Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

С 01 сентября 2014 года отправка и прием деклараций осуществляются в соответствии с приказом ФНС РФ от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Также данный приказ с 01 сентября 2014 года признает утратившим силу приказ ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ .

При передаче отчетности, подписанной сертификатом уполномоченного представителя , с каждой декларацией передается информационное сообщение о представительстве (см. Каковы особенности предоставления налоговой отчетности через уполномоченного представителя?).

Порядок документооборота с ФНС

Налогоплательщик после отправки отчета получает следующие документы:

1. Подтверждение даты отправки отчета

Это электронный документ, формируемый специализированным оператором связи, содержащий данные о дате и времени отправки декларации. Формируется сразу после отправки отчета.

Дата представления отчета, которая указывается в квитанции о приеме, соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки.

2. Извещение о получении либо сообщение об ошибке.

  • Извещение о получении — электронный документ, подтверждающий факт получения отчета налоговым органом. Формируется налоговым органом, поступает в течение 6 часов после отправки отчета. При поступлении извещения о получении документооборот продолжается. Необходимо дождаться результатов дальнейшей проверки отчета налоговым органом.
  • Сообщение об ошибке — электронный документ, формируемый налоговым органом, содержащий информацию об ошибках. Поступает от ИФНС в течение 6 часов после отправки отчета. Если вам пришло сообщение об ошибке, это значит, что отчет не принят. Документооборот прекращается. Необходимо исправить ошибки, указанные в сообщении, и повторить процедуру отправки отчета.

3. Квитанция о приеме либо уведомление об отказе.

  • Квитанция о приеме — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт приема отчета. Поступает от ИФНС в течение следующего рабочего дня после отправки отчета. При получении квитанции о приеме документооборот продолжается. Необходимо дождаться результатов ввода данных в базу налогового органа.
  • Уведомление об отказе — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт отказа в приеме сведений с указанием причин отказа. Поступает от ИФНС в течение 6-12 часов после отправки отчета. Если пришло уведомление об отказе, это значит, что отчет не принят. Документооборот прекращается. Необходимо исправить ошибки, указанные в уведомлении, и повторить процедуру отправки отчета.

4. Извещение о вводе либо уведомление об уточнении.

  • Извещение о вводе — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции. Поступает от ИФНС в течение двух рабочих дней после отправки квитанции о приеме. Если пришло извещение о вводе, это значит, что отчет принят. Документооборот завершен.
  • Уведомление об уточнении — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции, но содержащий сообщение о необходимости предоставить уточнения. Поступает от ИФНС в течение двух рабочих дней после отправки квитанции о приеме . Если пришло уведомление об уточнении, это значит, что отчет принят, но требует уточнений. Необходимо отправить корректирующий отчет, внеся необходимые уточнения.

Сроки документооборота

Максимальный срок завершенного документооборота согласно методическим рекомендациям не должен превышать трех рабочих дней при автоматическом функционировании приемного комплекса налогового органа.

Введение

Глава I. Налоговые органы Российской Федерации

1.1 Понятие и правовой статус Федеральной налоговой службы

1.2 Принципы деятельности Федеральной налоговой службы

1.3 Структура Федеральной налоговой службы

Глава II. Документооборот в системе документационного обеспечения управления налоговых органов

2.1 Историко-теоретические аспекты развития системы делопроизводства налоговых органов

2.2 Нормативно-правовое и методическое регулирование документооборота в налоговых органах

2.3 Системы документации и номенклатура дел налоговых органов

Глава III. Анализ организации документооборота в Инспекции ФНС № 30 России по республике Башкортостан

3.1 Организация документооборота в ИФНС № 30

3.2 Документооборот входящей корреспонденции

3.3 Документооборот исходящей корреспонденции

3.4 Документооборот внутренних документов

3.5 Актуальные проблемы и разработка мероприятий по совершенствованию системы документооборота

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и других обязательных платежей. Поэтому немаловажное значение для полноценного выполнения данных функций налоговых органов играет документационно-информационное обеспечение.

Документационное обеспечение управления (ДОУ) представляет собой деятельность аппарата управления, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе осуществления им управленческих функций. В тесной взаимосвязи с данным понятием находится понятие документооборота, от грамотной организации которого зависит эффективность, оперативность и качество работы с документами, что, несомненно, отражается на деятельности всей налоговой системы в целом.

Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. Его основное правило – оперативное прохождение документа по наиболее короткому и прямому маршруту с наименьшими затратами времени.

Документооборот состоит из документопотоков - потоков документов, циркулирующих между пунктами обработки и создания информации (начальником, специалистами) и пунктами технической обработки документов: секретариатом, копировально-множительной службой и др.

Выделяют следующие потоки документов:

Поток входящей документации, состоящий из поступающих в налоговые органы документов;

Потоки внутренней документации, состоящие из документов, созданных в налоговых органах и не предназначенных к выходу за ее пределы;

Поток исходящей документации, состоящий из документов, предназначенных для отправки в другие организации или гражданам.

К сожалению, вопросам организации документооборота и делопроизводства в налоговых органов исторически уделялось очень мало внимания, поэтому проблемы формирования и совершенствования документационного обеспечения управления налоговых органов Российской Федерации еще не нашли достаточно полного отражения в публикациях российских исследователей. В исторической и документоведческой литературе предшествующего периода можно найти освещение только отдельных вопросов истории становления и развития налоговой системы, ее аппарата, научной организации труда и документационного обеспечения управления.

В этом отношении заслуживает пристального внимания деятельность научных центров страны, таких, как Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Федеральной архивной службы России, ряда специализированных документоведческих кафедр вузов России и, прежде всего, плодотворно работающих в области теории и практики документоведения и архивоведения, методики подготовки специалистов Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета; кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Государственного университета управления; а также организованных в системе Минфина Российской Федерации Всероссийской государственной налоговой академии; Государственного научно-исследовательского института налоговой системы (ГНИЙ РНС); Главного научно-исследовательского вычислительного центра МНС России (ГНИВЦ), осуществляющими в последнее время комплексные научно-исследовательские, проектные и внедренческие работы по совершенствованию управленческой деятельности и технологии информационных процессов в налоговой системе России.

Документооборот налоговых органов строиться на основе законодательно-правовых и нормативно-методических актов Российской Федерации, касающихся вопросов документирования и работы с документами, в частности, в федеральных органах исполнительной власти. Одними из основных документов, регулирующих организацию документооборота в налоговых органах, являются Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, и Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, зарегистрирована в Минюсте РФ 27.01. 2006 № 7418.

В настоящее время документооборот налоговых органов носит смешанных характер. Это означает, что в каждом налоговом органе имеется отдел, ответственный за делопроизводство, куда поступают и обрабатываются документы организации, что говорить о централизации документооборота. И в то же время документооборот осуществляется децентрализовано, т.е. часть документов поступает и обрабатывается в налоговом органе, минуя отдел ДОУ и попадая сразу в отделы, ответственные за данные документы. В качестве примера можно привести кадровую или финансовую документацию, которая поступает и обрабатывается непосредственно соответствующими отделами.

В настоящее время широко внедрена в практику деятельности налоговых органов система электронного документооборота (СЭД), позволяющая обеспечить сокращение трудозатрат и времени на обработку и подготовку документов, принятие управленческих решений; повысить уровень исполнительской дисциплины и упростить механизм ее контроля; обеспечить оперативность (соблюдение установленных законодательством сроков) предоставления услуг населению; ускорить взаимодействие с подведомственными организациями, иными органами власти, подразделениями, расположенными в других городах или отдаленных офисах; обеспечить открытость и доступность информации о деятельности налоговых органов, а также предоставляемых ими услугах; снизить расходы на обеспечение взаимодействия между налоговыми органами и населением. Однако, несмотря на автоматизацию делопроизводства в области организации документооборота налоговых органов остается еще ряд нерешенных проблем. Это и обусловило актуальность темы дипломной работы.

Объектом исследования в данной работе выступает Инспекция Федеральной налоговой службы № 30 России по республике Башкортостан.

Предмет исследования – процесс организации документооборота в ИФНС № 30.

Теоретической и информационной базой для выпускной квалификационной работы послужили работы различных авторов в области делопроизводства и его правового регулирования в федеральных органах исполнительной власти, периодические издания, нормативно-методические документы по организации делопроизводства в структурных подразделениях ФНС, ИФНС по республике Башкортостан, статистические данные, а также ресурсы Интернета.

Цель данного исследования – рассмотреть и проанализировать организацию документооборота в Инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по республике Башкортостан.

Данная цель достигается решением следующих задач:

1. Рассмотреть структуру налоговых органов РФ, определить значение и принципы деятельности налоговых органов.

2. Рассмотреть в историческом аспекте развитие теоретических вопросов организации делопроизводства и документооборота в налоговых органах. 3. Дать понятие документообороту, определить его место в системе ДОУ налоговых органов.

4. Рассмотреть основные элементы процесса документооборота, а также нормативно-правовые акты, регулирующие делопроизводство и документооборот налоговых органов.

5. Проанализировать систему организации документооборота в ИФНС № 30.

6. Определить актуальные проблемы организации документооборота в ИФНС № 30 и предложить мероприятия по их решению.

Научная новизна работы состоит в постановке проблемы организации и регулирования движения документов в налоговых органах на современном этапе и разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы документооборота в инспекциях ФНС РФ.

Практическая ценность заключается в возможности использования теоретического материала, материалов анализа по организации документооборота налоговых органов и сделанных выводов в учебном процессе со студентами - будущими документоведами, на семинарах, занятиях и курсах с работниками делопроизводственной сферы, а также в практике деятельности налоговых органов РФ.

Настоящая работа состоит из трех глав.

В первой главе рассматривается структура налоговых органов Российской Федерации, их правовой статус и принципы деятельности.

Во второй главе дается характеристика документообороту, определяется его место в системе документационного обеспечения, рассматриваются основные элементы процесса документооборота в налоговых органах.

В третье главе проводится анализ организации документооборота в ИФНС № 30 России по республике Башкортостан, определяются его основные проблемы и пути совершенствования.

ГЛАВА I. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы .

Если налогоплательщик, который обязан представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде по ТКС, в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности не обеспечит возможность приема от ИФНС электронных документов, то налоговики вправе «заморозить» его банковский счет. Но прежде чем заблокировать счет, инспекторы должны проинформировать налогоплательщика о своих намерениях не позднее чем за пять дней до принятия решения о приостановлении операций по счетам. Об этом сообщила ФНС России в письме .

Как известно, налогоплательщики, которые обязаны представлять отчетность в ИФНС через интернет, должны обеспечить получение от налоговой инспекции документов (например, требований, уведомлений) в электронном виде через оператора электронного документооборота (оператора ЭДО). Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности. Такой срок установлен новой редакцией статьи 23 НК РФ, которая вступила в силу с 1 июля 2016 года (поправка внесена Федеральным законом ).

Напомним, что сдавать налоговую отчетность через интернет обязаны крупнейшие налогоплательщики, а также организации и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий год превысила 100 человек. Кроме того, это вновь созданные организации со среднесписочной численностью работников более 100 человек (п. 3 НК РФ). Наконец, это почти все организации и ИП, которые сдают декларации по НДС (п. 5 НК РФ).

Вместе с тем, не позднее, чем за пять дней до вынесения решения о блокировке счета, инспекторы сообщат об этом налогоплательщику. Такое поручение дала Федеральная налоговая служба своим подчиненным в комментируемом письме. Здесь же приведена форма информационного письма, которое контролеры должны направить в адрес организации или предпринимателя.

Организация документооборота в ИФНС № 30

Документооборот - это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.

Главное правило организации документооборота - оперативное прохождение документа по наиболее короткому и прямому маршруту с наименьшими затратами времени.

Схематично место документооборота в системе документационного обеспечения управления можно изобразить следующим образом (рис.2).

Рис.2.

Документооборот включает несколько этапов:

Прием и первичная обработка (или экспедиционная обработка) поступающих в документов;

Предварительное рассмотрение документов уполномоченной службой;

Регистрация документов;

Организация движения документов внутри организации (включающая информационно-справочную работу, доведение документов до исполнителей, контроль за их исполнением, а также прохождение согласования и подписания проектов документов);

Обработка (экспедиционная) исполненных и отправляемых документов.

Весь документооборот налоговых органов состоит из документопотоков, которые представляют собой потоки документов, циркулирующих между пунктами обработки и создания информации (начальником, специалистами) и пунктами технической обработки документов: секретариатом, копировально-множительной службой и др.

Можно выделить следующие потоки документов:

Поток входящей документации, состоящий из поступающих в налоговые органы документов;

Потоки внутренней документации, состоящие из документов, созданных в налоговых органах и не предназначенных к выходу за ее пределы;

Поток исходящей документации, состоящий из документов, предназначенных для отправки в другие организации или гражданам.

В каждом из документопотоков выделяются документопотоки второго уровня. Например, документы, поступающие в учреждение, могут включать документы из вышестоящих организаций, из сторонних организаций, обращения граждан и др. Исходящие документы также могут состоять из документов, направляемых в вышестоящие организации, сторонним организациям, гражданам и др. В составе внутренних документов отдельные документопотоки составляют распорядительные документы, протоколы, информационно-справочные документы (докладные, служебные записки и др.). Для каждого документопотока характерна своя схема прохождения документов (приложения 4-9).

Движение документов в налоговых органах предлагаю рассмотреть на примере организации документооборота Инспекции ФНС России № 30 по республике Башкортостан.

ИФНС России № 30 по РБ является является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ИФНС № 30 находится в прямом подчинении Управления ФНС России по республике Башкортостан.

ИФНС № 30 расположена по адресу: 450095, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Левитана, дом 14.

Начальник службы - Марнюков Александр Викторович.

В структуре ИФНС № 30 выделяют следующие отделы:

Отдел общего и хозяйственного обеспечения.

Отдел финансового обеспечения.

Юридический отдел.

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков.

Отдел работы с налогоплательщиками.

Отдел информационных технологий.

Отдел ввода и обработки данных.

Отдел учета, отчетности и анализа.

Отдел урегулирования задолженности.

Отдел камеральных проверок № 1.

Отдел камеральных проверок № 2.

Отдел выездных проверок.

Отдел налогового аудита.

Отдел оперативного контроля.

Территориально-обособленные рабочие места:

ТОРМ по Кармаскалинскому району.

ТОРМ по Архангельскому району.

Функция делопроизводства ИФНС возложена на отдел общего и хозяйственного обеспечения, что, однако, не исключает выполнения функций делопроизводства и другими отделами инспекции. Поэтому процесс ДОУ ИФНС, с одной стороны, является централизованным, так как такие функции, как прием и регистрация всей входящей корреспонденции; регистрация и отправка всей исходящей корреспонденции; учет, регистрация и контроль исполнения издаваемых приказов, распоряжений; контроль исполнения решений и поручений из протоколов совещаний у начальника инспекции, поручений начальника, выполняется непосредственно отделом общего и хозяйственного обеспечения, с другой стороны, процесс ДОУ децентрализован, так как учет и контроль исполнения входящих документов, направляемых непосредственно руководителю, его заместителю или руководителям отделов инспекции; учет и контроль исполнения поручений руководителя, его заместителя и руководителей отделов, выполняется работниками приемных руководителя и его заместителя или работниками отделов.

Задачи, функции и порядок работы отдела общего и хозяйственного обеспечения определяется положением об отделе, а права, обязанности и ответственность работников данного отдела, а также работников других отелов, связанных с ведением делопроизводства, определяются соответствующими должностными инструкциями (приложение 2, 3).

Основным документом, регулирующим документооборот ИФНС № 30, является Временная типовая инструкция по делопроизводству в Управлении Федеральной налоговой службы по республике Башкортостан, утвержденная Приказом Управления 29.12.2006 № 621/19-04. Данная Инструкция разработана на основании положений нормативных правовых и нормативно-методических актов в области организации и введения делопроизводства в Российской Федерации.

Положения Инструкции определяют правила работы со всеми документами в УФНС и ИФНС по республике Башкортостан, кроме тех, порядок работы с которыми регламентируется специальными нормативными актами.

Для эффективной работы с документами в деятельность налоговых органов внедрена система электронного документооборота (СЭД). Данная система создана на основе программного комплекса БОСС-Референт, разработанного компанией «АйТи» на платформе Lotus Domino/Notes. ИФНС № 30 работает с адаптированной версией для территориальных инспекций ФНС - «СЭД-регион».

В целом функциональные возможности «СЭД-регион» охватывают все ключевые процессы налогового органа в области документационного обеспечения управления:

Обработку входящей / исходящей документации, включая заявления налогоплательщиков;

Работу с организационно-распорядительными документами, служебными записками и поручениями, в том числе согласование и подписание документов;

Ведение единых ведомственных справочников (организационная структура ведомства, информация о сотрудниках и пр.).

Архитектура СЭД построена с учетом иерархической структуры налоговых органов и содержит более 50 баз данных.

Основной особенностью ФНС является трехуровневая система канцелярий. Собственную канцелярию имеет не только руководитель ведомства, но и его заместители, а также руководители департаментов. В связи с этим на уровнях центрального аппарата и управлений действует многоканцелярская структура, что позволяет обеспечить работу с документами различных групп только тем пользователям, которые наделены соответствующими правами доступа.

Сотрудники районных инспекций работают с базами данных «Канцелярия-ИФНС», созданными специально для каждой инспекции.

СЭД автоматически формируются еженедельные реестры о доставленных и зарегистрированных в управлениях налоговой службы документах, которые передаются в центральный аппарат. Аналогичные реестры поступают из районных инспекций в соответствующее управление.

Также такие базы данных, как «Для служебного пользования» (для документов с высокой степенью конфиденциальности) и «Заявления граждан» (для обращений налогоплательщиков), разделены для центрального аппарата, управлений и инспекций.

В СЭД ФНС реализована возможность архивирования документов базы данных «Канцелярия». Архивы региональных управлений, инспекций и центрального аппарата автономны.

Специально для сотрудников налоговой службы была разработана система дистанционного обучения, которая учитывает все особенности СЭД ФНС и является ее модулем.

Информационное обеспечение АИС налоговых органов должно представлять собой информационную модель налоговых органов. Задачи информаци­онного обеспечения системы налоговых органов зависят от основ­ных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обя­занностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользова­телям автоматизированного, санкционированного доступа к ин­формации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимо­связь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отноше­нию к АИС являются не только предприятия, организации и физические лица, но и такие органы, как ФС по экономическим и налоговым преступлениям, финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д.

Информа­ционное обеспечение автоматизированной системы налогообложе­ния, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного.

Внемашинное информаци­онное обеспечение – это совокупность системы показателей, сис­темы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков.

Внутримашинное обеспечение – это представление данных на машин­ных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации.

(другие составляющие внемаш. инф. обесп. - см. лекцию 1)

Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы нало­гообложения. Оно включает все виды специально организован­ной информации для восприятия, передачи и обработки техни­ческими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, хранилищ данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адек­ватно отражать реальную деятельность налоговых органов.

Мас­сивы , также как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Пе­ременные содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20% годового объема. Массивы, со­держащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными).

В переменных массивах содержится информация:

По результатам оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов и отчетности;

По анализу и прогнозированию базы налогообложения и по­ступления налогов и сборов;

По результатам контрольной работы налоговых органов;

По правовой практике налоговых органов и т.д.

В постоянных массивах содержатся:

Тексты законов, постановлений и указов Президента и Пра­вительства РФ, постановлений местных органов власти, дру­гих правовых актов;

Тексты решений ФНС РФ, приказов, распоряжений и планов;

Тексты организационно-методических документов;

Классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;

Данные Госреестра предприятий и учетные данные налогоплательщиков;

Нормативно-справочная информация финансового, матери­ально-технического обеспечения, учета и движения кадров.

Основной формой организации данных для их накопления, об­работки и хранения в ЭВМ являются базы данных (БД). Под базой данных понимается совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе сведениях о различных сущностях одной предметной области (реальных объектах, процессах, явлениях или событиях), обеспечивающая наличие такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для одного или нескольких приложений или пользователей.

Одним из основных свойств баз данных можно считать независимость данных от использующих их прикладных программ. Под независимостью данных подразумевается то, что изменения в данных не приводит к изменению программ. Разработка программ длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс, поэтому при возникновении потребности модифицировать структуру данных, необходимости сохранять уже созданные прикладные программы.

Системы управления базами данных (СУБД) - это программные средства, предназначенные для ввода, наполнения, удаления, фильтрации и поиска данных.

Базы данных состоят из массивов. Структурирование данных в инфор­мационные массивы БД осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

Объединения в единую БД данных, характеризующихся об­щим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процес­сов деятельности налоговых органов;

Полноты и достаточности обеспечения информацией долж­ностных лиц налоговых органов, в пределах номенклатуры данных, содержащихся во входных документах;

Организации данных в информационные структуры и управ­ления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совмести­мости между различными базами данных;

Организации данных в БД с учетом существующих информа­ционных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри налоговых органов;

Обеспечения информационной совместимости с данными, поступающими с внешних уровней, с которыми взаимодей­ствует данная система;

Выполнение принципа системности и однократного ввода – данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддержи­ваться средствами программного обеспечения. Функциональный и информационный состав БД зависит от специфики каждого рабочего места и от квалификации специали­ста.

К профессиональным БД в налоговых органах относятся:

Базы исходных и отчетных данных по налоговым поступле­ниям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классифи­кации, бюджетов, территорий, временных периодов по рег­ламентированным отчетным формам;

Базы оперативных данных по налоговым поступлениям;

Базы писем, прецедентов, ответов, предложений по налого­вому законодательству,

Базы производных и интегрированных данных на основе от­четных форм;

Базы документов внутреннего пользования различного на­значения и т.д.

Работа таких баз данных обеспечивается специальным про­граммным обеспечением.

Значительное место в информационном обеспечении АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы. Для их функционирования создают:

БД по законодательным и нормативным актам по налогооб­ложению;

БД инструктивных и методических материалов;

БД по общеправовым вопросам.

Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции.

Хранилище данных обеспечивает накопление с течением времени данных для содействия в принятии решений. Хранилище данных – это склад информации, содержащий объединенные, проверенные данные, отражающие работу организации за длительный период. Объемы данных в хранилищах данных в несколько раз превосходят объемы данных в любой БД.

Хранилища данных отличаются от баз данных своим назначением и устройством:

    хранилище содержит данные, позволяющие проводить анализ деловых операций;

    хранилища обычно представляют собой системы, доступные только для чтения;

    в хранилищах накапливаются данные, не меняющиеся со временем и избавленные от ошибок.

Создание хранилищ данных – трудоемкий и длительный процесс. Из-за большого объема данных в хранилищах одной из основных проблем создания хранилищ является обеспечение высокой производительности обработки запросов. Запросы в хранилище отличаются высоким уровнем сложности.

Вид аналога собственноручной подписи, являющийся средством защиты информации, обеспечивающим возможность контроля целостности и подтверждения подлинности электронных документов. ЭЦП позволяет подтвердить ее принадлежность зарегистрированному владельцу.

Временное положение ЦБР от 12 марта 1998 г. N 20-П "О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России", Раздел 1, Пункт 1.2.

В начале 2002 года принят Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи”, который заложил основы электронного документооборота во всех сферах деятельности, в том числе и в сфере государственного управления.

Реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Не менее важным событием стало внесение изменений и дополнений в ст. 80 НК РФ (2004/6 гг.), уточняющих порядок представления налоговых деклараций. Суть этих изменений заключается в том, что налоговые декларации могут представляться в налоговые органы не только на бумажных бланках, но и в электронном виде, в том числе по телекоммуникационным каналам связи.

Начиная с 1999 года Налоговым кодексом предусмотрена возможность сдачи отчетности по доходам физических лиц на магнитных носителях. Причем для предприятий с числом занятых свыше 10 такая форма представления отчетности является обязательной. К настоящему времени на магнитных носителях сдается около 95% справок работодателей по этому виду налога. При этом данные на бумажном носителе представлять необязательно. Юридическая значимость представленных данных подтверждается сопроводительными реестрами на бумаге, в которых указывается, какие виды отчетности и за какой период представлены на магнитном носителе.

Защита информации при представлении отчетности по электронной почте обеспечивается комплексом организационных и программно-технических мер. Организационные меры по обеспечению информационной безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений участников обмена информацией и строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при сдаче налоговых деклараций и форм отчетности.

Программно-технические меры заключаются в использовании сертифицированных средств криптографической защиты информации (Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации - ФАПСИ) и автоматическом выполнении функций специального регламента электронного документооборота, что гарантирует не только конфиденциальность переписки участников системы, но и разрешение разного рода конфликтных ситуаций, возникающих между ними.

Средства криптографической защиты информации обеспечивают электронную цифровую подпись (ЭЦП) и шифрование, имеющее гарантированную стойкость. Шифрование защищает от несанкционированного просмотра электронного документа третьими лицами при передаче по общедоступным каналам связи, а ЭЦП гарантирует однозначную идентификацию отправителя и защиту электронного документа от искажений.

Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика (заявление) и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами ФНС.

Другим условием представления налоговых деклараций в электронном виде является использование программных и аппаратных средств, обеспечивающих возможность:

– формирования данных налоговой декларации для их последующего представления в виде электронных документов по каналам связи и на магнитных носителях в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными ФНС;

– подписания передаваемых электронных документов электронной цифровой подписью и проверки электронных цифровых подписей, поставленных на полученных электронных документах, при помощи средств, совместимых с аналогичными средствами, используемыми налоговыми органами;

– шифрования передаваемых электронных документов при помощи средств криптографической защиты информации, совместимых с аналогичными средствами, используемыми налоговыми органами;

– поддержки порядка взаимодействия участников информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде.

Эти средства налогоплательщик может приобрести у соответствующих разработчиков или разработать самостоятельно. Важно только обеспечить наличие соответствующих сертификатов, подтверждающих совместимость с аналогичными средствами, установленными в инспекциях. Все средства криптографической защиты информации, применяемые для шифрования отчетности, должны в обязательном порядке иметь сертификат ФАПСИ, так как по законодательству Российской Федерации органам исполнительной власти использовать средства шифрования, не имеющие сертификата ФАПСИ, запрещается.

Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику. При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе, но налогоплательщик и налоговый орган должны при этом обеспечить хранение ее в электронном виде.

При представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

Регламент обмена электронными документами при представлении отчетности по каналам связи предполагает следующую последовательность действий, выполняемых автоматически:

– при отправке отчетности налогоплательщиком файл отчетности подписывается ЭЦП налогоплательщика, зашифровывается и отправляется на сервер электронной почты оператора;

– при получении этого электронного документа в налоговой инспекции он расшифровывается, проверяется совпадение ЭЦП налогоплательщика, что гарантирует отсутствие искажений при поступлении документа в налоговый орган, равно как и невозможно внесение изменений со стороны работников налоговых органов без обнаружения изменения электронного документа. Если результат проверки ЭЦП положительный, то электронный документ подписывается второй подписью (ЭЦП налоговой инспекции), зашифровывается и отправляется налогоплательщику. Одновременно электронный документ с двумя ЭЦП (налогоплательщика и инспекции) сохраняется в архиве инспекции для предъявления в случае возникновения спорной ситуации по поводу содержания документа. Если результат проверки ЭЦП отрицательный, то файл отчетности не принимается, а налогоплательщику высылается соответствующее уведомление;

– налогоплательщик, получивший свой файл отчетности с двумя ЭЦП, также сохраняет его в архиве для предъявления при возникновении спорной ситуации по поводу содержания документа;

– на сервере электронной почты оператора фиксируется факт поступления электронного документа в адрес налоговой инспекции и формируется подтверждение оператора – электронный документ, содержащий дату и время сдачи отчетности, подписанный ЭЦП оператора и зашифрованный;

– оператор высылает подтверждения, содержащие дату и время сдачи отчетности, и налогоплательщику, и налоговой инспекции. Эти подтверждения подписаны ЭЦП оператора и не могут быть произвольно изменены. Налогоплательщик и налоговая инспекция подписывают эти подтверждения своими ЭЦП и отправляют оператору, одновременно сохраняя их в своих архивах для предъявления в случае возникновения спорной ситуации по поводу даты сдачи отчетности;

– кроме того, в налоговой инспекции файлы с формами отчетности перед обработкой проходят входной контроль на соответствие требованиям формата. По результатам входного контроля формируется протокол, который подписывается ЭЦП налоговой инспекции и также отправляется налогоплательщику.

Таким образом, налогоплательщик, пользующийся системой сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи, может считать цикл сдачи отчетности полностью выполненным, если он имеет:

– подтверждение оператора, подписанное ЭЦП оператора и самого налогоплательщика;

– файл отчетности, подписанный ЭЦП самого налогоплательщика и налогового органа;

– протокол, подписанный ЭЦП налогового органа, о результатах проверки на соответствие формату.

Преимущества:

1. Точность (нет ошибок в оформлении обязательных реквизитов, т.к. программа не позволяет их сделать; полное соответствие отчетности всем утвержденным требованиям)

2. Оперативность (налоговая не вводит данные в компьютерные базы данных, налогоплательщик не стоит в очередях, налогоплательщик может оперативно получать информацию о состоянии своих расчетов)

3. Гибкость (оперативное обновление форм отчетности по каналам связи)

4. Информативность (налогоплательщик получает из НИ информационные материалы)

Недостатки:

1. подключение и участие в системе представления отчетности в электронном виде по каналам связи пока осуществляется на платной основе

АРМ налогового инспектора

АРМ - автоматизированное рабочее место системы управления, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций АСУ.

АРМ присущи следующие признаки:

Доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств;

Размещение вычислительной техники непосредственно на рабочем месте пользователя;

Возможность создания и совершенствования проектов автоматизированной обработки данных в конкретной сфере деятельности;

Осуществление обработки данных самим пользователем;

Диалоговый режим взаимодействия пользователя с ЭВМ как в процессе решения задач управления, так и в процессе их проектирования.

Таким образом АРМ представляет собой проблемно-ориентированный комплекс технических, программных, лингвистических (языковых) и др. средств, установленный непосредственно на рабочем месте пользователя и предназначенный для автоматизации операций взаимодействия пользователя с ЭВМ в процессе проектирования и реализации задач.

Множество известных АРМ может быть классифицировано на основе следующих обобщенных признаков:

Функциональная сфера использования (научная деятельность, проектирование, производственно-технологические процессы, организационное управление);

Тип используемой ЭВМ (микро-, мини-, макро ЭВМ);

Режим эксплуатации (индивидуальный, групповой, сетевой);

Квалификация пользователей (профессиональные и непрофессиональные).

Внутри каждой из выделенных групп АРМ может быть проведена более детальная классификация.

Например, АРМы организационного управления могут быть разделены на АРМ руководителей организаций и подразделений, плановых работников, работников материально-технического снабжения, бухгалтеров и др. Условно все эти АРМ-ы можно назвать АРМ - экономиста.

Концептуальное отличие АРМ на базе ПЭВМ состоит в том, что АРМ открытая архитектура ПЭВМ функционально, физически и эргономически настраивается на конкретного пользователя (персональный АРМ) или группу пользователей (групповой АРМ).

Деловые АРМ сближают пользователя с возможностями современной информатики и ВТ и создают условия для работы без посредника - профессионального программиста. При этом обеспечивается как автономная работа, так и возможность связи с другими пользователями в пределах организационных структур (с учетом особенностей этих структур).

Параметрический ряд деловых АРМ позволяет создать единую техническую, организационную и методологическую базу компьютеризации управления. Первоначально информационная технология локализуется в пределах персонального или группового АРМ, а в последующем (при объединении АРМ средствами коммуникации) создаются АРМ сектора, отдела, учреждения и формируется коллективная технология. Тем самым достигается гибкость всей структуры и возможность наращивания информационной мощности.

Можно выделить три класса типовых АРМ:

АРМ руководителя;

АРМ специалиста;

АРМ технического и вспомогательного персонала.

Состав функциональных задач и видов работ (административно-организационный, профессионально-творческий, технический...) требует применения различных инструментальных средств при создании АРМ.

Например, административно-организационная работа - контроль исполнения, анализ текущего состояния дел и планирования работы...; профессионально-творческая - разработка документов, анализ информации, ...; техническая работа - получение, передача, хранение, печать док-тов, сводок, контроль за движением документов.

Для автоматизации каждой категории работ в настоящее время ПЭВМ оснащены различными ППП.

При проектировании ПО АРМ необходимо соблюдать принцип ориентации разрабатываемых программных средств на конкретного пользователя, что должно обеспечить реализацию функций, соответствующих профессиональной ориентации АРМ. В целом, разрабатываемое ПО АРМ должно обладать свойствами гибкости, адаптивности, модифицируемости и настраиваемости на конкретное применение.

АРМ должен быть укомплектован необходимыми программно-инструментальными средствами:

Операционные системы ЭВМ;

Трансляторы (интерпретаторы) с различных алгоязыков и языков пользователей;

Средства проектирования и обработки данных (экранные редакторы текстовой, графической информации, СУБД, табличные процессоры, генераторы выходных форм);

Собственно пользовательские программы (обрабатывающие, обучающие, СУБД знаний и др.).

Следует отметить, что АРМ включает в себя следующие основные элементы: ЭВМ; программно-инструментальные средства, БД и Бзнаний пользователя. Комплектация АРМ техническими и программными средствами, а также перечисленными выше элементами зависит от назначения и состава решаемых задач. Решение экономических задач на основе АРМ связано с поиском требуемой информации в информационной базе, последующей ее обработкой по расчетным алгоритмам и выдачей результатов на экран или печать. Эффективная эксплуатация АРМ требует использования языков общения пользователя с ЭВМ. Наиболее развитые средства общения пользователя с ЭВМ реализуются лингвистическими процессорами, способными осуществить различные виды анализа входного сообщения (синтаксический, морфологический, семантический), и ориентированными на работу с конкретной предметной областью. В АРМ-е часто общение основывается на макетировании изображений экрана в виде образцов-прототипов документов. Для этого используются разнообразные технические приемы обеспечения диалога пользователя и ЭВМ: управление положением курсора на экране с применением светового пера, мерцание и подсветка полей экрана, программирование функциональных клавиш.

Диалог реализуется на основе предварительно разработанного сценария, который представляется семантическими сетями, таблицами диалога, фреймами (структуры данных нового типа, на основе которых строятся интеллектуальные БД) и др. средствами, используемыми для задания моделей предметной области.

Описанные функциональные возможности АРМ реализуются совокупностью программных компонентов.

Каждый из программных компонентов выполняет широкий набор действий и в большинстве случаев может использоваться независимо от других. Центральным компонентом, без которого невозможна работа других средств является ОС. Она обеспечивает: создание и актуализацию каталога файлов различных типов, просмотр каталогов и распечатку файлов, переименование и редактирование файлов, защиту файлов, распределение внешней памяти и др.

Наиболее популярной пользовательской многозадачной ОС следует признать ОС UNIX. Достоинства: простая файловая структура, наличие иерархических справочников-файлов, большой выбор инструментальных средств для работы в многозадачном режиме. Функциональные возможности ОС UNIX позволяют эффективно использовать ее в локальных сетях ПЭВМ (например, для разделения файлов).

Специальные версии ОС (например, CP/NET), предоставляют средства, с помощью которых несколько ЭВМ, оснащенных ОС СР/М, можно объединить в локальную сеть для совместного использования ресурсов каждой системы. К таким ресурсам относятся диски, устройства печати, различные программы и БД.

В состав ПО АРМ-экономиста входят средства управления информационной базой, обеспечивающие:

Создание и актуализацию информационной базы;

Поиски требуемой информации по регламентируемым и нерегламентируемым запросам;

Организацию форматного ввода-вывода информации;

Вычислительную обработку и др.

Для представления данных в информационной базе часто используется реляционная модель. Наряду с реляционными СУБД применяются табличные процессоры. В этом случае входные и выходные данные и НСИ представляются в форме таблиц, алгоритмизация сводится к построению модели расчета показателей выходных документов (ППП Excel). К этой же группе относятся интегрированные СУИБ (Works), которые реализуют функции табличных процессоров, СУБД, редакторов текстов, генераторов выходных документов (ППП SIMPHJNY, LOTUS).

В АРМ-экономиста необходимо обеспечить выдачу информации в графической форме для всестороннего анализа экономических показателей. Графики могут иметь двумерное (плоское) и трехмерное (объемное) представление. С помощью графических средств осуществляется планирование (разметка) площади экрана, изображение на экране графических элементов в виде линии, точки, отрезка, прямоугольника, эллипса, штриховки графических элементов с использованием требуемых цветов, подбора шрифта и т.п.

Организация экранного диалога - одно из основных требований к технологии АРМ:

1.технология ЭО текстов реализует четыре функции:

Функции ввода - набора текста с заданием параметров для его верстки, просмотра;

Обработки (смысловая сортировка текста, вычисления в табл.);

Воспроизведение текста;

Форматирование текста и получение документа.

2.технология ЭО форм (электронные таблицы, шаблоны).

3.система ЭО деловой графики (в виде графиков и диаграмм - столбиковых, линейных, круговых, секторных диаграмм, гистограмм и др.). Например, интегрированный ППП FRAMEWORK (РАДУГА) - работа с рамками, окнами, иерархическими фреймами.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы