлонской Адолай задумал большую постройку, изгородь для овец, камень для которой был выбран как раз из того места, где был древний завал на входе в пещеру. За несколько дней рабочие разобрали наложенные там камни и по промыслу Божию открыв вход, удалились, отозванные в другое место на долгое время.
Открытое ими отверстие было достаточно для прохода одного человека.

На утро следующего дня произошло великое чудо – отроки Эфесские воскресли, и пробудились и пришли в себя как бы после долгого сна.

Осмотревшись, они нашли себя не изменившимися нисколько и не зная о времени своего сна полагали, что Декий все еще ищет их и скоро обнаружит их убежище.

Восстав от сна, очень рано, они вместе совершили утреннюю молитву по своему доброму обычаю и решили отправить Иамвлиха в город, чтобы он принес им пищи, а затем, поскольку серебро у них кончалось, и скрываться более было невозможно, они решили явиться перед Декием и пострадать за Христа, как уже пострадали многие в их городе. Иамвлих, одевшись в нищенское рубище и взяв серебряную монету времен Декия отправился в город еще в предрассветных сумерках.

Достигнув знакомой тропой врат Эфеса, он вдруг увидел вместо выставленных злым царем на поругание тел и голов мучеников Христовых чистую обновленную и освященную стену с новыми вратами, на которых красовался большой крест Христов искусной работы. Всюду виднелись новые постройки и небыло старых и знакомых ему зданий. Иамвлих от изумления решил, что заблудился в сумерках и пришел в какой-то другой город.

Но он все-таки решил обойти это дивное селение и не мог поверить глазам – все врата украшал Крест Христов, хранитель вселенной, похвала церкви! Наконец врата были открыты стражей и Иамвлих, заметив, что все они ему не знакомы и не знают его, робко спросил их, какой это город. Они же отвечали, что это город Эфес.

И тут Иамвлих увидел на телах всех идущих людей и воинов святые кресты. Встававшее солнце освещало уже многочисленные купола святых церквей и соборов Эфеса. Едва не потеряв рассудок от радости и страха видимого чуда, мученик, идя на городскую площадь улышал, как люди упоминали в своих разговорах и клятвах имя Христово. Все здесь, где у идолов лилась кровь его братьев были теперь христианами!

И вот, достигнув площади, Иамвлих показал торговцам монету, попросив дать ему хлеба для братьев. Но торговцы, увидав монету, очень удивились и даже решили, что юноша открыл клад и скрывает его. Торговцы начали совещаться, передавая монету из рук в руки, так что Иамвлих пожалел, что привлек столько внимания и решил совсем отказаться от покупки а монету оставить торговцам. Но торговцы остановили его силой и желая выяснить, откуда эта древняя монета сняли с него пояс и одели на шею, чтобы удержать его.

На шум начал сбегаться народ, все спорили и обсуждали случившееся.
Иамвлих же назвал себя сыном знатного местного семейства торговцев и указал на древний каменный столб, отделявший торговое место на площади, на котором еще можно было разобрать начертанное имя хозяина – Иамвлих, так как в древности сын часто наследовал имя отца. Самые старые люди тогда вспомнили, что род этого торговца пришел в упадок много лет назад и теперь уже не существует.
Наконец было решено вести Иамвлиха к правителю города для выяснения его личности и места сокрытия клада.

По случаю в то утро епископ эфесский посещал градоначальника и когда они беседовали, вошли люди и рассказали о случившемся на площади, представив обоим самого Иамвлиха.
Выслушав всех, они расспросили мученика о его роде и доме, но не могли еще поверить ему, и тогда, после угрозы начальника применить пытки для открытия сокровища, Иамвлих упросил их идти с ним к пещере, где находятся его духовные братья ожидающие казни за Христа от Декия и все видеть самим. Епископ эфесский видя происходящее признал, что здесь происходит нечто божественное, требующее разъяснения.

Итак все собравшись большим шествием пошли к горе Охлон и там при входе в пещеру сам епископ заметил среди камней медный древний ящичек с оловянными табличками, где сообщались имена мучеников, образ и время их страдания.
Затем они вошли и говорили со святыми, и все пришли ко мнению, что здесь Господь совершил нечто великое и важное.

Было отправлено извещение юному императору, который вскоре прибыл в богоспасаемый град Эфес и сам беседовал в пещере с мучениками, получив от них великую духовную пользу. Святым были открыты многие тайны небесной жизни, ибо во все время чудесного сна их души пребывали в бесчисленных райских обителях и постигали непостижные тайны Божии.

В течении десяти дней царь сам приходил в чудесную пещеру и проводил много времени в беседах с мучениками, вкушая совместно пищу и услаждаясь рассказами о райских обителях, в которых их души долго пребывали и многие видели дивные вещи, радость праведников и вечнозеленые, цветущие одновременно плодоносящие райские сады, красота которых изменяется и восхищает зрителя непрестанно, где воспевают многоцветные хоры прекрасных птиц, подобных павлинам. Где на зеленых полянах праведники в белых одеждах собираются у золотых престолов послушать божественные слова тех, кто были лучшими наставниками веры на земле, а теперь получают новые знания от самого Бога.

Уверившись благодаря этому чуду совершенно в будущем всеобщем воскресении из мертвых, молодой император Феодосий до конца жизни крепко стоял в вере и все маловерные священноначальники были посрамлены величием эфесского воскресения.
По прошествии десяти дней святые мученики, окончив беседу с царем, вновь склонили головы и уснули, но теперь уже сном смертным до дня всеобщего воскресения. Император же Феодосий, видевший их кончину, весьма сожалел о них и много плакал над ними. Ведь сам он был еще юн, как отроки и сильнее взрослых им сочувствовал.

День второго, уже смертного сна, и перехода вжизнь вечную со Христом, семи святых, был 22 октября и стал вторым церковным празднованием эфесским отрокам.

Затем высшее духовенство митрополиты и архиепископы и множество клириков воздали молитвенную честь святым на месте их упокоения. И решено было оставить там все в сохранности по следующему откровению.
Император после кончины святых велел изготовить из серебра семь гробниц, украшенных золотом, но в туже ночь святые явились ему во сне и повелели не трогать их, а оставить на месте упокоения. Пещера Охлонская стала местом паломничества множества людей.

Многие христиане пожелали быть похороненными рядом с эфесскими отроками и вокруг пещеры выросло большое кладбище со многими могилами и монастырь.

А Феодосий Второй Юнейший, самовидец отроков эфесских, после возвратился в Константинополь и приказал записать все случившееся на грамотах и разослать их церквям в назидание и поучение.
Слава семи отроков разошлась далеко за пределы христианского мира и достигла многих стран востока и даже слуха основателя мусульманства Мухаммеда, который знал о нем.
Господь нашел нужным явить миру семь мучеников Эфесских, чтобы увидев их воскресение все укрепились в вере во всеобщее восстание из мертвых в конце мира для предстояния на Страшном Суде.

Описатель сего события монах Иоанн Колов, умерший в 422 году, упоминает о нем в житии Паисия Великого 19 июня. Многие арабские писатели упоминают историю семи отроков Эфесских.

Исходя из последнего года правления императора Декия -251 от РХ, как сообщает житие, что казнив отроков, он вскоре умер, можно уточнить дату замурования в пещере отроков- около 251 года.

А из годов правления Феодосия Юнейшего с 408 года и даты смерти описателя чуда семи отроков Ионна Колова -422 год, можно предположить и уточнить отрезок времени Эфесского чуда, оно произошло во времена с 408 по 422 год. Таким образом уточняется время пребывания святых в пещере -более ста пятидесяти лет, с 251 по 421 год примерно.

Из Википедии в сети я узнал, что Феодосий Второй Юнейший назван так был неслучайно. Он начал править свое полувековое царствование еще младенцем и управляли империей регенты и соправители его. Из этого вычисляем, что приехать в Эфес он мог скорее всего уже будучи юношей, но не позднее года смерти описателя чуда Иоанна Колова -422 год, так получаем его примерный возраст при беседе с воскресшими отроками - около 20 лет. Так как не упоминаются его справители, то значит он приехал в Эфес уже получив полномочия самодержца и так дату можно еще уточнить, он самодержавно правил с восьми лет, с 408 г.

Интересно говорят о нем свидетели, что Феодосий Юнейший обладал прекрасным красивым почерком и был наречен еще и Каллиграфом. Это говорит о его высокой культуре и увлечении письменностью и книжничеством, столь редкое среди других императоров -римских офицеров с грубыми нравами. Он создал кодекс законов Феодосия и будучи миролюбивым и мягким городским человеком, пал жертвой грубых забав римских придворных.

На царской охоте его сбросил конь в реку Лик и Феодосий умер от повреждения позвоночника. Вообще Византия страшно страдала от этих охот -однажды на охоте даже был захвачен врагами-сельджуками император Алексей Комнин.

Прославляет отроков на востоке Эфиопская церковь. Сирийские марониты, отпавшие от православия в 7 веке почитают их.

В России имеется несколько храмов в честь семи отроков, но мощевик существует только в церкви Илии порока в Чертаново.
Как это всегда бывает на востоке, легенда о мучениках рассыпалась на множество частей в разных источниках и недавно я узнал что у мусульман ходит рассказ о том, что вместе с отроками уснула собачка и ожила, ее имя помнят и оно имеет некую целебную силу.

Надеюсь найти еще интересные подробности, так как я заметил, что в России с упадком благочестия и истинной церковности человеков и власти-угодники склоны упрощать жития святых и даже сокращать все самое интересное, а потом удивляться, почему народ потерял к ним интерес, ведь они такие прилизанные и медовые. Но жизнь это борьба добра и зла и скучным житие святого, как победителя зла быть не может, значит его "отредактировали", лишили подробностей потрясающей жизни. А это грех неправды.

Приехав на метро я долго шел мимо большого стадиона, за которым были высокие лиственные деревья, закрывающие старый храм в честь Ильи пророка. Признаком древности храма была его осадка – вход кажется ниже уровня местности. Когда я вошел в храм меня охватило тонкое волнение перед встречей с такой удивительной святыней.

В полумраке старинной церкви у свечного ящика я увидел молодую смотрительницу, у которой прямо спросил, что ищу редкую святыню - мощевик святых мучеников Эфесских. Она указала на левую сторону храма, точнее левый алтарь, где у стены находилась чтимая икона святых отроков и их мощевик.

В храме царила полная тишина и только редкие свечи и дальний свет небольших окон освещали множество старинных икон, подсвечников и лампад. Я подошел сначала к старинному алтарю с небольшим невысоким амвоном и медной оградой. Здесь осторожно осмотрелся и поклонившись нескольким иконам, расположженным от алтаря по стене, увидел невысокий стол, непохожий на аналой, с возлежащим на нем мощевиком.

Мощевик был установлен под большой житийной иконой святых страдальцев. Живопись которой потемнела и видно было, что она представляет собой несколько сюжетов из жития эфесских отроков. Надо сказать что настроение, исходящее от иконы было не похоже на другие.

Известное сообщение о мощах семи отроков оставил паломник русский игумен Даниил в своем знаменитом труде о паломничестве в Святую Землю в 12 веке. Он очень хорошо отзывался о короле крестоносцев Балдуине, с которым беседовал и пользовался его покровительством.

Ясно стало, что этой святыне дана особая миссия и благодать.
Прочитав благодарственную молитву, я приложился первый раз к иконе и мощевику, а затем приступил к чтению акафиста семи отрокам Эфесским. Действие акафиста всегда удивительно. По окончании чтения молитв из старинного алтаря появился весьма благообразный стройный батюшка, кареглазый и беловолосый с уточенными чертами лица. Увидев в его появлении ответ на мои молитвы, хранитель святыни ответил на все мои вопросы и вот что я узнал.

Сколько батюшка себя помнит, с тех пор когда он еще был пономарем, эта святыня стояла в левом алтаре церкви. А в алтарь она была подарена греческими священниками в девятнадцатом веке прямо из Эфеса, от горы Охлон. Затем ближе к нашему времени ее вынесли для народного поклонения.
Верх мощевика представлял собою стекло с иконой лежащих в пещере мучеников Эфесских, как бы уснувших, в разных положениях, разных плащах с непокрытыми головами.

На мой вопрос опытного паломника, можно приложиться к открытым мощам, по примеру лавры преподобного Сергия, батюшка осмотрев мощевик ответил, что внутренняя крышка его прикручена крепко и не открывается. Трижды приложившись к мощевику, я попросил святых отроков о своих нуждах и здоровье.
Надо сказать, что от этой святыни веет каким-то легким, афонским духом, и ярко представляешь себе Сердиземноморское побережье, откуда происходит святыня.

У выхода их храма я спросил у служительницы есть ли в лавке что-нибудь на память о мощевике святых отроков и она показала мне небольшой, но цветной буклет о храме Илии пророка в Чертаново, где было цветная фотография иконы семи мучеников на крышке мощевика. Оставалось только освятить изображение от святыни. Моя встреча с великой святыней сложилась наилучшим образом.

Из буклета я узнал, что на прилегающем к церкви старом кладбище находится чтимая могилка местного блаженного и молитвенника, спасавшегося путем юродства Христа ради.
Когда я уезжал из Чертаново, то мне очень хотелось прославить святыню семи эфесских отроков, дать возможность многим людям освятится и узнать силу заступничества святых. Но, думается, это уже дело священноначалия и дай Бог, что бы прочитав эти строки люди, облеченные такой властью устроили встречу святыни в Сибири.

А совсем недавно благодаря православному телеканалу «Союз» мне довелось увидеть на экране развалины древнего Эфеса. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий отправился вместе с паломниками по христианским святыням Турции и там они посетили музей на местах древних храмов. Сначала показали могилу Иоанна Богослова, и останки большой базилики – церкви на этом святом месте. Древний каменный алтарь оказался под открытым голубым приморским небом.

Здесь владыка Викентий отслужил литургию и как бы оживил своим молитвенным настроением это место. Затем паломники отправились ко входу в пещеру горы Охлон. Здесь они остановились у решетки, ограждающий уходящее вглубь каменных стен сводчатое помещение. В стенах его с обоих сторон были заметны выложенные кирпичами ниши, по три с каждой стороны, а сам проход оканчивался глухой стеной из древних кирпичей, с одним только новейшим по виду камнем, очевидно закрывающим окно для паломников.

Слава и богатства древнего Эфеса были разорены. Сначала отступило море от его порта, потом землетрясения, затем арабское завоевание на столетия привело его в упадок, наконец Византия возвратила его на триста лет, но потом рухнула и она, и ушедшие жители столетиями растаскивали его камень для новых построек ближе к морю.

Здесь владыка Викентий сказал краткое слово о значении подвига семи отроков Эфесских для истории Церкви. Но к прискорбию надо сказать, что место это стало музеем и присутствия живых христиан здесь заметить нельзя.
Но сами местные жители в наше время не проявляют жестокости к христианству и можно надеяться, что со временем они позволят христианам вернуться к великим святыня этого древнего центра христианства.

Безумный жрец ложных богов император Декий не понял, что эти добрые и праведные трезвенники, молитвенники и отшельники, эфесские мученики составили славу его
царства. Декий забыт, а Иоанн,Мартиниан, Эксакустодиан, Иамвлих,Максимилиан,Дионисий, Антоний прославляются до конца времен.

Такого удивительного жития, как у них, не знала история Церкви. Воскресшие мученики! Сам Серафим Саровский, пророчествуя о своем воскресении из мощей в Дивеево перед концом Мира, для трехдневной всемирной проповеди покаяния, сравнивает это будущее чудо с воскресением семи отроков в пещере Охлонской горы.

Важно закончить повесть молитвой - Святые мученики, семь Отроков Эфесских, молите Бога о нас!

Узнала совсем недавно и захотела рассказать Вам, друзья об интересной и трагичной истории, которая легла в основу возникновения средневекового праздника.

Древнее предание повествует о Семи спящих отроках Эфесских - христианских мучениках, заживо замурованных в пещере и проспавших там несколько веков.

Мученичество

Было это во времена преследований христиан, когда во всей Римской империи, преданные христианству люди испытывали гонения, их заставляли отрекаться от своей веры и поклоняться богам языческим.

В третьем веке в городе Эфесе жили семь отроков. Один из них (святой Максимилиан) был сыном градоначальника, а все его приятели происходили из знатных аристократических семей. Все семеро состояли на военной службе и являлись тайными христианами.

Однажды в Эфес прибыл император Деций и отдал приказ о жертвоприношениях языческим богам, так он хотел умилостивить судьбу и получить победу в войне.

Это противоречило религиозным убеждениям друзей, и они отказались идти на площадь к идолам, а отправились в церковь.

Разгневанный Деций лишил отроков знаков воинских отличий и хотел предать их пыткам. Но смилостивился над их юностью и отпустил на свободу в надежде, что они одумаются. А сам отправился продолжать войну.

Непокорные юноши решили покинуть город и укрыться в пещере горы Охлон. Там они предавались неустанным молитвам. Когда император в перерывах между военными действиями, вернулся в Эфес, он велел разыскать непокорных юнцов для суда над ними.

Товарищи, услышав об этом, сами явились к Децию, приговор которого был чрезвычайно жесток: он приказал замуровать отроков в той пещере, где они прятались, чтобы обречь их на мучительную смерть от голода и жажды.

Два сановника, которые присутствовали при закладке пещерного входа, были христианами. Они захотели сохранить память для потомков о героических мучениях юных эфессцев. Для этого сановники записали имена и обстоятельства смерти на оловянные дощечки и вложили их в кладку.

Чудесное пробуждение отроков Эфесских

Однако отрокам было не суждено умереть в страшных муках:

Господь за преданность вере посылает им чудесное спасение - длиною в 200 лет (в разных древних источниках длительность сна варьируется от 360 до 187 лет).

Прошли столетия, Христианство стало общепризнанной верой. В V веке в обществе стали проявляться еретические настроения, отвергавшие воскресение из мертвых во Втором пришествии.

Благочестивый император Феодосий II об этом очень печалился и постоянно обращался к Богу с мольбами об укреплении Православия.

А тем временем, владелец участка, где находилась древняя пещера, вознамерился использовать ее, как естественный загон для скота.

В момент, когда вход в пещеру был разобран, Господь послал семи отрокам воскрешение: они пробудились, словно от обычного сна, ничего не подозревая о прошествии 200 лет. Проснувшись, приятели приготовились принять мучения, а напоследок отправили самого младшего Иамвлиха в город за хлебом.

Юноша, подойдя к главным городским воротам, был изумлен - на них был изображен святой крест. Он не мог знать, что гонения на христиан давно закончились.

Иамвлих попытался заплатить торговцу за хлеб серебряной монетой императора Деция, что вызвало подозрения. Его схватили стражники как расхитителя старинного клада и привели к городскому начальнику, где находился епископ.

Священнослужитель, побеседовав с юношей и услышав странную историю, понял, что Бог через отрока пытается поведать какую-то тайну. Епископ отправился вместе с Иамвлихом и народом к пещере.

Среди груды валунов были найдены оловянные дощечки. Надпись, вырезанная на них гласила:

«Святые отроки Максимилиан, Мартиниан, Иамвлих, Иоанн, Эксакустодиан, Дионисий и Антонин по велению императора Деция замурованы в этой пещере за свое нежелание поклоняться языческим богам. Семь отроков приняли мученическую смерть за Христа».

Войдя в пещеру, епископ и все люди были поражены живым и здоровым видом юношей.

Священник тут же написал обо всем произошедшем императору Феодосию в Константинополь. Правитель поспешил со всей свитой приехать в Эфес.

Увидев юношей, император упал святым в ноги, и со слезами обнимал и целовал их, прославляя Бога, услышавшего его молитвы и явившего миру такое чудо:

Господь через пробуждение семи отроков открыл Церкви и всем людям тайну воскресения из мертвых, что должно было укрепить веру в воскрешение плоти.

На седьмой день после разговора с Феодосием святые отроки склонили на землю головы и вновь , но в этот раз смертным сном, до самого Дня всеобщего воскрешения.

Император намеревался положить каждого юношу в драгоценную раку, но они явились к нему во сне и просили не делать этого, а оставить их тела на земле в пещере.

Эфесские отроки стали священным символом перехода от времени гонений на христианство к эпохе его торжества. Всех юношей Церковь впоследствии канонизировала и причислила к лику святых.

Предание о святых отроках распространилось из Эфеса по миру. Уже в V веке оно широко разошлось в Сирии и Малой Азии. А в шестом веке о нем узнают и на Западе.

Особая популярность этой истории приходит во времена крестовых походов, отроков начинают поминать в католичестве, связывая с ними 27 июля. В православии память святых спящих совершается 4 августа и по старому стилю 22 октября.

В России спящие святые отроки считались целителями животворящим сном. Их изображения встречаются на древних иконах, образках и амулетах, которые использовались при бессоннице.

На территории Тобольского «Завального» старого кладбища в Тюменской области находится православный храм (один из немногих), названный в честь Семи святых отроков Ефесских, он существует уже 236 лет.

История праздника День Сони

Словосочетание «семеро спящих» (seven sleepers) становится в протестанской культуре XVI века крылатым.
В эпоху Просвещения предание о семи отроках было непопулярно, но Романтизм дает новую жизнь старинной легенде. В шведском, датском, норвежском языках слово syvsover (семь спящих) закрепляется в значении «давно и крепко спящий».

В Финляндии в 1652 году святой отец Хемминг, проникшись уважением к подвигу юных эфессцев, решил отмечать день их памяти.

Спустя столетия этот день памяти трансформировался в Праздник сони - ежегодный карнавал веселья, который поводится 27 июля в Финляндии.

Суть праздника:

кто в День сони проспит дольше, чем обычно, тот проспит всю свою жизнь и может не узнать, проснувшись, мир, как эфесские отроки века назад.

Нынешним колоритом праздник обязан жителям портового финского города Наантали, которые в 50-тые годы прошлого столетия решили, что древний обычай - это отличный повод для веселья.

Накануне выбирают Соню года, самого большого любителя поспать и ленивца. Будят его весьма оригинально, бросают в воду Финского залива. При этом засоня укутан с головой в одеяло, чтобы его не узнали раньше времени.

Только выбравшись из моря, он предстает перед заинтригованной публикой с открытым и довольным лицом. Затем народные гуляния продолжаются на центральной площади Наантали.

Как правило, Соней года выбирают известную личность - политического или общественного деятеля, актера или певца.

Получается парадокс - по роду своей профессии или деятельности Соня года не является засоней и тем более ленивцем.

Вот такой веселый и поучительный проходит в городе муми-троллей, которые, как известно из книжки Туве Янссона, спят всю зиму до весны.

Желаю Вам здорового, полноценного и умеренного сна!

Православная иконография насчитывает множество образов святых. Среди них можно выделить икону семи отроков Эфесских, которые своим примером подтверждают Божественное Провидение.

Православные мученики Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин почитаются в церкви как мужественные воины, не испугавшиеся кары за свое отступничество перед императором. На их примере христиане утверждаются в вере, мужественно переносят невзгоды и уповают на Божью помощь, которая незамедлительно приходит тем, кто всем сердцем верует.

История иконы семи отроков Эфесских

Юноши жили в третьем веке, и один из них, Максимилиан, был сыном ефесского градоначальника. Остальные были детьми знатных граждан, и все они состояли на военной службе у императора. Прибыв в Ефес, император приказал всем гражданам города присутствовать при богопротивном жертвоприношении языческим богам. Всем непокорным сулили казнь как отступникам. Юноши явились к императору и рассказали ему о своей вере в Господа. За это Декий лишил их воинских званий, сняв пояса воинов, и повелел отречься от веры. Он надеялся, что за время его отсутствия юноши передумают и вновь примкнут к его верным подданным. Однако отроки удалились в пещеру, где продолжали усердно молиться. Их жизни теперь были во власти жестокого язычника. Вернувшись из похода, император Декий повелел замуровать отроков в пещере, тем самым обрекая их на смерть от голода и жажды. Однако Господь погрузил своих детей в сон, который продлился без малого два столетия. Тайные христиане, которые были среди тех, кто обрекал юношей на смерть, оставили в камнях сообщение о произошедшем. Через 200 лет пещеру разобрали, и отроки пробудились ото сна. В подтверждение их невероятных слов православные обнаружили записку, которая рассказывала о Божественном промысле. Так Господь через семерых юношей показал всему миру свое могущество. Юноши вновь погрузились в сон, на этот раз окончательный.

Описание иконы отроков Эфесских

Икона отроков довольно распространена в России. Их образы получили широкое распространение сначала на небольших пластинах, а затем с них были сделаны полноценные списки. Изображения разнятся, и на одних образах отроки спят вокруг иконы Господа или святого Николая, а на других Господь изображен парящим над спящими мучениками.

Где находится икона семи отроков Эфесских

Самой известной является фреска, расположенная в Успенском соборе Москвы. Известные иконы находятся в Юрьев-Польском, Ярославле, Санкт-Петербурге, Тобольске и других населенных пунктах России. Паломники ежегодно путешествуют в Эфес, к месту, где располагался храм Артемиды Эфесской, чтобы прикоснуться к святыне и попросить у отроков исцеления от недугов и укрепления веры.

В чем помогает образ семи отроков Эфесских

К помощи иконы обращаются все, кому нужно исцеление от телесных и душевных недугов . Считается, что через целебный сон каждый обратившийся возвращает себе здоровье. Молящиеся просят у отроков наставлений, указания верного пути по жизни, защиты от зла, покровительства и помощи. Молитвенные слова нередко помогали праведникам обрести силу для борьбы с неверием, вселить в души окружающих свет веры, проповедовать Слово Божье.

Дата празднования

В церкви дважды поминают отроков Эфесских. Первый раз 4 августа , когда они погрузились в спасительный сон, а второй раз 22 октября , когда мученики пробудились. Это даты юлианского календаря. Упоминание о мучениках в церкви происходит и первого сентября , в день церковного новолетия .

Молитва перед образом

«Отроки Эфесские, к вам обращаемся со смиренной молитвой. Ниспошлите на нас сон благодатный и исцеляющий, дарующий победу тела над недугами. Пошлите, великомученики, рабам Божьим благодать свою, помогающую с трудностями справляться. Даруйте силы бороться с нечестивцами и распространять Слово Божие, зажигая искры веры в душах людей повсеместно. Да будем славить вас и подвиг ваш в веках. Аминь».

Православная вера помогает справляться со всеми житейскими трудностями , дает силы противостоять любому негативу и защищаться от недоброжелателей. Истинная вера в душе поможет каждому, а искренние молитвы Господу будут для вас спасением в сложные минуты, когда необходима Божественная поддержка. Среди православных икон есть множество ликов, которые способны изменить наши жизни, послать нам покровительство и исцелить от всевозможных болезней. Это подтверждают слова многочисленных паломников, которые исцелились в месте погребения отроков Эфесских. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

21.12.2017 05:20

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный...

Вконтакте

Житие

Мученичество

Семь отроков жили в III веке. Святой Максимилиан, один из них, был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей также происходили из эфесской аристократии, и все они находились на военной службе и были христианами.

Император Декий (Деций Траян) (249-251 гг.) прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия - воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет.

Семь спящих отроков эфесских. Крестьянские письма. XIX в. дерево, левкас, темпера. 31,1×26,5×1,2 неизвестен , Public Domain

Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон (Селион, Пион - встречаются различные варианты, Симеон Лехаци отождествляет её с Кешиш-Дагом), где молились, готовясь к мученическому подвигу. Святой Иамвлих во время одного из своих походов в город за хлебом услышал, что император вернулся, и его с товарищами ищут для суда. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд.

F. Eveleens , GNU 1.2

Их приговорили принять смерть в своей пещере - император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода.

Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Чудесное пробуждение

Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем (в некоторых вариантах текста упоминается другой правитель, например, Феодосий Великий) явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия.

Их заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Существовало также мнение: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков.


Cmx~commonswiki , GNU 1.2

Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios ), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант - чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху (в католической традиции он носит имя Диомед ) ещё раз купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест - время гонения на христиан уже давно прошло.


неизвестен , Public Domain

Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

Там в груде камней он нашёл запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых - чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.

Богословское толкование

Спящие юноши как бы выпадают из времени и, пробудившись, становятся живым символом перехода от эпохи гонений на христианство ко времени торжества его.


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Иоанн Колов в житии Паисия Великого приводит эфесских отроков как пример того, что «по плотскому естеству живущих, тело, дабы не изнемочь, требует для укрепления своего питания, а те, которые, наподобие бесплотных, преуспели в вышеестественной жизни, - тем зиждительная сила в изобилии подает сию благодать, которой естество человеческое и повинуется, и живет уже не столько телесною пищею, сколько духовною ».

Фотогалерея

Полезная информация

Семь отроков Эфесских
Семь спящих отроков
Семь святых отроков, иже во Ефесе
Семь отроков, во Эфесе спящих

Почитание

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю). По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия - 1 сентября.

Эта дата утвердилась не сразу: так, одно время память Семи Эфесских отроков по Уставу Великой церкви праздновалась 2 августа, по Студийскому - 7 августа, а по Иерусалимскому - 4 августа.

Один из немногих православных храмов, названных в честь Семи отроков Ефесских, находится на территории старого «Завального» кладбища в городе Тобольске (Тюменская область).

Имена отроков

Православная традиция (идёт от Симеона Метафраста)

  1. Максимилиан - сын градоначальника
  2. Иамвлих - самый младший
  3. Мартиниан
  4. Иоанн
  5. Дионисий
  6. Ексакустодиан (Константин)
  7. Антонин

Пещера отроков и их мощи

Об отроках упоминает в своём «Хождении» в Святую землю русский игумен Даниил (начало XII века). Посетив Эфес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, иде же лежат телеса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася» (12, 28).

Местонахождение пещеры точно не определено, выделяют 2 основных кандидата: собственно грот в Эфесе (Турция) и пещера в Аммане (Иордания), с которым связывается мусульманское повествование.

С отроками эфесскими связывают также различные пещеры Передней и Средней Азии, и даже Испании (южная Андалузия), но приоритет (помимо собственно эфесского грота) остается за пещерой на самой окраине Аммана, в урочище Аль-Раджиб, называемой арабским именем Ахль Аль-Кахаф (Пещера спящих). Как место их упокоения она почиталась уже V-VI веках.

Храм в амманской пещере - в форме равностороннего креста (что свидетельствует о его немусульманском происхождении), его потолок и стены выложены камнем. Слева стоят три белокаменные гробницы, справа - другие четыре.. Вероятней всего, древний храм относился к раннехристианскому типу построек - мартириуму.

Одна из гробниц справа застеклена: мощи, считающиеся мощами отроков, покоятся сейчас как раз в ней. «В 1963 году все семь гробниц пещеры были вскрыты, и в каждой из них обнаружены череп и кости, а также некоторые предметы быта. Останки переложили в одну гробницу, в торце которой неаккуратно пробили отверстие».

Католическая традиция, тем не менее, считает, что мощи отроков покоятся во Франции, в церкви Сан-Виктуар в Марселе, куда они были перенесены во время Крестовых походов, когда была обнаружена пещера с останками около Эфеса. Эфесские пещеры раскапывались австрийскими археологами XIX века.

Иконография

Изображение Семи спящих отроков в России достаточно распространены. В народе они почитались как целители животворящим сном. Их образы были особенно распространены в мелкой пластике, на небольших образках и змеевиках, которые использовались как амулеты от бессонницы. В них встречается особая иконография - семь спящих отроков располагаются вокруг образа Спасителя или свт. Николая. Зачастую Спаситель изображается в небесах, а отроки, лежащие по кругу, внизу. Изображение отроков иногда совмещается и с образом Богоматери.

Одной из наиболее известных фресок является изображение отроков в Успенском соборе Московского Кремля. Знаменита также белокаменная резная композиция на фасаде Георгиевского собора Юрьева-Польского. Икона «Святой Иоанн, Святой Евдокия, семь отроков Эфесских», в серебряном окладе с тремя накладными серебряными позолоченными венчиками входит в число произведений, похищенных из Эрмитажа.

Молитвы

Тропарь семи отроков Ефесских

Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Ин тропарь семи отроков Ефесских

Благочестия проповедники и Воскресения умерших изобразители,/ Церкви столпы седмочисленныя,/ отроки всеблаженныя песньми восхвалим:/ тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше,/ всем возвестиша яве мертвых востание.

Кондак семи отроков Ефесских

Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

Ин кондак семи отроков Ефесских

Прославивый на земли святыя Твоя/ прежде втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе,/ преславным востанием отроков/ показал еси Воскресение неведящим е,/ нетленна одеяния и телеса явив,/ и царя уверил еси вопити:/ воистинну есть мертвых востание.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы