Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Великие романы Ф. М. Достоевского имеют философский характер. Они написаны в форме рассуждений героев, которые настолько срастаются со своими идеями, одержимы ими, что эти идеи становятся их “второй натурой”. На мой взгляд, цель всех произведений писателя – найти правду жизни, идеал человека. Такие психологические искания были свойственны людям в тот период, когда в России “все переворотилось” (слова Л. Н. Толстого).
Этим вниманием к противоречивой сущности человека Достоевский превосходит многих художников слова. Трагизм исканий подчеркивается тем, что спор между героями никогда не кончается победой одного или поражением другого. Достоевский заостряет внимание на том, что вопрос о смысле жизни человека, об идеале всегда остается открытым.
Как два встречных потока предстают в романе Родион Раскольников и Соня Мармеладова. И каждый из них оказывается нужным другому. Соня укоряет Раскольникова за высокомерие к людям, а он помогает ей, этой кроткой душе, исполниться мужеством презрения к таким, как Лужин. Однако к осознанию этого герои приходят не сразу, преодолевая острые противоречия.
Первоначально Раскольников считает, что пришел к Соне, чтобы пробудить в “безропотной” душе гордость, вызвать у нее протест. Этим герой и оправдывает себя. На самом же деле он приходит к Сонечке Мармеладовой “сложить хоть часть своих мук” – все рассказать о своем преступлении. Но истинное его страдание заключается отнюдь не в том, что он убийца.
Образ старухи-процентщицы вызывает в нем одну лишь гадливость. Раскольников мучается “идеей убийства” и ищет у Сони подтверждения права на убийство во имя справедливости, во имя сочувствия к людям. Одновременно в герое бьется мысль: “А не поступаю ли я подло? Надо ли сказывать, кто убил Лизавету?” Ему вдруг становится стыдно за себя, за желание переложить свои заботы, угрызения совести, вызванные уязвленным самолюбием, на чужие плечи. И тут подхватывает Раскольникова другое, странное необъяснимое чувство, “что не только нельзя не сказать, но даже и отдалить эту минуту… невозможно”.
В одном из разговоров Раскольников спрашивает Сонечку напрямик: “Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?” Соня с отвращением отводит этот вопрос, ссылаясь на неисповедимость Божьего промысла. Но этим не успокоить душевной боли Родиона Раскольникова, Здесь Достоевский ставит проблему: почему страдает человек и где оправдание этому страданию?
Сонечка оправдывает свои страдания прежде всего тем, что она спасает жизнь родным. Кроме того, Соня верит в бессмертие. И тут писатель затрагивает еще один важнейший вопрос: если есть бессмертие, следовательно, Бог существует? Однако, если есть Бог, то как он мог допустить слезы ребенка, все это море страдания человеческого?
Для Раскольникова это невозможно, поэтому все бессмысленно, а, значит, – и все дозволено. По его теории, человек – сам Бог. Однако без высшей Правды, без Бога, без морального критерия оценки человеческих поступков становится, по словам Мармеладова, “слишком зверино”.
Вот в этой обстановке, когда столько горя и нет сил помочь всем, всех утешить, Соня и Раскольников задают один и тот же вопрос: “Что же делать?” И каждый отвечает на него по-своему. Раскольников считает, что нужно взять “свободу и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью и всем муравейником! Вот удел!” Но обстоятельства, приведшие к такому выводу, оправдывают его. Герой хочет мстить за горе обездоленных – это уже схватка с веком, “кровь по совести”, убийство “по справедливости”, когда “одно крошечное преступление” загладится “тысячью добрых дел”.
Казалось бы, всей логикой романа Достоевский как бы старается доказать, что нельзя делать добро, минуя преступление: из-за матери и сестры, во имя боли за обиженных, Раскольников решается преступить моральную черту и убить. Во имя любви к брату Дунечка решается на брак с негодяем Лужиным, а Сонечка Мармеладова для спасения семьи растаптывает свою жизнь…
Однако есть еще один довод, приводящий преступника к преступлению – внутренний, который живет в нем самом: в его гордости, в чаянии проверить на себе, “Наполеон я или нет”. Даже в статье Раскольникова главная мысль – “могу ли я совершить так называемое преступление, впрочем, во имя благой цели?” Он как бы сам заражается царящими вокруг него произволом и бесчинствами: дай и я попробую… Но сколько ненависти в его душе именно к таким властителям, легко шагающим через трупы людей!
Итак, три момента важны в правде жизни Раскольникова: альтруистический – помощь униженным людям и месть за них; эгоистический – когда “все позволено” и можно испытать, не “тварь ли я дрожащая”; и, наконец, самоказнь – когда оказалось, что “не выдержал”.
Соня – жертва мира Лужиных и Свидригайловых, вместе с тем, она – новая Христова совесть Раскольникова; она сама защиты не требует, хотя в ней нуждается. Эта героиня – воплощение страданий и смирения, пример совсем иного ответа на зло.
Раскольников первой именно Соне, а не кому-то другому, признается в своем преступлении, хотя она не может безропотно принять его исповедь. Это доказывает, что ее правда жизни притягательна. Соня отвергает путь гордыни крови и заклинает Раскольникова покаяться и искупить грех. Она выводит героя “из мрака заблужденья”, вырастает в громадную фигуру смирения, страдания и добра, когда само общество заблудилось в “трихинах” античеловеческих.
Раскольников идет на убийство во имя справедливости, во имя ненависти к Лужину, во имя мести за горе страждущих. Однако детский испуг Лизаветы, ее невинная смерть – страшное отрицание своеволия Раскольникова, решившего вмешаться в Промысел Божий. Тот же детский испуг – на лице страдалицы Сонечки. Перед лицом любви, детского протеста чистой души женщины в сердце Раскольникова оживает такое же детски непосредственное, простое и немудрое, а в этом – конец его бунта.
Однако нельзя однозначно сказать, что Сонина правда жизни победила. Думаю, невозможно разделить эти две правды. В конечном счете, они одинаковы, различны только средства достижения. Основная их мысль высоконравственна: восстановление погибшего человека, задавленного гнетом обстоятельств; вернуть человеку то, что у него отняло несправедливое общество; выправить искореженную душу.
К этому “восстановлению” присоединяется восстановление особое, религиозное, которое можно рассматривать шире – как “наполнение” человека новой моралью, чувством христианского смирения. Поэтому Раскольников и просит Соню почитать ему Евангелие…

Сочинение по литературе на тему: Две правды жизни (по роману Достоевского “Преступление и наказание”)

Другие сочинения:

  1. Главный герой романа “Преступление и наказание”-Радион Раскольников. Он молодой человек, бедный студент. Пишет странную теорию, а позже, следуя этой теории, убивает старуху проценщицу и ее сестру Лизавету. Но в чем суть этой теории? Почему Расскольников решился на столь тяжолое преступление? Read More ......
  2. Произведения Ф. М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман “Преступление и наказание”. В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества Read More ......
  3. В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора. Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его Пьяненькие и описать Read More ......
  4. Роман “Преступление и наказание” по своей форме – детектив, но задача его гораздо шире, чем разоблачение преступника. Достоевский пытается разгадать саму природу преступления, увидеть корень зла, из которого произрастает грех и проникает в самые темные глубины души, самые потаенные уголки Read More ......
  5. В романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает нам зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, результаты – философские, социальные и нравственные – преступной идеи главного героя. Они доказывают, что теория Раскольникова Read More ......
  6. Главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бывший студент юридического факультета Родион Раскольников – личность противоречивая, не поддающаяся однозначной оценке. Кем можно назвать этого человека, совершившего убийство двух беззащитных женщин? В чем заключаются его вина и беда? Read More ......
  7. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается Read More ......
  8. Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат – символе петровской эпохи – писали А. С. Пушкин (“Медный всадник”), Н. В. Гоголь (“Невский проспект”), Андрей Белый (“Петербург”), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем Read More ......
Две правды жизни (по роману Достоевского “Преступление и наказание”)

Раскольников деятельный и по природе добрый человек. Он не может видеть несчастья и горя без того, чтобы не вмешаться, чтобы не помочь. По горло погруженный в круг обуревавших его проблем, потрясенный содеянным убийством, он, тем не менее, не может бросить тех, кто дошел до грани, за которой уже прекращается всякая возможность человеческого существования. А практическая помощь страждущему подымает на поверхность все самые добрые, самые радостные таящиеся в нем чувства. Как только он видит, что может стать спасителем сомнения и колебания оставляют его, поэтому Дуня поняла его отношение к Соне, Дуня не погнушалась Соней, она «откланялась ей внимательным, вежливым и полным поклоном», чем даже испугала понимавшую свое положение девушку.

Раскольников понял «ненасытимое сострадание» Сони и сам пережил его в который раз, быть может, еще сильнее, чем Соня, потому что, Соня сосредоточивалась больше на своих близких, а Раскольников – и на близких, и на дальних.

Соня надеется на бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом знает, что бога нет, и чуда не будет. Раскольников беспощадно вскрывает перед своей собеседницей тщету всех иллюзий. Мало того, в своеобразном упоении Раскольников говорит о Соне, о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв.

Не позорная профессия делает Соню великой грешницей – к ее профессии Соню привели величайшее сострадание, величайшее напряжение нравственной воли, – а напрасность ее жертвы и ее подвига.

Мучения Сони, концентрирующие в себе все мучения человеческие, Евангелие, обетование царства божия на земле напрягли всю гордыню Раскольникова, всю его неслыханную деспотическую веру в свою миссию. Как все пророки и вожди, он может попасть в руки закона; тогда он будет заточен в темницу, окован, быть может, казнен при ликовании той самой дрожащей твари, того самого муравейника, для счастья которого он опоясался мечом и выступил в свой поход. Но тогда останется его завет, который впоследствии поймет и Соня. Но если он избегнет опасности, целым и невредимым выйдет из львиного рта, тогда он придет к Соне, поведет ее с собой, как подругу и союзницу, возьмет на себя всю ответственность и все страдания, в том числе и за убийство Лизаветы.

«ПРАВДА» СОНЕЧКИ

Профессия Сони Мармеладовой – неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет. Соня – клеточка мира, она «процент», следствие. Однако если бы она была только следствием, она покатилась бы туда, куда катится положенный в собственническом обществе этот процент. Ибо чем же она была вооружена для борьбы с миром? Ни средств, ни положения, ни образования у нее не было.

Однако Достоевский писал не «физиологический» очерк и не «физиологическую» повесть. Он создавал роман, в котором Соня выступает не только как фаталистическое следствие, но и наделена элементом свободы.

Достоевский понимал железную силу тисков нужды и обстоятельств, сдавивших Соню, поэтому нашел и в Соне, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, решений, действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и могла стать героиней в романе, где все основано на противостоянии миру и на выборе средств для такого противостояния.

Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, вследствие которых она вступила на свой путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Ремесло свое Соня «избрала» поневоле, другого выбора у нее не было, но цели, которые она преследует в своей профессии, поставлены ею самой, поставлены свободно.

Несмотря на все, Соня сама по себе остается в добре, зло относится к миру, Соня совершает подвиг любви, мир коснеет в «грехе». Соня жертвует собой во имя любви к близким, и подвиг ее прекрасен, и уж мир виноват в том, что огонь, на котором она себя сжигает, это безобразие пакость и позор. Вот как, например, рассуждал Писарев: «Бывают в жизни такие положения, которые убеждают беспристрастного наблюдателя в том, что самоубийство есть роскошь доступная и позволительная только обеспеченным людям. Очутившись в таком положении человек научается понимать выразительную пословицу: куда не кинь, все клин. К такому положению оказываются неприменимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности. В таком положении точное соблюдение каждого из этих превосходных правил и предписаний приводит человека к какому-нибудь вопиющему абсурду. То, что при обыкновенных условиях было бы священною обязанностью, начинает казаться человеку, попавшему в исключительное положение, презренным малодушием или даже явным преступлением; то, что при обыкновенных условиях возбудило бы в человеке ужас и отвращение, начинает казаться ему необходимым шагом или геройским подвигом, когда он находится под гнетом своего исключительного положения. И не только сам человек, подавленный исключительным положением, теряет способность решать нравственные вопросы так, как они решаются огромным большинством его современников и соотечественников, но даже и беспристрастный наблюдатель, вдумываясь в такое исключительное положение, останавливается в недоумении и начинает испытывать такое ощущение, как будто он попал в новый, особенный, совершенно фантастический мир, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия о добре и зле не могут иметь никакой обязательной силы. Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какое чувство возбудит в вас этот поступок: презрение или благословение? Как вы назовете ее за этот поступок: грязною потаскушкою, бросившей в уличную лужу святыню своей женской чести, или великодушною героинею, принявшей с спокойным достоинством свой мученический венец? Какой голос эта девушка должна принять за голос совести – тот ли, который ее говорил: «сиди дома и терпи до конца; умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту», – или тот, который говорил: «не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю, во что бы то ни стало?»

Достоевский не удовлетворялся «дурной диалектикой» добра и зла, вечным колебанием между «богом» и «дьяволом». Автор видел, что жизнь так устроена, что в ней трудно или даже невозможно следовать только добру и всегда избегать зла. Соня, как тот святой, который, согревая своим телом прокаженного, сам не заражался, не становилась порочной. И пусть не говорят и не пишут, что нравственность Сони – это нравственность христианская.

Христос, по Евангелию, спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Но евангельская блудница, прозрев, оставила свое грешное ремесло и стала святой, Соня же всегда была зрячей, но она не могла перестать «грешить», не могла не вступить на свой путь – единственно возможный для нее способ спасать от голодной смерти свою семью.

Самоотверженность Сони носит социально-активный характер. Соня для Родиона не только пример несправедливого мира сего, но и пример активной борьбы за спасение погибающих.

Интересно, что Соня сама, по своей воле, пошла на панель, и так же сама, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, но пришла к выводу, что самоубийство в ее положении было бы слишком эгоистическим выходом.

Первоначально трудно даже предположить, какие огромные и активные силы таятся в Соне. В приниженном существе вдруг обнаруживается в глубине твердый орешек. Соня поражена, но в ней нет ничего похожего на то, что испытывает ищущий помощи, установив, что напрасно надеялся. Наоборот, в Соне шевельнулось и удивление, и желание разобраться, и еще большая симпатия, и сила для того, чтобы ответить душевным движением на душевное движение другого человека.

Однако и сама Соня не бесплотный дух, а человек, женщина, и между нею и Раскольниковым возникают особые отношения взаимной симпатии, придающие особую личную окраску ее тяге к Раскольникову. Родион потому и смог признаться Соне в убийствах, что любил ее и знал, что и она его любит. Только для них любовь – это не поединок страсти между мужчиной и женщиной и не поединок двух характеров, а поединок двух отверженных, сведенных судьбой в единый «предвечный» союз и выбирающих, каким путем идти к общей верховной цели – поединок двух правд.

Вера Сони в бога и чудо – это не механическая и инертная вера господствующей церкви, она требует немедленных дел. Хотя важно отметить, что девушка равнодушна к обрядовой стороне религии, к духовенству, к канонам. Инстинктивно, неосознанно, может быть, но очень последовательно предает она первенствующее значение практике, добрым делам, нравственной поддержке, немедленной помощи нуждающимся, а не формальной стороне религии.

Раскольникову ничем не обоснованная вера Сони кажется чуть ли не умопомешательством, манией.

Чтение Евангелия продиктовано двумя разными намерениями – Соня читает легенду о воскрешении Лазаря, чтобы обратить Раскольникова, чтобы пробудить в нем веру в предлагаемый ею исход, Раскольников просит читать, чтобы укрепиться в своей правоте, чтобы заставить Соню уверовать в себя, как иудеи уверовали в Иисуса. Но у него не получилось. Вместо раздавленной, лишенной активности жертвы Раскольников вдруг увидел воительницу, объятую суровым энергическим чувством. В Соне есть потребность не только врачевать раны и бедствия, она готова проповедовать, убеждать и переубеждать. Девушка чувствует и видит, что Родион несчастен, и хочет ему помочь. Перед ней раскрывается его внутренний мир. Инородная нравственная природа не отталкивает ее. Активное сострадание заставляет ее стремиться переубедить, нравственно очистить и воскресить его. С беззаветной и наивной целеустремленностью, порожденной религиозными упованиями и женской преданностью, Соня делает все, чтобы обратить Раскольникова, вырвать его из греха, спасти.

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление

Соня и Раскольников – герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и неспра­ведливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Главная часть

1. Но в то же время Соня и Раскольников – идейные ан­типоды. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня – путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли

Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответст­вен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль – не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры – она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а от­части потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека).

(Об «идее» Раскольникова подробнее см. план на тему «Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоев­ского «Преступление и наказание».)

2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольнико­ва ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действи­тельно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольнико­ва в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонеч­ка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек – не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие – нравствен­ное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что ни­какой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольнико­ва – «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Ка­терине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» - Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: ко­му жить, кому не жить?».

III. Заключение

Самому Достоевскому христианский гуманизм Сони был, конечно, неизмеримо ближе идей Раскольникова. Однако та­кова была природа таланта Достоевского, что он дает споря­щим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а од­на «правда» - с другой.

Здесь искали:

  • правда раскольникова и правда сони
  • правда раскольникова и правда сони в романе преступление и наказание
  • правда сони и правда раскольникова
17 Сентябрь 2016 - Автор Светлана

МОУ “гимназия “Дмитров””

Региональная конференция творческих работ учащихся “Перспективный проект”

Литература

“В поисках пути правды (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)”

Работу выполнила ученица 10 “А” класса

Клинова Анастасия

Научный руководитель: Хмелевская Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

г. Дмитров

Цель: выявить, как понимает правду Родион Романович Раскольников и другие герои романа, и проследить их пути к правде.

Задачи:

  1. Прочитать и проанализировать роман “Преступление и наказание”
  2. Сравнить пути к правде главного героя и других персонажей
  3. Найти истинные пути к правде
  4. Провести анкетирование в старших классах МОУ “гимназии “Дмитров””

Гипотеза

Все люди, в том числе и герои романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”, понимают слово “правда” по-разному, вкладывают в него свое значение, в зависимости от избранного ими пути.

План

  1. Введение
  2. Что такое правда?
  3. Образ Родиона Раскольникова
    1. Комната Раскольникова
    2. Портрет героя
  4. Образ Сони Мармеладовой и ее правда
  5. Образ Свидригайлова
    1. Отношение Свидригайлова к добру и злу
    2. Загадочность Свидригайлова
    3. “Демонический ореол”Свидригайлова
    4. Свидригайлов – обыкновенный человек
  6. Нашли ли правду наши герои? И в чем она для них состоит? (Сравнение понимания правды и путей к ней Раскольникова, Софьи Мармеладовой и Свидригайлова)
    1. Правда Раскольникова
    2. Правда Сони Мармеладовой
    3. Правда Свидригайлова
  7. Заключение
  8. Практическое исследование (анкетирование)
  9. Список используемой литературы
  10. Приложение
    1. Какие произведения Ф.М. Достоевского вы читали?
    2. Кто помог Раскольникову встать на путь истинный?
    3. Чей путь вы считаете наиболее близким к истинному: Раскольникова, Сони или Свидригайлова?
    4. Как вы понимаете слово правда?
    5. Какой жизненный путь вы считаете правильным?

Не потеряйте жизни,

берегите душу, верьте в правду.

Но ищите её пристально всю жизнь,

не то ужасно легко сбиться.

Ф.М. Достоевский

1.Введение

“Преступление и наказание” – великий роман русского писателя Федора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году. Это одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Автор работал над нею в условиях трудного времени конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности угрожающе появились первые симптомы общественной болезни, которая принесет неисчислимые беды человечеству 20 века. Достоевский одним из первых в мировой литературе дал ей точный социальный диагноз и суровый нравственный приговор. Он видел, как пореформенная ломка, разрушающая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от исторической памяти. Особенно опасным было это для молодежи из средних и мелких слоев общества. Одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед соблазном власти “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России.

Такой герой-разночинец – Родион Романович Раскольников, крайне бедный студент. Он совершает ужасное преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру беременную Лизавету, грабит их, оправдывая себя собственной теорией “Об обычных и необычных людях”.

Читая этот роман, я была влюблена в главного героя, который по сути должен вызывать глубокую неприязнь. Это человек настолько необычный, настолько неординарно мыслящий, что иногда его мысли даже пугали меня. Я была поражена, читая страницы описания теории Раскольникова, упомянутой выше, и после их прочтения еще долго думала о ней.

Состояние души главного героя после совершения преступления вызывало невероятный трепет в моей душе, огромное чувство сострадания к этому глубоко несчастному человеку. Никогда при прочтении книг я не испытывала ничего подобного.

Возлюбленная Родиона Раскольникова Соня Мармеладова тоже, безусловно, заслуживает симпатии читателя. Она – кроткая, нежная и искренняя девушка. Зная ее историю, мы не можем сказать, что душа ее абсолютно чиста, но мы видим ее таковой и искренне переживаем за нее.

Фиксируя трагические проявления новой общественной болезни, Достоевский создал особый роман – идеологический. По замечанию исследователя Ю.Ф. Карякина, Достоевский “одержим мыслью о том, что идеи вырастают не в книгах, а в умах и сердцах, и что высеиваются они тоже не на бумагу, а в людские души… Достоевский понял, что за внешне привлекательные, математически выверенные и абсолютно неопровержимые силлогизмы приходится порой расплачиваться кровью, кровью большой и к тому же не своей, а чужой”. Бросая идеи в души людей, Федор Михайлович испытывает их человечностью. Роман “Преступление и наказание” не только отражает, но и опережает действительность: он проверяет на судьбах героев жизнеспособность тех идей, которые еще не вошли в практику, не стали “материальной силой”. Оперируя “недоконченными” и “недовоплощенными” идеями, писатель забегает вперед, предвосхищает конфликты, которые станут достоянием общественной жизни 20 века. То, что казалось современникам писателя “фантастическим”, подтверждалось последующими судьбами человечества. Вот почему Достоевский и по сей день не перестает быть современным писателем как в нашей стране, так и за рубежом.

Роман “Преступление и наказание” всегда был и будет актуален. Особенно его актуальность заметна сейчас, в наши дни, когда люди часто встают перед тяжелым выбором, выбором того, по какому пути пойти, где “правда”, а где “ложь”. Мир развращен, и люди в нем греховны. Они не могут сориентироваться сами, не могут найти тот самый истинный путь. Вот почему я думаю, что это исследование будет полезно всем.

2.Так что же такое правда на самом деле?

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.И. Шведовой дает несколько значений этого слова. Одно из них звучит так: правда – это утверждение истинности, справедливость, честность, правое дело.

В толковом словаре В.И. Даля определение слову правда дается так: правда – это истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость.

Мы видим, что понятие слова «правда» у этих авторов приблизительно одинаковое.

Но важно понимать, что есть серьезные различия между правдой человеческой и правдой в глазах Бога, т.е. правдой, описанной в Библии. Люди могут устанавливать свои нормы морали, которые могут расходиться с нормами морали Бога. В русской Библии слово «правда» часто стоит там, где в оригинале стоит «праведность». А праведность имеет совершенно иное значение, отличное от называния фактов. Праведность - это образ жизни, это отношение к ближнему. Итак, все то, что приносит благо ближнему, - есть правда в глазах Бога.

3.Образ Родиона Раскольникова

Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Он — бывший студент, из-за нехватки средств вынужденный оставить учебу. Живет крайне бедно.Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента.

Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут же решает заменить головной убор.

В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников – «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей.

В романе Родион Романович изображен как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Семена Мармеладова. С первых страниц книги Раскольников живо сочувствует семье этого несчастного пропойцы.

С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

А. Комната Раскольникова

Федор Михайлович Достоевский – тонкий психолог в описании обстановки. Изображенные им интерьеры в романе помогают читателю прочувствовать, как живут герои, чем они дышат, о чем думают, что у них на душе.

Привлекательная внешность Раскольникова и условия, в которых он живет, ярко противопоставлены друг другу автором.

Интерьер комнаты Родиона Романовича изображен в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души главного героя. Нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями – именно так выглядит жилище Раскольникова. Интерьер дополняют ободранные старые стулья, софа и небольшой крашеный столик.

Описывая комнату главного героя, писатель подчеркивает запустение и безжизненность жилища, вызывающего страх и угнетение. Мертвенность комнаты дополняет большой слой пыли на книгах и тетрадях, лежащих на столе. В этой желтой комнатушке нет жизни. Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения.

Конечно, у человека, прочитавшего об условиях жизни Раскольникова, уже не возникает вопросов, откуда в его голове появились настолько страшные идеи, а в душе – постоянная меланхолия и тоска. Об этом говорила даже Пульхерия Александровна, мать Родиона Романовича, которая каждый раз с облегчением выходит из его коморки.

  1. B. Портрет героя

В начале произведения Достоевский описывает внешность главного героя. О Раскольникове сказано, что он «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русыми волосами, ростом выше среднего, тонок и строен». Характерно, что в описании внешности героя нет никаких порочных черт. Здесь можно увидеть намек на позитивный аспект внутреннего мира героя.

По натуре своей Раскольников - не злодей и не убийца. Его идея «разрешить кровь по совести» - наносная, из тех, что витали в воздухе, она не могла стать второй натурой Раскольникова. Недаром затем Достоевский упоминает о «детской улыбке» Родиона. В натуре его были черты, свойственные детям: безрассудство, впечатлительность, искренность, способность к иррациональным поступкам, и вместе с тем присущие детям жестокость, упрямство.

Однако в этом портрете стоит отметить и свойственное Достоевскому-художнику стремление к контрасту внешнего и внутреннего, желание подчеркнуть двойственную природу человека. В философии писателя эта мысль о двойственности человеческой природы занимала значительное место. Человек, по мнению Достоевского, греховен по природе своей, добро сосуществует в душе его вместе со злом. Внешнее уродство зачастую оборачивается в героях Достоевского внутренней красотой (Лизавета), под внешней же привлекательностью может скрываться убийца.

В портрете Раскольникова автор подчеркивает его ужасающую бедность и нищету: его одежда превратилась практически в лохмотья, шляпа была вся изношенная, «вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Здесь характерен контраст между внешностью героя и его костюмом.

Внешность Раскольникова дается в динамике, однако Достоевский описывает в основном спектр ощущений, состояний героя, нежели изменения выражений его лица, его мимики, походки, порожденные этими состояниями. Так, после первого посещения Родионом Алены Ивановны, так называемой «пробы», героя охватывает «чувство бесконечного отвращения». «Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже на следующей улице». После разговора с Мармеладовым и чтения письма от матери Раскольников вновь думает об убийстве старухи-процентщицы. Мысль эта «теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом виде».

Достоевский предельно кратко передает состояние своего героя, практически не давая его портрета: «Ему стукнуло в голову и потемнело в глазах».

Более подробно внешность Раскольникова описывается при его разговоре с Ильей Петровичем. Чувства Родиона смешаны: он испуган возможными подозрениями в убийстве Алены Ивановны и одновременно испытывает «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения». «Раскольников отвечал резко, отрывисто, весь бледный как платок и не опуская черных воспаленных глаз своих перед взглядом Ильи Петровича».

Характерен и портрет Раскольникова после его преступления, когда он первый раз выходит на улицу: «Голова его слегка было начала кружиться: какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом, бледно-желтом лице».

Более подробно в романе описание внешности Раскольникова во время встречи с родными. «Раскольников был почти здоров… только был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно, как бы через силу… и какое-то беспокойство изредка проявлялось в его движениях». Бледное и угрюмое лицо Родиона «озарилось на мгновение как бы светом, когда вошли мать и сестра, но это прибавило только к выражению его вместо прежней тоскливой рассеянности, как бы более сосредоточенной муки. Свет померк скоро, но мука осталась…».

Инстинктивно Раскольников радуется встрече с матерью и сестрой (об этом говорит свет, озаривший лицо его), однако он тут же вспоминает о своем положении и понимает, что теперь ему недоступна обычная радость родственного участия и любви, как и многое другое в жизни. Именно поэтому свет в лице его быстро меркнет, а мука остается.

  1. Двойственность характера Раскольникова

Раскольников индивидуальность очень яркая. Один из героев романа, друг Родиона Романовича Разумихин говорит о нем, что «в нем два противоположных характера поочередно сменяются».

О Раскольникове можно сказать словами Блока: разве угрюмство «сокрытый двигатель его»? В нем много достоинств, он великодушен, добр, отзывчив, он в высокой степени способен любить - мать, сестру, детей, до рокового замысла хотел жениться, движимый необычным чувством: «Она больная такая девочка была… совсем хворая; нищим любила подавать и о монастыре все мечтала… Дурнушка такая… собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался,- вспоминает Раскольников,- кажется, за то, что всегда больная… Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил… (Он задумчиво улыбнулся.) Так… какой-то бред весенний был…»

В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком.

Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин - преданный друг Раскольникова, Соня - несчастное создание, жертва гниющего общества, - восхищаются им, даже его преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у следователя Порфирия Петровича - очень умного человека, логически вычислившего убийцу.

И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Достоевский показывает, что Раскольников, гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие.

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это становится невыносимым испытанием. Родион понимает несостоятельность своей теории «сильного человека» - она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя ложной идеей.

Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой. И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и возрождается к новой жизни.

  1. Теория Раскольникова и его правда

Как только молодой человек - герой романа «Преступление и наказание» предстает перед читателями, автор, не успев назвать нам его имени, спешит сообщить о некой мечте, которой он одержим. Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников решил, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляются за счет чьих-то страданий, жертв и даже крови, что все человечество подразделяется на две категории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, — “твари дрожащие”, и есть люди, нарушающие моральные нормы, общественный порядок, принятый большинством, — “сильные мира сего”. Великие личности, “творцы истории”, Ликург, Магомет, Наполеон, не останавливаются перед жертвами, насилиями, кровью ради осуществления своих идей. Развитие общества совершается за счет попрания “тварей дрожащих” наполеонами.

Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: “…Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?..” Именно поэтому Родион Раскольников все настойчивее ощущает, что от мечты давно пора переходить к делу. Это таинственное «дело» оказывается убийством.

Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым, является самопроверкой героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном?

Есть в романе и иной смысл эксперимента, имеющий прямое отношение к мысли автора. Достоевский испытывает человечностью основную “идею”, по которой совершается ход истории. Диалог с идеей в душе Раскольникова является судом Достоевского над историей, над прогрессом, попирающим человека.

Вынашивая идею в своем воспаленном сознании, Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеона) и спасителя человечества (Христа) одновременно. Но главным и решающим в его жизни на данный момент является самопроверка. Он признается Сонечке Мармеладовой: “Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил. Для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!” Герой не только не в разладе с современным обществом, но и сам несет в себе его болезни. Его увлекает антихристианская идея “сверхчеловека”, которому “все позволено”.

В болезненном сознании героя не случайно соседствуют друг с другом Наполеон и Мессия (Христос). Раскольников впадает в грех самообожествления. Он полагает, что законодателем нравственности является не Бог, а человек. Раскольников сам берет на себя право определять границы добра и зла, дозволенного и недозволенного и менять их по своему усмотрению. В его бесчеловечной идее есть старый, как мир, дьявольский соблазн – “и будете, как боги”. Его идея “крови по совести” несет в себе открытый богоборческий смысл. Бросается вызов основам христианской веры, согласно которым закон нравственного добра имеет не человеческое, а божественное происхождение. Он выше человеческого своеволия властвует над каждым из нас с безусловностью высшего божественного авторитета. Потому и в преступлении своем, как заметил один православный богослов, современник Достоевского, герой поднял топор не только на старушонку-процентщицу, но и на “самого Христа жизнодавца, на принцип всего святого и духовно-живого, не скупо положенного в душе самого Раскольникова”.

После совершения преступления совесть мучает Раскольникова, он становится мнительным, раздражительным, шарахается от каждого выкрика. Его теория отделяет его от людей. Для преступника муки совести становятся тяжелее всякого юридического наказания. Нечеловеческая идея-страсть, приобретя ужасные формы, медленно убивает и самого героя.

Раскольников фанатичен в утверждении своей идеи, подобно раскольникам, то есть религиозно-общественному движению в России XVII века. Как видим, фамилия героя является «говорящей», как это часто бывает у Достоевского. Главный герой «Преступления и наказания» «расколот» внутри себя самого. В его душе невероятным образом уживаются идеал и неверие в идеал, тоска по мировой гармонии и хладнокровные размышления убийцы.

Почему же Раскольников так легко смог переступить границу, отделяющую идею от ее реального воплощения? Во-первых, он не боится быть отверженным от людей, в том числе и от самых близких. А во-вторых, в нем нет страха быть отверженным от Бога. Только много позже, после знакомства с Соней, он поймет, насколько страшно последнее. А отчуждение от семьи будет лишь началом его наказания.

На протяжении всего романа Раскольников пребывает в болезненном состоянии. И это состояние есть бунт, который направлен на отрицание «патриархальных законов масс» и на отрицание мира, созданного Творцом. В этом состоит правда Раскольникова. Он присваивает себе Слово Творца и начинает творить сам.Он создает себе призрачный мир, в котором стремится сказать «новое слово» и тем самым стать властелином над «массой». До тех пор, пока Раскольников не познакомится с Соней, он будет жить вне Бога. В этом его беда, сначала неосознанная. В этом - несостоятельность его «правды».

В письме М.Н. Каткову, в журнале которого “Русский вестник” печатался роман, Достоевский писал, что Раскольников, вопреки убеждениям, предпочел “хоть погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям: чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством… замучило его”. Именно желанию примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника заставило Раскольникова послушать Сонечку, взять у нее “простонародный крестик”. Путь обновления героя – это путь признания народной веры, христианского взгляда на жизнь, который исповедует Сонечка.

Федор Михайлович Достоевский создал уникальный образ идейного преступника, в полной мере осознавшего свое трагическое заблуждение. Мысли, чувства и даже мимолетные порывы Раскольникова описаны скрупулезно и по-настоящему достоверно. Великому русскому писателю удалось добиться поразительного результата: он убедил всю планету в том, что Родион Раскольников – не просто персонаж. Жизненной драме раскаявшегося убийцы сопереживает все человечество. Во многом благодаря психологически выверенному центральному образу роман «Преступление и наказание» считается одной из вершин мировой реалистической литературы.

4.Образ Сони Мармеладовой и её правда

Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», сыгравшая важную роль в раскрытии проблематики произведения. Ей было суждено разделить глубину душевных мук Раскольникова. Именно Соне, а не Порфирию решает поведать Родион Романович свою страшную, мучительную тайну. При этом само желание открыться перед Сонечкой получает двойственную мотивировку. Сознательно он так определяет цель своего визита к Сонечке: “Он должен был объявить ей, кто убил Лизавету”. Объявить! Этот вариант признания Раскольников рассматривает как вызов “безропотной” героине, “дрожащей твари”, как попытку пробудить в ней гордый протест и найти союзницу по преступлению.

Но в лице Сони Раскольников встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную “дрожащую тварь”: “Натура” требует от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от преступности своей. К такому варианту признания зовет Родиона христиански-сострадательная любовь Сони.

Судить Раскольникова по совести может только Соня Мармеладова, и суд ее будет глубоко отличаться от суда Порфирия. Это суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью – тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме бытия униженных и оскорбленных людей.

Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мы узнаем о том, как бедность, крайне безнадежное семейное положение и постоянные упреки чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется», вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.

Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».

После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. «Он взял её обеими руками за плечи и прямо посмотрел в её плачущее лицо. Взгляд был сухой, воспалённый, острый, губы его сильно вздрагивали…Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал её ногу. …

Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…

Не за бесчестие и грех я сказал это про тебя, а за великое страдание твоё. А что ты великая грешница, то это так, а пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя…Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!».

И после этого Сонечка читает Раскольникову Новый завет, 4 Евангелие Иоанново главу 11 о воскресении Лазаря по его просьбе (в контексте романа как символ возможности его нравственного спасения). «Соня всё колебалась. Сердце её стучало. Не смела как-то она ему читать. Руки её дрожали, голосу не хватало. …Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило её. Голос её стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нём и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала… «И он, он – тоже ослеплённый и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же», — мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания» …

У меня теперь одна ты,- прибавил он. — Пойдём вместе… Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём!

Куда идти? — в страхе спросила она и невольно отступила назад.

Почему ж я знаю? Знаю только, что по одной дороге, наверно знаю, — и только. Одна цель!»

Однако между Соней и Родионом существует одно значительное отличие. В душе Сони есть держава, четкий нравственный ориентир, который спасает ее от соскальзывания в пучину раскольниковского искушения и бунта. Эта держава, этот спасительный якорь – христианская вера героини. Именно такая, одухотворенная верой любовь Сони, помогает ей устоять и увлечь Раскольникова к спасению, к воскрешению того доброго и вечного, что томилось и страдало в нем самом под властью “духа, наделенного злым умом и злою волей”.

Соня Мармеладова близка по своему мировоззрению к русскому народу. Достоевский верил в народ, возлагал на него свои надежды на будущее возрождение. «Да, народ тоже болен, -писал он, — но не смертельно», ибо живёт в нём «неутолённая жажда правды. Ищет народ правды и выхода к ней». А раз ищет, — верил он, -то и найдёт. А ещё верил он в юное поколение страны. «Я потому так, и прежде всех, на молодёжь надеюсь, — объяснял он, — что она у нас тоже страдает «исканием правды» и тоской по ней, а, стало быть, она народу сродни наиболее, и сразу поймёт, что и народ ищет правды».

Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.

Соня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. С ее образом связана вера Достоевского в то, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе “сильных мира сего”, а в глубинах народной России. В лице Сони автор изображает народный, демократический вариант религиозного мироощущения, близко к сердцу принимающий христианский афоризм: “Вера без дела мертва есть”.

5.Образ Свидригайлова

Аркадий Иванович Свидригайлов является вторым духовным «двойником» Родиона Раскольникова (первый — несостоявшийся жених его сестры Пётр Петрович Лужин). Образ Лужина и Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» объединяет принцип вседозволенности.

Внешне, по мнению интересующего нас персонажа, они с Родионом «одного поля ягоды». Однако между Раскольниковым и Свидригайловым имеются весьма существенные внутренние различия. Второй является развратным, порочным человеком. Он не скрывает того, что большинство поступков, совершенных им, были сделаны в результате патологического сладострастия.

А. Отношение Свидригайлова к добру и злу

Этот персонаж глумится над нравственностью. Свидригайлов признается Раскольникову, что он «человек грешный». Суждения этого героя о людях, в особенности женщинах, являются глубоко циничными. Одинаково равнодушен Свидригайлов к добру и злу. Он способен совершать как хорошие поступки (например, помогает детям Катерины Ивановны и Соне), так и дурные, при этом без видимой причины. Свидригайлов не верит в так называемую «добродетель», считая, что лицемерными являются любые разговоры о ней. Это, по его мнению, лишь попытка обмануть других и самого себя.

  1. Праздность, в которой живет герой

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» можно охарактеризовать так: ему присуща абсолютная праздность. Краткая биография персонажа выглядит следующим образом. Это дворянин, который два года служил в кавалерии, после чего «шлялся» в Петербурге, а затем женился на Марфе Петровне и с женой жил в деревне. Для него разврат является суррогатом смысла жизни, более или менее истинной вещью, единственной в этом мире, которую он ценит. Свидригайлов рассуждает о том, что в похоти есть по крайней мере нечто «постоянное», основанное на природе. Для этого персонажа разврат — главное занятие. Свидригайлов говорит, что без этого, пожалуй, застрелился бы. Таков образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание», краткое описание его жизни и деятельности.

  1. Загадочность Свидригайлова

Этот персонаж — человек загадочный. Он очень хитер и скрытен, а также весьма умен, несмотря на шутовство. Раскольникову Свидригайлов кажется то «ничтожнейшим» и «пустейшим» злодеем в мире, то кем-то, кто может открыть Родиону нечто новое. Аркадий Иванович внушает, что они похожи в чем-то с главным героем. Однако последний не считает, что между ними есть общее. К тому же Свидригайлов был ему неприятен, так как он лжив и хитер, возможно, очень зол.

  1. «Демонический ореол» Свидригайлова

Многим этот герой кажется ужасным злодеем, который окружен недоброй аурой. Много слухов ходит о его дурных делах. Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» становится символом источника несчастий для окружающих людей. Дуню преследовали именно из-за этого героя, его обвиняют также в смерти своей жены, Марфы Петровны. Страх и отвращение вызывает Свидригайлов у многих людей. О нем говорит Дуня «чуть не с содроганием». Даже внешний облик этого персонажа, его обычай времяпрепровождения и манера держаться «демоничны»: похожее на маску «странное» лицо, загадочное поведение, «фиглярство», пристрастие к «клоакам» и шулерство.

  1. Свидригайлов — обыкновенный человек

Однако не таким уж и страшным является образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание». Под «демонической» маской скрывается самый обыкновенный человек. Не может Свидригайлов освободиться от естественных и простых человеческих чувств. В нем можно угадать боязнь жалости, любви, смерти. Не исключается даже, что любовь Аркадия Ивановича к Дунечке могла бы способствовать его нравственному преображению, если бы была взаимной.

«Прошло мгновение ужасной, немой борьбы в душе Свидригайлова. Невыразимым взглядом глядел он на неё… Вдруг он отнял руку, отвернулся, быстро отошёл к окну и стал перед ним.

Свидригайлов простоял ещё у окна минуты три; наконец медленно обернулся, осмотрелся кругом и тихо провёл ладонью по лбу. Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка, улыбка отчаяния».

Этот человек испытывает даже что-то, похожее на угрызения совести. Ему снятся кошмары, являются призраки из прошлой жизни.

  1. Свидригайлов и Раскольников: сходства и различия

Свидригайлов – особая статья, ведь он своеобразная проекция Раскольникова. Не случайно Свидригайлов себя сравнивает с Родионом. Он так же, как и Раскольников, не верит в то, что преступник может нравственно переродиться, что Родион сможет найти в себе «силу остановиться». Свидригайлов незадолго до смерти думает вновь о нем. Он считает, что Родион мог бы стать «большой шельмой» со временем, а пока «слишком уж жить ему хочется». Свидригайлов — это герой, идущий до конца по пути преступления, совершая самоубийство.

Раскольников, таким образом, существенно отличается от него. Образ героев в романе «Преступление и наказание», как мы уже отмечали, имеет лишь поверхностное сходство. Раскольников способен, по словам Порфирия Петровича, «воскреснуть к новой жизни».

Родион самоубийства не совершает, что доказывает: жизнь не потеряла смысл, даже если сам герой считает иначе. В Раскольникове не умирает нравственное чувство, хотя он и пытается через него «переступить». Мимо людских страданий Родион пройти не может. Это доказывает эпизод с девушкой на бульваре, с больным студентом и его отцом, помощь Мармеладовым, спасение во время пожара детей. В этом непреднамеренном, стихийном, однако вполне очевидном «альтруизме» состоит принципиальное отличие его от Свидригайлова. Однако сам факт близости идей Родиона к мировоззрению его «двойников» (образ Лужина и Свидригайлова в романе «Преступление и наказание») подтверждает, что он находится на ложном пути.

6.Нашли ли правду наши герои? И в чём она для них состоит? (Сравнение понимания правды и путей к ней Раскольникова, Софьи Мармеладовой и Свидригайлова)

Девизом жизни и творческой деятельности Достоевского была правда- правда о жизни и правда о человеке. Писатель был убеждён, что только правда и приоритет общечеловеческих ценностей способны объединить людей и уберечь их от духовной гибели. «Правда выше Некрасова, выше Пушкина, выше народа, выше России, выше всего, — писал он, -а потому надо желать одной правды и искать её, несмотря на все выгоды, которые мы можем потерять из-за неё, и даже несмотря на все те преследования и гонения, которые мы можем получить из-за неё»

А. Правда Раскольникова

Снова обращаясь к толковому словарю, мы видим, что рядом со словом “правда” всегда стоит слово “справедливость”. Это слово отлично подходит под описание правды Раскольникова, его идеи, его теории. Но можем ли мы утверждать на основании этого, что правда Раскольникова является истинной? Ведь, обратившись к Библии, мы видим, что правда – это праведность. Она должна приносить благо ближним нашим. Но кому, кому принесла благо идея Родиона Романовича? Принесла ли она благо его семье, матери и сестре, которые так страдали за своего Родю, ведь лишь в нем вся их отрада и все их счастье? Принесла ли она благо Соне Мармеладовой или другу Родиона Дмитрию Разумихину? В конце концов, неужели сам Раскольников получил что-то хорошее от своей идеи? Нет! Она переломила судьбу главного героя и судьбы всех остальных героев, так или иначе связанных с Родионом. Так можно ли считать, что Родион Романович Раскольников избрал верный путь?

Вынашивая идею в своем воспаленном сознании, Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеона) и спасителя человечества (Христа) одновременно.Его увлекает антихристианская идея “сверхчеловека”, которому “все позволено”. В болезненном сознании героя не случайно соседствуют друг с другом Наполеон и Мессия (Христос). Раскольников впадает в грех самообожествления. Он полагает, что законодателем нравственности является не Бог, а человек. Раскольников сам берет на себя право определять границы добра и зла, дозволенного и недозволенного и менять их по своему усмотрению. В его бесчеловечной идее есть старый, как мир, дьявольский соблазн – “и будете, как боги”. Его идея “крови по совести” несет в себе открытый богоборческий смысл. Бросается вызов основам христианской веры, согласно которым закон нравственного добра имеет не человеческое, а божественное происхождение. Он выше человеческого своеволия властвует над каждым из нас с безусловностью высшего божественного авторитета.Потому и в преступлении своем, как заметил один православный богослов, современник Достоевского, герой поднял топор не только на старушонку-процентщицу, но и на “самого Христа жизнодавца, на принцип всего святого и духовно-живого, не скупо положенного в душе самого Раскольникова”. На протяжении всего романа Раскольников пребывает в болезненном состоянии. И это состояние есть бунт, который направлен на отрицание «патриархальных законов масс» и на отрицание мира, созданного Творцом. В этом состоит правда Раскольникова. Он присваивает себе Слово Творца и начинает творить сам.Он создает себе призрачный мир, в котором стремится сказать «новое слово» и тем самым стать властелином над «массой». До тех пор, пока Раскольников не познакомится с Соней, он будет жить вне Бога. В этом его беда, сначала неосознанная. В этом - несостоятельность его «правды».

  1. Правда Сони Мармеладовой

Читатель знает, что путь Сони и ее душа нечисты, что она пала, совершила грех. Но пойти на этот грех ее вынудили обстоятельства. На самом деле это замечательная, искренняя и добрая девушка, никогда не причинившая никому зла. Вся жизнь ее протекает с Богом, с глубокой верой в него, в чем и состоит ее правда. Она привыкла жертвовать собой для других людей: ради Катерины Ивановны, именно из-за которой она встает на “неверный” путь, ради отца, Семена Захаровича Мармеладова, которому она отдает последние деньги, ради Раскольникова, отправляясь с ним в Сибирь. Она умеет любить, умеет сострадать. Семен Мармеладов говорил Раскольникову в трактире о Соне: “Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много… И простит Он [Бог] мою Соню, простит, я уж знаю, что простит…” Вера и любовь к ближнему – главное, что есть у Сонечки. Она не думает о справедливости и о правосудии. Она думает о счастье и благополучии ближних своих. Ее правда, несомненно, крайне близка к истине, описанной в Библии.

Соня Мармеладова близка по своему мировоззрению к русскому народу. Достоевский верил в народ, возлагал на него свои надежды на будущее возрождение. «Да, народ тоже болен, -писал он, — но не смертельно», ибо живёт в нём «неутолённая жажда правды. Ищет народ правды и выхода к ней». А раз ищет, — верил он, -то и найдёт. А ещё верил он в юное поколение страны. «Я потому так, и прежде всех, на молодёжь надеюсь, — объяснял он, — что она у нас тоже страдает «исканием правды» и тоской по ней, а, стало быть, она народу сродни наиболее, и сразу поймёт, что и народ ищет правды». Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. С ее образом связана вера Достоевского в то, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе “сильных мира сего”, а в глубинах народной России. В лице Сони автор изображает народный, демократический вариант религиозного мироощущения, близко к сердцу принимающий христианский афоризм: “Вера без дела мертва есть”.

  1. C. Правда Свидригайлова

Свидригайлов не поклоняется ни одной теории. Он признаёт правомерность существования любой теории, не корректируя её бытование нравственными критериями (этическое всеприятие). В силу нравственной незакреплённости, распущенности бытие Свидригайлова детерминируется духовной иронией. Датский философ Киркегор, современник Достоевского, так определил понятие иронии: «Ирония означает принципиально новое понимание истины, связанное с субъективностью. Ирония – это ненормальное, преувеличенное развитие, которое, подобно развитию печени у страсбургских гусей, кончается тем, что убивают индивида. Вполне естественно, что не верящий в то, во что верят другие люди, верит в загадочные существа, вроде нимф, или тот, кто не боится ни сил земных, ни сил небесных, боится пауков». Лучшая иллюстрация этому определению – образ Свидригайлова, который верит в привидения и боится, что вечностью может оказаться пыльная баня с пауками. Никогда прежде не любивший и не ненавидевший, он не находит исцеления; но и жить по-прежнему уже не может, что подтверждается его бредом перед самоубийством. Свидригайлов одинок, так как отстранился от людей, он никому не нужен.

Итак, Раскольников переступил, но сохранил Шиллера (Шиллер у Достоевского всегда символ духовной чистоты и высокого благородства) в душе, а душа, способная ВЕРОВАТЬ, находит, чему поклониться: в эпилоге Раскольников обретает себя через веру в любимого человека. «Разве могут её убеждения не быть и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…» В Раскольникове сочетаются все качества – разум, ирония, вера – с доминантой ВЕРЫ. В эпилоге показан только Раскольников, говорится о долгой и полной трудностей жизни, предстоящей ему.

  1. Заключение

В ходе работы над проектом мне удалось достичь поставленной цели и задач. Анализируя роман “Преступление и наказание”, я проследила пути к правде трех его героев и выяснила, в чем состоит их истина. В ходе сравнения их путей к правде мне удалось выявить путь, наиболее близкий к истинному.

Таким образом, я доказала поставленную мной гипотезу о том, что у каждого человека своя правда и свой путь к ней.

8.Практическое исследование (анкетирование)

Мной было проведено анкетирование в старших классах “гимназии “Дмитров”” (10 “А”, 11“А”, 11 “Б”), целью которого было выявить знания учащихся о романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, а также узнать, как современная молодёжь относится к правде.

Анкета состояла из следующих вопросов:

1) Какие произведения Ф.М. Достоевского вы читали?

2) Как зовут главного героя романа “Преступление и наказание” и что он совершил?

3) Кто помог ему встать на путь истинный?

4) Чей путь вы считаете наиболее близким к истинному: Родиона Раскольникова, Сони Мармеладовой или Аркадия Свидригайлова?

5) Как вы понимаете слово “правда”?

6) Какой жизненный путь вы считаете правильным?

По результатам проведенного анкетирования мне удалось сделать следующие выводы:

  1. Большинство опрошенных достаточно хорошо знакомы с творчеством Ф.М. Достоевского, прочитали 2-3 и более его произведения, в число которых входит роман “Преступление и наказание”.
  2. Ответы на 3 вопрос получились следующие:
    1. 22 опрошенных из 32 сказали, что встать на путь истинный Раскольникову помогла Соня Мармеладова
    2. 3 опрошенных дали ответ “Бог”
    3. 7 опрошенных не смогли дать ответ на этот вопрос
  3. Большинство людей (13 из 32) считают путь Сони Мармеладовой наиболее близким к истинному. 5 человек считают, что путь Родиона Раскольникова и его правда ближе к истине. 4 человека ответили на 4 вопрос “путь Аркадия Свидригайлова”. 10 человек не дали ответ на этот вопрос.
  4. На 5 вопрос я получила много различных ответов. Большинство людей определили правду, как что-то истинное, неоспоримое, не требующее доказательств, как действительность. Другие сказали, что правда – это то, во что человек верит, его видение жизни, образ жизни. Эти люди считают, сто у каждого своя правда. Третьи ответили, что правда – это в первую очередь любовь к ближнему.
  5. На 6 вопрос опрошенные снова ответили по-разному. Кто-то считает, что правильный жизненный путь включает в себя совершение добрых поступков, любовь к ближним, создание семьи. Он основан на честности и доброте. Другие люди сказали, что жить нужно, опираясь на Божьи законы и на “Золотое правило нравственности”. Третьи считают, что главное в жизни – это саморазвитие, что от нее нужно взять как можно больше. Четвертые ответили, что главное в жизни – это свои собственные интересы, а интересы других людей стоят лишь на втором месте.

После проведения практического исследования (анкетирования) среди старших классов “гимназии “Дмитров”” мне удалось выявить точку зрения учащихся на данную тему.

Результаты проведенного мной практического исследования в процентном соотношении вы можете видеть на диаграммах, представленных в презентации и в приложении.

Список используемой литературы

  1. Белов С.В. Роман Достоевского “Преступление и наказание”. Комментарий. – М., 1985.
  2. Бердникова И.Г. Достоевский и христианство. Колорит как система символов в романе “Преступление и наказание”. – Владивосток, 2012. – 52 с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо-Пресс., 2001.
  4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. В 6 ч. с эпилогом / Послесл. и коммент. А.Н. Муравьева. – М.:Просвещение, 1982. – 480 с. – (Школ. б-ка.)
  5. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун 21 века. – М., 1989.
  6. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. – М., 1976.
  7. О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. Сборник статей. – М., 1990. В книгу включены статьи К.Н. Леонтьева, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова и русских религиозных философов начала 20 века.
  8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений – 4-е изд., дополненное, — М.: Азбуковник, 1999 – 944 стр.
  9. http://all-biography.ru/books/dostoevskiy/prestuplenie-i-nakazanie/obraz-raskolnikova-v-romane

10.Приложение

  1. A. Какие произведения Ф.М. Достоевского вы читали?

2.Кто помог Раскольникову встать на путь истинный?

3.Чей путь вы считаете наиболее близким к истинному: Раскольникова, Сони или Свидригайлова?

4.Как вы понимаете слово правда?

5. Какой жизненный путь вы считаете правильным?

Великие романы Ф.М. Достоевского имеют философский характер. Они написаны в форме рассуждений героев, которые настолько срастаются со своими идеями, одержимы ими, что эти идеи становятся их «второй натурой». На мой взгляд, цель всех произведений писателя – найти правду жизни, идеал человека. Такие психологические искания были свойственны людям в тот период, когда в России «все переворотилось» (слова Л.Н. Толстого).

Этим вниманием к противоречивой сущности человека Достоевский превосходит многих художников слова. Трагизм исканий подчеркивается тем, что спор между героями никогда не кончается победой одного или поражением другого. Достоевский заостряет внимание на том, что вопрос о смысле жизни человека, об идеале всегда остается открытым.

Как два встречных потока предстают в романе Родион Раскольников и Соня Мармеладова. И каждый из них оказывается нужным другому. Соня укоряет Раскольникова за высокомерие к людям, а он помогает ей, этой кроткой душе, исполниться мужеством презрения к таким, как Лужин. Однако к осознанию этого герои приходят не сразу, преодолевая острые противоречия.

Первоначально Раскольников считает, что пришел к Соне, чтобы пробудить в «безропотной» душе гордость, вызвать у нее протест. Этим герой и оправдывает себя. На самом же деле он приходит к Сонечке Мармеладовой «сложить хоть часть своих мук» – все рассказать о своем преступлении. Но истинное его страдание заключается отнюдь не в том, что он убийца.

Образ старухи-процентщицы вызывает в нем одну лишь гадливость. Раскольников мучается «идеей убийства» и ищет у Сони подтверждения права на убийство во имя справедливости, во имя сочувствия к людям. Одновременно в герое бьется мысль: «А не поступаю ли я подло? Надо ли сказывать, кто убил Лизавету?» Ему вдруг становится стыдно за себя, за желание переложить свои заботы, угрызения совести, вызванные уязвленным самолюбием, на чужие плечи. И тут подхватывает Раскольникова другое, странное необъяснимое чувство, «что не только нельзя не сказать, но даже и отдалить эту минуту… невозможно».

В одном из разговоров Раскольников спрашивает Сонечку напрямик: «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?» Соня с отвращением отводит этот вопрос, ссылаясь на неисповедимость Божьего промысла. Но этим не успокоить душевной боли Родиона Раскольникова, Здесь Достоевский ставит проблему: почему страдает человек и где оправдание этому страданию?

Сонечка оправдывает свои страдания прежде всего тем, что она спасает жизнь родным. Кроме того, Соня верит в бессмертие. И тут писатель затрагивает еще один важнейший вопрос: если есть бессмертие, следовательно, Бог существует? Однако, если есть Бог, то как он мог допустить слезы ребенка, все это море страдания человеческого?

Для Раскольникова это невозможно, поэтому все бессмысленно, а, значит, – и все дозволено. По его теории, человек – сам Бог. Однако без высшей Правды, без Бога, без морального критерия оценки человеческих поступков становится, по словам Мармеладова, «слишком зверино».

Вот в этой обстановке, когда столько горя и нет сил помочь всем, всех утешить, Соня и Раскольников задают один и тот же вопрос: «Что же делать?» И каждый отвечает на него по-своему.Раскольников считает, что нужно взять «свободу и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью и всем муравейником! Вот удел!» Но обстоятельства, приведшие к такому выводу, оправдывают его. Герой хочет мстить за горе обездоленных – это уже схватка с веком, «кровь по совести», убийство «по справедливости», когда «одно крошечное преступление» загладится «тысячью добрых дел».

Казалось бы, всей логикой романа Достоевский как бы старается доказать, что нельзя делать добро, минуя преступление: из-за матери и сестры, во имя боли за обиженных, Раскольников решается преступить моральную черту и убить. Во имя любви к брату Дунечка решается на брак с негодяем Лужиным, а Сонечка Мармеладова для спасения семьи растаптывает свою жизнь…

Однако есть еще один довод, приводящий преступника к преступлению – внутренний, который живет в нем самом: в его гордости, в чаянии проверить на себе, «Наполеон я или нет». Даже в статье Раскольникова главная мысль – «могу ли я совершить так называемое преступление, впрочем, во имя благой цели?» Он как бы сам заражается царящими вокруг него произволом и бесчинствами: дай и я попробую… Но сколько ненависти в его душе именно к таким властителям, легко шагающим через трупы людей!

Итак, три момента важны в правде жизни Раскольникова: альтруистический – помощь униженным людям и месть за них; эгоистический – когда «все позволено» и можно испытать, не «тварь ли я дрожащая»; и, наконец, самоказнь – когда оказалось, что «не выдержал».

Соня – жертва мира Лужиных и Свидригайловых, вместе с тем, она – новая Христова совесть Раскольникова; она сама защиты не требует, хотя в ней нуждается. Эта героиня – воплощение страданий и смирения, пример совсем иного ответа на зло.

Раскольников первой именно Соне, а не кому-то другому, признается в своем преступлении, хотя она не может безропотно принять его исповедь. Это доказывает, что ее правда жизни притягательна. Соня отвергает путь гордыни крови и заклинает Раскольникова покаяться и искупить грех. Она выводит героя «из мрака заблужденья», вырастает в громадную фигуру смирения, страдания и добра, когда само общество заблудилось в «трихинах» античеловеческих.

Раскольников идет на убийство во имя справедливости, во имя ненависти к Лужину, во имя мести за горе страждущих. Однако детский испуг Лизаветы, ее невинная смерть – страшное отрицание своеволия Раскольникова, решившего вмешаться в Промысел Божий. Тот же детский испуг – на лице страдалицы Сонечки. Перед лицом любви, детского протеста чистой души женщины в сердце Раскольникова оживает такое же детски непосредственное, простое и немудрое, а в этом – конец его бунта.

Однако нельзя однозначно сказать, что Сонина правда жизни победила. Думаю, невозможно разделить эти две правды. В конечном счете, они одинаковы, различны только средства достижения. Основная их мысль высоконравственна: восстановление погибшего человека, задавленного гнетом обстоятельств; вернуть человеку то, что у него отняло несправедливое общество; выправить искореженную душу.

К этому «восстановлению» присоединяется восстановление особое, религиозное, которое можно рассматривать шире – как «наполнение» человека новой моралью, чувством христианского смирения. Поэтому Раскольников и просит Соню почитать ему Евангелие…

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы