Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Осн. в одиннадцатом веке,
престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца.
Игумен: архим. Алексий.

Монастырь Ксенофонт (греч. Μονή Ξενοφώντος) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 16-е место. Находится в западной части Афонского царства.

Монастырь основан в Х веке греческим вельможей Ксенофонтом от имени которого и получил своё название. Соборный храм обители посвящён Георгию Победоносцу (сохранилось два здания — старый кафоликон XVI века и новый XIX века).

Согласно традиции, этот монастырь основан на Афоне в X веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора. Легенды отождествляют этого преподобного святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в начале VI века, и гласят, что он построил церквушку Святого Димитрия.

В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора

III Вотаниата. В одном из актов прота (1083) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами. Таким образом, можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии: в Третьем Уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.
Ксенофонтов монастырь - первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил
монастырь. В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму. В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы.
Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.
Новый собор был построен в 1809-1819 годах на средства вышеупомянутого Филофея и находится в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный (самый крупный из греческих соборов на Афоне) собор с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и полихромией использованных материалов.
То же можно сказать и о современной иконостасу Святой Трапезе. Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професис и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия.
Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века. Кроме нового собора, сохранился также старый, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Нартекс его соединен с западной стороной келий и трапезной. Его замечательные фрески созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески литийного притвора (1564), а под конец и наружного нартекса (1637).
В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов и арочными рамками икон. О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.
Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями как на своей территории, так и за ее пределами в различных экзартимах. На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет:
Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы и Святого Иоанна Богослова, Святого Лазаря и Святого Димитрия в старом соборе, а также Святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы в разных частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.
Как было сказано выше, к наружному нартексу старого собора примыкает монастырская трапезная с фресками опять-таки XVI века (1575), которые сохранились с рядом позднейших дорисовок.
Наконец, упомянем фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонницу (1814) и две башни - Святых Апостолов и Святого Стефана.

Из старинных регалий монастыря особого внимания заслуживают две упомянутые выше мозаичные иконы в соборе, небольшая стеатитовая иконка очень редкая в своем роде (с изображением Преображения), часть Животворящего Древа, драгоценные ковчеги с частями мощей многих святых, священные ризы, церковная утварь и некоторые другие предметы.

Особо полчитаемые иконы:

Икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница)

Икона находится в Соборном храме, в киоте слева от иконостаса. Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре, а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт. Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт. После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону в монастыре Ксенофонт.

Икона Преображения Господня
Очень редкая в своем роде икона XIIIв, написана восковыми красками на стеарине.

Икона Святого Георгия
Икона XIв, находится в Соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела. Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костер, но, к счастью, один православный спас ее и бросил в море для того, чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему икона приплыла в монастырь Ксенофонт. На подбородке Святого видна рана, которую нанес ножом иконоборец, и из которой, соглано преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела».

Икона Святого Димитрия
Мозаичная икона Xв, находится в Соборном храме, справа от иконостаса. Предполагается, что икона ранее была частью одной из мазаик.

Соборный храм монастыря Св. Георгия построен в 1809-1819 гг. на пожертвования братии монастыря Филофей и является самым большим на Афоне, конечно, он самый большой после собора Фиваиды.

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит - который раньше принадлежал Русскому Монастырю, который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив. Это греческий идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви (kyriakon) и 22 калив, большинство из которых в настоящее время, к сожалению, пусты: в целом здесь проживает всего 7-8 монахов. Библиотека скита содержит только печатные книги, среди которых выделяется несколько палеотипов.

Среди святынь монастыря находятся части мощей великомученицы Марины, святого Модеста, Иакова Персянина, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеймона, мученицы Параскевы

Сегодня Ксенофонтов монастырь занимает шестнадцатое место в Афонской иерархии монастырей и является общежительным. В целом монастырь насчитывает около 60 монахов, проживающих на его территории и за ее пределами.

Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 1847 г., Афонская Гора. Русский монастырь

Первый из них, Ксенофский, отстоит от Русика в пяти верстах. Ктитор, или основатель этого монастыря, первоначально был Ксенофонт, известный вельможа греческий, впоследствии кончивший жизнь свою вместе с детьми своими Иоанном и Аркадием в Лавре святого Саввы Освященного в Палестине, а возобновление его (около 1545 года) приписывают Дуке и Радулу, боярам влахийским.
Ксеноф поначалу оставался в ведении сербов, которые и населяли его, но со временем, при тесных обстоятельствах потря сенного Востока, они оставили свое жилище, и вместо них поселились греки, которым он и при надлежит. Кроме своих святынь и памятников старины, монастырь сей особенно заслуживает внимания потому, что общежительный, хотя с некоторыми ограничениями настоятельских действий и распоряжений.
Внутреннее распо ложение, самые храмы и братские корпусы его ничем не отличаются от других монастырей. Здесь замечателен между прочим в главном соборе, посвященном имени святого великому ченика Георгия, мраморный иконостас отличной работы и полировки. Иконостас Балаклийской церкви в Константинополе, по моему и других замечаниям, гораздо уступает здешнему в рос коши, красоте и особенно в разнообразии цве тов своих.
Ксенофский иконостас - редкость своего рода на Афоне и ценится очень высоко. Впрочем, подобные иконостасы на Святой Горе чрезвычайно тяжелы в зимнюю пору, потому что имеют вредное влияние на воздух, который, при мраморном тоже помосте и каменных стенах, дышит несносным, тонким и пронзительным холодом, следствием чего бывают простудные горячки и особенная боль в ногах.
В притворе здешнего собора меня поразило и заняло мысль мою своими странными форма ми прекрасное хрустальное паникадило, лампы которого осенены полукружием исламической луны. Принятие подобных вещей в храм истин ного Бога нельзя похвалить, в особенности на Святой Горе, и тем еще более, что легко нахо дить для украшении церкви, и на Востоке, те же паникадила со символическими чертами нашего христианского характера.
В отношении к эко номической части Ксеноф имеет преимущество, кажется, пред всеми монастырями афонски-ми, потому что внутри его есть мельница при быстром ключе, прорезывающемся сквозь весь монастырь по направлению от запада к зимне му востоку.
Не менее того он замечателен, с одной стороны, и тем, что близ него с западной стороны течет ключ целительной воды, которая чрезвычайно очищает желудок и имеет особен ное влияние на желчь. Греки и славяне называ ют эту воду кислою. В самом своем свойстве она имеет более сладковатости и часть солоноватос ти, а не кислоты. Если пить ее так, как она есть, то есть холодную, действие ее нечувствительно; но согретая быстро, скоро производит благо творное действие.

Ксенофонт основан в конце X века византийским вельможей Ксенофонтом. Житие Афанасия Афонского рассказывает об исцелении преподобным больного раком Феодора, брата «пресвитера Ксенофонта, игумена».

Ксенофонт основан в конце X века византийским вельможей Ксенофонтом. Житие Афанасия Афонского рассказывает об исцелении преподобным больного раком Феодора, брата «пресвитера Ксенофонта, игумена». В 998 году Ксенофонт впервые упоминается в официальных документах.

В 1285 году обитель была разорена пиратами и возобновлена в 1545 году влахийскими боярами Дукой и Радулом. В 1784 году монастырь (первым из ставших в период турецкого владычества особножительными) получил статус общежительного.

В старом соборном храме (XVI) хранятся две чтимые мозаичные иконы XI века: вмч. Георгия Победоносца и вмч. Димитрия Солунского и чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия». Эта богородичная икона с незапамятных времён пребывала в соборном храме другого святогорского монастыря Ватопед и стояла там при колонне левого клироса. В 1730 году при запертых дверях святой образ внезапно пропал не только из храма, но и из самой обители. Вскоре, однако, ватопедская братия проведала, что икона находится в Ксенофонте, находящемся в трёх-четырёх часах ходьбы от Ватопеда. Конечно, немедля были посланы туда нескольких отцов для перенесения святого образа в Ватопед. Несмотря на строгие меры предосторожности, предпринятые монахами, Божией Матери угодно было снова чудесным образом перенести Свою икону в Ксенофонт. После этого ватопедцы уже не решались противиться явной воле Царицы Небесной.

Интересна и история чтимого образа Георгия Победоносца: икона чудесным образом прибыла в Ксенофонт из Константинополя. На ней виден рубец и кровь - следы удара одного фанатичного турка. Также в Ксенофонте хранится стеатитовая икона Преображения Господня. Престольный праздник обители - день памяти святого Георгия Победоносца.

Среди монастырских святынь назовём: честные мощи Пророка и Крестителя Господня Иоанна, свв. апп. Андрея, Варнавы и Филиппа, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свтт. Григория Паламы, Иоанна Милостивого и Фотия, патр. Константинопольского, сщмч. Харалампия, сщмчч. Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносцев, мчч. Феодора Тирона и Трифона, вмц. Марины, мцц. Агафии и Параскевы, свв. Модеста и Иакова Персиянина.

Между прочим, монастырь Ксенофонт уникален ещё и тем, что в нём два кафоликона; такого нет ни в какой другой обители Святой Горы. Первый соборный храм возвёл ещё преподобный Ксенофонт, строительство второго началось в 1817 году.

В правой части алтаря более раннего кафоликона есть небольшой придел Димитрия Солунского, считающийся старейшей постройкой монастыря. Сохранилась и часть древнего деревянного иконостаса и фрески XIV века.

Прекрасен мраморный иконостас главного собора, посвящённого св. великомученику Георгию. Иконостас Балаклийской церкви в Константинополе уступает здешнему в роскоши, красоте и особенно - в разнообразии цветов своих. Ксенофский иконостас - редкость своего рода на Афоне и ценится очень высоко…

Иеромонах Сергий (Веснин)

Афонская церковная архитектура имеет ряд особенностей.

Кафоликон - это соборный монастырский храм. Кроме кафоликона в каждом монастыре есть несколько малых храмов - параклисов ; например, во втором по величине Ватопеде их около двадцати. Слово «параклис» часто неправильно переводят как «часовня», на самом деле это полноценный храм с алтарём и престолом, только, как правило, очень небольшой, человек на 10-15. В основном параклисы стоят на некотором удалении от собора, но изредка их пристраивают к кафоликону, и тогда это напоминает привычную для нас архитектуру церкви с приделом. Отличие лишь в том, что такой параклис непосредственно не объединяется с кафоликоном, как придел с основным храмом в России, а сообщается с ним узким проходом или просто дверью.

Все афонские кафоликоны схожи по своему плану, в основании которого лежит крест. Входя в храм, вы оказываетесь в нартексе - крытом, расписанном фресками притворе в виде галереи, идущей направо и налево от основного входа. После этого вы попадаете в обширный литийный притвор , свод которого поддерживают две мощные колонны; при которых находятся стасидии игумена и седмичного иеромонаха. (Стасидии - особые сиденья, в которых можно стоять, полусидеть или сидеть - в зависимости от текущего момента богослужения. В России стасидии можно увидеть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, на Валааме и в некоторых других монастырях).

По периметру притвора, равно как и самого храма, стоят стасидии остальной братии; места в них не возбраняется занимать и паломникам, только советуем вам пристроиться поближе ко входу, чтобы не потеснить монахов и не нарушить строго соблюдаемый на Святой Горе чин. Прямо напротив колонн и стасидий игумена и седмичного иеромонаха на стене помещаются большие иконы Спасителя и Божией Матери, а между ними - массивная дверь, соединяющая притвор с четвериком храма, в который проходят только в определённый момент богослужения и тоже в строгом порядке. При этом все прикладываются к этим иконам, точнее говоря, к небольшим их копиям, установленным у нижней кромки больших оригиналов.

Пройдя центральными дверями, вы окажетесь в основной части храма. Праздничная икона расположена справа от амвона, свечи перед ней и перед другими иконами обычно устанавливает экклесиарх (монах, который следит за церковным благолепием). Справа и слева расположены клиросы, в центре подвешены большое паникадило и хорос . Во время торжественных богослужений их раскручивают в разные стороны. Впечатление от этого неповторимого зрелища трудно передать словами; такого в России не испытаешь…

Напротив входа в кафоликон располагается трапезная. В непосредственной близости от соборного храма обычно находится фиал - мраморная беседка, а в ней - огромная мраморная чаша, в которой освящают воду.

Высокий резной иконостас в мерцании света и позолоты. Громадное паникадило над головой, тёмно-медового цвета. Тяжёлые эти паникадила с сотнями незажжённых свечей рядами теснятся в пространстве храма. Из серебряных и золотых риз выступают лики Христа, Богородицы и святых. Погруженные в полумрак, они придают глубину игре света, который падает на позолоту сквозь приоткрытые двери и далёкие окна в куполе церкви. Алтарь таинственно мерцает тёмно-пурпурными красками. Свет льётся одновременно отовсюду и ниоткуда. Тёплый вертеп, прибежище, предусмотренное где-то на небесах: укрытое так, чтобы слабые человеческие глаза защитить от невыносимого сияния Сущего Света, Отца и Создателя, - но и на достаточном расстоянии от пронзительного гама земной суеты. Пустого места почти нет, как будто нет вообще никакого «места», словно иконы, подсвечники и паникадила погружены не в пространство, а в тишину, заполнили собой тишину и сами заполнены ею.

Павле Рак

Конечно, нашему соотечественнику нелегко будет сразу разобраться в греческом святогорском богослужении: некоторые моменты сильно отличаются от современного русского. Так, например, Символ веры и молитва «Отче наш» на Литургии здесь не поются, а читаются кем-нибудь из монахов или наиболее почётных гостей.

Всех отличий, естественно, не перечислишь, но уже к концу вашего паломничества греческие распевы станут вам привычными и, надеемся, полюбятся. Участвуя в афонских службах, человек испытывает ни с чем несравнимые ощущения. Постепенно погружаясь в звуки византийской музыки и поэзии, паломник постепенно перестаёт ощущать течение времени и уже не понимает, где находится - на небе или на земле.

Этому способствует и окружающая обстановка - храмы освящаются только свечами и лампадами, а не электричеством. Афонские певчие известны во всём мире. Они сочетают певческое мастерство с опытом аскетического делания, поэтому их голоса звучат особенно искренне и естественно. Наиболее известны хоры монастырей Ватопед, Дохиар, Каракал и Симонопетра, а также монахов-келиотов Данилеев и Фомадов.

Если вы захотите сэкономить время и силы, то можете пять километров, которые отделяют Ксенофонт от , преодолеть не пешком, а на пароме (в том случае, если вы переночевали в Дохиаре или Ксенофонте). Точное время прихода парома на пристань (как говорят на Афоне: «На арсану́») нужно узнать в монастыре.

Песнопения Литургии
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 4:31 мин. Размер 5.5 Mb)

Пасхальные песнопения (запись 1978 года)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 5:47 мин. Размер 5.6 Mb)

Монастырь Ксенофонт

Монастырь Ксенофонт занимает шестнадцатое место в иерархии афонских обителей. Обитель стоит у подножия отлогого холма, спускающегося к морю, в южной части полуострова – между Дохиаром и монастырем святого Пантелеймона.

Относительно времени основания Ксенофонта существует несколько версий. Согласно одной из них, первый храм был возведен на этом месте в 520 году святым Ксенофонтом, богатым и благородным сенатором. Он посвятил его святому мученику Димитрию.

Согласно другой версии, монастырь был основан в X веке греческим вельможей Ксенофонтом, от имени которого и получил свое название. Впоследствии он принял постриг в созданной им обители. Он упоминается в житии основателя Великой Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата преподобного Афанасия, Феодора, от рака.

В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота (1083 год) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора – Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон. Он позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами.

В 1285 году обитель была разорена пиратами и возобновлена в 1545 году влахийскими боярами Дукой и Радулом. В Третьем уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой Патриарха Гавриила IV. Это произошло в 1784 году.

Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря – Паисий из Митилены, который реконструировал и расширил монастырь. В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму.

В начале XIX века в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.

Монастырь Ксенофонт уникален тем, что в нем два соборных храма: такого нет ни в какой другой обители Святой Горы. Первый соборный храм возвел еще преподобный Ксенофонт. Нартекс этого собора соединен с западной стороной келий и трапезной.

В правой части алтаря более раннего соборного храма есть небольшой придел Димитрия Солунского, считающийся старейшей постройкой монастыря. Сохранилась и часть древнего деревянного иконостаса. О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.

Фрески XIV века созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески литийного притвора (1564), а под конец, и наружного нартекса (1637).

Новый собор, посвященный святому великомученику Георгию, построен в 1819 году на пожертвования братии монастыря Филофей. Это самый большой на Афоне храм, с прекрасно спроектированным иконостасом из цветного мрамора.

Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професисе (жертвеннике) и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века.

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями, как на своей территории, так и за ее пределами. На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет: святой Евфимии, святых бессребреников, Успения Богородицы и святого Иоанна Богослова, святого Лазаря и святого Димитрия в старом соборе, а также святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святых апостолов, святого Нектария и Святой Троицы в разных частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит, который находится восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив. Это идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви и двадцати двух калив, большинство из которых в настоящее время пусты.

Также заслуживают упоминания фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонница (1814) и две башни – святых апостолов и святого Стефана.

Среди святынь, пребывающих в Ксенофонте, несколько чудотворных икон. Наиболее почитаема икона Богородицы Одигитрия Ксенофская. Изначально эта икона пребывала в соборном храме другого святогорского монастыря – в Ватопеде и стояла там при колонне левого клироса. В 1730 году при запертых дверях святой образ внезапно пропал не только из храма, но и из самой обители. Вскоре ватопедская братия проведала, что икона находится в Ксенофонте. Немедля были посланы туда нескольких отцов для перенесения святого образа в Ватопед. Несмотря на строгие меры предосторожности, предпринятые монахами, Божией Матери угодно было снова чудесным образом перенести Свою икону в Ксенофонт. После этого ватопедцы уже не решались противиться явной воле Царицы Небесной.

Еще один чудотворный образ – святого великомученика Георгия Победоносца. Это икона XI века находится в соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела. Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костер, но один православный спас ее и бросил в море, для того чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему, икона приплыла в монастырь Ксенофонт. На подбородке святого видна рана, нанесенная ножом, из которой, согласно преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела».

Икона святого великомученика Димитрия Солунского – это мозаичный образ X века, находится в соборном храме, справа от иконостаса.

Также в Ксенофонте хранится икона Преображения Господня, XIII века, написана восковыми красками на стеарине.

В Ксенофонте хранятся частицы мощей: Пророка и Крестителя Господня Иоанна, святых апостолов Андрея, Варнавы и Филиппа, первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, великомученика Пантелеймона, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, святителей Григория Паламы, Иоанна Милостивого, Фотия, Патриарха Константинопольского; священномучеников Харалампия, Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносца, мучеников Феодора Тирона и Трифона, великомученицы Марины, мучениц Агафий и Параскевы, святых Модеста и Иакова Персиянина. Также в Ксенофонте хранится часть Животворящего Древа.

В наши дни в самом монастыре и на принадлежащих ему территориях подвизаются около шестидесяти человек.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Монастырь Ватопед Монастырь Ватопед второй по почитанию после Лавры преподобного Афанасия в иерархии святогорских монастырей. Этот монастырь – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе. Он расположен на восточном побережье полуострова между

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Монастырь Дохиар Дохиар занимает десятое место в иерархии афонских обителей. Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костоманит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. Дохиар похож на старинный фрегат, рассекающий

Из книги автора

Монастырь Григориат Обитель Григориат занимает семнадцатое место в святогорской иерархии.Находится в юго-восточной части Афонского полуострова, между монастырями Симонопетр и Дионисиат, на выступающей в море скале.Обитель основана в XIV веке и связана с именами

Из книги автора

Монастырь Костамонит Обитель Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Монастырь Костамонит расположен в лесу на юго-западном склоне

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Из книги автора

Симонов монастырь Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1856) – писатель (перезахоронен на Новодевичьем юг)Аксакова Ольга Семеновна (1793–1878) – его женаБологовский Дмитрий Николаевич (1775–1852) – генерал-лейтенантВеневитинов Алексей Владимирович (1806–1872) – четвероюродный брат А.

Монастырь Ксенофонт (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

Ведущий свою историю с 10 века, монастырь Ксенофонт расположился на западном побережье полуострова Афон, почти у самой кромки моря, поблизости от святых «соседей» - Дохиара и Свято-Пантелеимонова монастыря . Как можно догадаться по названию обители, ее основателем был монах Ксенофонт, в миру греческий вельможа, принявший постриг и поселившийся на Святой горе. От прочих монастырей Афона Ксенофонт отличает наличие двух кафоликонов - главных храмов. Оба они посвящены Георгию Победоносцу, а старый вдобавок расписан уникальными фресками с изображением раннехристианских символов.

В кафоликонах и 11 церквях Ксенофонта хранятся почитаемые реликвии: частицы Животворящего Креста Господня, мощи святых и мучеников и чудотворная икона Богоматери Одигитрия.

Немного истории

Ксенофонт - ровесник Великой Лавры: заря его истории взошла на рубеже 10-11 веков. У истоков новой обители стоял греческий монах Ксенофонт, по имени которого позже и стали называть монастырь. История Ксенофонта схожа с судьбой других афонских обителей: череда взлетов и падений, разрушения и, к счастью, непременное восстановление. В 13 веке здесь лютовали пираты, но во времена турецкого правления монастырю оказывали щедрую поддержку правители Валахии. В 16 столетии большинство братии составляли славяне. В конце 18 века Ксенофонт получает второе рождение под руководством настоятеля Паисия Лесбосского - именно тогда здесь появляется второй собор. Сегодня в монастыре живут 30 монахов.

В новом кафоликоне Ксенофонта стоит увидеть две старинные иконы 14 века: одна изображает святого Георгия, другая - святого Димитрия.

Видеопрогулка по монастырю Ксенофонт

Что посмотреть

Ксенофонт - один из самых живописных «приморских» монастырей Святой горы. Его величественная громада крепостных стен, за которыми теснятся храмы, церкви и жилые покои братии, словно персонаж древнего сказания, вырастает, кажется, прямо из морских вод. Монастырь выглядит особенно впечатляюще, если прибывать к нему на пароме: обитель, как драгоценный камень, вдруг предстает лежащей на изумрудном бархате пышной греческой растительности.

Крепостные стены Ксенофонта вовсе не выглядят подавляющими, как в большинстве других монастырей: они довольно невысокие и открывают панораму внутреннего двора обители. Обращенный к морю фасад венчают кельи монахов - отдельные деревянные постройки, навершия стен. А за ним ярко выделяется кирпично-красный купол нового кафоликона.

Старый собор монастыря находится в правой части территории обители и датируется 11 веком. В 17 столетии его интерьеры украсил резной иконостас, тогда же были переписаны фрески. В 1864 г. кафоликон обрел колокольню, а в 1901-м у входа появилась мраморная чаша для святой воды. Новый собор расположен в левом углу монастыря, его строительство было завершено в 1821 г. Здесь стоит увидеть две старинные иконы 14 века: одна изображает святого Георгия, другая - святого Димитрия. Паломники Ксенофонта спешат поклониться и чудотворной Божией Матери Одигитрии.

Среди других реликвий монастыря - фрагменты Животворящего Креста Господня, частицы мощей великомученицы Марины, мученицы Параскевы и великомученика Пантелеимона. А в обширной библиотеке хранится более 600 манускриптов и около 7 тыс. раннепечатных книг.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

Монастырь Ксенофонт (греч. «Ιερά Μονή Ξενοφώντος»), 16-й в диптихе афонских монастырей, посвящен Георгию Победоносцу . Располагается на западной стороне Святой Горы Афон.

Ксенофонт был основан в Х веке, греческим вельможей Ксенофонтом. От имени которого и получил своё название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу. В соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил монастырь.

Главный соборный храм монастыря Великомученика Георгия Победоносца был построен в 1809-1819 гг на средства бывшего митрополита Самаковии Филофея в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный собор (один из крупнейших греческих соборов на Афоне) с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и разнообразием использованных материалов. В иконостасе находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и Двенадцати Апостолов, которые датируются концом XVI века.

Кроме действующего собора, сохранился также прежний, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Он знаменит фресками критского живописца Антония (1544 год). В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов и арочными рамками икон.

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит, который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее. Так же принадлежат две келии Св. Трифона и Св. Нектария, расположенны в своей географической области, и клия св. Андрея представительство в Кариес.

В Ксенофонте находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница - греч. «Οδηγήτρια»). Икона находится в Соборном храме, в киоте слева от иконостаса. Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре, а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт. Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт. После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону в монастыре Ксенофонт.

Святыни : Паломники могут приклониться к Деснице великомученика Георгия Победоносца, мощам Пророка и Крестителя Господня Иоанна, свв. апп. Андрея, Варнавы и Филиппа, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свтт. Григория Паламы, Иоанна Милостивого и Фотия, патр. Константинопольского, сщмч. Харалампия, сщмчч. Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносцев, мчч. Феодора Тирона и Трифона, вмц. Марины, мцц. Агафии и Параскевы, свв. Модеста и Иакова Персиянина.

Престольный праздник монастыря: 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца (переносится на Вторник Светлой Седмицы, если праздник приходится на Великую Неделю Поста).
Другие праздники: Первое воскресенье октября - Икона Богородицы Одигитрии
16/11 (3/11) Перенесение мощей Великомученика Георгия,
7/4 (25/3) Благовещение,
Вторник Светлой Седмицы - литания (крестный ход) с чудотворной иконой.

Паломничество на Афон - Ксенофонтов монастырь
Чтобы посетить монастырь Ксенофонт Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО» диамонитирион (общее разрешение) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
После получения диамонитириона который выдается в конторе (Графио Проскинитон, греч. «ΓΡΑΦΕΙΟ ΠΡΟΣΚΥΝΗΤΩΝ»), расположенной в городе Урануполис, паломник следует в офис перевозок, где покупает билет на паром. Отплытие парома из Уранополя в монастыри западной части Афона до Дафни осуществляется ежедневно в 9:45.

Паломники могут добраться до Монастыря Ксенофонта а)паромом из Урануполис, или из Дафни, или из м. Дохиар, или из м. Св.Пантелеимона б)пешком от м. Дохиар 30 мин. ходьбы, или от м. Св.Пантелеимона 1 час ходьбы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы