Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 18. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы

1. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3) территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве территориальных избирательных комиссий;

4) участковые избирательные комиссии.

2. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.

3. Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей избирательной комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия.

Статья 19. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 20. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий

1. Полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, в качестве территориальных избирательных комиссий. Если на соответствующей территории отсутствует такая территориальная избирательная комиссия или избирательная комиссия муниципального образования, то она формируется в соответствии с указанным Федеральным законом не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Срок приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии не может быть менее одного месяца. Сообщение о формировании территориальной избирательной комиссии и сроке приема предложений по кандидатурам в ее состав подлежит опубликованию (обнародованию) до начала приема указанных предложений.

2. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы на судах, находящихся в плавании, и полярных станциях. Такие территориальные избирательные комиссии формируются с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий и порядка формирования территориальных избирательных комиссий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации. Такие территориальные избирательные комиссии формируются в составе не менее пяти и не более девяти членов комиссии с правом решающего голоса, не подпадающих под ограничения, препятствующие приобретению статуса члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе возложить полномочия таких территориальных избирательных комиссий на соответствующие территориальные избирательные комиссии, сформированные при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации.

4. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, определяется сформировавшей их избирательной комиссией.

5. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность территориальных избирательных комиссий, распространяются на территориальные избирательные комиссии, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статья 21. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

1. Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий и порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", со следующим количеством членов в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:

1) до 1001 избирателя - 3 - 9 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса;

2) от 1001 до 2001 избирателя - 7 - 12 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса;

3) более 2000 избирателей - 7 - 16 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

2. В случае совмещения с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и (или) на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме максимальное количество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена комиссии. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) данных членов участковой избирательной комиссии, а также выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производятся за счет средств соответствующего бюджета.

3. Срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии не может быть менее 15 дней. Сообщение о формировании участковых избирательных комиссий и сроке приема предложений по кандидатурам в их состав подлежит опубликованию (обнародованию) до начала приема указанных предложений.

4. На избирательном участке, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, в местах временного пребывания избирателей или в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования.

5. На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

6. При формировании участковой избирательной комиссии на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации:

1) требование о максимальном количестве членов участковой избирательной комиссии, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не применяется, если на избирательном участке зарегистрировано более 3000 избирателей;

2) предложение по кандидатуре в состав участковой избирательной комиссии, поступившее от политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со статьей 82.1 настоящего Федерального закона) на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, подлежит обязательному учету только в случае, если гражданин Российской Федерации, который обладает активным избирательным правом и кандидатура которого предложена в состав указанной комиссии, постоянно проживает на территории соответствующего иностранного государства.

7. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вышестоящая территориальная избирательная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Статья 22. Порядок назначения и срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса

1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов для регистрации федерального списка кандидатов вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а в случае регистрации федерального списка кандидатов - по одному такому члену избирательной комиссии в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии.

2. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, граждане Российской Федерации, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными, лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, выборные должностные лица, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, депутаты представительных органов местного самоуправления, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций муниципальных районов, городских и сельских поселений, в том числе городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры, работники аппаратов избирательных комиссий, доверенные лица политических партий.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

3. Членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса соответствующие избирательные комиссии выдают удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

4. Срок полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается со дня получения соответствующей избирательной комиссией письменного уведомления политической партии, указанной в части 1 настоящей статьи, о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и письменного заявления гражданина о его согласии на такое назначение. В названном уведомлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адрес места жительства гражданина, назначенного членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса. На срок, указанный в части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, работодатель обязан предоставить члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы.

5. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время назначившей его политической партией по решению уполномоченного на то органа политической партии и переданы другому лицу.

6. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных политическими партиями, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов по результатам данных выборов депутатов Государственной Думы, а также политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых по результатам этих выборов переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 настоящего Федерального закона, продолжается до окончания регистрации федеральных списков кандидатов на следующих выборах депутатов Государственной Думы. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после дня официального опубликования результатов выборов. Полномочия членов иных избирательных комиссий прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если политической партии отказано в регистрации федерального списка кандидатов либо регистрация выдвинутого политической партией федерального списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных такой политической партией, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, аннулирования или отмены регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.

(в ред. Федерального закона от 12.05.2009 N 94-ФЗ)

7. За политическими партиями, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов по результатам данных выборов депутатов Государственной Думы, а также за политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых по результатам этих выборов переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 настоящего Федерального закона, в течение срока полномочий Государственной Думы соответствующего созыва сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.

(в ред. Федерального закона от 12.05.2009 N 94-ФЗ)

Статья 23. Организация деятельности избирательных комиссий. Содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий

1. Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. Государственные органы и организации, органы местного самоуправления, организации, в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования составляет более 30 процентов, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

3. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям не позднее чем в пятидневный срок со дня обращения эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, и печатную площадь для опубликования решений избирательных комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 203-ФЗ)

4. Государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, организации независимо от формы собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, на обращения, поступившие за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям безвозмездно.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 19.07.2009 N 203-ФЗ)

5. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении проверки и пресечении нарушений настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, в правоохранительные органы, которые обязаны принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений в пятидневный срок, при получении представления за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а при получении представления в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Правоохранительные органы незамедлительно информируют о результатах проверки и принятых мерах обратившуюся с представлением избирательную комиссию.

Статья 24. Статус членов избирательных комиссий

Статус членов избирательных комиссий как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 25. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами:

1) организует подготовку и проведение выборов, руководит деятельностью избирательных комиссий;

2) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального закона;

3) принимает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона;

4) оказывает нижестоящим избирательным комиссиям правовую, методическую, организационно-техническую и иную помощь;

5) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию ГАС "Выборы", ее отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов;

6) доводит до сведения политических партий, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации, представленных исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, данные о числе избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации;

7) заслушивает сообщения представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

8) распределяет средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, эксплуатации и развития средств автоматизации, на обучение организаторов выборов и избирателей, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств, а также за поступлением средств в избирательные фонды политических партий и расходованием этих средств;

9) заверяет и регистрирует федеральные списки кандидатов, публикует зарегистрированные федеральные списки кандидатов, при этом не публикуются следующие сведения о каждом из кандидатов: адрес места жительства в части наименования улицы, номера дома и квартиры, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

10) регистрирует доверенных лиц и уполномоченных представителей политических партий, в том числе уполномоченных представителей политических партий по финансовым вопросам;

11) заверяет списки уполномоченных представителей региональных отделений политических партий по финансовым вопросам;

12) выдает зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам политических партий удостоверения установленного образца;

13) осуществляет контроль за соблюдением правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории Российской Федерации;

14) устанавливает единую нумерацию избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации;

15) утверждает формы (в том числе при необходимости машиночитаемые) документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, определяет способы защиты избирательного бюллетеня, открепительного удостоверения, а при необходимости - способы защиты списка избирателей и других документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, решает вопросы, касающиеся изготовления указанных документов;

16) утверждает текст избирательного бюллетеня на русском языке;

17) утверждает образцы печатей избирательных комиссий;

18) устанавливает порядок доставки в избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере архивного дела, порядок хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения указанных документов;

19) разрабатывает нормативы технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;

20) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения выборов;

21) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов;

22) устанавливает, кто из зарегистрированных кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов, избраны депутатами Государственной Думы, и выдает им удостоверения об избрании;

23) определяет результаты выборов и осуществляет их официальное опубликование;

24) составляет списки зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами Государственной Думы, и передает эти списки и необходимые документы в Государственную Думу;

25) назначает и организует повторные выборы;

26) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, их должностных лиц и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

27) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 26. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы:

1) координирует деятельность нижестоящих избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации, оказывает им методическую, организационно-техническую и иную помощь;

2) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории субъекта Российской Федерации;

4) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов на территории субъекта Российской Федерации, в том числе между территориальными избирательными комиссиями, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств;

5) осуществляет контроль за поступлением средств в избирательные фонды соответствующих региональных отделений политических партий и расходованием этих средств;

6) регистрирует уполномоченных представителей региональных отделений политических партий по финансовым вопросам;

7) заслушивает сообщения представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения выборов;

8) обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации ГАС "Выборы" в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

9) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий, а также порядка хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

10) контролирует обеспечение территориальных и участковых избирательных комиссий помещениями, транспортными средствами, средствами связи и выполнение принятых указанными избирательными комиссиями решений по иным вопросам материально-технического обеспечения выборов;

11) контролирует и обеспечивает соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и порядка их опубликования (обнародования);

12) устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта Российской Федерации;

13) контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей;

14) осуществляет контроль за соблюдением порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории субъекта Российской Федерации;

15) осуществляет меры по распределению бесплатного эфирного времени между региональными группами кандидатов;

16) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, кандидатах, политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов;

17) утверждает в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, текст избирательного бюллетеня на государственном языке республики в составе Российской Федерации, на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания;

18) обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление избирательных бюллетеней и передачу их в территориальные избирательные комиссии;

19) обеспечивает передачу в нижестоящие избирательные комиссии открепительных удостоверений и других документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

20) устанавливает итоги голосования в субъекте Российской Федерации, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования (протоколы об итогах голосования на каждой из частей территории субъекта Российской Федерации) в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;

22) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий, их должностных лиц и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

23) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 27. Полномочия территориальной избирательной комиссии

1. Территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы:

1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов, соблюдением избирательных прав граждан на соответствующей территории, информирует население о месте нахождения и номерах телефонов территориальной и участковых избирательных комиссий;

2) формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей;

3) координирует работу участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

4) составляет отдельно по каждому избирательному участку списки избирателей по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 - 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, уточняет сведения об избирателях;

5) заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

6) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, в том числе между участковыми избирательными комиссиями, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств;

7) организует доставку в участковые избирательные комиссии избирательных бюллетеней и иных документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

8) выдает избирателям открепительные удостоверения;

9) оказывает методическую, организационно-техническую и иную помощь участковым избирательным комиссиям в организации голосования на избирательных участках;

10) осуществляет контроль за соблюдением на соответствующей территории порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации;

11) обеспечивает на соответствующей территории использование ГАС "Выборы" в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

12) контролирует и обеспечивает соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования;

13) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования (кабин для голосования, ящиков для голосования) для участковых избирательных комиссий;

15) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в вышестоящую избирательную комиссию или архивное учреждение субъекта Российской Федерации в порядке, утвержденном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, или уничтожает указанные документы по истечении сроков их хранения;

16) информирует избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании;

17) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. Территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, осуществляют полномочия, перечисленные в части 1 настоящей статьи, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 4, 5, 8 и 16 части 1 настоящей статьи. Территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с частью 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, осуществляют полномочия, перечисленные в части 1 настоящей статьи, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 2, 4, 5, 8 и 16 части 1 настоящей статьи.

Статья 28. Полномочия участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы:

1) информирует население о месте нахождения и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

2) уточняет список избирателей по соответствующему избирательному участку, а в случаях, предусмотренных частями 4 - 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, составляет и уточняет указанный список;

3) знакомит избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в этом списке, вносит в него соответствующие изменения;

4) выдает избирателям открепительные удостоверения;

5) контролирует соблюдение правил размещения предвыборных агитационных материалов на территории избирательного участка;

6) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для голосования;

7) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных федеральных списках кандидатов, зарегистрированных кандидатах на основании сведений, полученных от вышестоящей избирательной комиссии;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 25.07.2011 N 262-ФЗ;

11) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по ним мотивированные решения;

12) обеспечивает сохранность и передачу в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

13) обеспечивает на территории избирательного участка использование технических средств подсчета голосов в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступили жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов избирателей, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории или результатов выборов полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

Статья 29. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.

2. Избирательная комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей избирательной комиссии, уполномоченного представителя каждой политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, о времени и месте проведения заседаний избирательной комиссии, а также свободный доступ лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, на эти заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными в части 1 настоящей статьи документами.

3. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать заявители, представители заинтересованных сторон, которые могут давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

4. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан информацию об итогах регистрации федеральных списков кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов, иные сведения о них, поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также итоги голосования по каждому зарегистрированному федеральному списку кандидатов.

5. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в части 1 настоящей статьи, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать при установлении иными избирательными комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

6. Всем членам избирательной комиссии, иным лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания избирателей, а также доступ в помещение для голосования и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей.

7. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, представители средств массовой информации, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, наименования политической партии, назначившей члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, направившей наблюдателя в избирательную комиссию, а представители средств массовой информации - с указанием наименования организации, которую они представляют.

8. В случаях, когда настоящим Федеральным законом предусмотрена выдача лицам, указанным в части 5 настоящей статьи, заверенных копий протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, иных документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, заверение указанных копий производится председателем, заместителем председателя или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии, а также ставит печать соответствующей избирательной комиссии.

Избирательным комиссиям принадлежит ведущая роль в организации и проведении различных видов выборов.

Избирательные комиссии являются коллегиальными органами, формируемыми в порядке и сроки, которые установлены законом, осуществляющими подготовку и проведение выборов, а также обеспечивающими реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляют собой стройную и гибкую систему, адаптированную к выборам органов публичной власти различных уровней.

Не входя ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как межвластная структура, наделенная специальной компетенцией. К числу Федеральных государственных органов относится Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, к органам субъектов Российской Федерации относятся избирательные комиссии субъектов Российской Федерации,а положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.

На общественных началах работают окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. Система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет упорядоченную совокупность государственных, муниципальных и общественных коллегиальных органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов.

Эта система включает в себя:

Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

Избирательные комиссии муниципальных образований;

Окружные избирательные комиссии;

Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

Участковые избирательные комиссии.

Систему избирательных комиссий – независимых коллегиальных органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов, следует рассматривать как важную юридическую гарантию избирательных прав

Виды избирательных комиссий отличаются друг от друга полномочиями, территориальным масштабом деятельности, порядком формирования, юридической силой принимаемых ими решений.

87. Правовой статус избирателя .

Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г. (ст. 2) избирателем признается каждый гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. А в соответствии с Конституцией Российской Федерации и избирательным законодательством таким правом обладают - и, следовательно, являются избирателями - все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.



Следует подчеркнуть, что избирателями в Российской Федерации могут быть не только российские граждане, но и (в определенных законодательством случаях) иностранные граждане. Так, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 4 ст. 18) избирателями на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут быть иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с участием избирателя в голосовании и в иных избирательных действиях, предусмотренных законом и проводимых законными методами.

Основу правового статуса избирателя составляют его права и обязанности, связанные с реализацией установленных законодательством принципов проведения в Российской Федерации выборов.

В Российской Федерации избиратель участвует в выбора на основе всеобщего, равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании.



Всеобщность избирательного права обеспечивает гражданам Российской Федерации возможность приобретения активного избирательного права независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Тем самым возможность стать избирателями обеспечивается максимально широкому кругу граждан России.

Правда, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако такие условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения eго права на участие в выборах в органы государственной влacти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Избиратель, проживающий за пределами Российской Федерации, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать ему содействие в реализации установленных законодательством избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

Таким образом, все избиратели нашей страны обладают активным избирательным правом фактически лишь при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Федерации или в муниципальные образования этим правом фактически пользуются только избиратели, проживающие или временно находящиеся на соответствующих территориях, хотя потенциально его имеют и все другие избиратели.

Избиратели обладают равным избирательным правом. Равное избирательное право состоит из двух элементов: наличие у каждого избирателя только одного голоса и участие всех избирателей в выборах на равных основаниях.

Первый элемент равенства обеспечивается следующими правилами: избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; голосует лично; для получения избирательного бюллетеня обязательно нужно предъявить документ, удостоверяющий личность избирателя; в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Второй элемент равенства избирательного права обеспечивается созданием примерно равных по количеству населения избирательных округов в соответствии с нормами представительства.

В Российской Федерации избирательное право является прямым. Поэтому избиратели голосуют на выборах за или против кандидата (списка кандидатов) непосредственно. Этим прямое избирательное право отличается от непрямого (косвенного или многостепенного). При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Многостепенное избирательное право подразумевает выборы представителей в вышестоящие выборные органы нижестоящими.

Голосование на выборах является тайным, что исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Для обеспечения тайны голосования избирателю предоставляется возможность зайти в особую комнату или отдельную закрытую кабину и заполнить избирательный бюллетень. В этих комнатах или кабинах во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, в том числе и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

В Российской Федерации участие избирателя в выборах является свободным. Поэтому никто не может оказывать какое-либо воздействие на его свободное волеизъявление.

Свободные выборы обеспечиваются государством, которое защищает демократические принципы и нормы избирательного права и устанавливает ответственность должностных и иных лиц, препятствующих выражению гражданами своего волеизъявления в ходе подготовки и проведения выборов.

В Российской Федерации участие избирателя в выборах является добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

Добровольность участия избирателей в выборах обычно порождает абсентеизм (неучастие избирателей в голосовании), являющийся следствием низкой политической и правовой культуры части населения или результатом отказа от участия в выборах по политическим мотивам (например, отрицательное отношение ко всем кандидатам на выборах). На уровне абсентеизма может сказаться также плохая организация избирательной кампании.

Право избирателя самому решать вопрос об участии в выборах внешне носит бесспорно демократический характер. Однако провозглашение его в Российской Федерации в современных условиях привело к крайне негативным последствиям, ставящим под сомнение как фактическую легитимность многих наших органов власти, избираемых явным меньшинством зарегистрированных избирателей, так и разумность всей нашей избирательной системы. Думается, что введение добровольности участия в выборах избирателей в конечном счете приведет к таким же последствиям, к каким привела бы добровольность уплаты налогов гражданами или, скажем, добровольность службы в Вооруженных Силах страны.

Выборы органов или депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначили в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законодательством порядке, избиратели в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) имеют право обратиться с заявлением в соответствующий суд общей юрисдикции о назначении предусмотренных законом выборов.

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют специально созданные для этой цели независимые органы - избирательные комиссии. Это является определенной гарантией проведения выборов, свободных и независимых от какого-либо политического влияния со стороны органов власти или должностных лиц.

Избирательная комиссия - это коллегиальный орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

В Российской Федерации действует система избирательных комиссий, которая связана с федеративной природой нашего государства. Система и статус избирательных комиссий урегулированы в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В систему избирательных комиссий РФ входят:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) - является федеральным государственным органом, действует на постоянной основе и является юридическим лицом. ЦИК РФ организует выборы в федеральные органы государственной власти, а также проведение референдума РФ. Срок полномочий ЦИК РФ составляет 5 лет. Центральная избирательная комиссия РФ состоит из 15 членов. Пять ее членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе может быть назначено не более одного представителя. Пять членов ЦИК РФ назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ). Пять членов ЦИК РФ назначаются Президентом РФ. Члены ЦИК РФ избирают из своего состава тайным голосованием Председателя ЦИК РФ, его заместителя и секретаря ЦИК РФ.

Центральная избирательная комиссия РФ имеет достаточно широкий перечень полномочий:

  • а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  • б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комис-

сий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ;

  • в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
  • г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет»;
  • д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
  • е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
  • ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
  • з) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ;
  • и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
  • к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
  • л) осуществляет иные полномочия.

В пределах своей компетенции ЦИК РФ вправе издавать инструкции, обязательные для исполнения.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов РФ, организующими подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Избирательные комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок их полномочий составляет 5 лет. Число членов избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ и не может быть менее 10 и более 14.

^ Например, Московская городская избирательная комиссия и Санкт-Петербургская городская избирательная комиссия формируются в составе 14 членов с правом решающего голоса.

Формирование избирательной комиссии субъекта РФ осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) следующим образом: одна половина членов избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, другая половина - высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Избирательные комиссии муниципальных образований осуществляют подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

[РГЦ Для справки

Особенность статуса избирательной комиссии муниципального образования заключается в том, что она является муниципальным органом и при этом не входит в структуру органов местного самоуправления. Связано это с тем, что избирательная комиссия муниципального образования не решает вопросов местного значения, что является одним из важнейших признаков органа местного самоуправления.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 5 лет. На федеральном уровне установлено, что избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Конкретное же число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. Это возможно по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования. В этом случае территориальная избирательная комиссия становится комиссией, организующей подготовку и проведение местных выборов и местного референдума.

Окружные избирательные комиссии, в отличие от вышеназванных комиссий, не являются постоянно действующими органами. Окружные избирательные комиссии формируются только при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

В тех случаях когда окружные избирательные комиссии формируются, срок их полномочий истекает через 2 месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта РФ. Таким образом, на федеральном уровне требований к числу членов окружных избирательных комиссий не установлено.

^ Например. Из Избирательного кодекса Белгородской области от 1 апреля 2005 г. № 182: «Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Белгородской областной Думы формируются избирательной комиссией области не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 9-11 членов комиссии с правом решающего голоса».

Из Избирательного кодекса Хабаровского края от 26 ноября 2003 г. № 154: «Окружные комиссии по выборам депутатов Думы формируются избирательной комиссией края не позднее чем за 70 дней до дня голосования в количестве 7-11 членов комиссии с правом решающего голоса. Окружные комиссии по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований формируются соответствующими комиссиями муниципальных образований либо территориальными комиссиями, на которые возложены полномочия комиссий муниципальных образований, не позднее чем за 60 дней до дня голосования в количестве 3-7 членов комиссии с правом решающего голоса».

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией. Так, если проводятся выборы в органы государственной власти субъекта РФ, то вышестоящей будет избирательная комиссия субъекта РФ, которая и будет осуществлять формирование окружной избирательной комиссии.

Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. Это органы, которые действуют на постоянной основе. Срок их полномочий составляет 5 лет. Территориальные избирательные комиссии являются звеном в системе избирательных комиссий при организации выборов федерального уровня и уровня субъектов Федерации. Они создаются и действуют в городских районах, городах и других административно-территориальных единицах. При этом территориальные комиссии могут и не создаваться. Их полномочия в этом случае будут возложены на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. Статус территориальных избирательных комиссий определяется законами субъекта РФ. Законом субъекта РФ территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Территориальные комиссии формируются в количестве 5-14 членов с правом решающего голоса. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта РФ. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта РФ по согласованию с Центральной избирательной комиссией РФ.

Участковые избирательные комиссии являются постоянно действующими органами, срок их полномочий составляет 5 лет. Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах:

  • а) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии;
  • б) от 1001 до 2000 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии;
  • в) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии.

Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей

избирательной комиссией. Таким образом, решение вопроса о том, какая конкретно избирательная комиссия будет формировать участковую комиссию, зависит от вида и уровня проводимых выборов.

Основные нормативные правовые акты Дополнительная литература для изучения темы

Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы , формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня.

При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

Организация деятельности :

  • Коллегиальная деятельность
  • Правомочна, если ее состав сформирован не менее чем на 2/3 от установленного состава

Функции комиссий:

· обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

· осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов

· обеспечивают информирование избирателей , участников о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах

Комиссии обязаны:

  • рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании (референдума) обращения о нарушении закона
  • проведение проверок по этим обращением
  • дача письменных ответов в пятидневный срок (в день голосования или на следующий день – немедленно)

ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» + ФКЗ о референдуме

В РФ действуют:

  1. ЦИК РФ

осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий ,

осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации,

распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума , контролирует целевое использование указанных средств;

оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям ;

рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

  1. Избирательные комиссии субъектов РФ

государственные органы субъектов. Действуют на постоянной основе, являются юридическими лицами .

Срок полномочий – 5 лет .

Число членов комиссии с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом) субъекта и не может быть более 10 и менее 14. Формирование осуществляется ВДЛ субъекта и законодательным органом власти субъекта, а также на основе предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта предыдущего состава, ЦИК. Половина членов назначается законодательным органом государственной власти субъекта, другая половина – ВДЛ.

Рассматривает жалобы на решения и действия избирательных комиссий муниципальных образований.

Избирательная комиссия субъекта РФ осуществляет все функции ЦИК РФ на уровне субъекта РФ, кроме осуществления международного сотрудничества. Она также может утверждать перечень территориальных комиссий . Председатель избирается по предложению ЦИК.

  1. Избирательные комиссии муниципальных образований - действует на основе закона субъекта, устава муниципального образования. Является муниципальным органом (не входит в систему органов местного самоуправления ). Уставом может быть придан статус юридического лица. Срок полномочий – 5 лет. Формируется в количестве 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Председатель избирается по предложению избиркома субъекта.
  1. Окружные избирательные комиссии – формируются по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Срок полномочий истекает через 2 месяца после дня официального опубликования результатов выборов . Число членов с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта.
  1. Территориальные (районные, городские и другие) комиссии - положение в системе государственных органов определяется законом субъекта. Действуют на постоянной основе. Срок полномочий – 5 лет. Может быть придан статус юридического лица законом субъекта. Формируются в количестве 5-14 членов с правом решающего голоса. Ее полномочия могут быть возложены на избирательную комиссию муниципального образования.
  1. Участковые комиссии – создаются для обеспечения процесса голосования на избирательных участках. Формируются территориальными комиссиями. Срок полномочий – 5 лет. Число членов определяется в зависимости от числа избирателей: до 1001 избирателя – 3-9 членов, до 2001 – 7-12 членов, более – до 16-ти членов .

Решения вышестоящей комиссии обязательны для нижестоящих .

Ключевые слова: понятие, виды, избирательных, комиссий, правовой, статус, полномочия, Центральной, РФ

Избирательная комиссия коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют : Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований ; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе ; является федеральным государственным органом ; обладает статусом юридического лица . Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Остальные пять членов назначаются Президентом РФ .

Члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование . Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря .

Центральная избирательная комиссия : осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ; организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в РФ, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий ; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов , единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов.

ЦИК осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов , референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; оказывает правовую , методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям . ЦИК заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти , органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня , списка избирателей и других избирательных документов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения ; осуществляет иные полномочия , в соответствии с действующим законодательством.

Центральная избирательная комиссия вправе издавать инструкции по вопросам применения федеральных законов о выборах, обязательные для всех избирательных комиссий в РФ.

При Центральной избирательной комиссии РФ действует Федеральный центр информатизации , созданный для комплексного решения вопросов, связанных с деятельностью Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы", и действующий в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 18 августа 1995 г.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ.

Избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» некоторые статьи (отредактированные) от 12 июня 2002 г. (в ред. от 03.12.2012)

Статья 22. Общие условия формирования избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий

1. Изб. к-и субъектов РФ, изб. к-и муниципальных образований, окружные изб. к-и, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, законодательном (представительном) органе гос. власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений.

2. Изб. к-и муниципальных образований, окружные изб. к-и по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов , допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования .

3. В случае досрочного прекращения полномочий Гос. Думы ФС РФ, законодательного органа субъекта РФ или муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, … субъекта РФ, … муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего ФЗ.

3.1. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии , список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, либо в законодательном (представительном) органе гос. власти субъекта РФ, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 настоящего Федерального закона).

4. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

5. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов изб. комиссии субъекта РФ, изб. комиссии муниципального образования, окружной изб. комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории РФ.

6. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина РФ, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ, обязан получить письменное согласие указанного гражданина РФ на вхождение в состав этой комиссии.

7. Если уполномоченные на то настоящим ФЗ органы гос. власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок , установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган гос. власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава изб. комиссии субъекта РФ назначается ЦИК РФ , изб. комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - изб. комиссией субъекта РФ, изб. комиссии поселения - изб. комиссией муниципального района, иной комиссии - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим ФЗ, иным законом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы