Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

В монастырях, как и в любых структурах, есть своя иерархия. Настоятель монастыря занимает в ней не последнее место. Можно сказать, что этот человек следит за всем происходящим. Это касается и экономических, духовных вопросов, благоустройства.

Кто такой настоятель монастыря? Обязанности

В обязанности настоятеля входит контроль за всем происходящим. Следит за соблюдением всех канонов церкви. Он должен заботиться о духовном развитии и совершенствовании служителей. Именно настоятель монастыря должен смотреть, чтобы причащались монахи. Также он обязан следить за тем, дабы они как можно чаще посещали храм и очищали свои души от грехов, чтобы они поменьше заботились о мирских делах и отдавали себя всецело и полностью на служение Всевышнему. Также настоятель монастыря отвечает и за материальные блага (например, за внешнее состояния храма). Он печется о хозяйстве и следит за тем, чтобы монастырь не пришел в упадок. Глава в храме принимает иностранных, и не только, гостей, также высокопоставленных чинов и других представителей церквей. Делает он это на свое усмотрение.

Следовательно, можем подвести итоги и сказать, что настоятель монастыря - это человек, который полностью посвящает свою жизнь Всевышнему и служению своей общине.

Главной целью настоятелей становится спасение как можно большего количества душ. Они выполняют очень тяжелую работу не только физически. Духовная ноша тоже довольно-таки тягостна. Но настоятель, который занимается своим делом по призванию, никогда не унывает. Так как верит в то, что за его мирские страдания ему воздастся после смерти.

Храмы и настоятели

Первые христианские монастыри на территории Европы появились еще в начале четвертого века. По поверью, их появлению предшествовал разврат, который творился везде, и боговерующие нигде не могли найти покоя и понимания. Поэтому начали создаваться своего рода христианские общины. В них любой верующий мог спокойно посвятить себя служению и молитвам Господу Богу. Следовательно, общинам понадобился управляющий, который будет следить за порядком. Таким человеком и стал настоятель. И с тех времен мало что изменилось в обустройстве монастырей и правил, согласно которым в них могут существовать все желающие. На сегодняшний день, как и прежде, настоятелей принято называть игуменами. И получить этот сан не так уж и просто. Игуменом в древние времена мог быть необязательно верующий человек. Теперь же все изменилось. Сейчас настоятелем может стать только верующий, посвятивший себя Богу человек. Также его кандидатуру на столь ответственный пост должны одобрить священники высшей епархии. Настоятелем монастыря может быть игумен разных рангов. Как от самого низшего, так вплоть до епископа.

Еще одной главной обязанностью настоятеля является посвящение в монахи. Он, помимо всего прочего, должен вести в своем храме священослужения.

И именно настоятель монастыря назначает монахов на разные должности на свое усмотрение.

Женский и мужской храмы. Настоятели

Обязанности главы в женском и мужском монастырях несколько разные. Так как игуменья не имеет права, согласно христианской вере, проводить обряды священнослужения.

Исходя из этого, стоит подробнее рассмотреть, чем именно должен заниматься настоятель мужского монастыря.

Игумен, в отличие от игуменьи, обязан проводить все церковные обряды. От также имеет право исповедовать людей. Это не имеет права делать настоятельница женского монастыря. В случае преждевременной кончины или болезни игумена его обязанности возлагаются на казначея на временных основаниях. После чего духовенство рассматривает новые кандидатуры на освободившийся пост и принимает решение.

Также следует отметить, что роли настоятеля католической и православной церкви несколько отличаются друг от друга. В чем именно? Особенности каждого мы рассмотрим далее.

Кто такой настоятель католического монастыря?

С течением веков роль храмов в католическом христианстве несколько раз видоизменялась. В какое-то время монастыри перестали быть просто общинами для монахов. Они стали территориально-административными единицами. И правящий настоятель в них отвечал уже не только за благоустройство своей общины, ему принадлежали все земли, которые подпадали под его управление. Следовательно, должность из церковной превратилась в общественную, куда многие правители разных чинов пытались пристроить своего родственника.

То есть можно смело утверждать, что настоятель католического монастыря или, как их еще принято называть, аббат стал не только духовной, но и коммерческой личностью. Изначально аббатами называли исключительно настоятелей. Но со временем так стали именовать всех монахов. По иерархии католической церкви аббаты выполняли разные обязанности. Одни не подчинялись никому и управляли монастырями на свое усмотрение, другие же, наоборот, без указаний вышестоящих епископов не могли ступить и шагу. Еще одной особенностью было то, что аббатами могли быть представители знати. Также в церкви существовали звания военных монахов и разные ордена.

Православный храм. Игумен

Настоятель православного монастыря, в отличие от своего коллеги, должен был вести аскетичный образ жизни. Он не имел права владеть каким-либо имуществом. Также православная церковь всегда выступала за мир. Поэтому настоятель монастыря ни в коем случае не должен был иметь никакого отношения к военным действиям, кроме того, что должен был помогать раненным. Отсутствовали звания святых воинов и орденов. Главной задачей настоятелей было поддержание монастыря и забота о его обитателях. За все свои действия и финансовые расходы он должен был отчитываться перед вышестоящими служителями.

Никаких важных решений, в отличие от своих коллег, он сам не принимал. И уже только со временем настоятелям разрешилось самостоятельно распоряжаться доходами монастыря. Поступления могли быть не только внешними, но и внутренними. Монахи, которые сами занимались и ремесленничеством, и земледелием, скотоводством, все заработанные деньги отдавали в общий доход храма.

Заключение

Теперь вы знаете, кто такой настоятель. Рассмотрев обязанности и особенности глав разных храмов, можно сделать вывод, что к какой бы церкви они ни относились, главной их целью было и есть служение Богу и облегчение жизни другим монахам.

Слово на Крещение Господне святого праведного старца Алексия (Мечева)

Перенесемся мыслию, дорогие, на то священное место, где совершилось Крещение Господа нашего Иисуса Христа. И вот нашему взору предстает глубоко поучительная, дивная, полная Божественного величия картина Иорданского события. Когда Иисусу Христу минуло 30 лет, Он пришел к Иордану, где Иоанн крестил народ, и сказал, что Он тоже пришел креститься. Бог открыл Иоанну, Кто был подошедший к нему, и он воскликнул: «Мне надо креститься от Тебя». Но Иисус ответил: «Не удерживай Меня, ибо так должны мы исполнить волю Божию». При этих словах Он сошел в воду, и когда Он погрузился, то открылось небо и Святой Дух сошел на Него в виде голубя, послышался Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Иоанн крестил народ крещением покаяния. Но неужели и у Безгрешного, Святейшего Богочеловека Иисуса Христа были грехи, были такие привычки? Разумеется, нет. У Него не было грехов. Ему не в чем было каяться… Да, у Него не было Своих личных грехов, но на Его Божественной совести тяготел мировой грех. Основатель Нового Царства, основа которого – самоотверженная любовь, по которой познаются члены этого Царства, с самого начала Своего служения дает миру образец этой любви. Как пастырь, когда пред ним кается грешник — духовный сын, берет на себя его сердечные, покаянные боли и возносит эти плачи к Господу как бы свои собственные, так и Христос, Божественный Пастырь, когда застонала Палестина покаянными воплями, Всевидящим Оком Своим видя всю пучину греховного мира, преклонил Свою Главу под руку Предтечеву, слагая под нее Свою молитву об этом покаянии и очищении мира греховного. Вот, дорогие, как надо любить ближних! Надо страдать его скорбями, болеть его болезнями. Дивное зрелище! Царь Вселенной крещается от раба, Творец морей и вод нуждается в воде крещения, Содержащий рукою всю тварь преклоняется под руку Предтечеву. И все – нас ради, человек! Бог умаляется паче всех сынов человеческих. Вот какова Христова любовь. Вот в чем закон, вот в чем правда сей любви.
Любить ближнего можно не иначе и не прежде, чем в нашем сердце будет попрано всякое самолюбие, всякая гордость. Тот, кто не умеет смиряться перед рабом своим ради спасения ближнего, кто не умеет забывать своей личности, когда дело идет о благе ближнего, тот не имеет в себе духа истинного смирения, а где нет смирения, не может быть никакой добродетели. А тут, как бы желая усилить страдания Иисуса Христа, Сам Бог Отец вещает с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих», а Дух Святой нисходит в виде голубя. И Сей-то Истинный Сын Божий, полнота Духа Святого смиряется, научая и всех нас этому смирению. Идем, дорогие, да узрим Христа Избавителя, от Предтечи крещаемого в струях Иорданских; придите, встретим явившегося Владыку. Аминь.






Иерей Никифор. Первым настоятелем Храма Воскресения Христова села Вешнякова был иерей Никифор. О нем известно только то, что его дом находился рядом с храмом. Священник Петр Семенович Воскресенский. При о. Петре и церковном старосте Е.Н. Кокорине в 1848 году храм полностью расписан и заново освящен. Священник Константин Петрович Зверев (1846-1918 гг.) Родился в Подмосковье в многодетной семье. После учебы в Вифанской семинарии (1863-68гг.), в 1869 году он поступает псаломщиком в храм Николы Красный звон на Ильинке. В этом же году венчается с Анной Русовой. В 1872 году святителем Московским Иннокентием (Вениаминовым) рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Вешняковского храма. В 1875 году усердием о. Константина в Вешняках открывается церковно-приходская школа, в которой обучались 150 мальчиков, а так же 40 девочек учились рукоделию. В 1880 году верхний летний храм был полностью отреставрирован и заново освящен преосвященным Амвросием (Ключаревым), епископом Дмитровским. Усердное служение и активная приходская деятельность отца Константина не остались не замеченными как у священноначалия, так и у светских властей. В 1890 году он переводится настоятелем в храм св. Александра Невского при доме московского генерал-губернатора. А в 1891 году генерал-губернатором г. Москвы назначается Великий князь Сергей Александрович. Между ними, без сомнения, установились подлинно христианские, духовные отношения. Когда в 1905 году террористы убивают Сергея Александровича, по просьбе св. прмц. вел. кн. Елисаветы Федоровны о. Константин со всем причтом переводится в церковь Петра и Павла Малого Николаевского Кремлевского дворца, чтобы служить заупокойные службы у могилы убиенного Великого князя. У отца Константина и матушки Анны было четверо детей: Арсений, Кассиан, Василий и дочь Варвара. Арсений стал чиновником, Кассиан – офицером, он был убит в 1914 году, а Василий (Будущий священномученик Петр (Зверев)) – священнослужителем. Священник Андрей Семенович Розонов (1825-1893 гг.) С 1890г. по 1893г. настоятелем храма был священник Андрей Розанов. Преосвященный Иоанн(Василевский), епископ Бронницкий. (1863-1931). В 1893 году настоятелем храма назначается иерей Иоанн Александрович Василевский. Он был заведующий и законоучителем в Выхинской церковно-приходской школе, а также законоучителем в Выхинской земской школе. На 25-летие служения в священническом сане церковный совет и прихожане подарили о. Иоанну золотой наперстный крест и торжественно поднесли юбилейный адрес. Вот его текст: Ваше Благословение Честнеший отец Иерей Иоанн Александрович! По случаю исполнившагося двадцатипятилетия служения Вашего в священническом сане, мы прихожане храма Воскресения Христова, в Вешнякове, считаем долгом принести Вам сердечное наше поздравление и глубоко благодарить Вас за Ваши постоянные заботы, как о благолепии сказанного храма, так и о торжественности совершаемых в нем богослужений. Вознося молитвы наши о ниспослании Вам от Бога сил и здоровья в дальнейшем Вашем служении, позволяем просить Вас, многоуважаемый отец настоятель, не оставлять нас в Ваших молитвах пред престолом Господа Вседержителя. Почтительнейше просим вас принять от нас на добрую и молитвенную память золотой наперстный крест в знак глубокого к Вам нашего уважения. с. Вешняково 27 июня 1910 года. Подписи:Церковный староста Иван Храменков, Иван Федорович Смирнов, Федор Федорович Коликов, Алексей Тарасович Голубков, Андрей Николаевич Демин, Антон Матвеевич Соколов, Николай Кокорин, Регент А. Марков и другие… Одновременно с настоятельством о. Иоанн нес послушание духовника 1-го округа благочиния. В 1918 году о. Иоанн заканчивает Московскую духовную академию. В том же году скончалась супруга о. Иоанна – Любовь Егоровна. 7 октября 1923г. Святейшим. Патриархом Тихоном, который летом того же года только вышел из-под ареста, протоиерей Иоанн был рукоположен, во епископа Бронницкого, викария Московской епархии. Владыка Иоанн продолжал жить и служить в Вешняках. В 1925 году в Вешняках он рукополагает диакона Иоанна Гавриловича Плеханова во пресвитера Владыка Иоанн скончался 4 марта 1931 года. Отпевание состоялось в Вешняковском храме. Возглавил отпевание митрополит Сергий (Старогородский), ему сослужили архиепископ Великоустюжский Софроний, епископ Подольский Иннокентий и епископ Кимрский Иоанн. Похоронен владыка в семейной могиле на Вешняковском кладбище с левой стороны алтаря. протоиерей Николай Андреевич Величкин (1874-1935(?)гг.) В 1930-х годах настоятелем храма был протоиерей Николай Андреевич Величкин Точная дата смерти о. Николая и обстоятельства его смерти неизвестны. Похоронен он за алтарем храма. На кресте дата смерти явно ошибочна. Вероятно всего, что умер он во время войны. Священник Николай Фрязинов Восстановление храма после его возвращения Церкви возглавил настоятель отец Николай Фрязинов (с 1946 по 1962 гг.). Священник Павел Митрофанович Максимов С 1962 года по 1970 гг. настоятелем храма был отец Павел Митрофанович Максимов, а старостами были братья Александр и Андрей Максимовы. Их усердие в деле возрождения святыни было отмечено Патриаршими наградами. протоиерей Виктор Сергеевич Дмитриев С 1973 года по 1981 год настоятелем храма был протоиерей Виктор Сергеевич Дмитриев. протоиерей Матфей Грицак (1929 – 2006гг) В 1981 году настоятелем Успенского храма в Вешняках был назначен протоиерей Матфей Грицак Родился в с. Нанково, Закарпатской области. С 1948 по 1952 гг. был послушником в Свято-Николаевском монастыре в селе Нанково. С 1952 по 1956 гг. обучался Волынской духовной семинарии г. Луцка. Затем учился Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях. В 1963 году отец Матфей защитил кандидатскую диссертацию. С 1963 по 2002 год отец Матфей поочередно нес послушания настоятеля в пяти храмах. После ухода за штат в 2002г. и до своей кончины он продолжал служить по воскресным и праздничным дням в Успенском храме. Скончался о. Матфей 22 января 2006 года, похоронен за алтарем Успенского храма. Преосвященный епископ Никон (Миронов) В октябре 2002 года настоятелем храма назначен Преосвященный епископ Никон (Оле́г Васи́льевич Миронов). Родился 26 мая 1960 года в посёлке Заречный Смоленского района Алтайского края в крестьянской семье. 24 апреля 1983 года епископом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) был рукоположен в сан диакона. В 1984 году поступил на заочный сектор Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1987 году. 19 декабря 1984 году пострижен в монашество с именем Никон. 6 января 1985 года рукоположен в сан иеромонаха. 20 июня 1989 г. был назначен настоятелем Покровского кафедрального собора города Воронежа с возведением в сан архимандрита. 21 июля 1993 года в Московском Богоявленском кафедральном соборе Патриарх Алексий II в сослужении архиереев совершили хиротонию архимандрита Никона во епископа Задонского, викария Воронежской епархии. 26 февраля 1994 г.был назначен Священным Синодом на Екатеринбургскую кафедру. 19 июля 1999 года был почислен на покой, согласно поданному прошению. С 2002 по 2013г являлся настоятелем Успенского храма в Вешняках. В 2003 году начинается ремонт храма. Укрепляется фундамент, крыша покрывается медью, проводится полное поновление храмовой живописи. Также был отлит новый набор храмовых колоколов. В 2013 году владыка Никон (Миронов) назначается Священным Синодом епископом Добрянским, викарием Пермской епархии. 17 июля 2013 года Святейший патриарх Кирилл подписал указ об освобождении владыки Никона от настоятельства над нашим храмом. В этот же день настоятелем назначается Высокопреосвященнейший

Пробст, начальник, приор, аббат, архимандрит, кюре, игумен, шанцзо, монах, киновиарх Словарь русских синонимов. настоятель игумен Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

НАСТОЯТЕЛЬ, я, муж. 1. Начальник, управляющий православного или католического мужского монастыря. 2. Старший священник в православной церкви. | прил. настоятельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

В Православной церкви старший клирик прихода или монастыря. В современной Русской церкви настоятель храма имеет сан протоиерея (если он является лицом белого духовенства) или иерея. Согласно пп. 18 и 19 Главы XI Устава РПЦ (от 2000), «во главе… … Википедия

настоятель - я, м. 1) Начальник мужского монастыря; игумен. Старичка отправили тотчас же в монастырь... в Суздальский, где настоятелем и комендантом был отец Мисаил (Л. Толстой). 2) Старший священник собора или приходской церкви. Ничего с этим дураком не… … Популярный словарь русского языка

Настоятель - старшее духовное лицо в монастыре или храме. Настоятеля мужского монастыря называют архиереем, а женского – игуменьей. Настоятель представляет административную церковную власть … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

настоятель - НАСТОЯТЕЛЬ1, я, м Священнослужитель в русской православной церкви, управляющий причтом и приходом какого либо храма, назначаемый на эту должность епархиальным архиереем. Таким образом в Алабинской церкви причет и подсобные служащие были… … Толковый словарь русских существительных

М. 1. Глава мужского христианского монастыря; игумен (в православии). 2. Старший священник собора или приходской церкви. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Настоятель, настоятели, настоятеля, настоятелей, настоятелю, настоятелям, настоятеля, настоятелей, настоятелем, настоятелями, настоятеле, настоятелях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Настоятель - старшее духовное лицо в монастыре, храме … Православный энциклопедический словарь

настоятель - Заимствование из старославянского, в котором образовано как калька с греч. epistatos, где epi – на, states – тот, кто стоит … Этимологический словарь русского языка Крылова

Книги

  • Настоятель и прихожане
  • Настоятель и прихожане , Протоиерей Сергий Филимонов. Эта книга рассказывает о том, как по Богу управлять церковной общиной, как старшие и младшие, начальники и подчиненные соработничают ради Христа. Это обобщение и опыта Церкви, и собственного…

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы