Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Подготовка к школе ребенка - это, как говорится, полдела. Вторая половина - это подготовка самих родителей. Кроме шуток: когда в одном садике задали вопрос, какая проблема волнует пап и мам при подготовке их детей к школе, родители ответили, что самыми неподготовленными чувствуют себя они сами…

А собственно, в этом нет ничего удивительного: ведь раньше они были родителями грудничка, потом родителями дошкольника, а теперь становятся родителями школьника. Это тоже важный этап, требующий подготовки!

Прежде всего, уважаемые мамы и папы, запомните главное отличие школы от детского сада: как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует прежде всего развить у ребенка умение заниматься - в смысле ЗАНИМАТЬ СЕБЯ самому. А для этого, опять же, не лишайте ребенка самостоятельности. Не навязывайте ему постоянно свое общество. Даже если вы идете в тот же магазин, не тащите дитя с собой насильно (и не оставляйте насильно дома, если он вам не так уж и помешает). Спросите: "Пойдешь со мной?" Разумеется, тут же договорившись, что ребенок не будет в магазине ничего клянчить сверх меры - если ваш малыш способен договариваться на такие темы.

Научите ребенка не просто получать самостоятельность, а еще ею пользоваться. В конце концов, мама должна быть уверена, что ребенок сумеет днем остаться дома один и как минимум сам поесть готовый обед. А для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что-то делать самостоятельно уже в детском саду. Разумеется, все хорошо в меру. И вовсе необязательно, скажем, бросать ребенка одного на весь день; но стоит научить его при необходимости оставаться одному на какое-то время дома - при этом чтобы он умел соблюдать основные принципы безопасности. Ведь если не начать это лет в пять, то можно добиться другой крайности, как к примеру, в одной семье, где девочка смогла оставаться дома одна только тогда, когда ей исполнилось лет тринадцать…

Потом, готовясь стать родителями школьника, подумайте и о до сих пор сохранившемся диспуте: кто должен воспитывать ребенка - семья или школа? Школа, как правило, будет всячески отбояриваться от воспитания вашего ребенка, говоря, что ее цель - только дать знания, а уж вы… Честно говоря, что бы ни думали по этому поводу педагоги, их можно понять: они в рамках учебной-то программы не успевают планы и отчеты писать! Вообще "правильный ответ" на этот вопрос логически можно сформулировать так: в воспитании участвуют одновременно и семья и школа, и вся прочая окружающая жизнь. И то, что имеет место противопоставление школы и семьи - уже само по себе не очень хорошо. Поэтому как минимум половина дальнейшего воспитания остается на вас, в семье (а как же, собственно, иначе?) Как минимум, "за вами" - задача развить у ребенка умение общаться в коллективе (хотя бы в семье), его психологическая и эмоциональная устойчивость, готовность к трудностям, умение за себя постоять (причем адекватно, а не с помощью упреждающей агрессии). В частности, "бунтарский дух", так умиляющий многих родителей, в школе не пройдет: ребенка будут постоянно "ставить на место". Учителя - в административном порядке, а дети - с помощью обструкции, и в результате ребенок получит стойкое отвращение к школе, к учебе, к коллективу вообще, а то и к жизни в целом. Да, мы говорили о том, что в ребенке нужно формировать личность с помощью индивидуального подхода. Но пожалуй, в школе одно из основных умений - не теряя индивидуальности, суметь при этом вписаться в коллектив…

Также очень важно сформировать у будущего ученика… готовность к грубости, несправедливости и неправоте взрослого. В частности, ребенка стоит научить с одной стороны, не раболепствовать перед педагогом, а с другой стороны, в каких-то ситуациях не лезть на рожон, доказывая во что бы то ни стало свою правоту. Да, есть такая поговорка: "Из двух спорящих виноват тот, кто умнее". Так разрешите ребенку иногда именно так стать умнее: да, в принципе учителю можно в ответ показать кукиш, но в кармане. И это вовсе не двуличность, не лицемерие, а то, что называется дипломатией: умение, оставаясь при своем мнении, скрывать свои истинные чувства. Умение, если хотите, искусно сыграть подчинение.

И разумеется, не пугайте ребенка школой - мол, ты не умеешь сам есть, одеваться, рисовать, читать; учись, не то пойдешь в школу, тебе покажут!.. Cтрах - далеко не лучшая мотивация для ребенка в любом случае, а уж перед школьной жизнью - и подавно… Вообще ребенок к этому возрасту испытывает биологическую потребность в дополнительных знаниях! Поэтому как минимум не обрубайте его вопросы жестким "потом узнаешь" или "в школе тебе расскажут". Кто их знает, о чем и как там расскажут? А вот начать выдавать ребенку какую-то информацию, сказав, что "а подробнее ты непременно узнаешь в школе" - это уже более действенная мотивация.

Не волнуйтесь по тому поводу, что, мол, ребенок может не выдержать возросшей в школе нагрузки. На самом деле самая тяжелая нагрузка - это необходимость отсидеть в общем без движения 45 минут урока (и то практически во всех школах в первых классах сейчас уроки примерно по 30 минут, причем с "физкультурной минуткой" посреди урока, да и к поведению первоклашек хороший учитель относится не так строго, не заставляет их сидеть без движения…) Другая возможная проблема - возросшее количество обязанностей, более жесткий контроль знаний. Но если в школе это делается постепенно (и кстати, столь же постепенно увеличиваете требования к ребенку и вы дома, в семье) - то и эта проблема будет решена без особых травм для малыша.

Есть и еще одна причина тайной боязни родителей того времени, когда их ребенок пойдет в школу: в общем-то, бессознательно этот момент воспринимается как еще одна ступенька… к старости родителей. Ведь когда ребенок рождается - независимо от возраста его родители называются "молодыми". Когда женщину спрашивают, сколько ей лет, а она отвечает, что ее ребенок только пошел в детский сад - тоже понятно, что она еще не старая, раз у нее отпрыск не очень большой. А когда мама (чаше это волнует мам, нежели пап) про себя понимает "Боже, у меня ребенок уже в школу ходит" - то неважно для ее бессознательного, в какой класс - в первый или в десятый, все равно иная мама тут же ощущает, что теперь уже и до внуков недалеко. И как бы жизнь ее практически закончена… Это ощущение тоже нередко отчуждает родителей от детей именно в процессе начала учебы - то есть тогда, когда ребенку больше всего нужна родительская поддержка.

Таким мамам и папам можно посоветовать как минимум помнить, что ребенок идет только в ПЕРВЫЙ класс. И для него только все начинается - если хотите, можете называть себя четко родителями первоклассника. А вообще такое ощущение - повод для того, чтобы самой маме поговорить с психотерапевтом!

Образовательный проект

«Мы готовимся к школе»

Составитель:

Педагог-психолог

Зубковская О.В.

Пояснительная записка

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

ФГОС ДО подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Сроки реализации: декабрь-май

Вид проекта : познавательно – творческий

Возраст детей : подготовительная группа

Участники проекта: воспитатели, педагог-психолог, дети подготовительной группы, родители.

Цель: создание условий для формирования представления о школе и положительного отношения к школьному обучению у старших дошкольников.

Задачи:

Формировать мотивацию учения и интереса к процессу обучения;

Способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

Способствовать снятию чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

Повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;

Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

Основной этап. Реализация проекта: (таблица)

Заключительный этап.

Выставка рисунков детей «Что мне понравилось в школе».

Ожидаемый результат:

Формирование у детей мотивационной готовности к школе;

Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

Благоприятное течение адаптационного периода в школе.

Таблица. Реализация проекта.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка».

Просмотр мультфильмов на тему: «Школа»

Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

Беседа с детьми

    «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

    Рассматривание школьных принадлежностей.

Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.

    Игра «Собери портфель»

Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.

    Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизировать словарь, классификация предметов, развитие речи.

    Просмотр мультфильма «Остров ошибок», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе

10. Час загадок и ребусов о школе.

Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.

    Консультация педагога-психолога (родительское собрание) «Психологическая готовность к школьному обучению».

    День открытых дверей в школе.

    Родительское собрание с участием педагога-психолога «Готов ли Ваш ребёнок к школе?»

    Стендовая информация для родителей «Заповеди первоклассника», «Готовим будущего первоклассника», «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»

Развитие волевых качеств детей

    Часы общения по детским рисункам «Кем я хочу стать, или все работы хороши», «Крепкое тело – крепкий дух!», «С чего начинается дружба», «Мой портфель»

    Обсуждение пословиц и поговорок о трудолюбии.

    Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.

Использованная литература:

1. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в Педагог-психологно-образовательной работе с детьми» - журнал « Педагог-психолог ДОУ» 2012

2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Педагог-психолог ДОУ» №4/2013

3. Нартова-Бочавер С.К. «Скоро в школу». – М., 2012

Приложения

Рисование «Мой будущий портфель!»

Цель: Создание условий для развития умения фантазировать на школьную тему, представлять и изображать в рисунке свой будущий школьный портфель, закреплять технические изобразительные умения, воспитывать творчество, заинтересованность школьными принадлежностями.

Заповеди первоклассника

    Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

    Попросили - дай, попытаются отнять - старайся защищаться.

    Не дерись без обиды. Не обижай без дела.

    Сам ни к кому не приставай

    Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.

    Играй честно, а если водить, то отваживайся.

    Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

    Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на него не обижайся за отметки. Делай уроки, а какие будут оценки, такие и будут.

    Не ябедничай за спиной у товарищей.

    Не будь грязнулей, дети не любят грязнуль, не будь и чистюлей.

    Почаще говори: «Давай дружить, давай играть, водиться, вместе домой пойдем».

    И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.

    Иди в школу и пусть она тебе будет в радость, а я буду тебя ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Психологическая готовность к школьному обучению

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - один из важнейших этапов психологического развития в период дошкольного детства.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым отношениям со взрослыми и сверстниками

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

    интеллектуальную готовность;

    мотивационную готовность;

    волевую готовность;

    коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка
Самооценка дошкольника формируется :

Под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
- под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Волевая готовность предполагает наличие у ребёнка:

    способность ставить перед собой цель,

    умение принять решение о начале деятельности,

    наметить план действий,

    выполнить его, проявив определенные усилия,

    оценить результат своей деятельности,

    а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику.

Выступление на родительском собрании педагога-психолога:

«Готов ли Ваш ребенок к школе?»
Тест для родителей.

Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?

Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?

Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д.?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

Просмотр мультфильмов на школьную тему

Цель: Обогащать детей сведениями об обучении в школе, получении знаний, дружбе и взаимопомощи. Воспитывать интерес к школе, желание идти учиться.

Час загадок и ребусов о школе

Цель : Развивать логическое мышление, догадливость, сообразительность, знание школьных принадлежностей, школьных наименований. Воспитывать положительные эмоции от игр на тему «школа», желание быть школьником.

Загадки:

    Все рисунки вмиг сотрет,

Если в ход она пойдет. (Стирательная резинка)

    Все листочки скреплены,

Не рассыплются они.

Держит крепко, как прищепка,

Металлическая... (скрепка)

    Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен... (букварь)

    В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, -

За спиной красивый... (ранец)

    Отметки, замечания

Учитель пишет в нем.

Уроков расписание

Мы тоже в нем найдем.

Хранит и бережет его

Примерный ученик.

«Пятерок» в нем полным-полно,

Как документ... (дневник)

    Он учится лишь на «четыре» и «пять»,

Всем детям пример лишь с него нужно брать

«Пятерки» его украшают дневник.

Скажите, ребята, кто тот ученик? (Отличник)

    Шел урок, а он молчал -

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко зазвенел... (звонок)

    Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь)

    День сентябрьский, осенний,

В школе нынче праздник.

От волнения рассеянный

Мальчишка-...(первоклассник)

Беседа «Чем школа отличается от детского сада»

Программное содержание: Систематизировать и расширять представления детей о школе. Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг другу. Развивать связанную речь (активизировать использование в речи сложных предложений, расширять словарный запас, упражнять в составлении рассказов) .

Демонстрационный материал: карточки с изображением школьных принадлежностей

Содержание:

Педагог-психолог помещает на стенд картину «В школу».

Задаёт вопросы: -Как можно назвать эту картину?

Придумайте ей название.

Почему?

Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники) .

Что находится у школьников в портфелях?

Как можно назвать все эти предметы одним словом?

В какое время года дети идут учиться?

Чем отличается школа от детского сада?

Как вы думаете, в школе дети дружат между собой?

Да. В школе тоже дети дружат между собой.

Вы тоже там найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь.

А зачем друзья нужны в школе? Пословицы о дружбе

Давайте вспомним пословицы о дружбе.

Гусь свинье не товарищ.

Друга ищи, а найдешь - береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Сытый голодному не товарищ.

Друзья - не разлей вода.

Старый друг лучше новых двух.

Друг денег дороже.

Друга за деньги не купишь.

Педагог-психолог: ребята, я совсем забыла. Сегодня со мной в детский сад пришел портфель. Шла я утром в детский сад и увидела его на дороге, на нашей улице…

Как она называется?

Педагог-психолог: ребята, кто хочет открыть наш портфель? (Дети открывают портфель) Педагог-психолог: (достает из портфеля пенал) что это такое? (Это такая сумочка, где носят карандаши, ручки, ножницы)

Это пенал. Это такой важный предмет, он нужен всем школьникам. Пенал они носят в портфеле. В нем лежат авторучки, ластик, линейка, фломастеры. Все они имеют свое место. Это так удобно. Не надо искать ручку по всему портфелю, а можно просто вынуть пенал и достать ее.

Отгадывание загадок

Педагог-психолог: Следующий школьный предмет мы узнаем, отгадав загадку:

Я – в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка, Можешь и нарисовать. Что такое я?

Дети: Тетрадь! (Педагог-психолог достает из портфеля тетрадь)

Педагог-психолог: Отгадаем следующую загадку

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга) .

Педагог-психолог: (достает из портфеля книгу). Правильно. В портфеле есть и книга. Школьники по ним учатся.

Педагог-психолог: все вы готовы идти в школу. Сегодня вы еще раз показали, отгадываете загадки, играете и отвечаете на вопросы.

Педагог-психолог с портфелем и дети садятся на ковер.

Игра «Что лежит в портфеле»

Предлагаю поиграть и узнать, что же может лежать в школьном портфеле. Педагог-психолог вешает портфель за спину, подходит к одному ребенку и говорит: «Я портфель, а ты кто? »

Ребенок: Я – пенал.

Педагог-психолог: Идем вместе. Друг за другом дальше.

Педагог-психолог хлопает его по плечу и говорит: «Я - портфель». Затем ребенок хлопает его по плечу и говорит: «Я - пенал, а ты кто? ». Ребенок отвечает. Игра продолжается до тех пор, пока все дети паровозиком не сделают круг по ковру. Педагог-психолог: молодцы, ребята, скоро вы пойдете в школу, а сейчас вы еще в детском саду, но мы с вами еще много раз будем говорить о школе, а сегодня наша встреча подошла к концу.

Аннотация. В данной статье отражены формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Ключевые слова : ребенок, семья, школа, взаимодействие, педагоги, родители.

Проблема преемственности в деятельности детского сада и начальной школы в настоящее время приобретает особое значение. Это связано, в первую очередь, с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введения в действие ФГОС ДО. Все педагоги заинтересованы в том, чтобы родители были увлечены воспитанием своих детей. Ведь без помощи родителей процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, не сможет быть полноценным.
Проблема взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения является наиболее актуальной. Самыми главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия коллектива детского сада направлены на повышение их педагогической культуры. При поступлении в школу многие дети сталкиваются с трудностями: тяжело привыкают к режиму; не желают идти в школу; сильно утомляются, нервозны, капризны; возникают проблемы общения со сверстниками, учителем; повышается заболеваемость на фоне стресса и др.
Для предупреждения этих трудностей адаптации детей к школе очень важно установить взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, учителей начальных классов и родителей. Огромную роль в организации взаимодействия педагогов и семьи выполняют педагоги. Если мы исключаем в работе с родителями дидактизм, не поучаем, а советуем, размышляем вместе с ними, договариваемся о совместных действиях; тактично подводим родителей к пониманию проблемы и побуждаем их к ее решению, то результат такого общения будет положительным.
Анализ изучения семей воспитанников показывает, что во многих семьях родители уделяют очень мало внимания школьной готовности ребенка. Это происходит из -за недостаточной педагогической грамотности родителей.
Исходя из этого, наша цель – создание общего пространства развития ребенка в ДОУ и семье, мы должны стремиться к тому,чтобы родители становились полноценными участниками воспитательного процесса.
Введение новых федеральных требований дает возможность организовать взаимодействие детского сада и семей более эффективно, используя нетрадиционные и традиционные формы работы. Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтому задача ДОУ использовать все многообразие форм взаимодействия с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.
Формы взаимодействия с родителями, которые мы используем в нашем детском саду:
- индивидуальные
- коллективные
- наглядно- информационные
К индивидуальным формам относятся:

Консультации
- анкетирование
Нами была проведена индивидуальная работа: консультация «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Подготовка руки дошкольника к письму», рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников», «Воспитание ответственности и самостоятельности». В течение года проводилось анкетирование «Как помочь ребенку учиться», «Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу».
К коллективным формам относятся:
- родительские собрания
- «Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов
- беседы, круглые столы, тренинги, практикумы
- мастер-классы
- совместные экскурсии в школу
- участие родителей в проведении праздников
- организация дней открытых дверей в детском саду
- консультации на сайте ДОУ
- организация тематических выставок
- совместное создание предметно-развивающей среды
В начале года на родительское собрание были приглашены учителя начальных школ. Родители были познакомлены с требованиями, которые предъявляют школы к ученикам, им были предложены игровые упражнения и игры по развитию умственных способностей детей. В конце года мы планируем организовать практикум «Проверим готовность вашего ребенка к школе», где будут присутствовать учителя начальных классов и специалисты, на котором родители смогут задать свои вопросы. В конце мая планируем провести итоговое родительское собрание «Старший дошкольник- будущий первоклассник»
Нами была проведена беседа «Скоро Ваш ребенок пойдет в школу», из которой родители узнали, как можно преодолеть трудности при поступлении детей в школу, как проверить готовность ребенка к школе, также родители задавали интересующие их вопросы по подготовке детей к школе. В конце года планируем провести тренинг «Какие игры и игрушки использовать родителям при подготовке ребенка к школе». Была проведена экскурсия совместно с родителями и детьми в школу №14, арзамасскую православную гимназию, где все познакомились с работой коллектива, с помещениями школы, их назначениями. Также запланирована организация открытых дверей для родителей с просмотром итоговых занятий.
Самой востребованной и привлекательной формой взаимодействия с родителями оказалось досуговое направление. Это объясняется тем, что каждое совместное мероприятие помогает родителям: посмотреть изнутри возможные проблемы своего ребенка, трудности при взаимоотношении со сверстниками; попробовать разные подходы; увидеть, как это выполняю&т другие дети, то есть, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями других детей. В нашей группе проведены увлекательные и познавательные праздники «День осени», «Новогоднее путешествие», «В гостях у капитана Врунгеля», «Семь нот в подарок мамам», «Пасха» и другие. Совместно с родителями организованы тематические выставки «Дары осени», «Мастерская деда Мороза», «Народные промыслы» и другие.
К наглядно - информационным формам относятся:
- родительские уголки
- информационные стенды
- папки-передвижки
- выпуски газет
- видеопрезентации
- памятки
- мини-вебинары
Эта форма взаимодействия с родителями является традиционной. Для того, чтобы эта полезная информация активизировала родителей, мы используем папки- передвижки «Готовим будущих первоклассников», «В какие игры играть на пороге школы»; информационные стенды «Воспитаем уверенность в себе и самоуважение»; нами были изготовлены памятки «Сколько времени нужно уделять общению с будущим первоклассником?»; запланирован показ видеопрезентации проекта «Я иду в первый класс».
Развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы они стали нашими помощниками, творчески развивались вместе со своими детьми. Нам необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет ничего интереснее и увлекательнее дела, чем научиться понимать своих детей, а поняв их, помогать во всем, быть деликатными и терпеливыми. Использование различных форм взаимодействия с родителями дает определенные результаты: родители из «наблюдателей» и «зрителей» становятся активными участниками встреч и нашими помощниками, создается благоприятная атмосфера для общения. Семья и детский сад – два воспитательных компонента, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только при сочетании друг с другом они составят оптимальные условия для вступления маленького человечка в большой мир.
Список литературы
1.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.,2013. - 190с.
2. Данилина Т.С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.,2012. - 253с.
3. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. – Пермь: Меркурий, 2013. - 74 с.

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Детский сад №51 Комбинированного вида г.Улан-Удэ

ПРОЕКТ

(по подготовке детей к школе)

«В школу с радостью»

Разработчик: Богданов П.В.

воспитатель высшей кв. категории

2014 год

Название проекта

«В школу с радостью!»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный,

Богданов П.В.

МАДОУ «Детский сад №51»

Исполнители

Педагог-психолог;

Воспитатели подготовительной группы;

Учителя начальных классов;

Музыкальный руководитель;

Учитель-логопед;

Родители;

Возраст детей

Подготовительный к школе возраст 6-7 лет

Продолжительность

проектной

деятельности

Среднесрочный проект – 4 месяца:

Январь, февраль, март, апрель

Проблема.

Мы живем в XXI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обучения. От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, то есть не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

Новые государственные образовательные стандарты, социальный заказ родителей, изменения, происходящие в обществе, определили становление принципиально новых приоритетов в образовании, важнейшим из которых является:

Повышение качества образования;

Обеспечение доступности качественного образования каждому ребёнку;

Развитие непрерывного образования;

Обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Федеральные государственные требования четко определяют портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГТ готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний. Подготовить ребенка в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования. А значит, деятельность педагогов ДОУ должна быть ориентирована на ФГТ.

С внедрением ФГОС в начальную школу особенно важной становится преемственность дошкольного образования и начального школьного обучения, так как вся деятельность детского сада ориентирована на развитие у ребенка универсальных учебных действий, на основании которых строится весь образовательный процесс школы. С этой точки зрения необходимо создать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.

В образовательном пространстве участвуют педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса.

Обоснование актуальности проекта

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает.

Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Количество не вполне здоровых детей и детей с подтвержденным медицинским диагнозом столь велико, что не учитывать эту категорию детей при осуществлении реформы образования невозможно.

Необходимо заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.

Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.

Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

В психолого–педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением и в уверенности в своих возможностях.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко).

Таким образом, становится актуальна потребность в психологической подготовке дошкольника к обучению в школе, актуально проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников ». Это требует от педагогов и родителей определенной компетентности. Значит, возникает потребность в организации мероприятий, позволяющих педагогам и родителям повысить эту компетентность. А педагогам, в этом направлении, перестроить свою работу в соответствии с ФГТ.

Нормативно-правовая база

Конвенция о правах ребенка ООН;

Концепция организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста;

Типовое положением о дошкольном образовательном учреждении;

Устав ДОУ;

Общеобразовательная программа «Детство»;
- .

Включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению; формирование навыков взаимодействия, само регуляции, адекватной самооценки; повышение уровня психологической подготовки детей к школе, позволяющей детям в дальнейшем безболезненно адаптироваться в новых условиях школы. (в рамках ФГТ.)

Принципы реализации проекта

    Целенаправленность процесса психологического развития на основе возрастных особенностей детей;

    Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

    Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

    Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – педагоги»;

    Принцип системности и последовательности.

Цель проекта

Формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению, личностных качеств, адекватной самооценки и психологической готовности в целом.

    Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, укрепляя психическое здоровье дошкольника;

    Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе включая в целостный пед.процесс, разносторонние формы совместной деятельности;

    Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, адекватную самооценку, способствующие принятию новой социальной позиции "школьника";

    Способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой;

    Повышать уровень компетентности воспитателей и родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, р азработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендацийдля родителей и педагогов в этом направлении.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

    Изучение Федеральных государственных требований и литературы по подготовки детей к обучению в школе, постановка проблемы, первичная диагностика социально-личностной готовности детей, подбор кадрового состава участников проекта, заключение договоренности со школой;

    Разработка проекта в целом.

Основной этап реализации проекта: см. ниже.

Заключительный этап:

    подведение итогов реализации проекта.

    конечным продуктом проекта будут ожидаемые результаты см. ниже.

Критериями эффективности проекта мы определяем высокий процент детей сформированной личностно - мотивационной готовностью к обучению в школе, повышение психологической грамотности родителей МАДОУ, повышения профессионального мастерства педагогов.

Для оценки эффективности используются следующие диагностические инструментарии:

Диагностика Т.А. Нежнова «Беседа о школе».

Анкетирование родителей по вопросам психологии детства.

Анкетирование педагогов.

Представление опыта работы на педагогическом совете.

Коллективный сборник стихов о школе «Я – юный поэт»

Ожидаемый результат

Предполагаем, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с детьми, их родителями, педагогами подготовительной группы приведет к положительной динамике следующих показателей:

    Повысится уровень психологической подготовки детей 7-летнего возраста к школе, сформируется личностно-мотивационная готовность к школе;

    Повысится уровень сформированности личностных качеств дошкольников (любознательности, инициативности, произвольности и т.д.). Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.

    Повысится уровень компетентности воспитателей и родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, а так же уровень активного участия родителей в образовательном процессе;

    Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу и переход из детского сада в школу и адаптация в условиях школы пройдут естественно и безболезненно для детей.

    Сотрудничество педагогов ДОУ с учителями начальной школы;

    всё выше изложенное приведёт к успешному обучению в школе.

Список использованной литературы

    Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

    Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.

    Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием/Психологическая наука и образование, 2010, №3.

    Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2006. - С. 164-170.

    Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122 - 128.

    Эльконин Д.Б Психическое развитие в детских возрастах /Д.Б.Эльконин. – М., 1997.

    Бурлакова И. А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. С. 4-10.

    Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. №16. С. 24-28.

    Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. // Психолог в детском саду. 2007. №4. С. 47-65.

    Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.

    Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 128 с.

    Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 29-35.

    Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.

    Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

    Родительские собрания: подготовительная группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. - М. : ВАКО, 2008. - 336 с.

    Рылеева Е. В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 104-111.

    Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. - 384 с.

    Юдина Е. П. Из детского сада – в начальную школу. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 82-85.

    Юдина Т. П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 62-74.

    В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.

    Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.-130с.

    Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2009. – 48 с.

    Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, - 112с.

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

План проектной, образовательной деятельности

по подготовке детей к школе

Мероприятия (форма и содержание)

Срок исполнения

Ответственные

Диагностическое обследование психологической готовности детей подготовительных групп

Беседы «О школе, чему там учат»

«Мы – будущие первоклассники»

Экскурсия в школу.

Беседы «Профессия-учитель»

«Кем я стану, когда закончу школу»

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Дидактическая игра «Собери портфель».

Чтение стихов о школе

КВН «Не только ребёнок всё это должен знать с пелёнок»

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Родители

Педагог-психолог

Групповые коррекционно-развивающие занятия

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»;

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Вечер загадок «Скоро в школу».

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Беседа о школьной библиотеке.

Выполнение игровых тестовых заданий

Чтение стихов о школе

Совместные игры воспитателей и детей.

Посещение детей занятий в школе по предшкольной подготовке.

Выставка детских работ «Я рисую школу».

Чтение художественной литературы

(С.Баруздин «Кто сегодня учитель?»,

А.Барто «Подружки идут в школу» и др.)

Конкурс стихов о школе: « Я - юный поэт»

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Учителя начальных классов, дети, родители.

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Групповые коррекционно-развивающие занятия

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Интеллектуальная игра «Я знаю все»

Совместные игры воспитателей и детей.

Выполнение игровых тестовых заданий

Чтение стихов о школе

Посещение детей занятий в школе по предшкольной подготовке.

Слушание и разучивание песен и стихов о школе

Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ)

Беседа «Как здорово быть учеником »

Заучивание стихотворения В.Берестова «Читалочка».

Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой.

Итоговое диагностическое обследование психологической готовности детей подготовительных групп

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Учителя начальных классов, дети, родители.

Воспитатели

Муз. Руководитель

Воспитатели

Первоклассники

Педагог-психолог

Учителя начальных классов

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

План сотрудничества с родителями

детей подготовительных к школе групп

Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

- «Советы родителям будущих первоклассников»;

- «Готовим руку к письму»;

- «Как подготовить ребенка к школе»;

- «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Директор школы и

учителя начальных классов

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

- «Ступеньки к школе»;

- «В школу – уверенным шагом!»;

- «Как выбрать программу обучения для своего ребенка»

Совместный праздник с участием родителей «День защитника Отечества»

Папка-передвижка «Психологическая готовность к школе»

будущего школьника»

Фотовыставка «Мы – будущие первоклассники»

Педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатели

Муз. Руководитель

Родители

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Родители

Учителя начальных классов

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Совместный праздник с участием родителей

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

- «Кризис 7 лет»;

- «Психологический портрет первоклассника»;

- «Что должен знать ребёнок, поступающий в школу»

Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

Родительское собрание «Ребенок на пороге школы»

Презентация «Психологическая готовность к школе»

Групповая консультация: «Роль семьи в воспитании

будущего школьника»

Беседы с учителями начальных классов по предшкольной подготовке.

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Воспитатели

Муз. Руководитель

Родители

Педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Родители

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Родители

Учителя начальных классов

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

- «Тип личности ребенка и его готовность к школе»;

-«Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет»;

- «Леворукий ребенок»

Круглый стол: «В семье первоклассник».

Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению.

Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

Беседы с учителями начальных классов по предшкольной подготовке.

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители

Учителя начальных классов

Педагог-психолог

Учитель-логопед

План сотрудничества с педагогами подготовительных к школе групп.

Анкетирование

Общее собрание в школе: «Предшкольная подготовка»

Посещение урока в первом классе

Беседа - консультация: «Результаты фронтального мониторинга»

Психологический час: «Методы и приёмы коррекции общей психологической готовности к школе».

Педагоги ДОУ

Директор школы и

учителя начальных классов

Учителя начальных классов и педагоги ДОУ

Заведующая

Методист

Воспитатели

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Фотовыставка «Мы – будущие первоклассники»

Участие в КВНе «Не только ребёнок всё это должен знать с пелёнок»

Психологический час: «В семье бедующий первоклассник»

Круглый стол: «Развиваем творческую личность».

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Самоанализ педагогов уровень готовности воспитанника к школе

Групповая беседа-консультация: "Факторы, влияющие на успешность обучения в школе"

Психологический час: "Простые правила воспитания"

Индивидуальные консультации по запросам педагогов

Ознакомление с информацией, которая оформляется в родительских уголках по подготовке детей к школе

Участие в выставке «Я рисую школу»

Совместная подготовка к родительскому собранию «Ребенок на пороге школы»

Участие в конкурсе стихов о школе: « Я - юный поэт»

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Родители

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Ознакомление с информацией, которая оформляется в родительских уголках по подготовке детей к школе

Анкетирование педагогов по готовности воспитанника к школьному обучению.

Индивидуальные консультации по запросам педагогов

Круглый стол: «Школа – волшебный мир »

Консультация для педагогов, учителей начальных классов «Мониторинг готовности детей подготовительной группы к школе»

Итоговая диагностика

Выступление на пед.совете

Презентация опыта работы по проекту

Обобщение и анализ опыта проведенной работы

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

    Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу:

    1. Своё имя, отчество и фамилию.
    2. Свой домашний адрес.
    3. Страну, в которой живёт.
    4. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх - низ и т.д.)
    5. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
    6. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).

    Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Предлагаю вашему вниманию карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка - будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

  • «Вот пойдёшь в школу, там тебе.», «Ты, наверное, будешь двоечником!.»
  • «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!.»

- много» (теленок - много телят, щенок - много щенят), «Сделано из.» (сок из винограда - виноградный, шапка из меха -

Кроме того, подготовка к школе - это еще и укрепление здоровья ребенка. Ведь теперь ему понадобится больше сил для того, чтобы воспринимать огромное количество информации, долгое время быть сосредоточенным, много запоминать, усваивая множество школьных предметов. Поэтому главное, что могут сделать родители, - наладить соответствующий режим дня, сбалансировать питание, в котором будет достаточное количество витаминов и питательных веществ, давать ребенку время на игры и отдых, а также находить время для прогулки на свежем воздухе, заниматься с ребенком спортом и закалять его.

Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

В соответствии с «Законом об образовании», родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития своего ребенка. Школа — помощник в реализации данных задач.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Готовим детей к школе" »

Филиал №1 МБОУ «Первомайская общеобразовательная средняя школа» в п. Заводской

Родительское собрание

«Готовим детей к школе»

Учитель начальных классов

Васильева Елена Николаевна

Родительское собрание в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста

по подготовке к школе «Будущий первоклассник»

«Готовим детей к школе»

Задачи:

Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.

Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

Анализ стереотипов родительского поведения.

Ход собрания:

Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.

Перед всеми родителями в один момент встает вопрос: готов ли ребенок к школе и созрел ли их ребенок для обучения? Как правило, и родители и педагоги смотрят только на умение будущего школьника читать и считать. И вдруг может оказаться, что первоклассник, прекрасно выполнявший все задания в подготовительном классе и знающий все необходимое, не хочет идти в школу и имеет проблемы с дисциплиной. Конечно, стоит заниматься обучением еще до школы, но это следует делать так, чтобы у ребенка появился интерес к знаниям. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка учиться и давить на него, можно начать с обучения в игровой обстановке.

Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего, желание учиться (мотивационная готовность). Психологически готов стать первоклассником далеко не каждый ребенок. Первоклассник должен уметь общаться с одноклассниками и учителем. Школьнику будет необходимо делать не только то, что ему хочется, и иногда ему придется заставлять себя. Малыш должен уметь ставить цель, составлять план действий и достигать ее. Он также должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ребенок сможет отказаться от интересующей его игры. Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Без осознания «надо учиться работать» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к

школе являются:

    физическое здоровье;

    развитый интеллект;

    умение общаться со сверстниками и взрослыми;

    выносливость и работоспособность;

    аккуратность и дисциплинированность;

    хорошая память и внимание;

    инициативность, воля, способность действовать самостоятельно.

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу

    Своё имя, отчество и фамилию.

    Свой возраст (желательно дату рождения).

    Свой домашний адрес.

    Страну, в которой живёт.

    Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

    Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

    Домашних животных и их детёнышей.

    Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

    Виды транспорта: наземный, водный, воздушный.

    Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

    3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.

    Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

    Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая –левая сторона, верх – низ и т.д.)

    Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

    3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

    Различать гласные и согласные звуки.

    Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

    Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

    Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

    Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

    Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Предлагаю вашему вниманию карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

    «Вот пойдёшь в школу, там тебе...», «Ты, наверное, будешь двоечником!...» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

    «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

    «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

    «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

Что следует помнить родителям будущего первоклассника:

    Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

    Хвалите своего ребенка за то, что он делает.

    Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

    Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

    Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

    Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

    Приучайте ребёнка к самостоятельности.

    Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

    Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

Не надо ругать ребенка за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память ребенка. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному».

Знакомство родителей с домашними играми по подготовке ребенка к школе. Например: «Синонимы-антонимы», «Что лишнее», разгадывание кроссвордов, загадок, головоломок и многие другие. Это могут быть игры «Один много» (теленок много телят, щенок много щенят), «Сделано из...» (сок из винограда виноградный, шапка из меха меховая), «Отгадай, что это» (описание), «Назови ровно 5» (назови ровно 5 предметов на звук «П»).

Кроме того, подготовка к школе – это еще и укрепление здоровья ребенка. Ведь теперь ему понадобится больше сил для того, чтобы воспринимать огромное количество информации, долгое время быть сосредоточенным, много запоминать, усваивая множество школьных предметов. Поэтому главное, что могут сделать родители, - наладить соответствующий режим дня, сбалансировать питание, в котором будет достаточное количество витаминов и питательных веществ, давать ребенку время на игры и отдых, а также находить время для прогулки на свежем воздухе, заниматься с ребенком спортом и закалять его.

Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

В соответствии с «Законом об образовании», родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития своего ребенка. Школа - помощник в реализации данных задач.

Желаю вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы