Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Введение

После согласного перед гласным обозначать звук [й"] буквам е, ё, ю, я (и) помогают Ь и Ъ. В этом случае знаки называют разделительными.

На уроке вы узнаете, как выбрать из двух разделительных знаков нужный.

Тема урока: «Правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков».

Наблюдаем за строением слов с Ь и Ъ знаками

Понаблюдаем за строением слов с Ь знаком. Чтобы найти корень, подберём однокоренные слова.

Веселье, веселиться, весело (корень -весель-),

медвежья, медвежонок, медведица (корень -медвежь-, -медвед-),

воробьи, воробышек, воробьиный (корень -воробь-).

Понаблюдаем за строением слов с Ъ знаком.

Съеду, еду, едет (корень -ед-, приставка с-),

подъезд, ездят (корень -езд-, приставка под-),

объявление, заявление, объявить (корень -явл-, приставка об-).

Формулируем правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

Как пользоваться правилом

1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й"] после согласного звука перед гласным.

2. Выдели в слове корень.

3. Посмотри, где нужно писать разделительный знак - в корне или между приставкой и корнем. Если в корне - пиши Ь, если между приставкой и корнем - пиши Ъ.

Применяем новые знания

Пользуясь правилом, определи, что нужно написать на месте пропусков - разделительный Ь или Ъ.

Ул_и, солов_и, пред_юбилейный, раз_езд, с_едобный, брат_я.

Ульи - корень -уль-, пишем Ь;

соловьи - соловушка, корень -соловь-, пишем Ь;

предъюбилейный - юбилей, корень -юбилей-, приставка пред-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

разъезд - ездить, корень -езд-, приставка раз-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

съедобный - еда, корень -ед-, приставка с-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

братья - братишка, корень -брать-, пишем Ь.

Примени новые знания, правильно запиши слова с корнем -ЕХ-, не попадись в ловушки.

с?ехал, по?ехал, в?ехал, до?ехал, под?ехал, от?ехал, за?ехал

съехал, поехал, въехал, доехал, подъехал, отъехал, заехал

В словах поехал, доехал, заехал приставки по-, до-, за- оканчиваются на гласный звук, поэтому Ъ знак писать не нужно.

В словах съехал, въехал, подъехал, отъехал приставки с-, в-, под-, от- оканчиваются на согласный звук, поэтому нужно писать Ъ.

Запиши слова буквами.

[с й"э л] - съел. После согласного [с] перед гласным [э] обозначать звук [й"] букве Е помогает Ъ. С- приставка, корень -е-. [вй"ун] - вьюн. После согласного [в] перед гласным [у] обозначать звук [й"] букве Ю помогает Ь. Корень -вьюн-. [п"эр"й"а] - перья. После согласного [р"] перед гласным [а] обозначать звук [й"] букве Я помогает Ь. Корень -перь-. Послушай себя и запиши слова звуками.

крылья - [крыл"й"а], 6 б., 6 зв. съеду - [сй"эду], 5 б., 5 зв. Вы заметили, что количество звуков и букв в словах одинаковое.

Ь, Ъ звуков не обозначают, а буквы е, ё, ю, я обозначают два звука [й"э], [й"о], [й"у], [й"а].

Ищем в стихотворных строках слова с Ь и Ъ знаками

Найдите в стихотворных строках слова с Ь и Ъ.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём.

Е. Трутнева

У кого возможность будет

Съездить в жаркие края,

Прокатитесь на верблюде!

Право, здорово, друзья!

С. Баруздин

Дождь, дождь льёт,

В барабаны бьёт. А. Барто

Улетела злая вьюга.

Принесли тепло грачи.

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи.

А. Усанова

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля. (Песня)

Серый заяц под сосной

Объявил, что он портной…

Заяц режет, заяц шьёт,

А медведь в берлоге ждёт.

С. Михалков

Платье (корень -плать-),

листья (корень -листь-),

съездить (корень -езд-, приставка с-, оканчивается на согласный),

друзья (корень -друзь-),

вьюга (корень -вьюг-),

ручьи (корень -ручь-),

приволье - простор, вольная жизнь (корень -воль-),

раздолье - дол, долина (корень -доль-),

объявил (корень -яв-, приставка об-, оканчивается на согласный).

Обратите внимание : в словах шьёт, льёт, бьёт и в родственных словах сошьёт, прольёт, побьёт в корне пишется Ь (корни: -шь-, -ль-, -бь-).

Ищем в тексте слова с разделительными Ь и Ъ знаками

Найдите слова в тексте с разделительными Ь и Ъ знаками.

Над рекой в морозной дымке вьётся маленькая пичуга. Она стремительно ныряет в воду. Через мгновение - подъём. Это оляпка, гостья из северных лесов. Пёрышки птички смазаны жиром. Вот чем можно объяснить, почему оляпка не боится воды. (см. Рис. 1)

Вьётся - вить, вью, корень -вь-, пишем ь,

подъём - можно увидеть в книгах два варианта выделения корня: корень -ём-, приставка под-, корень -подъём-, пишем ъ,

гостья - гостиная, погостить, корень -гость-, пишем ь,

объяснить - ясно, ясный, разъяснить, корень -ясн-, приставка об-, оканчивается на согласный, пишем ъ.

Объясняем, какие буквы пропущены

Родина русского самовара - город Тула. На Руси издавна делали разные по форме и об_ёму самовары. Были даже самовары со с_ёмными ручками. Русская сем_я любит посидеть у самовара. В пословице говорится: «Кто чай п_ёт, сто лет проживёт».

Объёму - раньше выделяли приставку об-, сейчас выделяют корень -объём-;

съёмными - съёмка, раньше выделяли приставку с-, сейчас выделяют корень -съём;

семья - семейный, корень -семь-;

пьёт - пить, корень -пь-.

Наблюдаем за словами, которые отвечают на вопрос чьи?

Послушайте диалог.

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

- Э-э, что мне клыки да когти?

Душа-то у меня всё равно заячья.

В словах, которые отвечают на вопрос чьи? : лисьи, волчьи, рысьи, заячьи, оленьи, беличьи, птичьи в корне пишется Ь.

Слушаем пословицы

Послушайте пословицы, найдите слова с Ь и Ъ знаками.

Ручьи сольются - река будет. Люди объединятся - силу их не победить.

Счастье не рыбка, удочкой не поймаешь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Ручьи - ручей, в корне -ручь- после согласного перед буквой и пишется ь.

Сольются - лить, лью, в корне -ль- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Объединятся - объединение, единый, корень -един-, после приставки, оканчивающейся на согласный, перед корнем, начинающимся на букву е , пишется ъ.

Счастье - счастливый, в корне -счасть- после согласного перед буквой е пишется ь.

Лестью - в корне -лесть- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Честью - в корне -честь- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Запоминаем иноязычные слова.

Запомни иноязычные слова с Ъ:

объект, субъект, адъютант, инъекция (впрыскивание лекарства, укол)

Запомни слова с Ь:

бульон - отвар из мяса

батальон - подразделение в войсках

павильон - небольшая постройка в саду, в парке

почтальон - разносчик почты по адресам

шампиньон - съедобный гриб

Заключение

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и .

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Запишите слова в два столбика: в левый - с разделительным мягким знаком, в правый - с разделительным твёрдым знаком.
    Ш.ёт, п.ют, л.ют, б.ют, с.ел, здоров.е, об.явление, под.ём, из.ян, об.ятие, вороб.и, от.езжать, счаст.е, ненаст.е, весел.е, пред.явить, об.единение, раз.яснение.
  2. Вставьте Ь или Ъ. В словах с разделительным твёрдым знаком выделяйте приставки.

    Зимой в лесу синичке Зин?ке понравилось. Столько дерев?ев! Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с?ест.

    Смотрит Зин?ка: лесная мышь из-под снега выскочила. Дрожит, вся вз?ерошилась. Об?яснила она Зин?ке свой страх. Провалилась мышь в медвеж?ю берлогу.

    (По В. Бианки)

  3. Прочитайте записи. Какая из них не является загадкой? Почему? Отгадайте загадки. Решите орфографические задачи.

    1. Б.ют его, а он не злится,

    Он поёт и веселится,

    Потому что без бит.я

    Нет для мячика жит.я. (В Берестов)

    2. Сама, как коромысло,

    В воздухе повисла.

    Крыл.ями стрекочет,

    Комара с.есть хочет.

    3. Пылит под ногами, петляет и в.ётся.

    Лежит, и бежит, и кружит. Как зовётся?

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  2. Интернет-портал Gramota.ru ().
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru ().
  4. Интернет-портал Dictionary.liferus.ru ().

Введение

После согласного перед гласным обозначать звук [й"] буквам е, ё, ю, я (и) помогают Ь и Ъ. В этом случае знаки называют разделительными.

На уроке вы узнаете, как выбрать из двух разделительных знаков нужный.

Тема урока: «Правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков».

Наблюдаем за строением слов с Ь и Ъ знаками

Понаблюдаем за строением слов с Ь знаком. Чтобы найти корень, подберём однокоренные слова.

Веселье, веселиться, весело (корень -весель-),

медвежья, медвежонок, медведица (корень -медвежь-, -медвед-),

воробьи, воробышек, воробьиный (корень -воробь-).

Понаблюдаем за строением слов с Ъ знаком.

Съеду, еду, едет (корень -ед-, приставка с-),

подъезд, ездят (корень -езд-, приставка под-),

объявление, заявление, объявить (корень -явл-, приставка об-).

Формулируем правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

Как пользоваться правилом

1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й"] после согласного звука перед гласным.

2. Выдели в слове корень.

3. Посмотри, где нужно писать разделительный знак - в корне или между приставкой и корнем. Если в корне - пиши Ь, если между приставкой и корнем - пиши Ъ.

Применяем новые знания

Пользуясь правилом, определи, что нужно написать на месте пропусков - разделительный Ь или Ъ.

Ул_и, солов_и, пред_юбилейный, раз_езд, с_едобный, брат_я.

Ульи - корень -уль-, пишем Ь;

соловьи - соловушка, корень -соловь-, пишем Ь;

предъюбилейный - юбилей, корень -юбилей-, приставка пред-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

разъезд - ездить, корень -езд-, приставка раз-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

съедобный - еда, корень -ед-, приставка с-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

братья - братишка, корень -брать-, пишем Ь.

Примени новые знания, правильно запиши слова с корнем -ЕХ-, не попадись в ловушки.

с?ехал, по?ехал, в?ехал, до?ехал, под?ехал, от?ехал, за?ехал

съехал, поехал, въехал, доехал, подъехал, отъехал, заехал

В словах поехал, доехал, заехал приставки по-, до-, за- оканчиваются на гласный звук, поэтому Ъ знак писать не нужно.

В словах съехал, въехал, подъехал, отъехал приставки с-, в-, под-, от- оканчиваются на согласный звук, поэтому нужно писать Ъ.

Запиши слова буквами.

[с й"э л] - съел. После согласного [с] перед гласным [э] обозначать звук [й"] букве Е помогает Ъ. С- приставка, корень -е-. [вй"ун] - вьюн. После согласного [в] перед гласным [у] обозначать звук [й"] букве Ю помогает Ь. Корень -вьюн-. [п"эр"й"а] - перья. После согласного [р"] перед гласным [а] обозначать звук [й"] букве Я помогает Ь. Корень -перь-. Послушай себя и запиши слова звуками.

крылья - [крыл"й"а], 6 б., 6 зв. съеду - [сй"эду], 5 б., 5 зв. Вы заметили, что количество звуков и букв в словах одинаковое.

Ь, Ъ звуков не обозначают, а буквы е, ё, ю, я обозначают два звука [й"э], [й"о], [й"у], [й"а].

Ищем в стихотворных строках слова с Ь и Ъ знаками

Найдите в стихотворных строках слова с Ь и Ъ.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём.

Е. Трутнева

У кого возможность будет

Съездить в жаркие края,

Прокатитесь на верблюде!

Право, здорово, друзья!

С. Баруздин

Дождь, дождь льёт,

В барабаны бьёт. А. Барто

Улетела злая вьюга.

Принесли тепло грачи.

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи.

А. Усанова

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля. (Песня)

Серый заяц под сосной

Объявил, что он портной…

Заяц режет, заяц шьёт,

А медведь в берлоге ждёт.

С. Михалков

Платье (корень -плать-),

листья (корень -листь-),

съездить (корень -езд-, приставка с-, оканчивается на согласный),

друзья (корень -друзь-),

вьюга (корень -вьюг-),

ручьи (корень -ручь-),

приволье - простор, вольная жизнь (корень -воль-),

раздолье - дол, долина (корень -доль-),

объявил (корень -яв-, приставка об-, оканчивается на согласный).

Обратите внимание : в словах шьёт, льёт, бьёт и в родственных словах сошьёт, прольёт, побьёт в корне пишется Ь (корни: -шь-, -ль-, -бь-).

Ищем в тексте слова с разделительными Ь и Ъ знаками

Найдите слова в тексте с разделительными Ь и Ъ знаками.

Над рекой в морозной дымке вьётся маленькая пичуга. Она стремительно ныряет в воду. Через мгновение - подъём. Это оляпка, гостья из северных лесов. Пёрышки птички смазаны жиром. Вот чем можно объяснить, почему оляпка не боится воды. (см. Рис. 1)

Вьётся - вить, вью, корень -вь-, пишем ь,

подъём - можно увидеть в книгах два варианта выделения корня: корень -ём-, приставка под-, корень -подъём-, пишем ъ,

гостья - гостиная, погостить, корень -гость-, пишем ь,

объяснить - ясно, ясный, разъяснить, корень -ясн-, приставка об-, оканчивается на согласный, пишем ъ.

Объясняем, какие буквы пропущены

Родина русского самовара - город Тула. На Руси издавна делали разные по форме и об_ёму самовары. Были даже самовары со с_ёмными ручками. Русская сем_я любит посидеть у самовара. В пословице говорится: «Кто чай п_ёт, сто лет проживёт».

Объёму - раньше выделяли приставку об-, сейчас выделяют корень -объём-;

съёмными - съёмка, раньше выделяли приставку с-, сейчас выделяют корень -съём;

семья - семейный, корень -семь-;

пьёт - пить, корень -пь-.

Наблюдаем за словами, которые отвечают на вопрос чьи?

Послушайте диалог.

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

- Э-э, что мне клыки да когти?

Душа-то у меня всё равно заячья.

В словах, которые отвечают на вопрос чьи? : лисьи, волчьи, рысьи, заячьи, оленьи, беличьи, птичьи в корне пишется Ь.

Слушаем пословицы

Послушайте пословицы, найдите слова с Ь и Ъ знаками.

Ручьи сольются - река будет. Люди объединятся - силу их не победить.

Счастье не рыбка, удочкой не поймаешь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Ручьи - ручей, в корне -ручь- после согласного перед буквой и пишется ь.

Сольются - лить, лью, в корне -ль- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Объединятся - объединение, единый, корень -един-, после приставки, оканчивающейся на согласный, перед корнем, начинающимся на букву е , пишется ъ.

Счастье - счастливый, в корне -счасть- после согласного перед буквой е пишется ь.

Лестью - в корне -лесть- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Честью - в корне -честь- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Запоминаем иноязычные слова.

Запомни иноязычные слова с Ъ:

объект, субъект, адъютант, инъекция (впрыскивание лекарства, укол)

Запомни слова с Ь:

бульон - отвар из мяса

батальон - подразделение в войсках

павильон - небольшая постройка в саду, в парке

почтальон - разносчик почты по адресам

шампиньон - съедобный гриб

Заключение

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и .

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Запишите слова в два столбика: в левый - с разделительным мягким знаком, в правый - с разделительным твёрдым знаком.
    Ш.ёт, п.ют, л.ют, б.ют, с.ел, здоров.е, об.явление, под.ём, из.ян, об.ятие, вороб.и, от.езжать, счаст.е, ненаст.е, весел.е, пред.явить, об.единение, раз.яснение.
  2. Вставьте Ь или Ъ. В словах с разделительным твёрдым знаком выделяйте приставки.

    Зимой в лесу синичке Зин?ке понравилось. Столько дерев?ев! Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с?ест.

    Смотрит Зин?ка: лесная мышь из-под снега выскочила. Дрожит, вся вз?ерошилась. Об?яснила она Зин?ке свой страх. Провалилась мышь в медвеж?ю берлогу.

    (По В. Бианки)

  3. Прочитайте записи. Какая из них не является загадкой? Почему? Отгадайте загадки. Решите орфографические задачи.

    1. Б.ют его, а он не злится,

    Он поёт и веселится,

    Потому что без бит.я

    Нет для мячика жит.я. (В Берестов)

    2. Сама, как коромысло,

    В воздухе повисла.

    Крыл.ями стрекочет,

    Комара с.есть хочет.

    3. Пылит под ногами, петляет и в.ётся.

    Лежит, и бежит, и кружит. Как зовётся?

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  2. Интернет-портал Gramota.ru ().
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru ().
  4. Интернет-портал Dictionary.liferus.ru ().

Цели:

  • решить орфографическую задачу: как выбрать из двух разделительных знаков нужный?
  • развивать умение сравнивать и различать слова с ь и ъ разделительными знаками;
  • обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи;
  • воспитывать чувство дружбы и товарищества, доверительное отношение между учащимися и учителем.

Оборудование:

  • карточки для самостоятельной работы,
  • таблица-памятка,
  • мультимедийный проэктор, магнитофон,

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, сегодняшний день принесет нам всем радость и удачу.

II. Формирование темы и целеполагание.

На доске: “Друз я, учен е нас об единяет!” (Слайд 1.)

– Не подскажете ли тему урока? Встречалась ли вам раньше эта тема? Что вы знаете про разделительные ъ и ь знаки? Что у них общего?

Д. Он разделяет буквы согласного звука и гласного. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я и.

– Кто может рассказать про ъ?

Д. Твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я.

– А какие цели поставим на уроке? Над чем будем работать? Проблемная задача: как отличить разделительные ъ и ь?

Д. Закрепить правила написания разделительных ъ и ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ним.

Вывод. Разделительные ъ и ь не допускают слияния гласного и согласного. Ъ знак, как пограничник, не уйдет со своего поста. Ь знак– добрый, мягкий по характеру, может быть в любом месте, но они делают одну и ту же работу.

III. Актуализация опорных знаний, реализация целей.

1 . Чистописание

– определите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Они не обозначают звука. Какие эти буквы? В каких словах они присутствуют? (ь,ъ)

– определите порядок следования букв в данном ряду:

ъуоь уоьъ оьъу ьъуо

(В этом ряду чередуются 4 строчные буквы: ъ, ь, у, о. Первая буква в каждой очередной ячейке данного ряда становится последней).

– Напишите ряд букв в указанной последовательности до конца строчки.

2. Разбор слов по составу (друзья, ученье, объединяет.) Запись этого предложения.

– Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Кто скажет, почему? (Обращение) . К вам обращаются, как бы делают паузу, чтобы вы задумались.

3. Работа над деформированным текстом.

Для вас я придумала еще одно задание. Сформулируйте задание к упражнению самостоятельно. Как думаете, что вы должны делать? (Слайд 2.)

Подберите однокоренные слова к слову друзья. (Друг, дружеский, подруга, недруг, дружить, дружба). Назовите корень.

Происхождение слова нельзя произошло от слова “льзя”, что означало можно.

– Почему не могут дружить волк и баран ? Как в жизни выбирать себе друга? Кого вы считаете настоящим другом?

Вывод.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг.
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку
(С. Михалков).

3. Фонетическая разминка.

Коля забивал колья.

Я сел и огурец съел.

Девочкам предлагаю 1-е предложение, а мальчикам – 2-е предложение.

Как вы думаете, на какие слова надо обратить внимание? Чем они отличаются? (Произношением, написанием, значением). Напишите подчеркнутые слова в транскрипции.

Сел – [с"эл] – 3б.,3 зв.
Съел – [сйэл] – 4б.,4зв.
Коля – [Кол"а] – 4б.,4 зв.
колья[кол"йа] – 5б,5зв.

Как же так? Молодцы!

4. Физкультминутка. (Ритмические упражнения) . Наверное, подустали. Сейчас я проверяю ваше внимание в другой форме.

5. Загадка:

Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна – Слайд 3.)

Внимательно прочитайте и исправьте ошибки. Сможете ли вы решать орфографическую задачу? Выделите корни и приставки. Подчеркните орфограмму. Сколько ошибок у вас получилось?

(Слайд 4.)

  1. Грустит обезьяна
    За прутями клетки.
    Пустите её
    Покачаться на ветке.
  2. Волк ужасно разъярён,
    Сесть ежа не может он
    Еж, хотя он и съедобен:
    Для седенья неудобен:
    Сежась, выставил иголки-
    Объегорил злого волка.

(Дети работают на карточках.)

5. Закрепление изученного материала.

Выборочный диктант. Я диктую, а вы в тетрадях пишете только ъ или ь знаки.

Объявил, полозья, съезд, объяснил, объедки, льет.

Ответ: ъ, ь, ъ, ъ, ъ, ь. (Проверяем хлопками.)

6.Работа над фразеологизмами, многозначными словами. (В картинках – Слайд 5.)

Разбираться как свинья в апельсинах (ни в чем не разбираться)

Какое слово нас интересует? (Свинья.) Почему? В словах разбираться и апельсинах ь тоже есть. Как вы понимаете значение этого выражения?

Подложить свинью. (Плохо поступить, навредить.) Настоящие друзья могут так поступить?

Многозначные слова: кисть Слайд 6. (Руки, винограда, художника). Измените слово так, ь-показатель мягкости замените разделительным. Как это можно сделать?

Чем? Кистью (в Т.п.)

Лисички (грибы,звери).

Измените слово так, чтобы появилась интересующая нас орфограмма. (Указываем на принадлежность.)

Чьи? Лисьи.

6. Реши кроссворд: (Слайд 7.)

  1. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе.
  2. Снежная буря.
  3. Место, где въезжают.
  4. Место в пути, где дорога поднимается вверх.
  5. Кондитерское изделие.
  6. Лепешки из пшеничной муки, изжаренные на сковороде.
  7. То же, что и укол.
  8. Миллион задачек сразу, мне решит помощник мой.
  9. Он с одним огромным глазом и с огромной головой.
  10. Мать, отец, дети.
  11. …..дуб зеленый, златая цепь на дубе том…
  12. Домики для пчел.
  13. Воспаление наружной оболочки глаза.
  14. ….стрекоза, лето красное пропела.

8. Самостоятельная работа (в группах).

Отталкиваясь от темы урока, составьте для других групп задания (вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, корень и приставку).

Итоги.

– Смогли ли мы достичь поставленной цели.
– Мне кажется, что все вы “Друзья мягкого и твердого знаков”.
– Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку на полях в тетради.

На сегодняшний день в русском языке твердый знак (Ъ) несет только разделительную функцию.

Твердый знак после русских приставок

Чаще всего твердый знак используется между русской приставкой, оканчивающейся на согласную, и корнем, который начинается на е, ё, ю, я. Например, слово "объявление" состоит из русской приставки об- и корня -яв- , который начинается на я . В данном случае приставку и корень следует разделить твердым знаком.

Еще несколько примеров употребления разделительного твердого знака между приставкой и корнем: сверхъестественный, съёжиться, предъюбилейный и т.д.

Твердый знак в сложных словах

Разделительный твердый знак также употребляется в сложных словах между двумя корнями, когда первый корень представлен числительными двух-, трех-, четырех- , а второй корень, как и в первом случае, начинается на е, ё, ю, я. Например: двухъярусный, трехъярусный, четырехъярусный.

Твердый знак после иноязычных приставок

Третий случай, когда в словах употребляется разделительный твердый знак – когда в слове присутствует иноязычная приставка, оканчивающаяся согласной буквой, и корень, начинающийся на е, ё, ю, я. Примеры: адъютант, трансъевропейский, конъюнктура и др.

Также существуют случаи, когда разделительный твердый знак пишется внутри слова (фельдъегерь, изъян ).

Следует помнить, что твердый знак никогда не пишется:

  • в сложносокращенных словах между основами слов. Например: детясли , а не детъясли .
  • перед другими гласными, кроме е, ё, ю, я. Например, сверхактивный, безобразный .
  • в словах, которые пишутся через дефис. Например, в слове пол-Европы твердый знак не пишется, несмотря на то, что приставка оканчивается на согласную, а корень начинается с буквы е .

Таким образом, разделительный твердый знак в русском языке используется в четырех случаях:

  • между русской приставкой, оканчивающейся на согласную, и корнем на е, ё, ю, я ;
  • в сложных словах между первым корнем, представленным числительными двух-, трех-, четырех-, и вторым корнем на е, ё, ю, я ;
  • между иноязычной приставкой, оканчивающейся на согласную, и корнем на е, ё, ю, я .
  • в определенных случаях внутри слов.

>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь)

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.

Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.

И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:

Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
В качестве разделительного знака;
Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.

Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

Например: Семя и семья

Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м"] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.

А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» - [сем"йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.

Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я. Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.

Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

Во-первых, вначале слова;
Во-вторых, после приставок.



А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:



Домашнее задание

1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.

Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.

2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?

Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

3. Запиши слова во множественном числе:

Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.

4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.


Вопросы к кроссворду:

1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы