Ф. М. Достоевский - великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.
Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.
Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.
После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. «Страдание - великая вещь», - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе - Соня Мармеладова.
В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.
В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.
Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь - преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.
По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.
Ребят помогите составить анализ стихотворения "Туча" Лермонтова.Сами сделали,поставила тройку.Напишите пожалуйста по какому плану вы делаетеанализ.Просто хоть не анализ,но напишите план.Спасибо заранее.
"Преступление и наказание" 6 вопросов. Развернутые ответы. 1. Как вы понимаете название романа? Почему преступлениюпосвящена одна часть, а наказанию – пять частей романа?
2. Перечислите все события первой части романа, которые подталкивают героя к преступлению. Выпишите из текста реплики внутреннего монолога Раскольникова, которые показывают глубокие противоречия между «головной» теорией и живым сердцем.
3. Для чего писатель-гуманист Ф.М. Достоевский так подробно описывает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы?
4. Как вы понимаете слова Сони в адрес Раскольникова: «От Бога вы отошли, и Бог вас поразил, дьяволу предал!»?
5. Объясните смысл фразы Раскольникова: «...вечная Сонечка, пока мир стоит!». В какой связи он это произносит?
6. Почему автор романа в сцене чтения Нового Завета обратился именно к притче о воскрешении Лазаря?
В центре романа — бывший студент Родион Романович Раскольников. Ему хронически не хватает денег, он живет в маленькой («похожей на гроб») комнатке и вынужден пользоваться услугами старухи-процентщицы.
Однако он создает весьма интересную теорию «крови по совести», согласно которой все люди делятся на две категории: твари дрожащие и право имеющие. Последние обязаны устранять препятствия, которые мешают человечеству обрести счатье.
По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем — нравственные идеи, которые определяют его композиционные особенности. Роман (бессмертное произведение) состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая — до преступления, а вторая — рассказ о нравственном наказании героя после совершения преступления, то есть автор показывает сомнения, мучения и страдания героя.
Вся жизнь моя в грехах погребена… В. А. Жуковский Федор Михайлович Достоевский - писатель-философ, который исследовал в своем творчестве характеры людей, доведенных до «безумия» неустроенностью жизни, своими ошибочными теориями или обстоятельствами, в которых они оказались. Благополучные, уравновешенные люди писателя не интересовали. Человек. «стоящий на краю пропасти», доведенный до отчаяния, интересует писателя своей психологией: что способствовало тому, что человек оказался на этой грани, как можно помочь ему, есть ли предел падению человека? Достоевский - писатель-гуманист, поэтому решает все вопросы с этой позиции.
Давно планировал после прочтения книги писать про нее некий конспект, чтобы лучше запомнить содержание. Выделить главные мысли, подчеркнуть цитаты. Вместе с Новым Годом пора воплощать свои планы. Это больше для меня, чем для общества.
Начну с художественной литературы. Очень жалею, что раньше не читал классику, а в русской классике очень много интересного можно вычитать. Теперь постепенно заполняю мои школьные пробелы.
По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем - нравственные идеи, которые определяют его композиционные особенности. Роман состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая - до преступления, а вторая - рассказ о нравственном наказании героя после совершения преступления, то есть автор показывает сомнения, мучения и страдания героя.
Цели урока: выявить восприятие студентами этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.
Отчего же боль возникает у Достоевского? Почему каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать? Что за этим стоит? «Бессмысленная жестокость» автора, как утверждает некоторые исследователи? Какая у автора цель: показать, как ничтожен, низок и гадок человек? Или иная, высокая? Прав ли Раскольников, утверждая, что «страдания и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.
Образовательная: дать представление об основных особенностях романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», охарактеризовать систему персонажей, определить суть теории Р. Раскольникова, сформировать представление учащихся о «Петербурге Достоевского», выявить его основные черты, рассмотреть социальные и философские корни преступления Раскольникова;
Развивающая: развивать культурологическую и читательскую компетентность учащихся, стремление к ее совершенствованию на основе предложенных и самостоятельно изучаемых источников информации, развивать познавательную активность, навыки работы с текстом художественного произведения,
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к русскому литературному наследию, потребность в грамотном осознанном ознакомлении с произведениями русских классиков и верной историко-литературной их интерпретации.
До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Клик мышью на номерах глав ведёт к полному тексту каждой из них. Клик на ссылках «См. подробнее» – к более развёрнутому изложению содержания той или иной главы.
Наш краткий пересказ «Преступления и наказания» может быть использован для читательского дневника. Читайте полный текст «Преступления и наказания» по главам с краткими содержаниями каждой главы, «Преступления и наказания», краткое содержание по главам романа «Идиот» и биографию Ф. М. Достоевского . Ссылки на другие статьи о творчестве писателя - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»
Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия
На следующий день он долго и тревожно спит, просыпается поздно вечером – и в возбуждении от того, что удобное время уходит, незаметно берёт в каморке дворника топор и торопится на преступление. (См. .)
Добравшись домой, Раскольников вскоре впадает в беспамятство. (См. .)
На пороге трактира он встречает Разумихина, но грубо отделывается от него, не желая разговаривать. Взойдя на один мост, Раскольников едва удерживаясь от желания утопиться. Не в силах терпеть душевный гнёт дальше, он решает идти сознаваться «в контору», однако по дороге неожиданно видит перед собой дом старухи.
Повинуясь неудержимой тяге, он поднимается к той квартире. На глазах у двух клеящих там новые обои работников безмолвно ходит по комнатам, дергает дверной колокольчик, вслушиваясь в тогдашний звук, потом спускается к подъезду. Стоящие на улице у дома люди глядят на Раскольникова с подозрением. Он опять направляется в полицию, но вдруг обращает внимание на собравшуюся чуть поодаль, у экипажа, толпу. (См. .)
Раскольников отдаёт на похороны свои последние деньги. Когда он уходит, его догоняет маленькая дочь Мармеладова Поля, которую Соня послала спросить имя и адрес благодетеля. Раскольников называет их и просит Полю: «Молись за меня!» (См. Внешность Сони Мармеладовой .)
Он вдруг с изумлением чувствует, что бескорыстная забота о ближнем вызвала в нём ощущение прихлынувшей полной, могучей жизни. Загорается яркая надежда, что он преодолеет чувство вины за убийство и вновь обретёт душевную силу. В этом возбуждении Раскольников заходит к Разумихину. Тот идёт провожать его, рассказывая: происшествие в трактире подействовало на Заметова так, что он напрочь отверг наклёвывавшуюся было в полиции мысль о его причастности к убийству, ибо преступник никогда не был бы так откровенен.
Войдя с Разумихиным в свою каморку, Раскольников неожиданно видит там приехавших мать и сестру – Дуню и Пульхерию Александровну. Те бросаются обнимать его, а он, осознав, что впервые предстаёт перед самыми близкими людьми отягощённый убийством, падает в обморок. (См. .)
Теория Раскольникова
Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия
Разложив на столе в комнате Лебезятникова деньги, якобы для подсчёта, Лужин просит позвать Соню и даёт ей десять рублей для потерявшей кормильца семьи. (См. .)
Раскольников путается в объяснениях: вначале говорит, что «собирался помочь сестре и матери», потом, что «хотел стать Наполеоном». Но под конец сам доходит до правды: «Просто я самолюбив, завистлив, зол, мстителен, работать не хотел. И решил узнать: тварь ли я дрожащая или право имею… » (См. полный текст этого монолога .)
«Что мне теперь делать!», – в отчаянии восклицает он. – «Стань на перекрёстке, – говорит Соня, – поцелуй землю, которую ты осквернил и скажи всем, вслух: "Я убил!" Прими страдание и искупи себя им!» Родион отказывается: «Нет, я ещё поборюсь!» Отталкивает крест, который Соня хочет навесить на него. (См. .)
Стоящий тут же сосед-Свидригайлов обещает Раскольникову обеспечить Соню и детей на свои деньги – и плутовски подмигивает: «Ведь не была же Катерина Ивановна вредная вошь, как старуха-процентщица». Раскольников столбенеет. Свидригайлов объясняет: он слышал через стену все его разговоры с Соней. (См. .)
В конторе он сразу сталкивается с поручиком Порохом. Тот добродушно оправдывается за прошлую ссору, бранит нигилистов, от которых всё больше самоубийств. «Вот и сегодня один застрелился… Свидригайлов». Известие о самоубийстве Свидригайлова потрясает Раскольникова и сбивает его решимость. Так и не сделав признания, Родион спускается по лестнице на улицу, но там видит Соню, горестно всплескивающую руками. Он возвращается в контору и, сделав над собой страшное усилие, сознаётся во всём. (См. полный текст отрывка «Признание Раскольникова в преступлении (в полицейском участке)» .)
Работа над планом сочинения – одно из условий систематизации материала, последовательности его расположения, а значит, и наиболее полного раскрытия темы сочинения.
«План – это конкретизация идеи» (В. Никольский) сочинения и одновременно путь реализации творческого замысла автора сочинения.
И хотя написание плана сочинения не является обязательным требованием, но при работе над черновым вариантом сочинения без плана обойтись достаточно трудно.
Планы могут быть двух видов: предварительный (краткий) и развёрнутый (сложный)
Предварительный (краткий) план сочинения даёт возможность наметить основной ход мысли, выделить главные вопросы темы. Это, по существу, наброски плана. На его основе в процессе дальнейшей работы создаётся развёрнутый, сложный план.
Развёрнутый (сложный) план, прежде всего, отражает основные структурные части сочинения: вступление, главная часть, заключение (они обозначаются римскими цифрами). В пределах этих общих разделов подразделы, необходимые для конкретизации выдвигаемых положений, обозначаются в соответствии с их объёмом арабскими цифрами, буквами и т.д.
Поскольку сложный план должен точно выражать основное содержание будущего сочинения, то необходимо, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:
1) соответствовал теме и наиболее полно охватывал вопросы, связанные с её раскрытием,
2) был целенаправленным и отличался логической последовательностью, стройностью,
3) имел единое основание в формулировках всех выделенных пунктов, был стилистически однотипным (пункты плана должны единообразно и последовательно иметь форму назывных или двусоставных вопросительных предложений).
Тема: Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» .
Краткий (предварительный) план.
1. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе до Достоевского (Пушкин, Гоголь).
2. Семейство Мармеладовых.
3. Семейство Раскольниковых.
4. Трагедия униженных и оскорблённых – порождение русской жизни.
5. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».
Развёрнутый (сложный) план
I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»). Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни.
III. Заключение. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».
Составьте сначала предварительный план к предложенным темам, а затем сделайте на основе краткого развёрнутый (сложный) план:
Старые и новые хозяева вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»).
Человек и война в рассказах А. Платонова «Одухотворённые люди» и «Возвращение».
Проверьте соответствие темы сочинения и плана к нему. Ошибки исправьте:
Тема: Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
I. Вступление. Сатира – «оружие любимейшего род» в русской литературе 19 века.
II. Главная часть. Проблематика и поэтика сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Постановка в сказках острых проблем современности:
а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
б) сатира на правителей («Медведь на воеводстве»;
в) протест против смирения и мнимых «народных заступников» («Коняга», «Либерал»);
г) осмеяние мещанина-обывателя в сказке «Премудрый пескарь»;
д) художественные средства выражения сатирической направленности содержания сказок («эзопов язык», гротеск, ирония, гипербола и т.д.).
III. Заключение. Общечеловеческий и философский смысл сказок.
xn—-7sbbl0caghpglbg1kg.xn--p1ai
План сочинения: 1. Вступление. Внешность главного героя. 2. Характер Раскольникова, его отношения с другими персонажами. 3. Заключение. Духовное возрождение Раскольникова. Главный герой романа «Преступление и наказание» – Родион Раскольников. Достоевский описывает его как красивого молодого человека «с прекрасными темными глазами». Также писатель подчеркивает бедность героя, «он был до того худо одет, что иной человек посовестился бы выходить в таких лохмотьях на улицу». Раскольников предстает перед читателем достаточно привлекательным человеком, однако его внешность не сочетается с обстановкой, где он живет и с его уровнем жизни. Проживает он в крошечной каморке, да и за ту герой не может заплатить из-за отсутствия финансовых средств. Из-за постоянной нужды он ходил к старухе-процентщице и отдавал ей свои последние ценные вещи. Родион Раскольников – образованный человек, бывший студент юридического факультета. Постепенно в его голове формируется план преступления, который мог бы помочь многим людям. Он хочет убить процентщицу. Главное, что хочет узнать Раскольников – способен ли он на такой поступок? «Тварь ли он дрожащая» или «право имеет»? Все делились у него на эти две категории, он, в свою очередь, хотел узнать может ли он переступить черту. Все-таки он совершает преступление, на которое его побуждают трудные жизненные обстоятельства. Еще до момента убийства в голове Раскольникова возникали мысли о том, как же все противно и гадко. Но бедность приводит его в отчаяние и свой замысел он осуществляет. После преступления следует наказание – душевные муки и страдания, угрызения совести. Герой не может даже общаться с людьми, ему кажется, что все знают о его поступке. Раскольникову свойственны такие черты характера, как отзывчивость, открытость, ненависть к злу, чуткость, способность к сопереживанию, состраданию. Молодой человек все же смог переступить черту, однако его светлая душа не была готова к этому. Поэтому все-таки он проходит тяжелый и долгий путь к новой жизни, испытывает раскаяние. Отношения с другими персонажами романа у Раскольникова скорее конфликтные, несмотря на то, что внешне он в чем-то схож с ними, внутренне они разные, у каждого из них свое мировоззрение. В романе есть и двойники Раскольникова – Лужин и Свидригайлов. У Лужина есть своя теория «целого кафтана», а со вторым у главного героя очень много общего. Но Свидригайлов порочный и развратный человек, а Раскольников испытывает большую чистую и искреннюю любовь к Соне. С ней он разделял свои самые тяжелые дни, именно ей он признался в убийстве, они оба растоптали себя. Хоть Соня не может до конца понять Раскольникова, она чувствует, что ему необходима поддержка, и она дает ему ее. Их сблизили страдания, выпавшие на долю каждого. Раскольников был мертв духовно, он считал, что не старушку убил, а прежде всего, самого себя. Только когда он проходит долгий путь страданий и мук, когда искренне раскаивается, происходит духовное возрождение героя. Раскольников становится другим – обновленным, способным искренне любить. Соня во многом помогла ему, благодаря ей он смог осознать весь ужас совершенного преступления. Достоевский не случайно образ Раскольникова сделал в романе главным. Он хотел показать нам, что за любым преступлением будет рано или поздно следовать наказание.
Тема «маленького человека» для русской литературы является одной из самых востребованных. Многие вел
В романе «Преступление и наказание» Достоевский описал, как умирает и возрождается душа грешника. Ка
В романе «Преступление и наказание» Достоевский рассказал о человеке, доведенном до отчаяния социаль
Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» невозможно отнести к одному литературному жанру. О
Аркадий Свидригайлов – один из главных персонажей повести психологического романа Ф. Достоевского «П
Самым ненавистным в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» для самого авт
Идея Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», рождается под давлением обстоя
План сочинения: 1. Вступление. Внешность героини. 2. Судьба Сони, черты характера. 3. Заключение. Жи
В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский изобразил два персонажа с помощью принципа конт
Социально-философский роман «Братья Карамазовы» воплотил в себе идею Достоевского о всеобщей связи л
Роман «Браться Карамазовы» богат библейскими сюжетами и христианской символикой. Более того, основна
Роман Достоевского «Браться Карамазовы» пропитан философско-религиозными идеями и концепциями. Больш
В романе «Братья Карамазовы» воплотилась идея Ф.М. Достоевского о духовном служении в миру. Для того
«Братья Карамазовы» – произведение с сюжетной точки зрения многоплановое. Здесь присутствуют драмати
Роман «Братья Карамазовы» имеет несколько идейно-философских уровней, но основным выступает религиоз
Одним из ключевых в идейном плане эпизодов романа «Братья Карамазовы» является пересказ Иваном своей
Роман Достоевского «Браться Карамазовы» построен на полемике главных героев, каждый из которых являе
В романе «Братья Карамазовы» Достоевский изобразил целую галерею противоречивых и сложных человеческ
Роман Достоевского «Браться Карамазовы» в идейно-философском плане построен на борьбе добра и зла. И
Религиозно-философский уровень в романе Достоевского «Братья Карамазовы» представлен главным образом
Роман «Братья Карамазовы» в идейном плане построен на противостоянии добра и зла. При этом все отриц
Среди основных героев романа «Браться Карамазовы» присутствует лишь один женский образ, который игра
Среди героев романа Достоевского «Браться Карамазовы» основным носителем нравственно-духовных ценнос
Главными героями романа Достоевского являются четыре сына Федора Павловича Карамазова: Митя, Иван, А
Творчество Федора Михайловича Достоевского до сих пор вызывает живой интерес у читателей и критиков.
Прошло полтора столетия с момента публикации одного из лучших романа Федора Достоевского «Идиот», а
Традиция использовать в художественных произведениях говорящие фамилии заимствована реалистами у пис
Качество художественного произведения определяется ролью каждого героя, так или иначе задействованно
С первых страниц романа «Идиот» читателю предстают оригинальные женские образы, играющие немаловажну
Отличительная черта романа «Идиот» – преобладание героев-мужчин над женщинами. Федор Михайлович Дост
Одна из главных героинь романа «Идиот» привлекает читателя своей загадочностью еще до появления собс
Известное французское изречение «ищите женщину» остается актуальным во все времена. Нежные и незащищ
«Красота спасет мир» – слова, знакомые каждому из нас, но мало кто задумывался над происхождением эт
В романе «Идиот» Федор Достоевский раскрывает трагизм человеческого существования посредством изобра
Творчество Федора Достоевского полностью проникнуто библейскими мотивами, которые автор использует н
Желая рассказать о трагичной истории главного героя, авторы зачастую используют для названия произве
На протяжении всей истории существования человеческого рода женщина довольно часто выступала в качес
Признанный мастер эпических произведений, Федор Достоевский не выработал устойчивой формы написания
Как истинный реалист, Федор Михайлович Достоевский стремился изобразить нравственные и социальные ко
С первых страниц романа «Идиот» читатель становится очевидцем знакомства двух передовых лиц произвед
Лучшими мыслителями всех времен являются писатели, поскольку они имеют очевидное превосходство перед
В произведении Федора Достоевского «Идиот» вызывают интерес многие герои, которые обладают разными х
Характерная особенность творчества Федора Михайловича Достоевского – взятие за основу сюжета или отд
Беспризорные дети – признак несовершенного и больного общества. Достоевский один из первых обратился
Жизнь в большом городе накладывает свой отпечаток на всех его обитателей. Петербург, описанный Досто
В своем произведении Достоевский дает очень скупой портрет главному герою. Мы видим маленького мальч
Федор Михайлович Достоевский очень любил детей, сострадал им и считал, что ничто на Земле не стоит д
Рассказ «Мальчик у Христа на елке» принадлежит к жанру святочных, или рождественских рассказов. Чита
Мастер сочинений — научит вас писать, поможет найти нужную тему и подготовит к ЕГЭ по русскому языку. На его страницах вы найдете только необходимый материал для 6-11 классов, в нашем каталоге более 10 000 готовых сочинений на любую тему, а в приложении более 45 000.
Сайт “Мастер сочинений” заменит вам десятки сайтов, а мобильное приложение сделает возможности портала доступными в любом месте.
Язык романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
а) дисгармония речи Раскольникова (паузы, неритмичность, прерывистость, несоответствие внешней и внутренней форм) отражает особенности его душевного склада, раздвоение личности. Не случайно еще М. М. Бахтин замечал, что «внутренний монолог Раскольникова является великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов…»;
б) обилие уменьшительных слов выразительно обрисовывает облик старухи процентщицы: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела».
План сочинения 1. Вступление. Обращение писателя к библейским темам и сюжетам. 2. Основная часть. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание». - Мотив Каина в романе. - Мотив Египта и его развитие в романе. - Мотив смерти и воскресения в романе.
План сочинения 1. Вступление. Сны героев в системе художественных средств писателя. 2. Основная часть. Сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
План сочинения 1. Вступление. Основной тип пейзажа у Достоевского. 2. Основная часть. Пейзаж и его функции в романе. - Условность пейзажей Достоевского. Достоевский и Гоголь.
План сочинения 1. Вступление. Двуплановость повествования в романах Достоевского. 2. Основная часть. Психологизм Достоевского в романе. - Острые сюжетные ходы как средство изображения душевной жизни героя. - Портрет как средство передачи внутреннего облика героя. Первый портрет Раскольникова и его значение в романе
План сочинения 1. Вступление. Особенности художественной структуры произведения. 2. Основная часть. Сюжетно-композиционная структура романа. - Авторское членение романа. - Основная и побочные сюжетные линии. - Первая часть. Экспозиция и завязка сюжета.
А.И. Солженицын больше известен российскому читателю не как автор художественных произведений, а как диссидент, человек трагической судьбы, гонимый и преследуемый, восставший против государства и власти. Почти четверть века в нашей стране существовал запрет на публикацию его книг. Конфликт писателя с государством завершился насильственным изгнанием его из России. Главной причиной высылки послужил первый том «Архипелага ГУЛАГ», …
Творческий путь А.Т. Твардовского, одного из самых ярких и самобытных советских поэтов, начался в середине 20-х годов XX века. До войны основной темой его лирики была русская деревня, проблема коллективизации и зарождавшегося колхозного хозяйства. Во время войны Твардовский работал фронтовым корреспондентом, одновременно создавая главный труд своей жизни - поэму «Василий Теркин». «Книга про бойца» принесла …
Военная тема - ключевая в творчестве А. Твардовского. Она присутствовала на всем протяжении его жизни. Тема эта проявлялась то как быстрый поэтический всплеск-отклик на событие, то становилась целой поэмой, в которой была глубина исторического обобщения. Всегда, начиная с первых военных дней, в его стихах совершенно отсутствовали фальшивые ноты, высокопарные слова и ура-патриотические настроения. В изображении …
Тема соотношения героя и народа в поэме Твардовского «Василий Теркин» занимает важнейшее место уже в силу творческой истории произведения и его героя. Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались ее разрозненные главки непосредственно тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнавал в герое-балагуре Теркине себя, своих …
«Книга про бойца», как назвал А.Т. Твардовский свою поэму «Василий Теркин», создавалась на протяжении суровых военных лет с 1941 по 1945 год. В ней в простой и доступной каждому форме отразился военный быт, нелегкая доля солдата, психология человека на войне, а также философские размышления о жизни и смерти, славе и страданиях русского солдата-богатыря. Прообраз главного …
shpargalkino.com
В литературоведении мало внимания уделяется анализу образа матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Она переживает их неудачи как свои и стремится хоть что-нибудь сделать для них. Достоевского восхищает ее самоотверженная любовь к детям. Родиона она уже отпустила в самостоятельную жизнь, но все равно пытается помочь ему деньгами, поддержать письмами. С болью смотрит она на судьбу дочери. Первоначально воспринимая Лужина как опору для Дуни, она никаких благ при этом не хочет от него для себя, сообщая Раскольникову, что после свадьбы будет жить отдельно от молодоженов. В то же время Пульхерия Александровна постоянно наказывает Родиону любить сестру и подчеркивает, как та его любит. Ей хочется, чтобы дети поддерживали и помогали друг другу всю жизнь. Не случайно при виде примирения брата с сестрой лицо ее светится восторгом и счастьем. Чтобы читатель заметил и запомнил этот образ второго плана, Ф.М. Достоевский выбирает для героини колоритное старинное имя - Пульхерия. Пульхерия Александровна поддерживает сына во всех начинаниях и уверена, что все, что он делает, все прекрасно. Однако сердцем она чувствует боль и разлад в душе Родиона. Не случайно она крестится перед очередной встречей с ним, а в разговоре с Дуней оценивает характеры детей более трезво и откровенно, чем при сыне: «Знаешь, Дуня, смотрела я на вас обоих, совершенный ты его портрет, и не столько лицом, сколько душою: оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные… Ведь не может быть, чтоб он эгоист был, Дунечка? А. А как подумаю, что у нас вечером будет сегодня, так все сердце и отнимается!» Примечательно, что Пульхерия Александровна при первом же свидании с Соней понимает, что та в жизни ее сына главное.
Другой образ, важный для понимания материнской любви в романе, - это Катерина Ивановна. На ее примере Ф.М. Достоевский показывает, что самые сложные социальные проблемы, трудности и лишения падают прежде всего на плечи женщины-матери. Воспитанная и образованная женщина, овдовев, оказывается без средств к существованию. Она пытается любыми способами прокормить детей. Понимая, что жертва, которую принесла ради семьи Соня, неоплатная, Катерина Ивановна заставляет детей петь и плясать на улице ради увеселения публики. Она восклицает: «О, подлые, подлые. Да наплевать; теперь и этих сама кормить буду, никому не поклонюсь! Довольно мы ее мучили! (Она указала на Соню)». Одной из самых трагических страниц романа является сцена смерти Катерины Ивановны от чахотки. Перед смертью она отказывается от священника, понимая, что для Сони это лишний целковый, что она оставляет на нее троих детей «с рук на руки». В бреду она выкрикивает немецкие песенки и слова из любимого романса, вспоминает молодость, первую любовь.
Последние ее слова: «Уездили клячу! Надорвала-а-ась!» - заставляют вспомнить сон Раскольникова, в котором тог видит истязаемую хозяином лошадь. Оба эпизода романа подчеркивают, как не хватает в земном мире любви и доброты и как много в нем злобы, подлости и безжалостности.
Своих любимых героинь Ф.М. Достоевский наделяет красотой. Прекрасна и стройна Авдотья Романовна. У нее гордые сверкающие глаза, иногда необыкновенно добрые. Сохранила остатки прежней красоты и Пульхерия Александровна. Ей 43 года. Для человека XIX века это уже солидный возраст: «Лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости». Помещая развернутый портрет Пульхерии Александровны, Ф.М. Достоевский тут же подкрепляет его психологической характеристикой, отмечая такие черты характера, как чувствительность, робость, уступчивость.
Пульхерия Александровна сердцем чувствует, что Разумихин надежный человек. Материнское сердце делает правильный выбор. Пульхерия Александровна с первого взгляда понимает, с кем дочь будет счастлива в браке. Не случайно Дуня впоследствии выберет в мужья именно Разумихина.
Образы Сони и Дуни оттеняет в романе эпизодический образ молоденькой пьяной женщины на бульваре в шелковом платье, одетой небрежно и неумело, очевидно, мужскими руками. Раскольников видит, как за ней увивается какой-то франт, и хочет спасти ее: отдает последние деньги, чтобы городовой отвез ее домой на извозчике. Достоевский не раз показывает способность Раскольникова на благородные душевные поступки.
В критической литературе при рассуждении о причинах преступления Раскольникова усиливается то социальный, то философский аспект. Правильнее всего рассматривать их в совокупности. Однако Ф.М. Достоевскому важнее показать не причины преступления Раскольникова и не само преступление, а наказание во всем его ужасе и неотвратимости. Достаточно заметить, что описанию невыносимых мук и страданий убийцы уделено в романе центральное место. Существует множество дополнительных обстоятельств, подтолкнувших Раскольникова к преступлению. Это, например, случайно подслушанный разговор в трактире. Во время очередного визита к старушонке герой интересуется тем, с кем она живет, отмечает для себя, что на этаже все остальное квартиры свободны.
Ф.М. Достоевский ни в коей мере не оправдывает Родиона. Писатель считает, что цель не оправдывает средства.
Совершив убийство, Раскольников словно заразился опасной душевной болезнью: он бредит, страдает, видит во сне кошмары. Единственное избавление для него - это признание и раскаяние. Но и то, и другое для гордою человека становится тяжелым нравственным испытанием. Признаки неврастении проявляются у героя еще до преступления. Однако после убийства Раскольников вообще чувствует, что сходит с ума. Его охватывает страх, ужас и отвращение. Полумертвый, он еле-еле добирается до дома и погружается даже не в сон, а в какое-то особое тяжелое психическое состояние: «Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться, несмотря даже на усилия». Таким образом, наказанием для героя становится наказание через страдание. Важно понимать, что наказание наступает еще до объявления приговора: оно выражается в тех адских душевных муках, граничащих с безумием, которые испытывает герой.
Для того чтобы читатель понимал, что у Раскольникова есть иной путь, кроме преступления, чтобы помочь сестре и матери, Ф.М. Достоевский вводит в роман образ Дмитрия Прокофьевича Разумихина. Это верный товарищ Родиона по университету, который, несмотря ни на что, продолжает поддерживать его. Это веселый и добрый до простоты парень. «Впрочем, под этою простотой таились и глубина и достоинство», - подчеркивает Ф.М. Достоевский. Дружба Раскольникова и Разумихина противопоставлена в романе показу разобщенности людей в целом. Разумихин и Раскольников противопоставлены при помощи своих говорящих фамилий («разум» - «раскол») по принципу отношения к жизни в целом. Разумихин относится к трудностям легко и просто. Как и Раскольников, он очень беден, но знает массу способов найти себе заработок, причем сделать это честным путем: например, дает уроки.
vsesochineniya.ru
Анализ произведения
По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем - нравственные идеи, которые определяют его композиционные особенности. Роман состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая - до преступления, а вторая - рассказ о нравственном наказании героя после совершения преступления, то есть автор показывает сомнения, мучения и страдания героя. Эпилог подводит к его возрождению. Во многом данное произведение было навеяно действительностью того времени, когда передовая молодежь задумывалась о том, как найти выход из сложившейся ситуации и что нужно сделать для улучшения жизни людей.
Главным героем романа является студент Родион Раскольников, живущий в нищете и познавший все ужасы окружающей действительности на себе. В его мозгу рождается особая теория, по которой все люди делятся на два разряда: «право имеющих» и «тварей дрожащих». Ссылаясь на Наполеона и других исторических деятелей, он доказывает, что личность ради великой цели может даже совершить преступление. Раскольников уверен в правильности этой теории, он сомневается лишь в том, к какому разряду причислить себя. Чтобы проверить свои возможности, он убивает старуху, титулярную советницу, дающую деньги под проценты.
Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова, которая олицетворяет собой правду Достоевского. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в произведении и произносится приговор.
Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она считает, что никто не имеет права добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил. И Соня, тоже «преступившая», одного разряда с Раскольниковым, осуждает его и его теорию.
Достоевский считал, что спасает и воссоединяет павшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников. Ведь возрождается Родион только благодаря Соне, так как правда на ее стороне. А правда Сони - сострадание и любовь.
Таким образом, религия любви и самопожертвования приобретает исключительное и решающее значение в христианстве Достоевского.
План
1. Условия жизни Родиона Раскольникова.
2. Письмо от матери. Участь его сестры.
3. Знакомство с Мармеладовым и его семьей.
4. Философская причина преступления - теория «разрешения крови по совести».
5. Убийство - способ проверки своих возможностей.
6. Нравственные мучения Раскольникова, борьба с самим собой
7. Страдания, причиненные близким, его отчуждение от людей.
8. Идейные «двойники» Раскольникова, Лужин и Свидригайлов.
vsesochineniya.ru
Работа над планом сочинения – одно из условий систематизации материала, последовательности его расположения, а значит, и наиболее полного раскрытия темы сочинения.
«План – это конкретизация идеи» (В. Никольский) сочинения и одновременно путь реализации творческого замысла автора сочинения.
И хотя написание плана сочинения не является обязательным требованием, но при работе над черновым вариантом сочинения без плана обойтись достаточно трудно.
Планы могут быть двух видов: предварительный (краткий) и развёрнутый (сложный)
Предварительный (краткий) план сочинения даёт возможность наметить основной ход мысли, выделить главные вопросы темы. Это, по существу, наброски плана. На его основе в процессе дальнейшей работы создаётся развёрнутый, сложный план.
Развёрнутый (сложный) план, прежде всего, отражает основные структурные части сочинения: вступление, главная часть, заключение (они обозначаются римскими цифрами). В пределах этих общих разделов подразделы, необходимые для конкретизации выдвигаемых положений, обозначаются в соответствии с их объёмом арабскими цифрами, буквами и т.д.
Поскольку сложный план должен точно выражать основное содержание будущего сочинения, то необходимо, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:
1) соответствовал теме и наиболее полно охватывал вопросы, связанные с её раскрытием,
2) был целенаправленным и отличался логической последовательностью, стройностью,
3) имел единое основание в формулировках всех выделенных пунктов, был стилистически однотипным (пункты плана должны единообразно и последовательно иметь форму назывных или двусоставных вопросительных предложений).
Тема: Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» .
Краткий (предварительный) план.
1. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе до Достоевского (Пушкин, Гоголь).
2. Семейство Мармеладовых.
3. Семейство Раскольниковых.
4. Трагедия униженных и оскорблённых – порождение русской жизни.
5. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».
Развёрнутый (сложный) план
I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»). Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни.
III. Заключение. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».
Составьте сначала предварительный план к предложенным темам, а затем сделайте на основе краткого развёрнутый (сложный) план:
Старые и новые хозяева вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»).
Человек и война в рассказах А. Платонова «Одухотворённые люди» и «Возвращение».
Проверьте соответствие темы сочинения и плана к нему. Ошибки исправьте:
Тема: Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
I. Вступление. Сатира – «оружие любимейшего род» в русской литературе 19 века.
II. Главная часть. Проблематика и поэтика сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Постановка в сказках острых проблем современности:
а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
б) сатира на правителей («Медведь на воеводстве»;
в) протест против смирения и мнимых «народных заступников» («Коняга», «Либерал»);
г) осмеяние мещанина-обывателя в сказке «Премудрый пескарь»;
д) художественные средства выражения сатирической направленности содержания сказок («эзопов язык», гротеск, ирония, гипербола и т.д.).
III. Заключение. Общечеловеческий и философский смысл сказок.
xn—-7sbbl0caghpglbg1kg.xn--p1ai
Время создания романа. Время создания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) было отмечено в общественном сознании возникновением новых теорий. Россия середины XIX в. представляла собой общество, в котором происходил слом сознания с привычными нравственными принципами, на место которым приходили новые теории. Показать трагический результат этих «измышлений» и хотел автор романа «Преступление и наказание»
Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Родион Раскольников, бедный студент, переживающий свое тяжелое, унизительное положение, становится заложником собственной теории, позволяющей проливать «кровь по совести». Решение об убийстве возникает в голове Раскольникова не вдруг, оно зреет долго, подпитываясь картинами нищеты, окружающими Родиона Романовича. Образ жизни не мог не сказаться на чертах личности героя: «…угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик, великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце». Мысль о преступлении страшит героя, его мучают кошмары, и, проснувшись, он отказывается от своего плана. Однако ряд случайностей приводят юношу на порог квартиры процентщицы. И здесь теория начинает «трещать по швам», потому что вслед за убийством «по теории» Алены Ивановны Раскольников убивает Лизавету, а ради помощи таким и собирался пролить «кровь по совести» Родион Романович.
Ф. М. Достоевский ставит перед собой цель показать всю тяжесть мук совести, которые испытывает Раскольников после совершения убийства. Благие цели (убить старуху и ее деньги пустить на благое дело) перестают занимать героя, т. к. на поверку оказывается, что основной причиной преступления становится желание Раскольникова проверить состоятельность своей теории о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» и о собственном месте в этой классификации.
Встреча с Сонечкой Мармеладовой помогает юноше понять, что он пытался убить в себе основу собственной личности. Осознание, что теория сблизила Раскольникова с «двойниками» - Лужиным и Свидригайловым, - ужасает героя.
Еще одним «слабым звеном» в теории Раскольникова становится необходимость отнести к «низшему» классу тех, кого он любит, а значит, они также могут стать расходным материалом при достижении «благой» цели «права имеющим». Отчуждение от окружающих и муки совести становятся невыносимым наказанием, заставляющим героя признаться в содеянном. Именно всесилие нравственности, по мнению автора, приводит Раскольникова к возрождению. Материал с сайта //iEssay.ru
Гуманизм Ф. М. Достоевского проявляется в нескольких аспектах. Автор развенчивает античеловеческую теорию, в той или иной форме формирующуюся во второй половине XIX в., и предостерегает от страшного заблуждения людей, попирающих главный библейский завет: «Не убий!» Утрата духовности и веры грозит человеку потерей самого себя.
Возможность возрождения, которую получает герой в эпилоге романа, становится проявлением гуманизма автора и по отношению к заблудшей душе героя, спасению которой в значительной мере поспособствовала Сонечка Мармеладова. Раскольников, испытывая муки совести, пытается понять, что же стало внутренним стержнем, который поддерживает девушку после всех страданий, выпавших на ее долю, и приходит к выводу, что это Вера. Судьба Сони - воплощение «всего страдания человеческого» (а именно через страдание, по Ф. М. Достоевскому, человек и заслуживает счастье) и служение несчастным и нуждающимся. Это и становится душевным очищением героя.
Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»
Урок-подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Литературная правка.
Строй Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы
Обобщить и систематизировать материал по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;
Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;
Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.
Оборудование: текст произведения, раздаточный материал-рекомендации.
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы попробуем составить макет вашего будущего сочинения.
Работать будем в группах, каждая группа получит свое задание. В конце работы все части должны сложиться в целое.
Предметом исследования в группах будет сочинение, скачанное из Интернета: «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Подвергнув текст литературной правке, вы предложите свой вариант написания составляющих частей сочинения.
Задания для групп:
Проанализируйте вступление к сочинению: объем, содержание, соответствие теме, вид. Какое вступление написали бы вы?
Используются ли в сочинении аргументы из текста, цитаты? Достаточно ли их? Добавьте эпизоды, помогающие раскрыть тему сочинения.
3. Основная часть.
Проанализируйте выводы, сделанные в основной части, соответствуют ли они теме? Что можете добавить вы?
Есть ли план к сочинению? Составьте примерный план.
Проанализируйте заключение. Предложите примерный вариант своего.
Представители от каждой группы вытягивают задания и получают листы с рекомендациями.
Результат работы оформляется на листе ватмана по схеме: ДО – ПОСЛЕ.
III. Погружение в текст. Анализ, выводы
IV. Выступление групп.
Зеленый — отличная работа (трудно улучшить)
Желтый — хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить)
Красный — слабая работа (многое нужно улучшить)
ДЗ. Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, поработали над структурой, осталось написать. Итак, тема сочинения — «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
I. Вступление. Соня и Раскольников - герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.
II. Основная часть 1. Но в то же время Соня и Раскольников - идейные антиподы. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня - путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответствен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться искупить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль - не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры - она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а отчасти потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека). 2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольникова ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действительно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольникова в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонечка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек - не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие - нравственное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что никакой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольникова - «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» - Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
III. Заключение. Достоевский дает спорящим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а одна «правда» - с другой.
основная часть (ОЧ)
Введение (вступление) . Вступление — это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано «выпукло», ярко. Для «надежности» можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы. Начинать с излюбленной всеми школьниками фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), — категорически нельзя. Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья начиналось с описания того, как «сначала Земля была огненным шаром»… Началу сочинения следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным.
Вариантами начала вступления могут быть
— цитата из анализируемого текста;
— высказывание критика, суждение которого автор сочинения «с текстом в руках» решил подтвердить или опровергнуть;
— вопрос, требующий разрешения;
— рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;
— наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.
Аналитическое введение (анализирующее ключевое понятие темы) может быть дополнено литературным контекстом, именами авторов или названиями произведений, в которых затрагивается та же тема, в которых ставятся сходные проблемы. Как один из возможных вариантов, литературной ряд может заключаться именем того писателя, творчеству которого будет посвящено данное сочинение.
Основная часть. Если целью введения было подвести к теме, приоткрыть некий аспект, в котором тема будет раскрыта, то в основной части (в двух и более подпунктах центральной части составляемого плана) необходимо раскрыть тему, причем сделать это логично, аргументированно и динамично.
Если вступление в плане может быть озаглавлено по ключевому слову, выделенному в теме сочинения, то основная часть может иметь в качестве заголовка формулировку основной идеи сочинения, а ее подпунктами может стать совокупность тех аргументов (материала, фактов, эпизодов, мыслей и т. д.), из которых складывается (или на которые раскладывается) эта основная идея. В хорошо составленном плане, ориентированном на максимально полное и изящное раскрытие темы, подпункты основной части не могут быть свободно, без потерь для идеи сочинения, поменяны местами и заменены друг другом, так как каждый из аргументов — составляющая логической цепи развития мысли автора работы. Впрочем логика расположения аргументов (т. е. подпунктов основной части плана) может быть различной.
Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли «по нарастающей».
Например, основная часть плана к теме «»Оружия любимейшего род» (сатира
В. Маяковского)» может выглядеть следующим образом:
Сатира В. Маяковского в борьбе:
— против мещанства («О дряни», «Маруся отравилась»);
— против бюрократизма («Прозаседавшиеся», «Бумажные ужасы»);
— против подхалимажа и сплетен («Общее руководство для начинающих подхалимов», «Подлиза», «Сплетник»).
Формулировки пунктов плана могут быть более обширными и развернутыми. В данном случае они представлены в кратком виде, во-первых, для наглядности, во-вторых, как пример того, как могут быть сформулированы пункты плана в «рабочей» экзаменационной обстановке в условиях ограниченного времени.
Работая над основной частью, следует также помнить о красных строках, грамотном цитировании текстов произведений, способах оформления поэтических и прозаических цитат. Вводные слова «я думаю» или «мне кажется» («Я думаю, что Л. Толстой — великий русский писатель») лучше заменить конструкциями типа «вероятно», «думается, что», «кажется», «возможно», «может быть» и другими. Постарайтесь уже в черновике устранить речевые недочеты и грамматические ошибки.
Заключение . Как уже говорилось, каждая часть сочинения, а следовательно, и составляемого плана выполняет особую, только ей присущую функцию. И, как явствует из названия, функция заключения — в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему.
Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие, хотя на практике эти «чистые» виды нередко могут сливаться и соприсутствовать в сочинении.
Что касается заключения-вывода, то уже само название демонстрирует его главную черту: основная мысль, которая превалирует в данном заключении, выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако не следует под заключением-выводом понимать краткое повторение того, о чем шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде. Так, например, если тема сочинения «»В мой жестокий век восславил я свободу» (А. С. Пушкин)» и аргументы основной части заключались рассмотрении свободолюбивых мотивов пушкинской лирики, то заключение-вывод может содержать мысль об органичности этой темы поэзии Пушкина в целом.
Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение- следствие требует привлечения знаний экзаменующегося из сферы общественно-исторической или литературно-исторической. Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств, а может быть, на последующее творчество того художника, о котором шла речь в сочинении, и т. д.
Как начать сочинение.
«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества
стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»
«…Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости»
«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами
своего времени и своего поколения…»
«Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции»
«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла
стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»
«…Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания… надо владеть искусством композиции»
«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»
Для тех, « кто может открыть перед чужими … людьми свою душу»
«Что вы, что вы над собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… — все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»
«Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные)… даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение»
Зачины «От я», «Киношный», «Дневниковый» требуют личностной позиции, поэтому их можно объединить.
Время создания романа. Время создания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) было отмечено в общественном сознании возникновением новых теорий. Россия середины XIX в. представляла собой общество, в котором происходил слом сознания с привычными нравственными принципами, на место которым приходили новые теории. Показать трагический результат этих «измышлений» и хотел автор романа «Преступление и наказание»
Причины преступления Р. Р. Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Родион Раскольников, бедный студент, переживающий свое тяжелое, унизительное положение, становится заложником собственной теории, позволяющей проливать «кровь по совести». Решение об убийстве возникает в голове Раскольникова не вдруг, оно зреет долго, подпитываясь картинами нищеты, окружающими Родиона Роман (бессмертное произведение)овича. Образ жизни не мог не сказаться на чертах личности героя: «…угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик, великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце». Мысль о преступлении страшит героя, его мучают кошмары, и, проснувшись, он отказывается от своего плана. Однако ряд случайностей приводят юношу на порог квартиры процентщицы. И здесь теория начинает «трещать по швам», потому что вслед за убийством «по теории» Алены Ивановны Раскольников убивает Лизавету, а ради помощи таким и собирался пролить «кровь по совести» Родион Роман (бессмертное произведение)ович.
В чем проявляется гуманизм автора? Ф. М. Достоевский ставит перед собой цель показать всю тяжесть мук совести, которые испытывает Раскольников после совершения убийства. Благие цели (убить старуху и ее деньги пустить на благое дело) перестают занимать героя, т. к. на поверку оказывается, что основной причиной преступления становится желание Раскольникова проверить состоятельность своей теории о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» и о собственном месте в этой классификации.
«Опыт» ужаснул героя: «Разве я старушонку убил? Я себя убил».
Встреча с Сонечкой Мармеладовой помогает юноше понять, что он пытался убить в себе основу собственной личности. Осознание, что теория сблизила Раскольникова с «двойниками» — Лужиным и Свидригайловым, — ужасает героя.
Еще одним «слабым звеном» в теории Раскольникова становится необходимость отнести к «низшему» классу тех, кого он любит, а значит, они также могут стать расходным материалом при достижении «благой» цели «права имеющим». Отчуждение от окружающих и муки совести становятся невыносимым наказанием, заставляющим героя признаться в содеянном. Именно всесилие нравственности, по мнению автора, приводит Раскольникова к возрождению.
Гуманизм Ф. М. Достоевского проявляется в нескольких аспектах. Автор развенчивает античеловеческую теорию, в той или иной форме формирующуюся во второй половине XIX в., и предостерегает от страшного заблуждения людей, попирающих главный библейский завет: «Не убий!» Утрата духовности и веры грозит человеку потерей самого себя.
Возможность возрождения, которую получает герой в эпилоге романа, становится проявлением гуманизма автора и по отношению к заблудшей душе героя, спасению которой в значительной мере поспособствовала Сонечка Мармеладова. Раскольников, испытывая муки совести, пытается понять, что же стало внутренним стержнем, который поддерживает девушку после всех страданий, выпавших на ее долю, и приходит к выводу, что это Вера. Судьба Сони — воплощение «всего страдания человеческого» (а именно через страдание, по Ф. М. Достоевскому, человек и заслуживает счастье) и служение несчастным и нуждающимся. Это и становится душевным очищением героя.
8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та
Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі — історії) у системі
На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою
Мой любимый день недели, как это ни странно, — четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.
Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их
Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоров’я Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують
КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150
1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была
www.sochuroki.com