Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Естественный отбор - главный, ведущий, направляющий фактор эволюции , лежащий в основе теории Ч.Дарвина. Все остальные факторы эволюции случайны, один лишь естественный отбор имеет направление (в сторону приспособления организмов к условиям среды).


Определение: избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов.


Творческая роль: выбирая полезные признаки, естественный отбор создает новые .




Эффективность: чем больше в популяции различных мутаций (чем выше гетерозиготность популяции), тем больше эффективность естественного отбора, быстрее идёт эволюция.


Формы:

  • Стабилизирующий - действует в постоянных условиях, отбирает средние проявления признака, сохраняет признаки вида (кистепёрая рыба латимерия)
  • Движущий - действует в изменяющихся условиях, отбирает крайние проявления признака (отклонения), приводит к изменению признаков (берёзовая пяденица)
  • Половой - конкуренция за полового партнера.
  • Разрывающий - выбирает две крайние формы.

Следствия естественного отбора:

  • Эволюция (изменение, усложнение организмов)
  • Возникновение новых видов (увеличение количества [многообразия] видов)
  • Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Любая приспособленность относительна , т.е. приспосабливает организм только к одним определенным условиям.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу естественного отбора составляет
1) мутационный процесс
2) видообразование
3) биологический прогресс
4) относительная приспособленность

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора
1) сохранение старых видов
2) изменение нормы реакции
3) появление новых видов
4) сохранение особей с измененными признаками

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции творческую роль играет
1) естественный отбор
2) искусственный отбор
3) модификационная изменчивость
4) мутационная изменчивость

Ответ


Выберите три варианта. Какие признаки характеризуют движущий отбор?
1) действует при относительно постоянных условиях жизни
2) устраняет особей со средним значением признака
3) способствует размножению особей с измененным генотипом
4) сохраняет особей с отклонениями от средних значений признака
5) сохраняет особей с установившейся нормой реакции признака
6) способствует появлению мутаций в популяции

Ответ


Выберите три признака, характеризующие движущую форму естественного отбора
1) обеспечивает появление нового вида
2) проявляется в меняющихся условиях среды
3) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде
4) выбраковываются особи с отклонением от нормы
5) возрастает численность особей со средним значением признака
6) сохраняются особи с новыми признаками

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Исходным материалом для естественного отбора служит
1) борьба за существование
2) мутационная изменчивость
3) изменение среды обитания организмов
4) приспособленность организмов к среде обитания

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Исходным материалом для естественного отбора является
1) модификационная изменчивость
2) наследственная изменчивость
3) борьба особей за условия выживания
4) приспособленность популяций к среде обитания

Ответ


Выберите три варианта. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в
1) постоянных условиях среды
2) изменении средней нормы реакции
3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания
4) выбраковывании особей с отклонениями от нормы
5) сохранении особей с мутациями
6) сохранении особей с новыми фенотипами

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Эффективность естественного отбора снижается при
1) возникновении рецессивных мутаций
2) увеличении гомозиготных особей в популяции
3) изменении нормы реакции признака
4) увеличении числа видов в экосистеме

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушенными листьями благодаря действию
1) соотносительной изменчивости

3) естественного отбора
4) искусственного отбора

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Насекомые-вредители приобретают со временем устойчивость к ядохимикатам в результате
1) высокой плодовитости
2) модификационной изменчивости
3) сохранения мутаций естественным отбором
4) искусственного отбора

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Материалом для искусственного отбора является
1) генетический код
2) популяция
3) дрейф генов
4) мутация

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Верны ли следующие суждения о формах естественного отбора? А) Возникновение устойчивости к ядохимикатам у насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений – пример стабилизирующей формы естественного отбора. Б) Движущий отбор способствует увеличению числа особей вида со средним значением признака
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неврены

Ответ


Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами: 1) стабилизирующий, 2) движущий, 3) дизруптивный (разрывающий). Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий
Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере
В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных
Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих
Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом
Е) Сохранение фенотипов с крайними отклонениями внутри одной популяции

Ответ


1. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой: 1) движущая, 2) стабилизирующая. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) сохраняет среднее значение признака
Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды
В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения
Г) способствует увеличению многообразия организмов
Д) способствует сохранению видовых признаков

Ответ


2. Сопоставьте характеристики и формы естественного отбора: 1) Движущий, 2) Стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) действует против особей с крайними значениями признаков
Б) приводит к сужению нормы реакции
В) обычно действует в постоянных условиях
Г) происходит при освоении новых местообитаний
Д) изменяет средние значения признака в популяции
Е) может приводить к появлению новых видов

Ответ


3. Установите соответствие между формами естественного отбора и их характеристиками: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) действует в изменяющихся условиях среды
Б) действует в постоянных условиях среды
В) направлен на сохранение ранее сложившегося среднего значения признака
Г) приводит к сдвигу среднего значения признака в популяции
Д) под его действием может происходить как усиление признака, так и ослабление

Ответ


4. Установите соответствие между признаками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирует приспособления к новым условиям среды
Б) ведет к образованию новых видов
В) сохраняет среднюю норму признака
Г) выбраковывает особи с отклонениями от средней нормы признаков
Д) увеличивает гетерозиготность популяции

Ответ


5. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) проявление в постоянных условиях жизни
Б) гибель особей с новыми признаками
В) сохранение особей с новыми мутациями
Г) сохранение особей с ароморфным признаком
Д) увеличение числа особей с установившейся нормой реакции

Ответ


Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора, которые этими примерами иллюстрируются: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возрастание в промышленных районах числа тёмных бабочек по сравнению со светлыми
Б) возникновение у насекомых-вредителей устойчивости к ядохимикатам
В) сохранение до настоящего времени пресмыкающегося гаттерии, обитающего в Новой Зеландии
Г) уменьшение размеров головогруди у крабов, обитающих в мутной воде
Д) у млекопитающих смертность новорождённых со средним весом меньше, чем с очень низким или с очень высоким
Е) гибель крылатых предков и сохранение насекомых с редуцированными крыльями на островах с сильными ветрами

Ответ


Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) разрывающий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) длинная шея у жирафа
Б) белые и оранжевые крылья у бабочек-желтушек
В) различные формы клюва вьюрков
Г) наличие ранне- и позднецветущих форм погремка
Д) увеличение числа светлых бабочек в березовом лесу
Е) увеличение среднего роста человека из поколения в поколение

Ответ


Установите соответствие между формами борьбы за существование и примерами, иллюстрирующими их: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) рыбы поедают планктон
Б) чайки убивают птенцов при их большом количестве
В) токование глухарей
Г) носатые обезьяны стараются перекричать друг друга, раздувая огромные носы
Д) гриб чага поселяется на березе
Е) основная добыча куницы - белка

Ответ


Проанализируйте таблицу «Формы естественного отбора». Для каждой буквы выберите соответствующее понятие, характеристику и пример из предложенного списка.
1) половой
2) движущий
3) групповой
4) сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака
5) возникновение нового признака
6) формирование устойчивости бактерий к антибиотикам
7) сохранение реликтового вида растения гингко двулопастного 8) возрастание числа гетерозиготных организмов

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №353

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Практическая работа по теме:

"Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора"

разработка урока по биологии в рамках ФГОС

для 11 класса

Образовательные технологии:

беседа, информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве, технология критического мышления, технология проблемного обучения, исследовательская технология, самостоятельная работа обучающихся

Разработал:

Самохвалов Андрей Сергеевич ,

Учитель биологии и химии

ГБОУ СОШ №353 Московского района

Санкт-Петербург

2015 год

Тема урока : Практическая работа "Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора".

Вид урока : исследовательский урок, урок на основе групповой технологии.

Форма урока : урок-практикум с элементами беседы.

Цели урока :

1). Сформулировать понятия о естественном отборе и его различных формах, об искусственном отборе;

2). Сформулировать умения сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом, естественный отбор с искусственным отбором и правильно определять их по сущностным характеристикам и на наглядных примерах;

3). Выяснить, какое биологическое значение имеют разные формы отбора для существования видов в природе;

4). Убедить учащихся в том, что естественный отбор является основной и направляющей силой эволюционного процесса.

Планируемые результаты

I. Личностные результаты:

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение объектов живой природы;

Формирование устойчивой мотивации учащихся к исследовательской деятельности;

Формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

Формирование интеллектуальных умений (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, структурировать учебный материал, делать выводы);

Формирование экологической культуры и необходимости бережного отношения к живым объектам, к их ценности.

II. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Продолжить формирование умений слушать, анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы;

Продолжить формирование умений находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных целей при слушании рассказа учителя, при работе с учебником и справочной таблицей;

Продолжить формирование умений преобразовывать информацию из одного вида в другой (рассказ учителя, справочный и иллюстративный материал в таблицы для сравнения и для общего вывода, теоретические знания - для выполнения тестового задания).

Коммуникативные УУД:

Продолжить формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в общении и сотрудничестве со сверстниками через работу в группах, развивая при этом чувство толерантности.

Регулятивные УУД:

Продолжить формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности (формулировать вопросы на уроке), выдвигать свои версии;

Продолжить формирование умений в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Продолжить формирование умений работать по плану, сверять свои действия с учебными целями и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

III. Предметные результаты:

Формирование понятий о естественном отборе и его формах, об искусственном отборе, о творческой роли естественного и искусственного отбора в природе и в жизни человека;

Формирование умений понимать смысл биологических терминов (борьба за существование, естественный отбор, изменчивость, наследственность, эволюция, искусственный отбор, порода, сорт и штамм, мутация, генотип, фенотип, генофонд, норма реакции, селекция, популяция, вид);

Формирование умений сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом, естественный отбор с искусственным отбором и правильно определять их по сущностным характеристикам и на наглядных примерах;

Формирование умений делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Формирование умений выращивания и размножения определённых видов сортов культурных растений и пород домашних животных и ухода за ними.

Средства обучения : учебник авторов В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой Биология. Общая биология. Базовый уровень: Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013; интерактивная доска, проекционная система для демонстрации слайдов (таблиц, рисунков, цитат, тестовых вопросов).

Оборудование : тетради, ручки, наглядный раздаточный материал.

Тип урока : комбинированный урок с использованием технологии критического мышления.

Форма работы с учащимися : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения : словесный (индивидуальные ответы учащихся), репродуктивный (рассказ учителя с элементами беседы), проблемный (механизмы действия естественного и искусственного отбора), наглядный (эвристическая беседа с использований иллюстраций в презентации), дедуктивный (на примере изложения и исследования темы к частному - личностная значимость для каждого ученика), самоконтроль (выполнение тестового задания).

Методы контроля и самоконтроля : устный, письменный, наблюдение.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности : репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый.

Образовательные технологии : беседа, информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве, технология критического мышления, технология проблемного обучения, исследовательская технология, самостоятельная работа обучающихся.

Данная практическая работа проводится в 11 классе при прохождении темы "Естественный отбор - главная движущая сила эволюции". Этот урок проводится после изучения тем: "Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина", "Эволюционная теория Чарльза Дарвина", "Вид: критерии и структура", "Популяция как структурная единица вида", "Популяция как единица эволюции", "Факторы эволюции".

Работа выполняется в группах (чётное количество групп).

При подготовке к практической работе учитель должен обеспечить каждую из групп учащихся наглядным раздаточным материалом:

Для каждой группы - таблицу 1 "Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора";

Карточки с заданиями 1, 2, 3 и карточки с изображениями кошек различных пород (как дополнительный материал к заданию 3);

Карточки с тестовыми заданиями и вариантами ответов к ним.

Рефлексивные карточки.

Учащиеся до данного урока (на предыдущем уроке) получают от учителя список вопросов для фронтального опроса на этом уроке и готовятся к ним дома самостоятельно.

Ход урока

I .Организационный момент (приветствие друг друга, проверка готовности учащихся к уроку, работа с журналом ("отсутствующие").

II .Актуализация знаний (выяснение степени усвоения заданного на дом материала по терминологии) в виде фронтального опроса.

Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с научными и социально-экономическими предпосылками возникновения теории Чарльза Дарвина. А сейчас мы ещё раз повторим пройденные термины (учащиеся отвечают со своих мест).

Фронтальный опрос

1). К чему сводятся основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина?

[Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина сводятся к следующему:

а). Многообразие видов животных и растений - это результат исторического развития органического мира.

б). Главные движущие силы эволюции - это борьба за существование и естественный отбор. Материал для естественного отбора даёт наследственная изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.

в). Эволюция органического мира шла преимущественно по пути усложнения организации живых существ.

г). Приспособленность организмов к условиям окружающей среды является результатом действия естественного отбора.

д). Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные изменения.

е). Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора.

ж). Эволюция человека связана с историческим развитием древних человекообразных обезьян.]

2). В чём заключается значение эволюционной теории Чарльза Дарвина?

[Значение эволюционной теории Чарльза Дарвина заключается в следующем:

а). Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую.

б). Объяснены причины целесообразности органических форм.

в). Открыт закон естественного отбора.

г). Выяснена сущность искусственного отбора.

д). Определены движущие силы эволюции.]

3). Дайте определение термину "борьба за существование".

[Борьба за существование - это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями внешней среды в биогеоценозах.]

4). Какие существуют формы борьбы за существование?

[Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды.]

5). Дайте определение понятию "естественный отбор".

[Естественный отбор - процесс избирательного воспроизведения организмов, происходящий в природе, в результате которого в популяции возрастает доля особей с полезными для вида признаками и свойствами в конкретных условиях среды.]

6). Что служит материалом для естественного отбора?

[Материалом для естественного отбора служат индивидуальные наследственные изменения (мутации и комбинации, возникающие в популяциях), которые, в свою очередь, могут быть полезными, вредными и безразличными для вида.]

7). Какие формы естественного отбора существуют?

[Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой.]

8). Дайте определение понятию "изменчивость".

[Изменчивостью называют свойство организмов приобретать новые признаки под действием внешней и внутренней среды, отличающее их от других организмов того же вида.]

9). Назовите типы изменчивости.

[Типы изменчивости:

а). Модификационная, то есть определённая, групповая, ненаследственная, фенотипическая.

б). Мутационная, то есть неопределённая, индивидуальная, наследственная, генотипическая.

в). Соотносительная, коррелятивная.]

Дайте определение понятию "наследственность".

[Наследственность - это свойство живых организмов сохранять и передавать потомству особенности своего строения, функций и развития. Благодаря наследственности из поколения в поколение сохраняются признаки вида, сорта, породы, штамма. Связь между поколениями осуществляется при размножении.]

10). Дайте определение понятию "эволюция".

[Эволюция - это процесс исторического развития живых организмов во времени при переходе их от низших форм к высшим.]

11). Дайте определение понятию "искусственный отбор".

[Искусственный отбор - процесс выбора человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений путём их систематического отбора и размножения с целью получения от них потомства с желаемыми для него свойствами.]

12). Что является движущей силой при искусственном отборе?

[Движущей силой при искусственном отборе является сам человек, используя для своих целей наследственную изменчивость селекционного материала.]

13). Какие существуют формы искусственного отбора?

[Формы искусственного отбора:

а). Бессознательный или стихийный (это такая форма отбора, при которой человек для размножения оставлял лучших особей, не задумываясь о конечных результатах).

б). Сознательный или методический (это такая форма отбора, при которой человек ставит цель по улучшению определённого признака или свойства у особей). При этом сознательный или методический тип отбора, в свою очередь, подразделяются на массовый (отбор по фенотипу) и индивидуальный (отбор родительских пар и оценка их потомства).]

14). Дайте определение понятиям "порода", "сорт" и "штамм".

[Порода , сорт и штамм - это популяция организмов, искусственно созданная человеком, которая характеризуется определённым генофондом, наследственно закреплёнными морфологическими и физиологическими признаками, определённым уровнем продуктивности и нормой реакции.]

15). Какие свойства живых организмов лежат в основе создания сортов и пород?

[В основе работы по выведению нового сорта растений или породы животных лежат: мутации, наследственная изменчивость признаков у организмов, отбор человеком таких изменений.]

16). Дайте определение понятию "мутация".

[Мутация - это спонтанное изменение генетического материала, возникающее как неадекватный ответ организма на внешнее воздействие и передающееся по наследству.]

17). Дайте определение понятию "генотип".

[Генотип - это набор генов организма, знающий особенности его развития.]

18). Дайте определение понятию "фенотип".

[Фенотип - это комплекс свойств и признаков организма, то есть результат реализации его генетической программы в конкретных условиях жизни.]

19). Дайте определение понятию "генофонд".

[Генофонд - это совокупность всех генотипов популяции.]

20). Дайте определение понятию "норма реакции".

[Норма реакции - это предел изменчивости определённого признака организма в зависимости от окружающих воздействий на него.]

21). Дайте определение понятию "селекция".

[Селекция - это наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов культурных растений, пород домашних животных и штаммов микроорганизмов, соответствующих потребностям человека и уровню производительных сил общества.]

22). Дайте определение понятию "популяция".

[Популяцией называют естественную совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, разного возраста и пола, занимающую определённую обособленную часть ареала и характеризующуюся наибольшим числом связей между ними.]

23). Дайте определение понятию "вид".

[Вид - это совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биологических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определённым условиям жизни и занимающих в природе определённый ареал.]

III .Мотивация учебной деятельности (сообщение темы, целей урока; использование целей в дальнейшей деятельности).

Учитель (проблемный вопрос): Сегодня на уроке мы с вами выясним, в чем же значимость знаний об естественном и искусственном отборах.

Учитель: Можно предположить, что многообразие пород и сортов объясняется следующими факторами: действием Творца или результатом деятельности человека. Если это результат творения, то почему творец многократно повторяется? Если причина многообразия связана с деятельностью человека, то каков же механизм изменения живых организмов?

IV .Изучение нового материала (по плану)

План:

1). Почему естественный и искусственный отбор органически связаны между собой?

2). Различие между естественным и искусственным отбором.

Рассказ учителя .

Почему естественный и искусственный отбор органически связаны между собой?

Сходство между этими двумя процессами состоит в том, что основой того и другого служит наследственная изменчивость: она доставляет наследственные изменения признаков - материал для отбора. В результате действия естественного и искусственного отбора получаются новые формы: при естественном отборе - виды, а при искусственном - породы, сорта и штаммы.

При естественном отборе отбирающим фактором являются условия окружающей среды, при которых отбираются отбором любые жизненно важные признаки. В силу этого естественный отбор действует только на пользу организма и вида в целом, к которому он принадлежит. Естественный отбор - это "переживание наиболее приспособленных" организмов, вследствие которого на основе неопределённой наследственной изменчивости в ряду поколений происходит эволюция. Благодаря естественному отбору любая популяция обладает известным уровнем приспособленности к условиям окружающей среды, что позволяет составляющим эту популяцию организмам выдерживать борьбу за существование. Но поддерживаемый отбором уровень приспособленности обеспечивает выживание особей в тех условиях, к которым они приспособлены. Поэтому распределение организмов в пределах области распространения данного вида бывает неравномерным, они чаще выживают в более подходящих условиях. Так влияет естественный отбор и на географическое распространение организмов: в более благоприятной среде обитания возникают скопления, а менее благоприятная - оказывается незаселённой. Только благодаря естественному отбору появляются новые приспособления. В создании новых приспособлений, в эволюционной перестройке организмов, в преобразовании популяций, приводящим к видообразованию, выражается творческая роль естественного отбора, определяющая прогрессивную эволюцию.

При искусственном отборе человек отбирает виды по замеченным признакам и направляет действие отбора в полезную для себя сторону. При этом отбираемые признаки могут оказаться даже вредными для самого организма. Например, лучшие породы свиней или молочного скота совершенно не могли бы существовать в природе без заботы о них человека.

В результате естественного отбора появляются виды, приспособленные к жизни в определённых условиях окружающей среды. В результате искусственного отбора создаются человеком породы домашних животных и сорта культурных растений, приспособленные им к своим потребностям и намеченным целям.

Естественный отбор происходит в течение всей истории органического мира: он более ранний и длительный. Искусственный отбор проводится человеком с того времени, при котором он стал заниматься земледелием и приручением животных.

Чарльз Дарвин указал, что под влиянием деятельности человека естественный отбор с течением времени переходил в искусственный методический через бессознательный отбор. Но и при методическом отборе проявляется действие естественного отбора: человек предпочитает здоровых и сильных особей, а слабые же чаще погибают сами. Естественный и искусственный отбор органически связаны.

Различие между естественным и искусственным отбором

1). Искусственный отбор, являясь направляющим фактором эволюции, играет ведущую роль в возникновении многообразия органического мира.

2). В результате естественного отбора возникают новые виды, а в результате искусственного - сорта, породы и штаммы.

3). Критерий естественного отбора - приспосабливаемость вида. Критерием искусственного отбора является полезность признака для человека.

4). Естественный отбор происходит на Земле с момента появления жизни. Искусственный отбор возник с момента появления домашних животных и земледелия.

5). Искусственный отбор производится в гораздо более короткие сроки и часто приводит к появлению совершенно новых растений и животных, возникновение которых в естественных условиях невозможно. При смене условий среды имеющиеся приспособления у растений и животных могут оказаться для них бесполезными и даже вредными.

Признаки сравнения естественного и искусственного отбора изложены в таблице 1 (смотрите приложение).

V .Закрепление нового материала

Практическая работа по теме: "Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора".

Цели : 1). Научиться отличать действие естественного и искусственного отбора на наглядном примере;

2). Сравнивать разные формы естественного отбора;

3). Понять механизмы эволюции.

Класс делится на маленькие подгруппы (должно быть чётное количество подгрупп).

Задание 1.

Установите соответствие между следующими процессами и видами отбора. Ответы занесите в таблицу, поставив в соответствующих местах знак "+".

Характеристика отбора

Естественный

Искусственный

Отбор действует очень быстро

Задание 2.

Установите соответствие между следующими процессами и формами естественного отбора. Ответы занесите в таблицу, поставив в соответствующих местах знак "+".

Характеристика отбора

Движущий

Стабилизирующий

Изменение нормы реакции вида

Гибель уклоняющихся форм

Задание 3.

Рассмотрите иллюстрации. На рисунках 1 - 3 изображены фотографии пород домашней кошки ("персидская", "донский сфинкс", "британская короткошёрстная"). На рисунке 4 изображён дикий лесной кот, фенотип которого является результатом естественного отбора.

Вопрос 1 . Укажите, какие черты фенотипа домашних кошек являются результатом искусственного отбора. Заполните нижерасположенную таблицу:

На рисунке 5 изображена кошка породы "европейская короткошёрстная", подобранная на улице (несколько поколений её предков не подвергались действию искусственного отбора и свободно скрещивались с кошками разных пород).

Вопрос 2 . Проанализируйте фенотип кошки. Сохранились ли черты, культивируемые искусственным отбором? Как вы думаете, почему? Как будет выглядеть популяция потомков этой кошки, живущих на улице?

Рис. 1. Персидская кошка Рис. 2. Кошка Донский сфинкс Рис. 3. Британская короткошерстная

Кошка

Рис. 4. Дикий лесной кот Рис. 5. Европейская короткошерстная кошка

Вывод по практической работе

Творческая роль естественного отбора :

1). Естественный отбор является главнейшей движущей силой эволюции.

2). Естественный отбор не только отметает негодное, но и является уничтожающим фактором.

3). Естественный отбор на основе закономерностей наследственности и изменчивости приводит к созданию совершенно новых форм (видов), не существовавших ранее.

Творческая роль искусственного отбора :

1). Искусственный отбор ведёт к изменению органа или признака интересующего человека.

2). Искусственный отбор ведёт к расхождению признаков: члены породы (сорта) всё более становятся непохожими на их дикий вид.

3). Искусственный отбор и наследственная изменчивость - главные движущие силы в формировании пород и сортов.

Вместе с тем не следует и противопоставлять искусственный отбор естественному, так как последний очень часто подправляет творческую деятельность человека. Как бы человек ни заботился о сортах и породах, многие из них всё же подвергаются воздействию абиотических и биотических факторов среды, что в конечном итоге повышает их жизнеспособность.

Проще говоря, искусственный отбор - дело рук человека, а естественный производит сама природа. При искусственном отборе выбираются и закрепляются признаки, нужные человеку, но не всегда полезные самому животному или растению в природных условиях. При естественном отборе выбираются средой признаки и свойства, помогающие виду выжить и давать здоровое потомство, приспособленное к природным условиям.

Контролирующее задание

Тест

Задание : Выберите правильные варианты ответов.

1). Какие существуют формы естественного отбора:

А). Наследственность, борьба за существование;

Б). Изменчивость, искусственный отбор;

В). Движущий отбор, стабилизирующий отбор?

2). В каких условиях среды действует стабилизирующий отбор:

А). Когда среда изменяется;

Б). Действует в постоянных условиях среды;

В). Другие формы?

3). Какую роль играет в эволюции естественный отбор:

А). Творческую; б). Случайную; в). Наследственную?

4). Движущей силой эволюции, увеличивающей генетическое разнообразие, является:

А). Модификационная изменчивость;

Б). Мутационная изменчивость;

В). Искусственный отбор?

5). Учёный, разработавший учение стабилизирующей формы отбора, - это:

А). Ч.Р. Дарвин; б). С.С. Четвериков; в). И.И. Шмальгаузен?

6). Действие естественного отбора приводит к:

А). Мутационной изменчивости;

Б). Сохранению полезных для человека признаков;

В). Случайному скрещиванию;

Г). Возникновению новых видов?

VI .Домашнее задание

Стр. 238, ответить устно на вопросы 1 - 5.

VII .Рефлексия

Учитель : Уважаемые товарищи учащиеся! На партах для каждого из вас лежат рефлексивные карточки: "организация эмоциональной рефлексии" и "организация качественной рефлексии". Заполните их, пожалуйста. Вы мне их сдадите после окончания урока.

Учащиеся внимательно слушают учителя и заполняют рефлексивные карточки.

VIII .Подведение итогов

После рефлексивной работы детей учитель, озвучивая, выставляет оценки учащимся (за их устные ответы), хвалит их за работу на уроке. Тетради с практическими работами сдаются детьми на проверку учителю после окончания урока (учитель выставляет ещё оценки за тест, поставленные учащимися друг другу при их взаимной проверке, за выполнение самой практической работы после её проверки).

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

(с учётом рационального распределения времени на этапы урока)

1). Организационный момент - 1 минута

2). Актуализация знаний - 8 минут (учащиеся должны уже быть готовы к ответам, вопросы они получали на дом и готовились по ним). Фронтальный опрос по проверке домашнего задания не должен превышать 8 минут (всё зависит от темпа работы).

Ответы изложены в задании к фронтальному опросу.

Учитель на своё усмотрение оценивает работу учащихся и в конце урока при подведении итогов решает, оценивать или нет работу отвечающих детей, сообщает ученикам своё решение.

3). Мотивация учебной деятельности - 1 минута.

4). Изучение нового материала - 9 минут.

5). Закрепление нового материала - 16 минут, причём:

На задание №1 - 1 минута;

На задание №2 - 2 минуты;

На задание №3 - 8 минут;

На вывод по практической работе - 2 минуты;

На контролирующее задание (тест) - 2 минуты.

До начала урока учащиеся в классе делятся на чётное количество подгрупп и садятся на свои рабочие места согласно этому делению.

После выполнения заданий на закрепление нового материала (вместе с тестом) учитель демонстрирует на интерактивной доске правильные варианты ответов. Учащиеся в подгруппах меняются своими тетрадями (первая подгруппа отдаёт на проверку свои тетради второй подгруппе, а вторая подгруппа - первой и так далее) и проверяют друг друга, смотря на правильные варианты ответов на интерактивной доске, выставляют общее количество баллов за каждое задание и за работу и оценивают друг друга (ставят оценки).

Ответы на задание №1 и задание №2 изложены в приложении.

За задание №1 ставится от 0 до 5 баллов (по 1 баллу за каждый верный ответ).

За задание №2 ставится от 0 до 8 баллов (по 1 баллу за каждый верный ответ).

За задание №3 :

За вопрос №1 ставится от 0 до 8 баллов (по 1 баллу за каждый верный ответ).

За вопрос №2 ставится от 0 до 4 баллов (за версию "а" - от 0 до 2 баллов и за версию "б" - от 0 до 2 баллов).

В приложении ответ на вопрос №2 изложен учителем очень подробно. Достаточно будет такой версии ответа:

а). При естественном отборе (при анализе фенотипа дикой лесной кошки) достаточно сказать, что представители европейской короткошерстной породы имеют разнообразный (пёстрый) окрас, крепкое мускульное телосложение, короткую, плотно прилегающую к телу густую шерсть.

б). При искусственном отборе пестроты окрасов наблюдаться не будет. Потомки будут обладать хорошими ловчими качествами, будут иметь более массивную коренастую фигуру и густую шерсть.

За вывод по практической работе :

За творческую роль естественного отбора ставится от 0 до 3 баллов (по 1 баллу за каждый верный ответ);

За творческую роль искусственного отбора ставится от 0 до 3 баллов (по 1 баллу за каждый верный ответ).

То есть получается, что за всю практическую работу, кроме контролирующего задания (теста) по максимуму получается 31 балл .

Тогда получается, что: оценка "5" ставится тому, кто набрал 28 - 31 балл;

Оценка "4" ставится тому, кто набрал 23 - 27 баллов;

Оценка "3" ставится тому, кто набрал 16 - 22 балла;

Оценка "2" ставится тому, кто набрал 0 - 15 баллов.

Ответы и критерий оценивания за контролирующее задание изложены в приложении (в ответах на задания).

На проверку учащимися заданий на закрепление нового материала, включая контролирующее задание (тест) отводится 5 минут.

6). Домашнее задание - 1 минута.

7). Рефлексия - 3 минуты.

8). Подведение итогов - 1 минута.

За тестовое задание и за практическую работу дети себя оценивают сами.

За практическую работу учитель выставляет в журнал оценки каждому ученику. Дополнительно оценивается учителем работа учащихся при фронтальном опросе. Учитель может поставить учащимся в журнал ещё дополнительно оценки либо за фронтальный опрос, либо за тест, при условии, если у ни мало текущих оценок в полугодии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора

Показатели (признаки сравнения)

Искусственный отбор (эволюция культурных форм)

Естественный отбор (эволюция видов в природе)

Исходный материал для отбора

Индивидуальные признаки организма, наследственная изменчивость (в том числе резкие уклонения - спорты)

Индивидуальные признаки организма, наследственная изменчивость (в основном незначительные уклонения), мутации

Отбирающий фактор

Человек

Условия среды (живая и неживая природа), то есть борьба за существование

Объект действия

Отдельные особи или их группы

Популяция

Место действия

Научно-исследовательские учреждения (селекционные станции, племенные фермы)

Природные экосистемы

Путь благоприятных изменений

Виды, с полезными для человека признаками, отбираются им и становятся производительными

Признаки у видов остаются, накапливаются, передаются по наследству, то есть виды приспосабливаются к условиям окружающей среды

Путь неблагоприятных изменений

Человек отбирает, бракует и уничтожает виды с неугодными для себя признаками

Виды уничтожаются в борьбе за существование

Характер действия

Творческий - направленное накопление полезных признаков у особи, популяции, вида на пользу человеку (в последовательном ряду поколений)

Творческий - отбор приспособительных признаков на пользу особи, популяции, вида, приводящий к возникновению новых форм (в последовательном ряду поколений)

Источник генетического разнообразия (предпосылки и движущие силы эволюции)

Наследственная изменчивость. Искусственные мутации, скрещивание и тому подобное

Наследственная изменчивость. Борьба за существование, естественные мутации

Сроки (темпы эволюции)

Быстрые (на создание сорта или породы требуется от 8 - 10 до 20 лет), методический отбор

Медленные (тысячи и миллионы лет), эволюция идёт постепенно

Результат действия отбора

Многообразие новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов и их приспособленность к нуждам человека. Создание форм, полезных человеку. Часто приводит к появлению видов, которых не существует в природе (например, капустно-редечный гибрид)

Многообразие новых видов и более крупных таксонов в процессе эволюции (изменения, усложнения организмов). Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Не может быть культурных растений, одинаково продуктивных в любой местности. Под влиянием естественного отбора происходит районирование сортов

Формы отбора

Массовый, индивидуальный, бессознательный, методический (сознательный)

Движущий, стабилизирующий, дестабилизирующий, дизруптивный, половой

Значение для эволюции

В результате взаимодействия домашних животных, культурных растений и дикой природы возможно появление новых видов на основе искусственно выведенных пород и сортов

Является направляющим фактором эволюции, играет ведущую роль в возникновении многообразия органического мира

Значение приобретённых признаков для организмов (приспособленность)

Могут быть вредными для самих организмов. Основной показатель - значимость для человека

Повышают приспособленность организмов к условиям внешней среды

Ответы на задания

Задание 1.

Характеристика отбора

Естественный

Искусственный

Результатом отбора является выживание только наиболее приспособленных к данным условиям особей

В качестве факторов отбора выступают условия внешней среды

Отбор действует достаточно медленно

Основным фактором отбора является человек

Отбор действует очень быстро

Задание 2.

Характеристика отбора

Движущий

Стабилизирующий

Происходит при постепенном и не резком изменении условий среды

Выживание уклоняющихся форм на фоне гибели материнских

Изменение нормы реакции вида

Происходит в относительно постоянных условиях среды

Гибель уклоняющихся форм

Сохранение нормы реакции вида

Не влияет на эволюционный процесс

Оказывает влияние на эволюционный процесс

Задание 3.

Вопрос 1.

Показатель

Вид "Лесная кошка" - результат естественного отбора

Порода "Персидская кошка" - результат искусственного отбора

Предпосылки и движущие силы эволюции

Наследственная изменчивость. Естественные мутации. Борьба за существование

Наследственная изменчивость. Искусственные мутации. Скрещивание

Темпы эволюции

Медленные (тысячи и миллионы лет)

Быстрые (на создание породы требуется от 8 - 10 до 20 лет)

Результаты

Многообразие новых видов в процессе эволюции. Приспособленность вида к условиям окружающей среды

Многообразие пород животного. Появляются виды, не существующие в природе

Приспособленность

Повышается приспособленность кошек к условиям внешней среды

Приобретённые признаки могут быть вредными для пород кошек, но они значимы для человека

Вопрос 2 (рисунок 5).

Дана кошка породы европейская короткошерстная, подобранная на улице (несколько поколений её предков не подвергались действию искусственного отбора и свободно скрещивались с кошками разных пород). Проанализируйте фенотип кошки. Сохранились ли черты, культивируемые искусственным отбором и почему? Как будет выглядеть популяция потомков этой кошки, живущих на улице?

Ответ на вопрос 2.

В настоящее время животные (кошки) этой породы выглядят также, как и их предки, жившие несколько столетий назад. Европейская порода сохранилась в чистом виде совершенно самостоятельно (без помощи генетиков и селекционеров). Окрасы европейских короткошерстных кошек самые разнообразные. Большинство представителей европейской короткошерстной породы отличается крепким мускулистым телосложением. Это сильные, немного коренастые животные животные с широкой грудной клеткой, мощными короткими конечностями и толстым хвостом средней длины. Размеры короткошерстных европейцев могут быть различными. Встречаются как достаточно мелкие, так и очень крупные особи. Для европейских короткошерстных кошек характерна округлая форма головы, широкий нос, небольшие и широко расставленные уши. Глаза у них большие и круглые, а цвет их должен соответствовать основному окрасу шерсти. Животные этой породы имеют короткую густую шерсть, плотно прилегающую к телу. У некоторых представителей породы она бывает довольно жёсткой.

Существует бесчисленное множество вариантов окраса короткошерстных европейцев. Эта особенность объясняется тем, что порода сформировалась существенным образом в результате скрещивания многочисленных разновидностей как домашних, так и диких кошек. Именно исключительное разнообразие цветовых вариаций является причиной отсутствия чётких стандартов для европейских короткошерстных кошек. Вероятно, именно потому, что большинство анатомических черт короткошерстных европейских кошек сохранилось в первозданном виде, эти животные обладают прекрасным здоровьем. Очень часто среди представителей данной породы встречаются настоящие долгожители.

Европейскую короткошерстную кошку с уверенностью можно назвать идеальным домашним питомцем. В доме, где есть грызуны, эти животные незаменимы, от природы им свойственны замечательно развитые охотничьи инстинкты, а благодаря своей силе и ловкости они способны без труда справляться не только с мышами, но и с крысами. Кроме того, европейским короткошерстным кошкам свойственны ум и сообразительность. Они в меру энергичны и любознательны, очень дружелюбны и ласковы, легко привязываются к хозяевам, непритязательны во всех отношениях, очень любят домашний уют, являются прирождёнными охотниками и путешественниками, легко переносят как жару, так и холод, хорошо приспосабливаются к перемене климата.

Естественный отбор сформировал все вышеперечисленные качества и окрас у кошек. При искусственном отборе, я думаю, не будет наблюдаться "пестроты" окрасов. Потомство, вероятно будет похоже окрасом на своих родителей, будет обладать отличными ловчими качествами, в том числе и крысолова. Потомки популяции этой кошки из-за вмешательства человека (искусственного отбора) будут иметь более массивную коренастую фигуру, большую круглую голову, укороченную мордочку и густую шерсть. Густая шерсть поможет им пережить холодные времена, а коренастая фигура говорит о их здоровье и выносливости.

Ответы на тест

Учащиеся меняются тетрадями, проверяют друг друга по ответам теста и по критериям оценивания теста выставляют себе оценки.

1 - в; 2 - б;

3 - а; 4 - б;

5 - в; 6 - г.

Критерий оценивания теста

"5" - 6 правильных ответов;

"4" - 5 правильных ответов;

"3" - 3 - 4 правильных ответа;

"2" - 0 - 2 правильных ответа.

Рефлексия урока

Фамилия, имя _________________________ Класс ______

1). Организация эмоциональной рефлексии учащихся

Рефлексивные вопросы:

1). Что я приобрёл после этого урока? / ___________________________________________________

2). Что меня удивило? / ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3). Что мне не удалось? / _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В таблицу 2 поставьте знак "+" в соответствующую колонку.

Таблица 2. Вопросы эмоциональной рефлексии

Вопросы

"Да"

"Нет"

"Затрудняюсь ответить"

Своей работой на уроке в целом я доволен

Своей работой в подгруппе я доволен

Для меня не было подходящего задания

Урок для меня показался коротким

За урок я устал(а)

Моё настроение улучшилось

Маериал урока мне был интересен

Материал урока мне был полезен

Сегодня на уроке мне было комфортно

2). Организация качественной рефлексии учащихся

Закончите следующие предложения:

а). Я научился _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

б). Я почувствовал ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

в). Я хотел бы поблагодарить ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

г). Я теперь буду ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. - 5-е издание, переработанное. - М.: Просвещение, 2011. - 178 с.
  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - М.: АСТ-Пресс школа, 2012. - 130 с., илл.
  1. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2011. - 432 с.
  1. Корсунская В.М., Мироненко Г.Н., Мокеева З.А., Верзилин Н.М. Уроки общей биологии. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012. - 150 с., илл.
  1. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии, ОБЖ. Пособие для учителя. - Санкт-Петербург: Акцидент, 2011. - 178 с., илл. (Серия "Учительский портфель").
  1. Пименов А.В. Уроки биологии в 10 - 11 классах. Часть II. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 148 с.
  1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень: Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. - 9-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 382 с., илл.
  1. Трайтак Д.И., Клинковская Н.И., Карьенов В.А., Балуев С.И. Биология. Справочные материалы. - М.: Просвещение, 2013. - 136 с., илл.
  1. Интернет-ресурсы

Наша матушка-природа устроена очень мудро. Слабый и неприспособленный не имеет шансов на выживание. Разве можно по природным законам допустить, чтобы больная особь давала такое же нездоровое потомство? Конечно же нет, поэтому все организмы вынуждены бороться за свое выживание. Победителем в этой борьбе оказывается сильный, выносливый, наиболее приспособленный и здоровый. Так осуществляется естественный отбор. Материал для отбора и принципы его рассмотрим в статье более подробно.

Понятие естественного отбора

Если давать определение, то можно сказать, что это процесс, который приводит к увеличению численности наиболее жизнеспособных и приспособленных особей. Слабые и плохо адаптированные просто не выдерживают конкуренции. Синтетическая теория эволюции рассматривает естественный отбор, материал для отбора, как основную причину развития всех адаптаций и образования надвидовых категорий.

Естественный отбор хоть и считается причиной приспособления организмов к среде обитания, но не он один является виновником эволюции в природе. Сам термин ввел Чарльз Дарвин, который многие свои труды посвятил изучению этого вопроса.

Из чего следует естественный отбор

Гены в любом организме способны к мутациям, которые могут происходить по самым разным причинам. В процессе естественного отбора происходит их закрепление, но только тех, которые способствуют повышению Довольно часто естественный отбор называют самоочевидным механизмом, так как он следует из нескольких факторов:

  1. Каждый организм способен произвести на свет потомства гораздо больше, чем может выжить.
  2. В любой популяции имеется наследственная изменчивость, это и есть исходный материал для естественного отбора.
  3. Генетически разнородные организмы отличаются между собой не только выживаемостью, но и способностью к размножению.

Эти факторы способствуют созданию конкуренции между организмами в выживании и размножении, и они являются одновременно необходимым условием для эволюции живой природы посредством естественного отбора. В природе так устроено, что организмы с преимущественными наследственными чертами передают их своему потомству, в то время как особи, не имеющие такого превосходства, имеют наименьшую вероятность передачи.

Механизм отбора

О том, что в самой природе заложен некий механизм, который подобен искусственному отбору, впервые высказались Чарльз Дарвин и Альфред Уолес. Они были уверены, что природе не обязательно вникать во все ситуации - достаточно создать большое разнообразие особей, среди которых выживут наиболее приспособленные. Механизм отбора можно представить так:


Несмотря на то что современные генетические открытия вносят свои коррективы, суть теории Дарвина остается неизменной. Может быть, только изменения происходят гораздо быстрее, а не плавно, как он утверждал, за счет мутаций, которые имеют скачкообразный характер.

Исходный материал для естественного отбора

Наследственная изменчивость служит тем материалом, который приводит к естественному отбору. Все наследственные изменения появляются в результате мутаций. Но для эволюционных преобразований интерес представляют только те, которые затрагивают половые клетки, потому что именно через них идет передача информации следующему поколению.

Большинство мутаций имеет рецессивный характер, то есть они не могут сразу проявиться, так как подавляются доминантными генами. Но они способны накапливаться, никуда из генофонда популяции не исчезают, хоть и не оказывают влияния на приспособленность и никак не проявляются фенотипически.

Идет непрерывно, число таких мутаций постоянно накапливается, и в один прекрасный момент встречаются два рецессивных гена и признак обязательно проявляется. Материалом для отбора служит наследственная изменчивость, но такие изменения не всегда приводят к повышению жизнеспособности и приспособленности. Довольно многие мутации, наоборот, снижают эти качества, так как провоцируют различные нарушения в обменных процессах.

Но можно привести примеры, когда, казалось бы, вредная мутация при изменении условий существования оказывается полезной. У комнатных мух имеется мутация, которая приводит к снижению скорости проведения нервных импульсов. Если организм оказывается гомозиготным по данному признаку, то мутация оказывается смертельной, а вот гетерозиготы жизнеспособность сохраняют, хоть и уступают по приспособленности здоровым особям. А вот при воздействии на популяцию мух препарата нервно-паралитического действия гетерозиготы выигрывают у нормальных особей, так как замедленная скорость проведения импульса заметно ослабляет воздействие яда на организм.

Типы естественного отбора

Исходный материал для отбора - это наследственная изменчивость, но она может приводить к появлению черт, способных изменяться в разном диапазоне. В зависимости от этого типы отбора выделяют следующие:


Половой - это также естественный отбор. Материал для отбора такого уровня - это любой признак, который повышает вероятность спаривания за счет увеличения привлекательности особи для противоположного пола. Это хорошо проявляется у самцов некоторых видов (например, огромные рога у оленей, яркая окраска оперения у птиц).

Формы естественного отбора

Формы отбора можно классифицировать по-разному, но критерии отбора материала практически всегда одинаковые:

  • Полезность данного признака для самой особи.
  • Необходимость и важность признака для выживания в определенных условиях.
  • Положительное влияние признака на процветание вида в целом.

Материал для искусственного отбора - это также наследственная изменчивость, но критерии уже совсем другие. Здесь пальму первенства получают признаки, которые необходимы человеку, а не организму, для которого они вообще могут оказаться довольно вредными. Можно привести пример с породой глубей, которых называют дутышами. Они имеют большой зоб, который делает их необычными и привлекательными для человека, но в природе такие особи окажутся совсем беспомощными и не выдержат конкуренции со своими собратьями. Они просто не смогут отыскать себе пропитание. Вот и получается, что отбор материала основные принципы имеет совсем разные при естественном и искусственном отборе.

В зависимости от влияния отбора на изменчивость признака в популяции выделяют следующие его формы:

  1. Движущий.
  2. Стабилизирующий.
  3. Разрывающий, или дизруптивный.

Есть необходимость рассмотреть каждый отбор в отдельности более подробно.

Особенности движущего отбора

Причиной такого отбора всегда выступают изменения условий существования вида. Особи, у которых в результате появляются признаки, отклоняющиеся от за счет того, что материал для естественного отбора поставляет наследственная изменчивость, оказываются в более выигрышном положении. Из поколения в поколение происходит сдвиг признака в определенном направлении, в результате формируется именно такой, который помогает организмам выжить в новых условиях.

Ярким примером является эволюция окраски у Она с момента своего появления обитала на стволах берез, которые имеют белую окраску. Соответственно, и крылья этой бабочки также белые.

Но с развитием промышленности атмосфера стала загрязняться, в воздухе появилось много копоти и сажи, которые оседали на стволах деревьев. В итоге их цвет стал далек от белого. Из всего потомства бабочек в выигрыше оказывалось то, которое по причине мутаций имело более темную окраску, так как светлые были довольно заметными для птиц и ими часто съедались. Так постепенно эволюция шла в направлении изменения цвета бабочек.

Проявление стабилизирующего отбора

Рассмотрим стабилизирующий естественный отбор. Материал для отбора здесь - также наследственная изменчивость, но его действие уже направлено против появления отклонений от нормы. Можно привести такой пример: для всех организмов, казалось бы, повышенная плодовитость только хороша, так как приводит к увеличению Но на самом деле это не так. Преимущества получают особи со средними показателями плодовитости, так как выкормить многочисленное потомство довольно трудно.

Отбор в пользу средних показателей можно видеть на примере многих признаков. Например, птицам прибрежных зон предпочтительнее иметь крылья средних размеров. При наличии слишком коротких проблематично взлететь, а при слишком длинных ветер будет мешать полету.

Стабилизирующий отбор способствует накоплению изменчивости в популяциях. Даже стабильные условия существования вида не приводят к прекращению естественного отбора и эволюции в целом. Этот вид отбора обеспечивает стабильное функционирование организмов в привычных внешних условиях.

Дизруптивный отбор

При такой форме отбора условия существования оказываются подходящими для крайних проявлений признака. В результате этого появляется несколько форм существования.

Дизруптивный отбор приводит к образованию полиморфизма, а может стать даже причиной образования новых видов в природе.

Этот отбор часто вступает в силу, когда популяция занимает неоднородное местообитание. Разные формы вынуждены приспосабливаться к различным нишам и условиям. Например, у растения погремок имеется две формы - одна начинает цвести и плодоносить в середине лета, а вторая - уже после сенокоса, то есть в августе.

Положительная роль отбора и отрицательная

Вернее, это даже не роль, а формы отбора, которые оказывают разное действие.

  1. Положительный отбор приводит к увеличению численности организмов, имеющих полезные для выживания в данных условиях признаки, повышающие выживание вида в целом.
  2. Отрицательный, или его еще называют отсекающим отбором, приводит к уничтожению особей с признаками, резко снижающими выживаемость и приспособленность. Этот отбор помогает из популяции удалять вредные аллели.

Эффекты отбора

Мы уже выяснили, что является материалом для отбора, рассмотрели его формы. Но необходимо прояснить, какие эффекты дает тот или иной отбор. Движущий приводит к появлению новых приспособлений, в этом проявляются результаты его действия:

  1. Накапливающий . Этот эффект показывает накопление полезных признаков из поколения в поколение. Это применимо не только к организму, но и к отдельным органам. Например, увеличение переднего мозга, развитие коры больших полушарий - все это пример накапливающего действия движущего отбора.
  2. Преобразующий эффект проявляется в том, что усиливаются полезные признаки, а ослабляют свое проявление те, которые утратили приспособительное значение.

Если говорить в целом про отбор (материалом для естественного отбора является изменчивость), то можно назвать еще распределяющий эффект и поддерживающий .

Первый заключается в том, что в наиболее благоприятных условиях организмы чаще выживают и дают потомство. Там, где эти условия не соответствуют всем требованиям, с выживаемостью и рождаемостью проблемы.

Поддерживающий эффект заключается в том, что приспособительные признаки не могут уменьшиться, они могут усиливаться или оставаться на том же уровне.

Материалом для естественного отбора является наследственная изменчивость, но это не единственный фактор, который способствует эволюции живых организмов.

Роль естественного отбора в эволюции

Еще Чарльз Дарвин отдавал пальму первенства естественному отбору в эволюции. Современная синтетическая теория также считает его основным регулятором развития и появления адаптаций у организмов.

В 19-20 веках открытие в генетике дискретного характера наследования признаков привело к тому, что некоторые ученые стали отрицать важную роль естественного отбора. Синтетическая теория эволюции, которую еще называют неодарвинизмом, опирается на количественный анализ частоты встречаемости аллелей в популяции, которая меняется под воздействием того же самого естественного отбора.

Но наука не стоит на месте и открытия последних десятилетий в самых разных областях подтверждают несостоятельность классической синтетической теории для описания всех нюансов эволюции живых организмов.

Споры и дискуссии по поводу роли различных факторов в историческом развитии живого мира продолжаются и в настоящее время. Пожалуй, это такой вопрос, на который практически невозможно дать точный ответ. Но можно утверждать одно: назрел момент, когда вся эволюционная теория требует пересмотра.

1. Естественный отбор - процесс выживания особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и оставление ими потомства - главная движущая сила эволюции. Ненаправленный характер наследственных изменений, их разнообразие, преобладание вредных мутаций и направляющий характер естественного отбора - сохранение особей только с полезными в определенной среде наследственными изменениями.

2. Искусственный отбор - основной метод селекции, которая занимается выведением новых сортов растений и пород животных. Искусственный отбор - сохранение человеком для последующего размножения особей с наследственными изменениями, интересующими селекционера.

3. Сравнение естественного и искусственного отбора.


4. Роль естественного отбора в создании новых сортов растений и пород животных - повышение их приспособленности к условиям среды.

36. Основные методы селекции животных.

Создание пород домашних животных началось вслед за их приручением и одомашниванием, которое началось 10-12 тыс. лет назад. Содержание в неволе снижает действие стабилизирующей формы естественного отбора. Различные формы искусственного отбора (сначала бессознательный, а затем методический) приводят к созданию всего многообразия пород домашних животных.

В селекции животных, по сравнению с селекцией растений, есть ряд особенностей. Во-первых, для животных характерно в основном половое размножение, поэтому любая порода является сложной гетерозиготной системой. Оценка качеств самцов, которые внешне у них не проявляются (яйценоскость, жирномолочность), оцениваются по потомству и родословной. Во-вторых, у них часто поздняя половозрелость, смена поколений происходит через несколько лет. В-третьих, потомство немногочисленное.

Основными методами селекции животных являются гибридизация и отбор . Различают те же методы скрещивания - близкородственное скрещивание, инбридинг , и неродственное - аутбридинг . Инбридинг, как и у растений, приводит к депрессии . Отбор у животных проводится по экстерьеру (определенным параметрам внешнего строения), т.к. именно он является критерием породы.

1. Внутрипородное разведение: направлено на сохранение и улучшение породы. Практически выражается в отборе лучших производителей, выбраковке особей, не отвечающих требованиям породы. В племенных хозяйствах ведутся племенные книги, отражающие родословную, экстерьер и продуктивность животных за много поколений.

2. Межпородное скрещивание используют для создания новой породы. При этом часто проводят близкородственное скрещивание, родителей скрещивают с потомством, братьев с сестрами, это помогает получить большее число особей, обладающих нужными свойствами. Инбридинг сопровождается жестким постоянным отбором, обычно получают несколько линий, затем производят скрещивание разных линий.

Хорошим примером может служить выведенная академиком М.Ф.Ивановым порода свиней - украинская белая степная. При создании этой породы использовались свиноматки местных украинских свиней с небольшой массой и невысоким качеством мяса и сала, но хорошо приспособленных к местным условиям. Самцами-производителями были хряки белой английской породы. Гибридное потомство вновь было скрещено с английскими хряками, в нескольких поколениях применялся инбридинг, были получены чистые линии, при скрещивании которых получены родоначальники новой породы, которые по качеству мяса и массе не отличались от английской породы, по выносливости - от украинских свиней.

3. Использование эффекта гетерозиса . Часто при межпородном скрещивании в первом поколении проявляется эффект гетерозиса, гетерозисные животные отличаются скороспелостью и повышенной мясной продуктивностью. Например, при скрещивании двух мясных пород кур получают гетерозисных бройлерных кур, при скрещивании беркширской и дюрокджерсейской пород свиней получают скороспелых свиней с большой массой и хорошим качеством мяса и сала.

4. Испытание по потомству проводят для подбора самцов, у которых не проявляются некоторые качества (молочность и жирномолочность быков, яйценоскость петухов). Для этого производителей-самцов скрещивают с несколькими самками, оценивают продуктивность и другие качества дочерей, сравнивая их с материнскими и со среднепородными.

5. Искусственное осеменение используют для получения потомства от лучших самцов производителей, тем более что половые клетки можно хранить при температуре жидкого азота любое время.

6. С помощью гормональной суперовуляции и трансплантации у выдающихся коров можно забирать десятки эмбрионов в год, а затем имплантировать их в других коров, эмбрионы так же хранятся при температуре жидкого азота. Это дает возможность увеличить в несколько раз число потомков от выдающихся производителей.

7. Отдаленная гибридизация , межвидовое скрещивание, известно с древних времен. Чаще всего межвидовые гибриды стерильны, у них нарушается мейоз, что приводит к нарушению гаметогенеза. С глубокой древности человек использует гибрид кобылицы с ослом - мула, который отличается выносливостью и долгожительством. Но иногда гаметогенез у отдаленных гибридов протекает нормально, что позволило получить новые ценные породы животных. Примером являются архаромериносы, которые, как и архары, могут пастись высоко в горах, а, как мериносы, дают хорошую шерсть. Получены плодовитые гибриды от скрещивания местного крупного рогатого скота с яками и зебу. При скрещивании белуги и стерляди получен плодовитый гибрид - бестер, хорька и норки - хонорик, продуктивен гибрид между карпом и карасем.

Сравнение естественного и искусственного отбора. Сравниваемые признаки. Естественный обор. Искусственный отбор. 1. Отбирающий фактор. Условия внешней среды. Человек. 2. Результаты. Многообразие видов, их приспособленность к среде обитания. Многообразие сортов растений и пород животных их приспособленность к нуждам человека. 3.Продолжите-льность действия. Постоянно, тысячелетия. Около 10 лет - время для выведения сорта или породы. 4. Объект действия. Популяция. Отдельные особи или их группы. 5. Место действия. Природные экосистемы. Научно-исследовательские учреждения (селекционные станции, племенные фермы). 6. Формы отбора. Движущий и стабилизирующий. Массовый и индивидуальный. 7. Материалы для отбора. Наследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.

Слайд 16 из презентации «Основы селекции животных» . Размер архива с презентацией 3944 КБ.

Биология 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Процесс эволюции животных» - В конце голоцена влажный и теплый климат сменился более сухим. Климатический оптимум. Первые животные. Кайнозойская эра. Роль человека. Поздние млекопитающие третичного периода. Развитие в мезозойскую эру. Ранние млекопитающие третичного периода. Животные. Зарождение и развитие животного мира на планете Земля. Царства. Млекопитающие четверичного периода. Животные последнего тысячелетия. История появления жизни на Земле.

«Периоды жизненного цикла клетки» - Анафаза. Телофаза. Интерфаза. Общая схема митоза. Биологический смысл митоза. Фазы митоза. Клеточный цикл. Строение хромосом на стадии метафазы. Практическое закрепление. Задачи урока. Жизненный цикл клетки. Актуализация знаний («вызов»). Метафаза. Эпиграф.

«Характеристика митоза» - Телофаза. Многоядерность. Клетка. Отклонения от митоза. Биологическое значение митоза. Деление растительной клетки. Деление клетки. Клеточный цикл. Амитоз. Размножение организмов. Интервал между клеточными делениями. Интерфаза. Свойства живого. Фазы митоза. Потенциал клетки в делении.

«Биологические ферменты» - Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Проблемы медицинской энзимологии. Понятие о ферментах. Основные свойства ферментов. История. Активный центр ферментов. Химическая природа ферментов. Краткая история развития учения. Мультимолекулярные ферментные системы. Ферменты. Применение ферментов.

«Основы селекции животных» - Использование эффекта гетерозиса. Ряд особенностей. Неродственное скрещивание. Селекция опирается и на достижения других наук. Сравнение естественного и искусственного отбора. Процесс гибридизации. Естественный отбор - процесс выживания особей. Классические методы селекции. Высокая урожайность сортов растений. Человек, используя принцип отбора, постепенно увеличивал разнообразие пород. Порода свиней - украинская белая степная.

«Витамины в организме человека» - Основные источники витамина В2. Свертывание крови. Витамин К. Особенности витамина D. Цинга. Растения, богатые витамином Е. Гиповитаминоз. Источники витамина К. Основные источники витамина А. Витамин В5. Низкомолекулярные органические соединения. Источники витамина D. Источники витамина Е. Основные источники витамина В6. Характеристика витаминов. Витамины. Плохая усвояемость пищи. Снижение аппетита.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы