Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Ф. я. представляют собой проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его приро­ды, т. е. они являются его характеристиками, без которых язык не может быть самим собой. Двумя главнейшими, базовыми Ф. я. являются: коммуни­ка­тив­ная - быть «важнейшим средством человеческого общения» (В. И. Ленин), и когнитивная (познавательная, гносеологическая, иногда называемая экспрес­сив­ной, т. е. выражения деятельности созна­ния) - быть «непосредственной действи­тель­но­стью мысли» (К. Маркс). К ним тоже в качестве базовых добавляют эмоциональную Ф. я. - быть одним из средств выражения чувств и эмоций, и мета­язы­ко­вую (мета­лингви­сти­че­скую) Ф. я. - быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка. Базовые Ф. я. взаимо­обу­слов­ли­ва­ют друг друга при исполь­зо­ва­нии языка, но в отдельных актах речи и в текстах выявляются в разной степени. С базовыми, как первичными, соотносятся частные, как производные, Ф. я. К коммуникативной функции относятся контакто­уста­нав­ли­ва­ю­щая (фатиче­ская), конатив­ная (усвоения), волюнтативная (воздействия) и функция хране­ния и передачи националь­но­го самосознания, традиций культуры и истории народа и некоторые другие. С когнитивной совмещаются функции: орудия познания и овладения общественно-историческим опытом и знаниями, оценки (аксиологическая), а также - денотации (номинации), референции , предикации и некоторые другие. С эмоцио­наль­ной функцией связана модальная функция и соотносимо выражение творческих потенций, которое в разных научных областях объединено с когнитивной функцией, но наиболее полно реализуется в художественной литературе, особенно в поэзии (поэтиче­ская функция).

Реализация коммуникативной функции в разных сферах человеческой деятельности определяет общественные Ф. я. Ю. Д. Дешериев различает языки с максимальным объёмом общественных функ­ций - международного и межнационального общения, далее идут группы языков, объём общественных функций которых сужается: языки национальностей и народностей, существующие в письменной (литера­тур­ной) и разговорной формах, включающие территориальные и социальные диалекты , затем племенные разговорные языки (некоторые из них в развивающихся странах обретают статус офици­аль­ных письменных языков) и языки с минимальным объёмом общественных Ф. я. - так называ­е­мые одноауль­ные бесписьменные языки. Характер взаимосвязей между языковыми и социальными структу­ра­ми изучается социо­лингви­сти­кой .

Интерес к установлению Ф. я. наметился в 20 в. До этого слово «функция» применя­лось нетермино­ло­ги­че­ски (например, у Г. Пауля, А. А. Потебни) для обозначения роли единиц в синтаксисе (функция подлежащего , функция дополнения) и в морфологии (функция формы, функции флексии). Позже функцию стали понимать как значение формы, конструкции (О. Есперсен), как позицию в конструкции (Л. Блумфилд). Все это обусловило возникно­ве­ние частнонаучного толкова­ния функции как грамма­ти­че­ско­го значения , роли (Л. Теньер), употреб­ле­ния языковых единиц (см. Функциональная грамматика , Функциональная лингвистика).

В «Тезисах Пражского лингвистического кружка » (1929) было обосновано опреде­ле­ние языка как функциональной системы и описаны две функции речевой деятельности : общения и поэтическая. Немецкий психолог К. Бюлер выделил в свете семиологического принципа три Ф. я. как проявля­ю­щи­е­ся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим, функцию обраще­ния (апеллятивную), соотносимую со слушающим, и функцию сообщения (репрезен­та­тив­ную), соотносимую с предметом, о котором идёт речь. Вопрос о количестве и характере Ф. я. многократно обсуждался, и были отделены Ф. я. и функции единиц языка. А. Мартине постулирует наличие трёх Ф. я.: главной - коммуникативной, выразительной (экспрессивной) и эстетической, тесно связанной с первыми двумя. Р. О. Якобсон с учётом постулатов теории коммуникации к трём участникам акта речи - говорящему (отправитель, адресант), слушающему (получатель, адресат) и предмету речи (контекст , референт) - добавил ещё три: контакт (канал связи), код и сообщение, и соответственно выделил шесть Ф. я.: экспрессивную (выражения, эмотивную), конативную (усвоения), референтивную (коммуникативную, денотативную , когнитивную), фатическую (контакто­устанав­ли­ва­ю­щую), мета­язы­ко­вую и поэтическую (понимая последнюю как вообще форму сообщения). Критики этой теории отмечают, что все функции по существу являются разновидностями коммуникативной и выступают как однопорядковые.

Рассматривая речевую деятельность как единство общения и обобщения, А. А. Леонтьев отделил Ф. я., проявляющиеся в любой ситуации общения, от функций речи как факультативных, возникающих в особых ситуациях. В сфере общения к Ф. я. отнесена коммуникативная, а в сфере обобщения - функция орудия мышления, функция существования общественно-исторического опыта и национально-культурная функция; все они могут дублироваться неязыковыми средствами (мнемонические средства, орудия счёта, планы, карты, схемы и т. п.). К функциям речи отнесены: магическая (табу , эвфемизмы), диакритическая (компрессия речи, например в телеграммах), экспрессивная (выражение эмоций), эстетическая (поэтическая) и некоторые другие. В. А. Аврорин в числе Ф. я. назвал четыре: коммуни­ка­тив­ную, экспрессивную (выражения мысли), конструктивную (формирования мысли) и аккуму­ля­тив­ную (накопления общественного опыта и знаний), а в числе функций речи - шесть: номинативную, эмотивно-волюнтативную, сигнальную, поэтическую, магическую и этническую. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли выделяют свыше 25 Ф. я. и функций единиц языка.

В 70-80‑х гг. 20 в. обозначилось стремление связать Ф. я. с аппаратом их реализации в системе и структуре языка (М. А. К. Халлидей). Ю. С. Степанов на основе семиотического принципа вывел три Ф. я.: номинативную, синтаксическую и прагматическую, как универсальные свойства языка, соот­вет­ству­ю­щие трем аспектам общей семиотики: семанти­ке - номинация, синтакти­ке - предикация и прагма­ти­ке - локация. Первичным аппаратом номинации выступают характери­зу­ю­щие знаки (имен­ные и глагольные классы слов), предика­ции - элементарные синтаксические контактные слово­со­че­та­ния , лока­ции - дейксис ситуации общения («я-здесь-сейчас»), а вторичный аппарат образу­ет­ся на основе транспозиции знаков. Эти Ф. я., согласно данной теории, лежат в основе всех возможностей использования языка как средства общения, познания и воздействия.

Проблема Ф. я. вызывает особый интерес в связи с расширением сферы изучения языка в действии, особенностей разговорной речи , функциональных стилей , лингви­сти­кой текста и т. д. Перед иссле­до­ва­те­ля­ми стоят задачи установления, как и какие средства системы и структуры языка служат преиму­ще­ствен­но для выявления той или другой Ф. я.

  • Мартине А., Основы общей лингвистики, пер. с франц., в кн.: Новое в лингвистике, в. 3, М., 1963;
  • Бюлер К., Теория языка (извлечения), в кн.: Звегинцев В. А., История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях, ч. 2, М., 1965;
  • Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М., 1969;
  • Степанов Ю. С., Семиотическая структура языка (три функции и три формальных аппарата языка), Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1973, т. 32, в. 4;
  • Сыроваткин С. Н., Значение высказывания и функции языка в семиотической трактовке, «Вопросы языкознания», 1973, № 5;
  • Аврорин В. А., Проблемы изучения функциональной стороны языка, Л., 1975;
  • Якобсон Р., Лингвистика и поэтика, в кн.: Структурализм: «за» и «против», М., 1975;
  • Торсуева И. Г., Теория высказывания и интонация, «Вопросы языкознания», 1976, № 2;
  • Дешериев Ю. Д., Социальная лингвистика, М., 1977;
  • Хэллидей М. А. К., Место «функциональной перспективы предложения» (ФПП) в системе лингвистического описания, пер. с англ., в кн.: Новое в зарубежной лингвистике, в. 8, М., 1978;
  • Слюсарева Н. А., Методологический аспект понятия функций языка, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1979, т. 38, в. 2;
  • Теньер Л., Основы структурного синтаксиса, пер. с франц., М., 1988.

1. Важнейшим средством человеческого общения является язык. Предназначенность языка быть орудием общения называется его коммуникативной функцией . Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остается одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

Коммуникативная функция языка – основная социальная функция языка. Как ее дальнейшее развитие, усложнение и социализация у языка появляются функции экспрессивная и аккумулятивная.

2. Экспрессивная функция языка - это его способность выражать информацию, передавать ее и оказывать на собеседника воздействие. Экспрессивную функцию рассматривают как единство выражения и передачи сообщения (информативная функция ), чувства и эмоций (эмотивная функция ), волеизъявления говорящего (волюнтативная функция ).

3. Мыслеформирующая функция - Язык используется как средство мышления в форме слов.

4. Язык – не только средство общения отдельных говорящих. Язык также средство межнационального общения, средство сохранения для потомков накопленного опыта и знаний. Эту функцию языка отражать знания и сохранять их называют когнитивной (гносеологической) функцией .

Язык как важнейшее средство общения выполняет свои социальные функции благодаря гибкости своих единиц, многомерности и динамичности системы языка, его категорий.

Разные единицы языка различно участвуют в выполнении социальных функций языка, в выражении и передаче сообщения. Непосредственно в акте сообщения используются номинативные и предикативные единицы языка – слова и предложения. Номинативными единицами являются не только отдельные знаменательные слова (дом, ходить, пять, хороший, быстро и т.д.), но и составные наименования и фразеологизмы (железная дорога, читать лекцию, от всего сердца и т.д.). Предикативными единицами являются различного рода предложения.

Кроме коммуникативных единиц язык располагает еще строевыми единицами, необходимыми для построения номинативных и предикативных единиц. Такими единицами языка являются фонемы и морфемы, словоформы и модели словообразования, словоизменения и построения предложений.

Средства языка, его единицы и модели имеют троякую отнесенность – к системе языка, мышлению и человеку – говорящему, слушающему и читающему. Единицы языка различаются материальной и идеальной стороной, формой и содержанием, причем и характер этих сторон, и отношению друг к другу у разных сторон разные.

Все единицы, как и все знаковые единицы, обладают материальной стороной. Они должны восприниматься органами чувств, прежде всего органами слуха и зрения. Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией . Единицы языка служат для обозначения и разграничения чего-то иного, идеального и материального. Способность единиц языка обозначать и различать называют их сигнификативной функцией .

Материальную сторону единиц языка образуют фонемы и морфемы, а также их типовые сочетания – фонемные и морфемные блоки. Фонемы и морфемы являются мельчайшими единицами языка, они обладают различительными функциями. Например, слова: жар и шар , вар и вор , вор и вол различаются соответственно одной фонемой, каждая из которых не является морфемой. Слова набор и подбор , сбор отличаются морфемой-префиксом, а слова сборщик и сборник – морфемой суффиксом.

По материи, которая используется для построения единиц общения, язык может быть звуковым и письменным . Основная форма языка – звуковая, так как существуют бесписьменные языки, тогда как только письменная фиксация (без ее звучания) делает язык мертвым.

Дополнительные средства общения бывают звуковыми и графическими. Так, наряду с обычной разговорной речью используются различные звуковые сигналы, например, звонки, гудки; сюда же примыкают современные технические средства общения, как-то: звукозапись, телефон, видеотелефон, радио и т.д.

Более разнообразны графические дополнительные средства общения. Для всех них характерно, что они переводят звуковую форму языка в графическую – полностью или частично. Среди графических форм речи, кроме основной формы – общего письма данного народа, необходимо различать:


2 Специализированные системы сигнализации , например: телеграфные азбуки (азбука Морзе), дорожные знаки, сигнализация флагами, ракетами и т.п.



3 Научная символика – математическая, химическая, логическая и т.п. В современной науке широко используется символика математической логики:

R – отношение: xRy – x имеет отношение к y.

Все названные системы сигнализации, символики, средств языка, будучи разными знаковыми системами, используются как средство общения. Язык является всеобъемлющей исторически сложившейся системой средств общения, обслуживающей общество во всех сферах его деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие "компетентность", "компетенция", "коммуникативная компетенция". Коммуникативная компетенция как условие межкультурной коммуникации. Реализация принципа коммуникативной направленности на уроках иностранного языка. Обучение диалогической речи.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2009

    Совершенствование у будущих учителей английского языка умений профессионального иноязычного речевого общения с учащимися на занятиях кружка. Методики и формы коммуникативной подготовки, формирование навыков: дидактическая речь учителя иностранного языка.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2011

    Понятие и характеристики знаковой системы. Репрезентативная и коммуникативная функции естественного языка. Роль его формализации в научном познании и логике. Основные семантические категории искусственного языка, уровни его организации, сфера применения.

    реферат , добавлен 28.11.2014

    Рассмотрение способов классификации (ареальный, типологический, генетический) и функций (коммуникативная, когнитивная, познавательная, волюнтативная) языка. Изучение религиозной, античной, звукоподражательной, биологической гипотез происхождения языка.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Понятие и формы существования языка, свойственные ему черты и знаковая природа. Главные функции языка в обществе: репрезентативная, коммуникативная. Основные этапы развития международных искусственных языков, уровни их организации и классификация.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Теории возникновения языка как средства коммуникации между людьми. Учение Энгельса о происхождении языка. Процесс образования отдельных языков, основные закономерности их развития. Образование, формирование и развитие словарного состава русского языка.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Понятие языка и его динамическое целое. Особое отношение поэтической функции к динамическому целому языка. Трактовка поэтической функции языка Р. Якобсоном. Поэтическая функция языка не тождественна функциональному стилю. Язык художественного текста.

    Язык представляет собой не просто знаковую систему, символически обозначающую предметы и явления. Язык - это еще и инструмент в которой он выполняет ряд функций. К основным функциям языка можно отнести коммуникативную, познавательную, номинативную и аккумулятивную. Есть также и второстепенные функции (например, эстетическая функция языка). В данной статье мы рассмотрим основные функции, которые выполняет язык, и их сущность.

    Основные функции языка: коммуникативная функция

    Эта функция связана с тем, что язык - это средство которое позволяет одному человеку высказать свои мысли и передать их другому, а другому, в свою очередь, понять их и отреагировать. По сути, язык возник именно для коммуникации, то есть общения, обмена информацией. Коммуникативная функция осуществляется благодаря знаковости языка.

    В пределах коммуникативной функции можно выделить эмоциональную функцию, объясняя ее тем, что при помощи языка можно передать чувства, желания, состояния. Животные, которые не могут произносить слова, общаются именно для передачи эмоций. Эмоциональная функция нашей речи, естественно, более сложная, чем у животных.

    Таким образом, подразумевает под собой реализацию коммуникации посредством сообщения, общения, воздействия и выражения эмоций, состояний и чувств.

    Основные функции языка: познавательная функция

    Познавательная функция связана с тем, что в языковых знаках присутствует человеческое сознание. Язык - инструмент сознания, отражающий результат когнитивной деятельности человека. Споры лингвистов о том, что возникает раньше, язык или мышление, кажется, не прекращались никогда. Единственное мнение, которое безошибочно: язык неразрывно связан с мышлением, ведь мы не только выражаем словами наши мысли, но и сами мысли представлены в виде слов; человек думает словами.

    Позволяет фиксировать результаты мышления и использовать их в общении. Эта функция помогает познавать мир и вербализировать его.

    Основные функции языка: номинативная функция

    Она тесно связана с когнитивной, так как все познанное должно иметь свое имя. Также она связана со способностью языкового знака обозначать вещи. Именно эта способность помогла человеку создать символический мир. Тем не менее в нашем мире есть масса вещей, у которых нет названий. Как, интересно, назвать штырек на На самом деле, несмотря на отсутствие названия, номинативная функция реализована посредством описания.

    Основные функции языка: аккумулятивная функция

    Аккумулятивная функция связана со сбором и Не секрет, что язык живет намного дольше людей, народа. Яркий пример - мертвые языки, которые пережили своих носителей. Каким бы ни был язык, живым или мертвым, он хранит память целых поколений, многовековую историю человечества. Даже в случае потери устного предания можно изучить древние письмена и сделать определенные выводы о прошлом нации.

    В последнее время процесс накопления информации ускоряется, а объем информации, которую производит человек в наши дни, увеличивается на 30% в год.

    Многие лингвисты выделяют и другие функции языка. Среди них, например, контактоустанавливающая, эстетическая и другие. Если внимательно присмотреться к дополнительным функциям, можно сделать вывод, что все они тем или иным образом связаны с вышеупомянутыми. Исследование второстепенных функций языка не прекращается и дает очень интересные данные для дальнейших научных изысканий. Можно с уверенностью сказать, что язык и его функции всегда будут актуальны для человека.

    1.Язык - иерархически организованная совокупность языковых элементов, находящихся в более или менее жестких структурных связях, направленная на выполнение коммуникативной и когнитивной функции.

    2. Язык существует как система подсистем, отличающихся спецификой элементов - инвариантных единиц, объединяющих совокупность актуальных вариантов (фонемы, морфемы).

    3. Между подсистемами - отношения последовательного выстраивания следующей из элементов предыдущей. Четыре основных уровня – фонетический, морфемный, лексический, синтаксический.

    4. Охарактеризовать элементы: фонема, морфема, лексема, предложение.

    5. Фонемы, односторонние единицы, служат для различения всех значимых единиц языка, прежде всего – морфем.

    6. Основная функция морфем – оформление слова.

    7. Слова несут номинативную функцию и участвуют в построении предложения.

    39. Язык как система. Уровневая модель языка.

    1. Язык - иерархически организованная совокупность языковых элементов, находящихся в более или менее жестких структурных связях, направленная на выполнение коммуникативной и когнитивной функции.

    2. Система – это такое образование, общие свойства которого не сводимы к простой сумме свойств, его составляющих, но степень целостности на разных участках системы не одинакова. Степень взаимообусловленности существования единиц в пределах системы убывает от низшего уровня к высшему.

    40. Элементы системы языка, их отношения.

    1. Межуровневые отношения: отношения средства/функции (каждая предыдущая единицы - средство создания следующей, язык - порождающая модель), манифестации (связь ПС и ПВ, при этом ассиметрия: 1)звуки не соотносимы с семами; 2)изменение ПВ не всегда меняет семы (рук/руч), а смена сем не всегда отражается в ПВ (сын Отечества).
    2. Внутризнаковые отношения. Семиотические: денотативные, сигнификативные (с понятием); прагматические (с пользователем: тащиться, влачиться); синтаксические (пг, сг).

    41. Парадигматические и синтагматические отношения. Своеобразие проявления на разных уровнях языка.

    1. Внутриуровневые: синтагматические (при реализации системы языка), парадигматические (внутри системы).
    2. Самый простой тип пг отн-й: оппозиции. Типы оппозиций: тождество, дизъюнкция (антонимы), пересечение (мама, брат), привативность (учитель-учительница).
    3. Сг отн-я возникают в условиях функционирования элементов в составе более высокого уровня. Минимальное проявление - позиция (сильная: идут часы/слабая: идут быстро; совместимая: лечь на землю, увлажнить землю, несовместимая: облететь землю). Дистрибуция - совокупность позиций единицы. М.б. эквивалентная, дополнительная (полное несовпадение), контрастирующая (сосна, береза), привативная (собака, такса).

    42. Функциональный подход к анализу языка. Типология языковых функций.

    1. При характеристике функционального аспекта языка противопоставляют базовые и частные языковые функции. Базовые языковые функции реализуются в любом речевом акте и не имеют специфических языковых средств воплощения.
    2. Частные языковые функции являются воплощением базовых, проявляются как актуализация определенных элементов коммуникативного акта.

    43. Функции языка. Базовые и частные функции языка.

    1. Коммуникативная функция. Ее считают ведущей, т.к. она определяет сущность языка.
    2. Но язык играет важную роль в накоплении знаний и их хранении в памяти, способствуя их упорядочению, систематизации - это когнитивная функция.
    3. Частные функции. Якобсон выделяет важные составляющие РА: адресант, адресат, контекст (референт), сообщение, код, контакт. Частные функции отражают один из этих аспектов.
    4. Референтная: передать инф-ю о внеяз. действ-ти.
    5. Эмотивная: передача эмоц. отн-я к миру.
    6. Конативная: стремление воздействовать на адресата.
    7. Заклинательная - 3-е лицо превращается в адресата.
    8. Контактоустанавливающая - алло?
    9. Метаязыковая - направлена на урегулирование кода.
    10. Поэтическая - сообщение ради него самого.

    44. Язык, речь – две стороны речевой деятельности.

    1. Деятельность - сложная совокупность процессов, направленная на достижение результатов, которые являлись побудителями данной деятельности.

    2. Деятельность предполагает: 1) цель, мотив; 2) наличие структуры, т.е. определенной внутренней организации, 3) наличие отдельных действий, которые могут быть внешними (практическими) и внутренними (умственными). Первична предметная деятельность.

    3. Речевая деятельность – деятельность человека, опосредованная знаками языка, это совокупность речевых операций со стороны говорящего и слушающего, которые вызываются определенными потребностями, ставят перед собой определенную цель и совершаются в конкретных условиях.

    4. Социален - индивидуальна.

    5. Объективные законы - конкретное говорение.

    6. Орудие общения - произведение общения.

    7. Потенция - ее осуществление.

    8. Инвариантность - конкретность.

    9. Регулярность - неупорядоченность.

    10. Отвлечен от времени и пространства - предикативна.

    11. Иерархичен - линейна.

    12. Статичен - динамична.

    13. Единица как совокупность диф. пр-ков - воспринимается органами чувств.

    14. Достояние народа - творчество индивида.

    45. Исследование речевой деятельности в психолингвистике. Этапы порождения и восприятия речи.

    1. Предметом исследования психолингвистики является устройство и функционирование речевых механизмов человека в плане их соотнесенности со структурой языка. Делается попытка воссоздать весь процесс вербализации замысла от предречевых этапов.

    2. Открытия в нейропсихологии: управление разн. психич. функциями - в разных участках мозга; правое полушарие - образное, левое логическое; кора мозга состоит из нейронов с дендритами и аксонов. При разной актуализации нейронов возникают разные образы. Т.е. образ возникает в правом полушарии, потом передается в левое, там формируется в речевых механизмах.

    3. При изучении афазий выявили их зависимость от пораженного участка мозга.

    • моторные (эфферентная: распад грамматической стр-ры высказывания; афферентная: человек не может выбрать отдельную единицу, утрата расчлененности выск-я);
    • динамическая афазия: нет темо-рематического единства во фразах;
    • семантическая: нет понимания смысловых отношений;
    • сенсорная: нет способности восприятия звучащей речи.

    4. Этапы порождения речи:

    1. практические речевые действия, к которых возникает стимул;
    2. внутренняя речь: образный код - лексический подбор - грамматическое оформление - выбор звука и синтагматического согласования;
    3. озвучивание речи.

    5. Этапы распознавания речи: 1)восприятие звуков; 2)идентификация их по моделям; 3)отождествление ЛЗ и ГЗ.

    46. Исследование речевой деятельности в современных школах языкознания. Теория речевых актов.

    1. Начало положил Витгенштейн. Язык - это не название предмета. Язык - это совокупность языковых игр. Язык, м.б., и шахматы, но надо учесть шахматиста. Есть стремление выиграть интенция.

    2. ТРА развивалась в работах Остина, Сёрля. РА - акт произнесения выск-я в ситуации непоср. общения. Дей-т психологические и соц. факторы: намерение, мнение, знание, воля, эмоц. сост-е; статус, внеситуативная роль.

    3. РА в отношении к средствам воплощения - локуция; к цели - иллокуция; к результату - перлокуция. В ТРА важна иллокуция. Основная проблема ТРА - как расшифровать и верно истолковать намерение говорящего. Создали кл-ию иллокуций.

    4. Ассертивы (как обстоят дела; сообщаю); комиссивы (обещать сделать; ручаюсь); директивы; декларативы; экспресивы (соболезную).

    5. Проблема косвенных РА (У меня экзамен).

    47. Исследование речевой деятельности в современных школах языкознания, теория речевых жанров.

    1. Ядро составляют идеи Бахтина. ШмелевА, Вежбицкая, Федосюк, Седов.

    2. Каждая сфера человеческой деятельности вырабатывает относительно устойчивые типы высказываний – РЖ. По Бахтину основа классификации - ком. цель.

    3. Вежбицкая: теория создания конечного списка смысловых примитивов. Ее основания: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, тип диктумного содержания, языковое воплощение.

    4. Интенционально: информативные, этикетные, оценочные, императивные (по Шмелевой).

    5. Устные/письменные.

    6. Первичные/вторичные.

    7. По функц. стилям.

    51. Язык и мышление. Аспекты изучения проблем в современной науке.

    1. Взаимосвязь языка и мышления сложна, т.к. оба длительно развивающиеся сущности.

    2. Мышление - это высшая форма отражения объективной реальности, целенаправленное, обобщенное познание существенных связей, признаков и отношений мира.

    3. Еще античные философы пытались через язык выйти на мышление. Никто не отрицает эту связь, но есть разные т.з. на ее характер:

    • язык является материализацией мышления (Пор-Рояль);
    • языковые и логические категории мало соотнесены - на мышление не обращаем внимания, изучаем язык сам по себе (структуралисты).
    • совр. языкознание полагает, что это взаимопроницаемые структуры.

    4. Гносеологический аспект: изучается взаимодей-е яз. и мышл. в системах уже сложившихся феноменов: категории числа, рода и т.д.

    5. Деятельностный аспект: выявление взаимовияния в процессе речемыслительной деят-ти - через наблюдаемые факты и исследования мозга.

    6. Генетический аспект: анализ языка и мышления в процессе становления человека как вида. Через наблюдения за детьми и высшими животными.

    52. Язык и мышление. Генетический аспект проблемы. Виды мышления и язык.

    1. Мышление не возникло изолировано, оно с самого начала реализовывалось в др. формах высш. псих. деят-ти. Действие невозможно без мысли о результате (создание орудий).

    2. До появления речи были доверб. и аверб. (образное, практическое, редуцированное) формы мышления. Аверб. мышление позволяет совмещать говорение и др. дей-я.

    3. Словесное мышление возникает как один из его видов при потребности ком-ции. При этом авербальное не вытеснилось, а стало наглядным.

    4. Образное - элементами являются образы реальной действительности, воспроизведение в памяти отдельных ситуаций.

    5. Практическое - совершается в ходе практических действий, направлено на решение конкр. задач.

    6. Редуцированное - сворачивает образы и оперирует ими.

    7. Авербально-понятийное - понятийно, но не вербализовано (док-во - лакуны).

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы