Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Служба безопасности может включать следующие основные подразделения: режимное; сыскное; охранное; техническое; информационное; аналитическое. Режимное подразделение создается, когда предприятие располагает коммерческой тайной или в его деятельности большое значение имеет иная информация конфиденциального характера.

На подразделение возложены, как правило, следующие функции:

Определение состава сведений, представляющих собой коммерческую тайну;

Подготовка инструкций о порядке работы с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной;

Допуск сотрудников к работе с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной;

Организация и ведение закрытого делопроизводства;

Учет документов, содержащих коммерческую тайну, а также фактов ознакомления с ними;

Оценка документов, материалов, образцов, выходящих за пределы предприятия, на наличие в них сведений для служебного пользования, коммерческой тайны;

Контроль за выполнением требований режима работы, посещений предприятия.

Особый режим работы вводится, в частности, в служебных помещениях, где находятся сотрудники, имеющие дело с информацией ограниченного распространения; в помещениях производственного назначения, если коммерческую тайну составляют образцы или технологическая информация.

Режимное подразделение взаимодействует с аналитическим подразделением службы безопасности в части, касающейся определения состава сведений, подлежащих закрытию, и мер их защиты. Она получает от него сведения о характере взаимосвязи коммерческой тайны с другими служебными сведениями, позволяет составить представление о коммерческой тайне по параметрам и характеристикам, которые сами по себе к категории коммерческой тайны не относятся.

Взаимодействие с охранным подразделением осуществляется по вопросам посещений предприятия.

Совместно с техническим подразделением службы безопасности решаются вопросы использования технических средств для осуществления режимных мероприятий, контроля за доступом к документам, иным носителям конфиденциальной информации.

Контакты с информационным подразделением службы безопасности необходимы по вопросам фиксации объема осведомленности сотрудников, создания автоматизированной системы в интересах режимного подразделения.

Вместе с сыскным подразделением расследуются факты утечки информации.

Необходимо сотрудничать со всеми подразделениями предприятия по вопросам организации в них режима секретности проводимых работ.

Сыскное подразделение создается прежде всего при значительном объеме работ, связанных с выполнением функций сыска, когда имеются основания полагать, что предприятие может стать объектом промышленного шпионажа.


Это подразделение выполняет следующие функции:

Занимается проверкой физических лиц и социальных организаций, попадающих в поле зрения службы безопасности предприятия;

Ведет изучение отдельных сотрудников, клиентов предприятия, жителей ближайшего окружения, в действиях которых содержатся угрозы безопасности предприятия;

Занимается разработкой и проведением специальных мероприятий в отношении предприятий-конкурентов.

Сыскное подразделение взаимодействует:

С кадровым аппаратом - при проверке кандидатов на работу, а в случае надобности - и персонала фирмы;

Со всеми подразделениями предприятия по вопросам расследования фактов криминальной конкуренции;

С правоохранительными органами, службами безопасности других предприятий, с частными детективными агентствами.

Охранное подразделение создается в случаях, когда необходимо ограничить или исключить посещение предприятия посторонними лицами, если в помещениях имеются материальные ценности (оборудование, вычислительная, множительная техника) или финансовые средства, проводятся работы закрытого характера, хранятся секретная информация или предметы, содержащие коммерческую тайну.

Основными объектами охраны являются руководители и сотрудники предприятия, офисы, складские помещения, производственные цеха, транспортируемые грузы, финансовые средства.

В функции охранного подразделения входят:

- охрана зданий, сооружений, помещений;

- физическая охрана руководителей предприятия, отдельных лиц из числа сотрудников;

- разработка и осуществление пропускного режима;

- охрана грузов при их транспортировке;

- выявление угроз безопасности охраняемым объектам.

Важную роль в работе этого подразделения играет учет посещений, дежурств и происшествий в специальных журналах. В них фиксируются наблюдения, результаты контрольных проверок, замечания, жалобы, факты срабатывания охранной сигнализации, распоряжения, происшествия.

В составе охранного подразделения иногда создается мобильная группа, прибывающая на место происшествия в случае угрозы жизни и здоровью сотрудников предприятия или в иных, заранее определенных ситуациях.

Охранное подразделение взаимодействует прежде всего с техническим подразделением по вопросам оборудования охранной, противопожарной и иной сигнализацией, ее обслуживания и ремонта.

От сыскного подразделения оно получает сведения, характеризующие обстановку в окружении охраняемого объекта.

Взаимодействие с аналитическим подразделением необходимо в прогнозировании обстановки вокруг охраняемого объекта. Важно также установить сотрудничество с расположенным поблизости подразделением органов внутренних дел.

Численность охранного подразделения зависит от количества и состава охраняемых объектов, решаемых задач, режима охраны (круглосуточный, ночной) и работы его сотрудников (обычно в течение суток или 12 часов).

Техническое подразделение необходимо, когда имеются основания предполагать, что в отношении объектов предприятия будут использоваться технические средства разведки, когда безопасность предприятия обеспечивается преимущественно с помощью технических средств - охранной и противопожарной сигнализации, средств видеонаблюдения и т.п.

Техническое подразделение целесообразно создавать отдельно, если имеются, по крайней мере, два других подразделения службы безопасности, использующих в своей работе технические средства.

Техническое подразделение осуществляет:

Разработку инженерно-технической и технической стороны системы защиты предприятия;

Заказ, приобретение, установку и настройку технических средств защиты (сигнализации, видеонаблюдения, связи, пожаротушения);

Мелкий и средний ремонт техники, профилактические мероприятия;

Экспертизу рынка технических средств защиты; техническое обеспечение мероприятий сыскного подразделения;

Мероприятия по выявлению фактов применения технических средств промышленного шпионажа, а также противодействию ему с использованием технических средств.

Взаимодействие с информационным подразделением требуется для проведения работ по присвоению категории объектам вычислительной техники, использованию средств защиты от утечки информации по техническим каналам.

Совместно с охранным подразделением решаются вопросы, связанные с разработкой концепции охраны, установкой различного рода технических средств, а с сыскным подразделением - технического обеспечения проводимых специальных мероприятий.

Нужно также сотрудничать с другими подразделениями предприятия, особенно при проведении мероприятий по выявлению фактов применения технических средств промышленного шпионажа и противодействию ему.

Информационное подразделение создается при наличии существенного объема данных, имеющих значение для защиты предприятия, и сложных процедур их обработки в течение ограниченного времени.

Это подразделение ведет:

Сбор, накопление, хранение и обработку информации, имеющей значение для защиты бизнеса, в том числе в интересах других подразделений службы безопасности;

Разработку и развитие информационной системы службы безопасности;

Программных средств защиты информации. Информационное подразделение взаимодействует с другими информационными системами предприятия и сторонними организациями. Сведения могут поступать из всех подразделений предприятия, в том числе из других подразделений службы безопасности, специализированных информационных организаций, как частных, так и государственных. Зачастую целесообразно использовать также данные из открытых источников.

В некоторых крупных российских фирмах и банках информационные подразделения службы безопасности занимаются исключительно сбором сведений о зарубежных компаниях, используя, в частности, такие источники, как информацию торговых палат, консульских отделов посольств, банков-корреспондентов. Учитывая невысокие качество, полноту и оперативность, значительную стоимость информации при такой организации работы, следует признать ее недостаточно эффективной.

Предпочтительным представляется обращение за сведениями о зарубежных фирмах к специализированным информационным организациям.

Аналитическое подразделение создается в случае наличия многоплановых угроз безопасности предприятия, множественности возможных субъектов криминальной конкуренции.

Основные функции аналитического подразделения:

Разработка концепции защиты бизнеса, ее стратегии; анализ угроз безопасности предприятия;

Выявление вероятных субъектов криминальной конкуренции; постановка задач перед другими подразделениями службы безопасности;

Аналитическое обеспечение мероприятий по локализации последствий конкретных фактов криминальной конкуренции. Аналитическое подразделение получает информацию непосредственно от руководителей предприятия и службы безопасности, информационного подразделения службы безопасности.

Аналитическая работа предполагает построение моделей в сфере безопасности предпринимательства (методик различного рода обследований, расчета возможного ущерба от утечки информации, продажной стоимости коммерческой тайны; методики управления безопасностью коммерческой тайны и предпринимательства) и проведение исследований с использованием указанных моделей и методик.

При отсутствии аналитического подразделения его функции выполняют начальник службы безопасности и руководители предприятия.

С целью нейтрализации экстремальных ситуаций, а затем и устранения угрозы для безопасности предприятия может быть создана специальная группа особо доверенных лиц. Она должна действовать на постоянной основе. В ее состав входят глава предприятия, руководители филиалов, финансовый директор (главный бухгалтер), начальник и юрисконсульт службы безопасности. В отдельных случаях в решении конкретных вопросов могут участвовать и пользующиеся доверием представители правоохранительных органов.

К основным функциям группы относятся:

Оценка экстремальных обстоятельств;

Принятие решений по выходу из кризиса;

Управление деятельностью предприятия в экстремальных условиях;

Разработка подходов к разрешению чрезвычайных ситуаций, основных принципов деятельности в целях защиты;

Определение возможных затрат, состава и содержания проводимых мероприятий.

При проведении заседаний группы действует принцип конспирации. Вместе с тем о содержании принимаемых решений в пределах допустимого нужно обязательно информировать коллектив фирмы.

Деятельность каждого из подразделений службы безопасности в большей или меньшей степени требует юридической поддержки, особенно в условиях нестабильности российского законодательства. В этой связи в штат службы безопасности на предприятии часто включают юрисконсульта, специализирующегося на вопросах защиты бизнеса от криминальной конкуренции.

Некоторые предприятия, не испытывающие финансовых проблем, создают собственные службы инкассации, прежде всего в составе подразделений охраны службы безопасности. Существуют и частные службы инкассации, хотя хорошее техническое оснащение и высокая зарплата работников этих служб не всегда гарантируют высокое качество. Поэтому предпочтительным является использование возможностей Российского объединения инкассации - государственного хозрасчетного подразделения Центробанка России

(Росинкас), услуги которого отличаются гарантированной поддержкой со стороны милиции; наличием у сотрудников специальной подготовки; жесткой регламентацией деятельности в любой, даже внештатной ситуации; периодической ревизией деятельности; обязательным страхованием перевозимых грузов.

В настоящее время нередко в одном здании размещается несколько предприятий. В таком случае создается, как правило, единая служба безопасности, которая ведает пропускным режимом, охраной помещений и сотрудников всех находящихся в этом здании

предприятий.

В связи с криминализацией кредитно-финансовой сферы в коммерческих банках создана система внутреннего контроля. Соответствующее самостоятельное подразделение, подчиненное непосредственно главе банка, должно контролировать как операции банка, чтобы не допустить слишком рискованных сделок, так и деятельность отдельных его сотрудников.

Служба внутреннего контроля банка обладает следующими правами:

Получает необходимые для проведения проверки документы: приказы и распорядительные документы, бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы;

Определяет соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками банка, требованиям действующего законодательства;

Входит в помещение проверяемого подразделения, в помещения, используемые для хранения документов, наличных денег и ценностей, в компьютерный зал с обязательным привлечением руководителя либо сотрудника проверяемого подразделения;

Выдает временные (до решения руководства банка) предписания о недопущении действий, результатом которых может стать нарушение федерального или банковского законодательства, принятие на себя чрезмерных рисков.

Имеются факты создания служб безопасности, детективных агентств преступными структурами для получения легального доступа к оружию и в целом для прикрытия противоправной деятельности. В отдельных случаях у сотрудников СБ правоохранительные органы обнаруживают незарегистрированное оружие.

Такого рода службы безопасности насчитывают большое число сотрудников. Так, в печати приводились данные о том, что служба безопасности финансовой группы «Мост» (В. Гусинский) насчитывала более 600 человек. Это намного больше, чем реально требуется для обеспечения безопасности банка, даже самого крупного. Высказываются опасения, что цели создания такой мощной вооруженной группировки не исчерпываются обеспечением защиты предпринимательства, и она может быть использована для решения задач разведки либо для достижения политических целей. Отдельные авторы пытаются обосновывать, что подобного рода структуры через имеющуюся у них информацию, финансовые ресурсы, возможность проведения независимой экспертизы, право выхода с законодательной инициативой, референтные (лоббистские) группы в инстанциях могли бы стать серьезными рычагами власти на уровне отдельного региона.

В связи с этим задача государственных органов заключается в пресечении попыток использовать негосударственные структуры безопасности в политических целях и, в частности, в контроле за численностью СБ фирм. Так, возможно использование соответствующих организационных нормативов, которые бы связывали, например, численность персонала фирмы с количеством сотрудников фирменной полиции.

Анализ работы подразделений служб безопасности показывает, что значительное место в ней занимает взаимодействие, в том числе с внешними организациями, предприятиями, правоохранительными органами. Это, например, необходимо в таких случаях, как постановка офиса на сигнализацию в местном отделении милиции, организация поста охраны, заключение соглашения об обмене информацией по вопросам безопасности, взаимной помощи в экстремальных ситуациях, проведение регулярных совещаний с представителями служб безопасности других предприятий, частных детективных и охранных агентств. Такого рода соглашения заключаются на двусторонней или многосторонней основе.

Основные организационные структуры внутрифирменного управления защитой предпринимательства представлены на рис. 1.

Служба безопасности предприятия: ее цели, принципы и задания

Все многообразие структур и форм деятельности служб безопасности можно условно подразделить на два основных вида:

входящие в структуру предприятий и полностью содержащиеся за их счет;

существующие как самостоятельные коммерческие или государственные организации и нанимаемые предприятием для выполнения функций по обесᴨȇчению некотоҏыҳ асᴨȇктов его безопасности.

Организационная структура служб ᴨȇрвого вида может представляться многофункциональной службой предприятия, решающей весь комплекс проблем его безопасности. Она присуща, как правило, крупным, финансово стабильным организациям: коммерческим банкам, инвестиционным фондам, финансово-промышленным группам, использующим собственный ᴨȇрсонал и технические средства.

Ко второму виду относятся структуры, сᴨȇциализирующиеся на оказании услуг в сфере безопасности. Они могут решать широкий круг вопросов: от комплексной защиты предприятия до выполнения конкретных функций (например, выявление подслушивающих устройств, охрана транзитных ᴨȇревозок, личная охрана сотрудников). В ряде случаев предприятию оказывается экономически выгоднее привлечь для выполнения некотоҏыҳ функций безопасности сᴨȇциализированную организацию, чем содержать собственную структуру. То же можно отнести и к привлечению, например, частных фирм в разрешении проблем, связанных с угрозами безопасности предприятия, в частности с угрозами, обусловленными техническим проникновением: выявление подслушивающих устройств, контроль эфира, особенно в тех случаях, когда нужны разовые мероприятия подобного рода. Учитывая весьма высокую стоимость аппаратуры, необходимой для выявления угроз технического проникновения, экономически целесообразней оказывается наем сᴨȇциалистов из сторонней организации, чем содержание на предприятии соответствующего оборудования и штата сотрудников. При этом еще следует учитывать значительные затраты на профилактику этой техники, ее обслуживание и обновление взамен морально устаревшей, обучение ᴨȇрсонала.

В данной лекции речь пойдет о службах безопасности предприятия.

В соответствии с типовым положением, высшим органом управления любым акционерным предприятием является общее собрание акционеров. Наряду с выработкой генеральной цели и принципиальных направлений деятельности, экономической и технической политики предприятия, как это и предусмотрено положением, прерогативой общего собрания, по-видимому, должно быть также определение потребности в обесᴨȇчении безопасности, санкционирование организации, установление объемов и источников финансирования этой деятельности. Однако типовые положение и устав акционерного предприятия такие полномочия общего собрания не предусматривают. Например, в работе рекомендуется установить ᴨȇречень сведений, составляющих коммерческую тайну, определить порядок и условия ᴨȇредачи коммерческой информации другим физическим и юридическим лицам, определить основы системы защиты объектов, входящих в АО.

Типовые учредительные документы также регламентируют, что в ᴨȇриод между общими собраниями акционеров полномочным органом управления является совет директоров, возглавляемый генеральным директором АО. Именно генеральный директор должен обладать всей полнотой полномочий по обесᴨȇчению безопасности АО и в пределах свой комᴨȇтенции:

§ утверждает порядок организации работ но обесᴨȇчению безопасности АО и контролирует ее состояние;

§ устанавливает порядок регулирования отношений в области защиты АО во всех сферах деятельности и на всех уровнях его управления;

§ применяет меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, не обесᴨȇчившим надежную защиту объектов АО;

§ вправе делеᴦᴎҏовать часть своих полномочий по обесᴨȇчению безопасности другим должностным лицам АО.

Координация работ по обесᴨȇчению безопасности на уровне функциональных служб должна возлагаться на правление АО в пределах комᴨȇтенции, определяемой уставом общества.

Синтез системы, практическая реализация ее функций должна находиться в комᴨȇтенции сᴨȇциальных подразделений службы безопасности АО. Состав таких функций может быть расширен за счет комплексов задач прогнозирования, выявления и оценки угроз безопасности, структуризации задач защиты, их оптимизации, технико-экономической оценки и выбора предпочтительного варианта обесᴨȇчения безопасности.

Проведенные сопоставления результатов деятельности служб безопасности показали, что наиболее эффективно они функционируют там, где решение проблем безопасности постоянно находится в сфере внимания ᴨȇрвых руководителей, увязывается ими с результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно на этих предприятиях руководитель службы безопасности обладает максимально возможным кругом полномочий, позволяющим оказывать влияние на различные области деятельности объекта, как того требуют интересы его безопасности. Так, на крупных предприятиях, где служба безопасности состоит из нескольких подразделений, выполняет различные функции по охране, сыску, анализу реальных и потенциальных угроз, ее руководитель, как правило, является одновременно и заместителем генерального директора, а на объектах с повышенной системой защищенности -- и ᴨȇрвым заместителем. Используются и другие варианты построения организационной структуры, при котоҏыҳ в аппарате управления выделяется должность сᴨȇциального директора по безопасности. Он руководит службой безопасности, включающей службу охраны, сᴨȇциальные системы связи и информации, противопожарные службы, сᴨȇциальные группы реаᴦᴎҏования.

Но даже и в тех случаях, когда служба безопасности хотя и немногочисленна (в малых формах бизнеса), но рационально организована, положение ее руководителя позволяет принимать самостоятельные решения в рамках своей комᴨȇтенции и своевременно реаᴦᴎҏовать на возникающие угрозы безопасности предприятия, т. е. его статус на объекте выделен и поддержан руководством. Это выражается в разработке таких функциональных обязанностей руководителя службы безопасности, которые закрепляют его особое положение. Например, ему подчиняются другие, равные по штатному уровню руководители, в решении кадровых вопросов. Этот статус может проявляться и в том, что руководитель службы безопасности наделен определенными запретительными правами по отношению к другим службам предприятия на ᴨȇреговорах с клиентами, правами санкционирования выбора клиентов и соисполнителей.

Что касается собственно организационной структуры службы безопасности, то в процессе исследований получилось выявить определенную закономерность ее построения в зависимости от следующих факторов (рис. 1).

Рис. 1 - Факторы, влияющие на особенности построения организационной структуры службы безопасности промышленного предприятия

Особенности построения организационной структуры службы безопасности зависят от:

характера и масштабов производственной деятельности предприятия (особенности выпускаемой продукции и прогрессивность применяемых технологий, наличие товаров-новинок, патентов и лицензий, производственная мощность, численность работающих, темпы технического развития);

рыночной позиции предприятия (темпы развития отрасли, к которой относится предприятие, вид кривой жизненного цикла, динамика его продаж и доля рынка, наличие стратегических зон хозяйствования, уровень конкурентоспособности товаров и услуг, репутация в деловых кругах, имидж и гудвил);

достигнутого уровня финансовой состоятельности (общая экономическая рентабельность, рентабельность капитала и продукции, платежеспособность, уровень деловой активности, инвестиционная привлекательность);

наличия субъектов сᴨȇциальной защиты (носители государственной или коммерческой тайны, крупные материальные ценности, Экологически опасные производства, взрыво- и пожароопасные участки и т. п.);

наличия конкурентной среды (активность конкурентов и криминалитета).

Кроме отмеченных объективных факторов на выбор структуры службы безопасности могут воздействовать и факторы субъективного порядка. Например, наличие свободных финансовых ресурсов, которые можно направить на обесᴨȇчение безопасности, или субъективное мнение руководителя предприятия, считающего, что затраты на службу безопасности себя не окупают и в связи с этим в ее организации нет необходимости.

Разумеется, представить универсальную структуру службы безопасности того или иного предприятия -- объекта защиты -- будет весьма сложно из-за многообразия форм проявления на нем отмеченных факторов. Однако, по-видимому, можно говорить о некотором наборе типовых направлений деятельности служб безопасности, исходя из условного деления множества объектов защиты на следующие группы:

крупные финансово-промышленные группы и акционерные общества с частным и смешанным капиталом;

государственные производственные объединения;

акционерные и частные коммерческие структуры (крупные, средние, мелкие).

Первое направление -- юридическая безопасность предпринимательской деятельности, под которой следует понимать юридически корректное оформление прав, порядка и условий осуществления этой конкретной деятельности (устава, регистрационных документов, прав собственности на имущество, патентов, лицензий, арендных и контрагентских договоров, соглашений, ведение бухгалтерской документации и др.). Необходимость разработок и реализации соответствующего комплекса задач достаточно очевидна в условиях несовершенной нормативно-правовой базы предпринимательства и его безопасности.

Второе -- физическая безопасность субъектов предпринимательской деятельности. В качестве объектов следует при этом рассматривать как сам вид предпринимательской деятельности, так и ресурсы предпринимателя: финансовые, материальные, информационные. Отдельного рассмотрения требует безопасность трудовых и интеллектуальных ресурсов: ᴨȇрсонала, акционеров и работников предприятия.

Третье -- информационная (информационно-коммерческая) безопасность , защита информационных ресурсов хозяйствующего субъекта, а также объектов его интеллектуальной собственности. Коммерчески значимая информация может быть связана со всеми теми объектами, которые упоминались при рассмотрении физической безопасности.

Одно из важнейших по значимости -- четвертое направление -- это вопросы безопасности людей, ᴨȇрсонала: охрана труда и техника безопасности, производственная санитария и экология, асᴨȇкты психологии деловых отношений, вопросы личной безопасности сотрудников и членов их семей.

Следует отметить, что универсального способа или методики выбора структуры службы безопасности до настоящего времени не предложено, хотя практическая потребность в этом очевидна.

Исходя из проведенных обобщений в организации службы безопасности, можно предложить следующий укрупненный алгоритм выработки решений по ее структуризации применительно к особенностям деятельности того или иного хозяйствующего субъекта:

шаг 1 -- принимается некоторое состояние объекта, фиксированное во времени, и определяются его жизненно важные интересы на этот самый момент;

шаг 2 -- определяются наиболее вероятные для данного объекта угрозы его безопасности;

шаг 3 -- оценивается стеᴨȇнь риска при реализации каждого вида угроз, которые ранжируются по стеᴨȇни вероятного ущерба в случае их проявления;

шаг 4 -- разрабатывается план реализации соответствующих мероприятий по локализации каждой из угроз с оценкой потребности в ресурсах, а значит, и предполагаемых затрат;

шаг 5 -- исходя из сопоставления наличных ресурсов и предполагаемых затрат на реализацию функций и задач комплексной системы защиты по каждой из выявленных угроз, формируется служба безопасности;

шаг 6 --в зависимости от изменения характера вновь возникающих угроз и ресурсных возможностей предприятия, на основе постоянного анализа всех этих составляющих корректируются структура и задачи службы безопасности

Итак, можно обобщить, что предложенная концептуальная организация управления системой безопасности, имеющая ярко выраженную вертикаль подчиненности и взаимной ответственности, исходит из практического опыта в сфере защиты государственной и коммерческой тайны. Выбор такой концепции предопределен высоким уровнем издержек -- экономических потерь, которые вынуждено понести предприятие в случаях реализации угроз его безопасности, а также взаимообусловленностью проблем безопасности предприятия, безопасности личности, общества и государства.

Рис. 2. Универсальный алгоритм построения системы безопасности

Служба безопасности (СБ) на предприятии -- подразделение предприятия, сᴨȇциально созданное для обесᴨȇчения безопасности его законных прав и интересов от криминальной конкуренции со стороны социальных организаций и физических лиц.

Службы безопасности -- неотъемлемая часть хозяйственной и иной предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25 % всех расходов на производство. В Западной Евроᴨȇ ассигнования на мероприятия, связанные с обесᴨȇчением безопасности, составляют от 15 до 20% стоимости охраняемых ценностей, в Украине - не более 1 %.

Руководитель предприятия, определяя характер службы безопасности, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обесᴨȇчения мероприятий по обесᴨȇчению безопасности.

Все подразделения службы безопасности в полном объеме создаются лишь крупнейшими экономическими субъектами. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопасности, состоящими из охранников и ᴨȇрсонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств обесᴨȇчения безопасности.

В некотоҏыҳ случаях создавать службу безопасности на предприятии не следует. В таком случае для обесᴨȇчения безопасности от криминальной конкуренции можно использовать технические средства. На основной ᴨȇрсонал предприятия при этом возлагаются соответствующие дополнительные функции. К проектированию системы обесᴨȇчения безопасности - опирающейся в основном на технические средства, целесообразно привлечь сᴨȇциализированные консультативные фирмы.

Основные принципы деятельности СБ :

законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, уважение личной, семейной тайны (сбор сведений в отношении сотрудника, кандидата на работу осуществляется только с его письменного согласия; автоматизированные информационные системы создаются и используются с соблюдением требований законодательных актов относительно ᴨȇрсональных данных);

приоритет предупредительных мероприятий;

профессионализм (использование собственных сᴨȇциалистов или обращение за помощью к сᴨȇциализированным государственным или частным организациям);

взаимодействие с государственными правоохранительными органами и службами безопасности других фирм;

системный подход, который предполагает, в частности, учет всех факторов, оказывающих влияние на безопасность предприятия, полный охват защитными мероприятиями всех объектов в соответствии с их значимостью, использование не только режимных мер и адмиʜᴎϲтративных методов, но и экономических рычагов и стимулов, циркулярного информирования, других способов воздействия;

использование доступных зарубежных средств и систем безопасности;

активность, оᴨȇрежающий по сравнению с имеющими место посягательствами поиск новых способов и возможностей обесᴨȇчения безопасности;

сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве;

подотчетность и подконтрольность лично руководителю предприятия, поскольку он знает в деталях приоритеты в управлении, имеет возможность оᴨȇративно принимать решения и эффективно их реализовывать;

сочетание гласных и негласных форм деятельности, так как применение предприятиями-конкурентами, службами промышленного шпионажа, организованной преступностью негласных форм деятельности обусловливает необходимость аналогичных форм противодействия;

рациональное использование сил и средств;

плановая основа деятельности;

повышение квалификации сотрудников СБ.

Цель создания СБ -- обесᴨȇчение для предприятия условий защищенности от криминальной конкуренции -- деятельности социальных организаций или физических лиц, направленной на получение односторонних преимуществ в бизнесе и основанной а нарушениях законодательства, деловой этики, наносящей экономический или иной ущерб цивилизованному бизнесу.

Основные задачи СБ на предприятии:

1) распознавание угроз его безопасности;

2) предотвращение возможного ущерба от криминальной конкуренции;

3) противодействие физическим лицам и социальным организациям, использующим методы криминальной конкуренции;

4) минимизация последствий от конкретных фактов криминальной конкуренции;

5) противодействие физическому, техническому несанкционированному проникновению на служебные объекты;

6) информационное обесᴨȇчение деятельности по вопросам безопасности;

7) взаимодействие и координация службы безопасности с государственными правоохранительными органами;

8) обесᴨȇчение физической безопасности руководителей и сотрудников предприятия;

9) обесᴨȇчение безопасности коллектива от проникновения лиц с криминальным прошлым, от разрушения благоприятного психологического климата;

10) исключение несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну;

11) обесᴨȇчение сохранности материальных ценностей и финансовых средств предприятия;

12) предотвращение возможного ущерба имиджу предприятия;

13) противодействие возможным попыткам со стороны конкурентов получить соответствующие рычаги управления предприятием (бизнесом).

Литература

1. Гусев В.С., Демин В.А., Кузин Б.І. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

2. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства: учеб.пособие для вузов. - М.:академия, 2008. - 336 с.

3. Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации. Учеб. Пособие для вузов. -М.: Горячая линия -Телеком, 2004 . - 280с.

4. Курочкин А.С. Управление предприятием: Уч.пособие. - Киев, 2009.

5. Амитан В.Н. Экономическая безопасность: концепция и основные модели // Економічна кібернетика. - 2009. - №3-4. - С.13-20.

Создание собственной службы безопасности (СБ) начинается с выбора ключевой фигуры -- руководителя, которому можно доверить практически всю информацию о фирме, ее деятельности, сильных и слабых сторонах, возможностях и потенциальных угрозах.

Сосредоточение конфиденциальной информации в узком кругу внутренней СБ, то есть в рамках своего предприятия, -- это безусловный приоритет первой стратегии.

Подбор руководителя СБ представляет собой весьма сложную задачу. Человек на этом посту должен удовлетворять ряд специфических требований.

Во-первых, в настоящее время недостаточно, чтобы он был выходцем из силовых структур и имел там хорошие контакты. В ряде случаев это может нести в себе и угрозы для бизнеса (искусственное создание внешних проблем и демонстрация своих способностей по их решению).

Во-вторых, руководитель СБ должен быть знаком не только с силовыми методами борьбы, но и с маркетингом, экономическими аспектами работы предприятия, источниками экономической информации. Необходимость проведения аналитической работы с целью выявления и оценки рисков бизнеса предполагает наличие у руководителя СБ качеств маркетолога. Ведь самую высокую доходность приносят наиболее рискованные сделки, а риск невозможно оценить без знания специфики и динамики рынка, потребительского спроса, позиций партнеров и конкурентов, влияния факторов законодательства и др.

Руководитель СБ должен владеть современными методами делового маркетинга или, иными словами, экономической разведки и уметь организовать ее проведение в интересах фирмы в рамках действующего законодательства.

Наличие у руководителя СБ вышеперечисленных качеств дает возможность, в случае необходимости, организовать контроль сотрудников своего предприятия (маркетологов, менеджеров по продажам, логистиков, бухгалтеров, юристов и других) с целью оценки их действий в интересах фирмы, а также оценки внутренних факторов риска. Кроме того, желательно, чтобы он располагал формальными и неформальными контактами с ведущими специалистами в соответствующих областях.

Руководитель СБ постоянно использует информацию как важный компонент для решения задач экономической безопасности предприятия. Проведение информационно-аналитической работы предполагает необходимость создания и постоянного обновления собственных информационных ресурсов. Не каждое предприятие, особенно малого и среднего бизнеса, способно организовать процесс сбора данных из различных источников.

Особенности и недостатки

Существует некий барьер создания эффективной собственной службы. Помимо зарплаты персонала, это затраты, связанные с приобретением необходимых информационных ресурсов.

Нужно также помнить о том, что собственная СБ -- это обоюдоострое оружие. Оно может быть использовано как во благо фирмы, так и (при определенных обстоятельствах) во вред, например, в случае возникновения внутреннего конфликта, работы руководителя СБ не в интересах фирмы. Чем больше полномочий у сотрудника, чем более важный пост он занимает, чем большим объемом информации он обладает, тем больше у него возможностей нанести ущерб предприятию. Поэтому целесообразно его участие в программах лояльности предприятия (достойная заработная плата, премирование за решение важных задач, предоставление социального пакета и др.).

К тому же оплата труда руководителя СБ и других сотрудников данного подразделения -- это лишь незначительная часть затрат на обеспечение безопасности. Ведь для эффективной деятельности СБ необходима достоверная информация о конкурентах, партнерах, поставщиках, потребителях, обстановке в регионе. И хотя около 90% сведений можно получить в ходе анализа информации из открытых источников, остаются еще 10%, требующие дополнительных расходов. Как правило, о создании собственной СБ руководители предприятий начинают задумываться при годовом обороте примерно от 5 млн. грн. и численности персонала 20-30 человек. При отсутствии внутренней СБ решение задач по обеспечению экономической безопасности предприятия можно возложить на специализированные фирмы, предоставляющие услуги в этой области.

Передача функций обеспечения ЭБ предприятия в аутсорсинг

Обеспечение безопасности предприятия может осуществляться внешними организациями, профессионально специализирующимися в данной области, в форме абонентского обслуживания или оказания разовых услуг. Такую организацию работ сегодня называют аутсорсингом.

Несмотря на то, что этот сектор растет значительными темпами, руководители многих предприятий все еще стремятся самостоятельно решать возникающие проблемы, в том числе и обеспечивать безопасность своего предприятия.

Сегодня многочисленные охранные фирмы в Украине и России, а также агентства по предоставлению информационно-консультационных услуг в области безопасности бизнеса предлагают аутсорсинг по обеспечению ЭБ. В подавляющем большинстве -- это предприятия, которые профессионально осуществляют физическую охрану объектов и личную охрану руководства, взаимодействуют с правоохранительными органами, а также готовят различные информационные бизнес-справки о деловых партнерах и конкурентах, о положении в отдельных секторах рынка и регионах. Свои услуги по урегулированию правовых вопросов активно предлагают юридические фирмы. Финансовые стороны работы предприятия могут решить независимые финансовые консультанты, аудиторы.

Однако их привлечение для комплексного обеспечения ЭБ содержит очень серьезную угрозу, связанную с возможной утечкой конфиденциальной информации. Чем больше внешних структур обслуживает предприятие, тем выше этот риск. Чем больше людей и организаций посвящены в дела компании, тем труднее контролировать защиту безопасности, и тем выше вероятность ее нежелательного распространения. В стремлении обеспечить ЭБ, частью которой является и защита информации, заказчик открывает свои секреты не одному партнеру (руководителю своей СБ или охранному агентству), а нескольким. Такое сотрудничество -- немногим менее рискованная ситуация, чем нелояльность или чрезмерная дороговизна собственной компетентной службы безопасности.

Услуги аутсорсинга носят индивидуальный характер, что гарантирует дополнительную защиту информации о вас и вашей компании. Если экономическая безопасность предприятия -- это его иммунная система, то предоставление индивидуальных услуг по обеспечению безопасности -- это своего рода «врачебная тайна».

Известно, что именно соблюдение конфиденциальности является одним из уязвимых мест аутсорсинга. И хотя достоинств у этого механизма сотрудничества больше, чем недостатков, защита коммерческой тайны остается под вопросом, а снижение этого риска -- одним из главных факторов успеха партнеров по аутсорсингу.

– подразделение предприятия, специально созданное для защиты его законных прав и интересов от криминальной конкуренции со стороны социальных организаций и физических лиц, и функционирующее в соответствии с законом РФ от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Служба безопасности малого предприятия – неотъемлемая часть хозяйственной и иной предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой. Затра­ты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25 % от всех расходов на производство. В Западной Европе ассигнования на мероприя­тия, связанные с обеспечением безопасности, составляют от 15 до 20% стоимо­сти охраняемых ценностей. В России эти цифры не превышают одного про­цента. Вместе с тем отказ предприятий от необходимых мер защиты, экономия на защитных мероприятиях, по сути, способствуют развитию преступности.

Необходимость службы безопасности определяется следующими причинами. Правоохрани­тельные органы обеспечивают безопасность граждан, общества и государст­ва, занимаются вопросами предупреждения и пресечения преступлений и уголовного преследования нарушителей закона. Но нарушениями закона не исчерпывается перечень причин, по которым страдает безопасность эконо­мических субъектов. Назовем хотя бы нарушение деловой этики служащими предприятия, а также организациями-партнерами. Последствия этих наруше­ний зачастую весьма серьезны. Предприятия же, заботясь о своем имидже, не всегда заинтересованы обнародовать факты о мошенничестве своих работни­ков, сведения о потерях от криминальной конкуренции, а потому сами про­водят служебное расследование, пытаются устранить негативные последст­вия собственными силами. Образуется своего рода пробел между компетенцией государственных правоохранительных органов и потребно­стями предприятий в защите своей безопасности. Этот пробел в значитель­ной степени и восполняют службы безопасности. Вместе с тем, нарушение государственной монополии в правоохранительной сфере не допускается. Основные задачи по борьбе с преступностью, включая оперативно-розыскные, следственные, су­дебные, сохраняются за государственными правоохранительными органами. Службы безопасности на предприятиях решают задачи превентивного характера, предупрежде­ния преступлении, затрагивающих интересы этих предприятий.

Руководитель предприятия, определяя характер службы безопасности, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, под­лежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по безопасности. Все подразделения службы безопасности в полном объеме создаются лишь крупнейшими экономическими субъекта­ми. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопас­ности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств защиты.

В некоторых случаях создавать службу безопасности на предприятии не следует. В таком случае для защиты от криминальной конкуренции можно использовать технические средства. На основной персонал предприятия возлагаются соответствующие дополнительные функции. К проектированию системы защиты, опирающейся в основном на технические средства, целесообразно привлечь специализированные консультативные фирмы.

Мероприятия по обеспечению безопасности можно проводить в разовом порядке или периодически. В этом случае необходимо обращаться в правоох­ранительные органы, частные специализированные организации, оказывающие услуги в области сыска, охраны, установки и ремонта технических средств, информационного бизнеса, а также в союзы предпринимателей. Можно огра­ничиться оборудованием помещений охранной и противопожарной сигнализа­цией. Для разовой перевозки материальных ценностей, обеспечения личной безопасности руководителей – использовать услуги охранных фирм. При на­личии потребности в проверке физических и юридических лиц – обратиться в специализированные организации, оказывающие информационные услуги.

Вместе с тем в случае обращения руководства предприятия по вопросам безопасности к негосударственным организациям, специализирующимся в области сыска, охраны, предоставления технических средств защиты следует иметь в виду следующее. Сотрудничество с такими организациями требует больших финансовых затрат; неизбежен доступ к информации предприятия, иногда весьма конфиденциальной, что может привести к ее утечке. Нередко предприятие, оказывающее охранные услуги, не имеет государственной ли­цензии на частную охранную деятельность. В таком случае вероятнее всего, что «телохранители» причинят не меньше неприятностей, чем предполагае­мые злоумышленники. Такого рода услуги могут оказаться по существу ор­ганизационной формой легального рэкета.

Практика показывает, что руководство предприятий все более ориентирует­ся на создание собственных служб безопасности. Об этом говорят результаты социологического исследования, проведенного Всероссийским научно-исследовательским инсти­тутом МВД. Сотрудники банковских учреждений, в том числе и их, руководи­ли, заполняли анкету по вопросам экономической защищенности банков и физической безопасности их сотрудников. Две трети опрошенных считают создание собственных служб безопасности делом либо абсолютно необходимым, либо жела­тельным. Ни один из руководителей банков не отказался от этой идеи на том основании, что имеются законные возможности обращаться за помощью в правоохранительные органы.

Цель создания и деятельности службы безопасности малого предприятия – обеспечение для предприятия условий защищенности от криминальной конкуренции. Службы безопасности призваны оградить предприятия от применения по отношению к ним методов криминальной конкуренции и иной деятельности, наносящей ущерб вследствие нарушения законодательства или деловой этики.

Важнейшие направления деятельности службы безопасности малого предприятия заключаются в следующем:: обеспечение физической безопасности руководителей и сотрудников предприятия; защита коллектива от проникновения лиц с криминальным прошлым, от разрушения благоприятного психологического климата; исключение несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну; обеспечение сохранности материальных ценностей и финансовых средств предприятия; предотвращение возможного ущерба имиджу предприятия; создание условий, способствующих сохранению руководством предприятия контроля над делом; противодействие возможным попыткам со стороны конкурентов по­дучить соответствующие рычаги управления. Подразделения службы безопасности выполняют охранные, информационно-аналитические, организаторские, воспита-тельные, директивные и контрольные функции.

Службы безопасности малых предприятий могут включать следующие основные подразделения: режимное; сыскное; охранное: техническое; информационное; аналитическое.

Режимное подразделение создается, когда предприятие располагает коммерческой тайной или в его деятельности большое значение имеет иная информация конфиденциального характера.

Сыскное подразделение создается при значительном объеме работ, свя­занных с выполнением функций сыска, когда имеются основания полагать, что предприятие может стать объектом промышленного шпионажа.

Охранное подразделение создается в случаях, когда необходимо ограничить или исключить посещение предприятия посторонними лицами, если в помещениях имеются материальные ценности (оборудование, вычислительная, множительная техника) или финансовые средства, проводятся работы закрытого характера, хранится секретная информация или предметы, содержащие коммерческую тайну.

Техническое подразделение необходимо, когда имеются основания предполагать, что в отношении объектов предприятия будут использоваться технические средства разведки, когда безопасность предприятия обеспечивается преимущественно с помощью технических средств – охранной и противопожарной сигнализации, средств видеонаблюдения и т. п.

Информационное подразделение создается при существенном объеме данных, имеющих значение для защиты предприятия и сложных процедурах их обработки в течение ограниченного времени.

Аналитическое подразделение необходимо при наличии сложной обстановки, многоплановых угроз безопасности предприятия, множественности возможных субъектов криминальной конкуренции.

Кроме создания службы безопасности на малом предприятии, о назначение которой сказано выше, необходимо решать и задачу обеспечения личной безопасности самого предпринимателя.

В силу своей природы рынок таит много опасностей для добросовестного предпринимателя, действующего в зоне повышенного риска и прямых угроз со стороны конкурентов и криминальных структур. В то же время надо отдавать себе отчет в том, что предпринима­тель – главное действующее лицо рынка и стержень любой эко­номической системы. Поэтому проблема защиты его интере­сов от противоправных посягательств, обеспечения безопас­ности личности приобретает особую остроту и значимость не только в личностном, но и экономическом плане.

Защиту личности и обеспечение безопасности предприни­мателя в современных сложных условиях наиболее целесооб­разно рассматривать с системной позиции на основе комплекс­ного подхода.

Концептуальная модель безопасности личности охватыва­ет следующие основные блоки: объекты угроз личности; угрозы; посягательства; места пребывания; время; методы защиты; направления защиты; средства защиты.

Соблюдение, рассмотрение и реализация сути и содержа­ния каждого блока и составит комплекс мероприятий по обес­печения безопасности личности.

Как известно, невозможно дать рекомендации на все слу­чаи жизни, особенно если это касается таких ситуаций, когда одна из сторон, имеющая злонамеренные замыслы, старается действовать скрытно, незаметно. Процесс подготовки преступ­ления против личности диалектически включает в себя взаи­мосвязанные части: защиту и нападение. Наличие высокого уровня защиты, готовность к выявлению и отражению попы­ток совершения преступления нейтрализуют действия зло­умышленников. Поэтому проблему личной безопасности мож­но изучить, если будут определены условия, без которых пре­ступление невозможно.

Личная безопасность в определяющей степени зависит от самого человека, соблюдения им соответствующих правил пре­досторожности, норм поведения, физической и психологичес­кой готовности к отражению угроз. Заботящийся о себе обя­зан служить самому себе.

Важнейшим элементом личной безопасности является в первую очередь информационная защита, которая включает:

Сокрытие предпринимателем, членами его семьи, ближай­шим окружением информации, которая в случае ее использования преступником, может нанести ущерб предприни­мателю;

Четкие инструкции родственником ближайшего окружения о том, какие сведения о предпринимателе им следует хра­нить в тайне;

Своевременное информирование предпринимателя родствен­никами и близкими (обратная связь) о всех фактах подо­зрительного, необоснованного интереса к нему, указываю­щего на возможный сбор сведений о нем.

Предприниматель сам должен не только ана­лизировать и изучать степень своей безопасности, но обяза­тельно вести учет всех сведений и фактов, являющихся, по его мнению, подозрительными. Это необходимо для последующе­го использования следственными органами в целях предотвраще­ния преступных действий или розыска и задержания преступ­ников.

Одним из активных способов защиты личности является личная охрана, в том числе и самоохрана, которая должна вклю­чать в себя охрану предпринимателя в рабочее и нерабочее время, при проведении мероприятий, сопровождение и охрану членов семьи.

Должен быть создан единый комплекс мероприятий по обес­печению безопасности предпринимателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели в лекции вопросы экономической безопасности малого предприятия торговли, основные составляющие внутрифирменной экономической безопасности, а также внутренние и внешние угрозы безопасности малого предприятия торговли. Кроме этого, рассмотрели вопросы о службе безопасности малого предприятия, обеспечении личной безопасности предпринимателя и общих правилах безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бузанова Я.В., Ярочкин В.И. Корпоративная разведка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 304 с.

2. Бузанова Я.В., Ярочкин В.И. Системы защиты предпринимательства: защита от недобросовестной конкуренции. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 256 с. – (Технологии безопасности)

3. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 768 с.

4. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 384 с. – (Серия «Учебник для вузов»)

      Глубоко заблуждается тот, кто считает, что безопасность бизнеса — эдакое «отдельно стоящее пугало» — зависит только от наличия крепких мускулистых парней и высоких заборов. Настоящая безопасность не должна быть очевидной. Здесь совершенно неуместны разовые меры или кавалерийские наскоки, дающие сиюминутный результат. Эффективная безопасность подразумевает целую систему мер при общей заинтересованности каждого сотрудника в пользовании ею.

Безопасность — фундамент бизнеса
Оперативная обстановка в компании, непосредственно влияющая на состояние ее дел, если она занимается металлоторговлей, и вытекающие из этого задачи службы безопасности — фундамент, на котором строится защита бизнеса. По понятным причинам уровень требований к прочности такого фундамента весьма высок.
Прежде всего, хотелось бы обозначить видение проблемы, без понимания которой нецелесообразно не только организовывать службу безопасности, но даже и обсуждать эту тему. Речь идет об устойчивых заблуждениях руководителей некоторых компаний насчет истинной роли безопасности. Неверные представления приводят к ситуации, когда руководитель превращает систему защиты либо в пугало, либо в подразделение типа «чего изволите?». И то и другое бесперспективно — примеров множество, в том числе и в мировой истории. Когда усилия безопасности были направлены на ложный путь, бесследно исчезали не только фирмы и медиагруппы, но и целые государства с хорошо обученной армией с высоким боевым духом.
Средств обеспечения безопасности работы компании много. Рекомендации по их применению тоже встречаются часто — выбор есть. Дело за малым: что именно взять на вооружение? Перед тем как принять решение, руководителю нужно, во-первых, максимально четко обозначить конкретные задачи подразделения безопасности, а затем доверить организацию этой работы профессионально подготовленному специалисту. Уважающий себя профессионал не возьмется за создание системы безопасности, если ее задачи размыты или неконкретны. Во-вторых, если специалист взялся за их выполнение, то теперь уже руководитель фирмы должен проявить терпение. Особенно если решение о создании службы безопасности принято не одновременно с основанием фирмы, а на пятом, шестом и т. д. году ее существования.

Если появляются недовольные, значит, вы на правильном пути
От руководителя службы безопасности невозможно ждать сиюминутных результатов, какие бы меры он ни принимал.

      Настоящая безопасность достигается не столько за счет отдельных мер, сколько за счет внедрения их системы. А чтобы эта система заработала, нужно время.

В первую очередь, к требованиям безопасности должен адаптироваться персонал компании, особенно если ранее такое подразделение на предприятии отсутствовало. Что особенно важно в период становления подобной службы?
1. Задача службы безопасности — вырабатывать, координировать и совершенствовать меры безопасности. Но свою причастность к обеспечению безопасности должны усвоить все сотрудники без исключения.
2. Не старайтесь понравиться всем. Главное внимание уделяйте своим задачам и их профессиональному выполнению. Не стоит бояться недовольных вашей работой: если таковые появляются — скорее всего, вы на правильном пути.
3. Объективно оценивайте оперативную обстановку. Для максимально полной оценки ситуации учитывайте информацию разного «калибра»: от финансово-экономического состояния конкурентов, криминальных структур, проявляющих интерес к предприятиям, работающим на рынке металлоторговли), до социально-психологического климата в коллективе, стиля работы руководителей, их планов, видения перспектив, наличия в компании «неформальных лидеров», их роли и т. д.
А теперь главное: какой должна быть система мер по обеспечению безопасности предприятия (см. рис. 1).

Предлагаемая схема довольно проста, но требует некоторых комментариев. Подразделения безопасности, подчиненные руководителю службы, создаются с учетом каждого конкретного предприятия. Они могут формироваться по линейному принципу (например, «организация работы по предотвращению хищений на объектах компании») или по объектовому («комплекс мер по обеспечению безопасности цеха пластмасс»). Если бизнес компании имеет специфические особенности, можно использовать смешанный принцип.
На большинстве предприятий подразделения безопасности формируются по следующим направлениям: экономическая безопасность, внутренняя безопасность, информационная безопасность, информационно-аналитическая работа... Перечисленные направления организационно входят в обозначенный на схеме блок «Подразделения безопасности». Смысл функционирования системы заключается в следующем.
Наряду с выполнением своих прямых должностных обязанностей руководитель подразделения безопасности опосредованно влияет на действия персонала компании, используя утвержденные генеральным директором нормативные документы компании (приказы, указания, инструкции и т. п.). При их подготовке руководитель службы безопасности органично вписывает в регламентирующие документы задачи безопасности или какую-то их часть.
Для качественной организации работы предлагается схема управления и контроля эффективности функционирования системы, представленная на рис. 2.

Все без исключения сотрудники службы безопасности от начальника до дежурного на пропускном пункте обязаны четко усвоить содержание нормативных документов. Руководителям подразделений следует периодически проводить проверку усвоения материалов путем инструктажа или принятия зачетов.
Положения, изложенные на этапах 1-3, должны быть обязательно отражены в плане работы службы безопасности. Запланированные мероприятия должны удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать уровню поставленных задач, содержащихся в приказах и должностных инструкциях;
  • иметь практическую преломляемость;
  • предусматривать конкретные сроки выполнения;
  • обеспечивать возможность проверки результата.
    В отчете кратко излагаются результаты выполнения запланированных, а также непредвиденных задач (возникших в связи с изменениями в оперативной обстановке, под влиянием неожиданных ситуаций и т. п.). В случае неисполнения некоторых плановых позиций указываются причины.
    С помощью анализа определяются:
  • оценка эффективности выполнения поставленных задач;
  • пути совершенствования деятельности службы безопасности и компании в целом.

    Анализируй и совершенствуй
    Результаты аналитической работы должны привносить качественные изменения в задачи, нормативные документы, должностные инструкции и т. д. в целях обновления фундаментальной базы безопасности путем ее подъема на более высокий и качественный уровень.
    Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. В качестве примера можно детализировать и представить схематически работу по направлению «экономическая безопасность» (рис. 3).
    В свою очередь каждый из вышеперечисленных элементов экономической безопасности также может быть конкретизирован, снабжен соответствующей нормативной базой. Для примера возьмем такое направление, как «возврат просроченной дебиторской задолженности», и изобразим схематично, как можно организовать подобную работу (рис. 4).
    Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. По аналогии с разделом «экономическая безопасность» организуется работа и по другим направлениям. Возникает своеобразная цепная реакция. Контроль службы безопасности присутствует практически во всех звеньях компании. Из рис. 4 видно, как вовлекается в обеспечение безопасности персонал компании.

        Существенный элемент системы — аналитическая работа подразделения, постоянные интеллектуальные усилия всех и каждого по выработке основного аналитического продукта, отвечающего на вопрос: что делать компании завтра?

    Составными частями данного продукта являются:

  • объективная оценка исследуемого направления в деятельности фирмы;
  • основные причины, повлиявшие на положительные или отрицательные результаты работы;
  • прогноз развития обстановки по основным составляющим предпринимательской деятельности;
  • конкретные меры по совершенствованию управления компанией (уточнение нормативной базы, стратегия и тактика кадровой политики и т. п.)
    Этот продукт должен быть качественным, так как он обеспечивает ту самую обратную связь между генеральным директором и руководителем службы безопасности, на основании которой руководитель компании убеждается, что не зря выделяет средства на службу безопасности. А если система защитных мер станет осью совершенствования работы компании, то применение известной формулы «деньги-товар-деньги» должно, на наш взгляд, положительно сказаться на росте заработной платы подразделения.

    Защищая бизнес, мы приумножаем доходы от него
    Главный признак стабильного бизнеса — наличие команды. Ее основные характеристики знакомы всем: общая нацеленность на результат, взаимозаменяемость, единая система вознаграждения. Важно, чтобы работали все организационные принципы команды. Баланс интересов обязателен. В противном случае, особенно если баланс нарушается довольно часто, команда превращается в группу со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для фирмы.

    Подведем итог
    Меры безопасности должны не только действовать в каждом звене компании, но и вплетаться во все виды коммерческой, хозяйственной и иной деятельности. Поскольку важнейшим показателем эффективности работы коммерческой структуры является прибыль, умело выстроенная система мер обязана стать активом в достижении этой цели.
    Став равноправными членами команды, обеспечивая стабильность, сотрудники службы безопасности завоюют репутацию не только надежных защитников бизнеса, но и активных его участников.

  • Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы