Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

К исходу дня 9 мая был полностью освобожден Севастополь. 12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.

Создание

В 1956-1957 годах заслуженный деятель искусств РСФСР, позже народный художник СССР П. Т. Мальцев написал картину «Штурм Сапун-горы», получившую высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке в честь 40-летия Советских Вооруженных Сил. Это произведение позже послужило основой для создания нынешней диорамы - «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».

Композиция

Войдя на смотровую площадку, зритель переносится в 7 мая 1944 года. Перед зрителем открывается панорама местности от высоты Сахарная головка до Балаклавы. По замыслу художников, зритель находится на склоне Сапун-горы .

Вторая половина дня 7 мая 1944 года. В едином порыве штурмуют вражеские укрепления пехотинцы, саперы, танкисты, артиллеристы. В воздухе завязался бой истребителей. На море, в районе Балаклавы, советские катера, поддерживаемые морской авиацией, уничтожают корабли противника.

Штурм Сапун-горы продолжается уже более семи часов. Вершина близка, но самые трудные шаги к ней - последние. Бой идет за каждую траншею, за каждый выступ скалы. На переднем плане картины - штурмовые группы 11-го гвардейского и 63-го стрелковых корпусов, преодолевающие последние укрепления врага перед гребнем Сапун-горы.

Жанровые сцены

Один за другим предстают перед зрителем бессмертные подвиги освободителей Севастополя. Слева, с пистолетом в вытянутой руке изображен комсорг батальона Виталий Комиссаров. Несмотря на ранение, он сменил убитого в бою командира роты и поднял бойцов на штурм фашистской батареи.

Правее, у станкового пулемета,- отважный воин Кузьма Москаленко. В тот день Москаленко подавил огонь четырех вражеских пулеметов и одним из первых вышел на гребень Сапун-горы. Перед ним в воронке от разорвавшегося снаряда занял позицию снайпер старшина Николай Морятов. Свыше двух десятков гитлеровцев сразил он во время штурма.

В боях за Севастополь принимали активное участие и отважные советские женщины - медсестры, связистки, санитарки. На картине в морской форме изображена санинструктор Евгения Дерюгина -- бывшая студентка судостроительного техникума. В период с 3 по 7 мая Женя вынесла с поля боя 80 раненых бойцов. Она погибла от пули фашистского снайпера.

На полотне диорамы изображен узбек Дадаш Бабажанов, который дает клятву своему умирающему товарищу, моряку Семену Машкевичу, что отомстит врагу за его смерть. И слово он сдержал: в боях за Севастополь Бабажанов лично уничтожил 17 гитлеровцев.

В центре картины - группа бойцов на полуразрушенном вражеском доте. Впереди, высоко подняв над головой автомат, ведет за собой воинов лейтенант Михаил Головня. Путь к вершине расчищает метким пулеметным огнём прославленный разведчик старший сержант Николай Гунько.

Правее, на переднем плане живописного полотна, запечатлен бессмертный подвиг сапера Федора Скорятина , ценой своей жизни проложившего последний проход к вражескому блиндажу. Сюда устремились бойцы во главе с лейтенантом Сахаровым. Он увлечен боем и не видит, как вражеский автоматчик целится в него из-за укрытия. Гвардии рядовой Ашот Маркарян закрывает собой командира и погибает.

Рядом бросает гранату во вражеский блиндаж рядовой Илья Поликахин . Он тяжело ранен в голову, однако продолжал сражаться и одним из первых прорвался к гребню Сапун-горы. С группой разведчиков И. Поликахин участвовал также в уличных боях, вместе с Н. Гунько и М. Головней водрузил красный флаг на здании севастопольской метеостанции.

Впереди атакующих идут знаменосцы. Падает смертельно раненый парторг роты Евгений Смелович, но знамя подхватывает рядовой Иван Яцуненко и поднимается с ним на гребень Сапун-горы. Почти одновременно водрузили алые полотнища на покоренной высоте рядовые В. Евглевский, В. Дробязко, сержанты А. Курбанов, Н. Соснин, А. Тимофеев и другие воины.

В глубине картины, справа, где действуют советские огнемётчики, лейтенант Михаил Дзигунский закрывает своим телом амбразуру вражеского дота. Последний опорный пункт взят. Одно за другим выходят на вершину горы подразделения капитана Н. Жилова, старшего лейтенанта П. Калиниченко, гвардии лейтенанта А. Заболотского, младшего лейтенанта В. Громакова и другие.

С пистолетом в руке изображен старший лейтенант Василий Жуков - он поднимает бойцов своей роты навстречу контратакующему противнику. Отважный командир погиб в одной из рукопашных схваток на подступах к Севастополю.

Предметный план

Общее впечатление картины боя усиливает предметный план, заполняющий восьмиметровое расстояние от смотровой площадки до живописного полотна. Здесь воспроизведен подлинный рельеф местности, изрытой снарядами и бомбовыми воронками, сооружены в натуральную величину вражеские блиндажи, траншеи, лежит настоящее трофейное оружие, осколки, гильзы. На двух вмонтированных живописных вставках изображены сержант Сергей Елагин (он берет в плен немецкого солдата) и старшина Николай Супрягин, который в рукопашной схватке вынуждает гитлеровца сложить оружие.

Диорама была открыта 4 ноября 1959 г. Здание, перестроенное с использованием элементов здания военно-полевого музея, находившегося на гребне горы с мая 1945 г., двухэтажное, полукруглое, выполнено из местного инкерманского камня по проекту архитектора В.П. Петропавловского.

На нижнем этаже находится экспозиционный зал. Экспозиция посвящена теме «Севастополь в годы Великой Отечественной войны». Она знакомит с событиями и героями обороны Севастополя 1941-1942 гг. и освобождения города в мае 1944 г.

На втором этаже размещено живописное полотно диорамы, в основу сюжета которой положен художественно обобщенный решающий момент штурма ключевой позиции севастопольского плацдарма 17 немецкой армии. Для изобразительного воспроизведения принят конкретный момент наивысшего напряжения боевых действий – 17 часов 30 мин. 7 мая 1944 г. Число эпизодов, изображенных в диораме, велико. Однако художникам удалось передать самое характерное, типичное: она раскрывает массовый героизм советских воинов и призвана увековечить отдельные подвиги и людей, которые их совершили.

Снаружи здания устроен специальный видовой балкон, с которого открывается вид на Балаклавскую долину. Архитектура здания решена в строгих, лаконичных формах, созвучных общему ансамблю памятников на Сапун-горе.

Экспозиция

«Севастополь в годы Великой Отечественной войны»

Экспонаты первого зала вводят посетителей в атмосферу начала Великой Отечественной войны. На фотоснимках – моменты жизни довоенного Севастополя и фотодокументы, запечатлевшие изменившийся облик города и судьбу его жителей с началом войны. Из старого довоенного репродуктора «Рекорд» звучит голос диктора Ю. Левитана, сообщающий о вероломном нападении Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г.

Во втором зале большая рельефная карта-схема боевой обстановки на Крымском полуострове в 1941 и 1944 гг., витрины и стенды, посвященные событиям и героям обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. и освобождения города в мае 1944 г.

Начало экспозиции повествует об отражении первых ударов противника по главной базе Черноморского флота, мобилизации всех сил города и флота на отпор врагу. Представлен дневник лейтенанта Г.А. Оленева, командира взвода зенитного артполка, батареи которого первыми открыли огонь по самолетам противника в 3 часа 13 минут 22 июня 1941 г.

В витрине часы с 54 береговой батареи и фотография ее командира, лейтенанта И.И.Заики. С залпов этой батареи, прогремевших в 16 часов 35 минут 30 октября 1941 г., началась 250-дневная героическая оборона Севастополя. Фотографии, личные вещи, документы, предметы с мест боев рассказывают о подвигах первых защитников города.

В разделе «Организация обороны» – фотографии и личные вещи руководителей города, членов Городского комитета обороны и командования Севастопольского оборонительного района (СОР).

Среди экспонатов, рассказывающих о действиях защитников Севастополя на сухопутных рубежах, материалы о командирах дивизий, ставших комендантами 4-х секторов СОР и рядовых героях-воинах Приморской армии и бойцах морской пехоты, представителях разных поколений и различных национальностей Советского Союза.

Ленточки с бескозырок с названиями боевых кораблей, военно-морской флаг и иллюминатор эсминца «Бойкий», различные приборы, предметы внутрикорабельной связи, фотографии символизируют роль кораблей в обороне Севастополя. Здесь же награды, личные вещи особо отличившихся командиров и членов экипажей надводных и подводных кораблей.

Раздел «Трудовой подвиг осажденного Севастополя» представляет материалы уникальных по своему значению подземных промышленных предприятий (спецкомбинаты № 1 и № 2). На фотографиях труженики тыла: женщины из бригад помощи фронту за стиркой белья, рабочие заводов, выполнявшие нормы выработки до 300-500%.

Заключительный раздел экспозиции, посвященной обороне Севастополя 1941–1942 гг., раскрывает героический подвиг защитников города в период отражения III наступления противника в июне 1942 г.

Завершает раздел газета «Правда» от 4 июля 1942 г. с материалами об итогах и военно-историческом значения обороны Севастополя.

Вторая половина экспозиции посвящена освобождению Севастополя в мае 1944 г. – заключительному этапу Крымской наступательной операции.

Здесь помещена фотография командующего 4-м Украинским фронтом генерала армии Ф.И. Толбухина (экспонируются его лупа в футляре и авторучка) с представителями Ставки Верховного Главнокомандующего в войсках, освобождавших Крым; фотографии, личные вещи и награды командующих, принимавших участие в разгроме 17-й немецкой армии.

Из сил и средств Черноморского флота в освобождении Севастополя участвовали подводные лодки, торпедные катера и авиация. В экспозиции представлены фотографии офицеров-катерников и подводников, боевые награды, личные вещи командиров стрелковых дивизий А.П. Родионова (51-я армия) и Н.К. Закуренкова (Приморская армия), чьи солдаты первыми вышли на гребень Сапун-горы во время ее штурма 7 мая; представлены полевая сумка, пилотка, нагрудный знак «Гвардия», книга стихов Э.А. Асадова, в боях за Севастополь командовавшего батареей 30-й гвардейской минометной бригады, ставшего известным советским поэтом.

Особое место в экспозиции занимает витрина, где представлены материалы о тех, кто навечно остался в севастопольской земле: фотография и извещение о гибели подполковника Г.Ф. Быкова, командира 1378 стрелкового полка; орден И.А. Грязева, комсорга 943 стрелкового полка, закрывшего амбразуру дота своей грудью на высоте 172, 8; орден Красной Звезды и личные вещи лейтенанта А.И. Гуркина, найденные на месте падения его самолета; письмо Толи Куроптева своему отцу, сержанту И.К. Куроптеву с пометкой сослуживцев: «Ваш папа погиб в боях за освобождение Крыма».

Экспонируются танковый шлемофон и фото гвардии майора Н.Д. Моисеева, командира батальона 19-го танкового корпуса, который первым из войск фронта вышел к морю на мысе Херсонес 12 мая. На разрушенном Херсонесском маяке танкисты водрузили штурмовой красный флаг, поставили точку в Крымской наступательной операции.

Заключительный раздел экспозиции отражает боевой путь участников обороны и освобождения Севастополя, многие из которых дошли до Берлина и участвовали в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г.

Смотровая площадка

На втором этаже здания размещено живописное полотно диорамы, в основу сюжета которой положен художественно обобщенный решающий момент штурма ключевой позиции севастопольского плацдарма 17 немецкой армии.

Живописное полотно в диораме занимает часть окружности, обычно половину ее. Составляя одно целое с предметным планом, воспроизводящим участок местности с объемными предметами, она создает иллюзию глубины пространства, реальности изображенного и эффекта присутствия зрителя на месте событий.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» впервые в Советском Союзе была размещена в специальном стационарном здании. Размеры полотна – 25,4 х 5,5 м, радиус – 8 м, площадь предметного плана – 83 кв. м. Впервые в нашей стране рождалась такая большая диорама. Впервые в диорамном искусстве на живописном полотне писались фигуры в натуральный человеческий рост. Впервые на предметном плане размещались не макеты, а подлинное оружие, обмундирование, амуниция, снаряжение, фрагменты инженерных сооружений, собранные на поле боя. Стремясь сохранить портретное сходство с теми, чьи подвиги воспроизведены на картине, авторы диорамы использовали документальные фотоснимки, привлекали для позирования самих участников штурма, натурщиков, имевших сходство с участниками боев. Удачной оказалась и избранная художниками точка обзора на Сапун-горе, с которой видна местность, где в 1944 г. развернулись боевые действия на суше, на море и в воздухе.

Число эпизодов, изображенных на диораме, велико, однако художникам удалось передать самое характерное, типичное, раскрыть массовый героизм советских воинов и одновременно увековечить отдельные подвиги и людей, их совершивших.

К исходу дня 7 мая 1944 г. ключевая позиция на подступах к Севастополю была взята. За 9 часов штурма. Художники не изобразили на полотне этот момент, но каждый, кто осматривает диораму, убеждается, что победа близка. И она пришла в Севастополь ровно за год до общей Победы над фашизмом – 9 мая 1944 г.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» дает возможность посетителям мемориального комплекса не только «заглянуть» в лицо войне, но и услышать ее «голос». С 2004 г. она озвучена.

Художественное полотно и предметный план были созданы творческим коллективом художников студии им. М.Б. Грекова. Автор – заслуженный деятель искусств РСФСР – Петр Тарасович Мальцев. Именно его картина с одноименным названием и была положена в основу написания диорамы. За создание диорамы автор П.Т. Мальцев удостоен «Золотой медали» Академии художеств СССР.

Сапун-гора имеет протяжённость около 8 км и высоту 250 м над уровнем моря и является естественной преградой на подступах к городу. 70 лет назад здесь шли ожесточённые бои, а сейчас — создан мемориальный комплекс, в состав которого входят: филиал Музея героической обороны и освобождения — Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», обелиск Славы, выставка боевой техники, храм-часовня во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца

Сапун-гора — трагические события

В 1941-42 гг. по Сапун-горе проходил один из рубежей обороны Севастополя. На этой высоте находился последний командный пункт 7 бригады морской пехоты. Во время освобождения Севастополя в мае 1944 г. в районе Сапун-горы развернулись решающие бои за город.

В память о воинах, сражавшихся за Севастополь, уже 1 мая 1945 г. на Сапун-горе был открыт небольшой военно-полевой музей. За год до этого события, в 1944 г., на Сапун-горе были сооружены памятники воинам Приморской и 51-й Армий.

51 Армия принимала участие в освобождении Крыма и Севастополя от гитлеровцев и штурмовала Сапун-гору 7 мая 1944 г. Памятник был построен руками воинов этой армии в память о своих павших товарищах. Командующий армией генерал Крейзер получил звание Героя Советского Союза в первый месяц войны, задержав наступление противника под Оршей. Это первый пехотный командир, получивший звание ГСС.

О нем была написана песня «Дивизия Крейзера». С 1943 года Крейзер командовал 51 Армией, которая освобождала Донбасс, Никополь, Мелитополь, Крым, Севастополь, затем – Латвию. Именем Крейзера названа улица в Севастополе.

Воины 51 Армии первыми вышли на гребень Сапун-горы вечером 7 мая 1944 г. Рядовой И.К. Яцуненко во время штурма, получив штурмовой красный флаг, одним из первых водрузил его и затем отражал попытки противника захватить или уничтожить флаг.

За этот подвиг Яцуненко был удостоен звания Героя Советского Союза. В дальнейших боях за Севастополь Яцуненко был тяжело ранен, после выздоровления проходил службу в запасных полках. Орден Ленина и медаль «Золотая звезда» получил в 1954 г. Яцуненко умер в 1983 г., похоронен в Севастополе, запечатлен на полотне Диорамы.

Но подвиги в годы войны совершали не только воины на передовой, но и люди в тылу. Ведь без хлеба, угля, металла не было бы победы. Черноморский флот сыграл большую роль в боях за Севастополь, но он был лишь помощником тем, кто воевал на сухопутных рубежах.

На Сапун-горе перед нами открывается живописная панорама местности. Хорошо просматривается Балаклавская долина, в которой расположились виноградники агрофирмы «Золотая балка». Две дороги пересекают Балаклавскую долину.

30 октября 1941 г. началась вторая героическая оборона Севастополя. Фашисты подошли к Севастополю со стороны суши, двигаясь от Евпатории, Симферополя, Ялты. Они надеялись сходу овладеть главной базой Черноморского флота, рассчитывая на то, что Севастополь как военно-морская база не имел никаких сильных укреплений со стороны суши.

Однако они просчитались: Военный Совет Черноморского флота в июле 1941 г. вынес постановление о строительстве сухопутных оборонительных рубежей. Было возведено два оборонительных рубежа; третий (передовой) достроить не успели и создали отдельные опорные пункты на танкоопасных направлениях.

Сапун-гора являлась передним краем тылового рубежа. Главный оборонительный рубеж начинался у , далее шел по Балаклавским высотам, пересекал Ялтинское шоссе, проходил по горе Гасфорта, по склонам Федюхиных высот, далее уходил на Инкерманские высоты,

Мекензиевы горы и в район Любимовки, к самому морю. Сразу же за главным рубежом были возведены опорные пункты на передовом рубеже обороны. Балаклавскую долину, прикрывал Чоргунский опорный пункт.

9 ноября 1941 г. весь Севастопольский фронт был разделен на 4 сектора обороны. Перед нами два сектора обороны – южная половина фронта. Границей между секторами служило Ялтинское шоссе. Вправо от него до берега моря располагался 1-й сектор обороны, командовал им полковник П.Г. Новиков. Влево от шоссе до Инкерманских высот располагался 2-й сектор обороны, комендантом которого был полковник И.А. Ласкин.

Именно сюда, в стык 1-го и 2-го секторов, противник наносил главный удар в ноябрьском наступлении 1941 г., надеясь расчленить нашу оборону, выйти в тыл, окружить и уничтожить по отдельности войска этих секторов, открыть себе кратчайший путь к Севастополю. Бои на этой местности носили ожесточенный характер.

Они начались 11 ноября 1941 года и продолжались до 24 ноября. На передовые рубежи пришли моряки с кораблей, военных училищ, учебных отрядов. С предприятий города с оружием в руках пришли рабочие и служащие. Все, кто мог носить оружие, встали на защиту Севастополя. Женщины, подростки, старики заменили на производстве мужчин, ушедших на фронт. Они работали в госпиталях, сдавали свою кровь раненым.

Город превратился в вооружённый лагерь. Писатель Леонид Соболев писал о севастопольцах: «И когда моряки гибнут в бою, они гибнут так, что врагу становится страшно: моряк захватывает с собой в смерть столько врагов, сколько он видит перед собой». В ноябре 1941 г. у Балаклавы мужественно сражались пограничники майора Герасима Рубцова, кавалеристы полковника Кудюрова. Левее Ялтинского шоссе оборону держали морские пехотинцы полковника Горпищенко, майора Тарана, бойцы полковника Ласкина.

Отличились также лётчики-черноморцы. Благодаря массовому героизму защитников Севастополя, враг был остановлен у главного оборонительного рубежа в ноябре 1941 г.

Первый вражеский штурм был отбит. В декабрьском наступлении 1941 г. (17-31 декабря) и в июньском (7 июня – 3 июля) 1942 г. противник наносил здесь вспомогательный удар, который был не слабее главного, наносимого с севера.

Особенно тяжелые бои шли за Сапун-гору 25 июня 1942 г., а 29 июня советские войска оставили ее и отошли к Севастополю. К этому времени фашисты полностью блокировали город.

Защитники Севастополя перестали получать подкрепление, их становилось все меньше и меньше. Но они продолжали сражаться, выполняя приказ родины «уничтожить как можно больше живой силы и техники врага». 3 июля 1942 г. Совинформбюро сообщило об оставлении Севастополя.

Упорная оборона Севастополя, длившаяся более 8 месяцев, развеяла в прах легенду о способности фашистской армии брать любые крепости в самые кратчайшие сроки. Политическое и военное значение обороны Севастополя огромно. Сковывая одну из лучших армий Гитлера, защитники Севастополя расстроили планы немецкого командования на юге, во многом содействовали срыву наступления на Кавказ.

Илья Эренбург в статье «Севастополь» в 1942 г. писал: «В истории останется поединок небольшого гарнизона с 15-ю вражескими дивизиями. Два слова отныне сплетены в сознании человечества: Севастополь и отвага».

На оборонительных рубежах Севастополя было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровская армия потеряла на всех театрах военных действий до нападения на СССР. Однако гитлеровцы и после того, как заняли Севастополь, не чувствовали себя хозяевами. Им продолжали противостоять подпольщики и партизаны.

Фашисты пробыли на этой земле 22 месяца, почти 2 года, превратив Севастополь в неприступную крепость. Вокруг города по суше они создали несколько укрепленных рубежей. Самым мощным из них был главный рубеж, в который входила и Сапун-гора. На крутых склонах этой горы до сих пор видны остатки вражеских укреплений.

Враг использовал укрепления, построенные защитниками Севастополя в 1941 г., еще более усилил их в инженерном отношении, до предела насытив огневыми средствами. В эти склоны было врыто около 100 ДОТов и ДЗОТов. Реставрированный ДОТ мы видим слева. Здесь наверху, гитлеровские солдаты установили также и САУ. Все подступы к Сапун-горе представляли сплошные минные поля.

Справа за Сапун-горой опорным пунктом фашистов была высота Горная. Слева – Сахарная головка. На севере – Мекензиевы горы. Они были такими же неприступными, как и Сапун-гора. Можно сказать, что врага здесь защищал сам камень: его не берет бронебойная пуля и даже не всякий артиллерийский снаряд. Мощные укрепления были созданы фашистами на севере Крымского полуострова: в районе Перекопа, Сиваша, а также на Керченском полуострове.

8 апреля 1944 г. войска 4-го Украинского фронта генерала армии Ф.И. Толбухина и 11 апреля Отдельная Приморская армия генерала Еременко нанесли сокрушительные удары по укреплениям фашистов и, прорвав их, двинулись вглубь полуострова.

Через 10 дней – 18 апреля – была освобождена Балаклава. Советские войска вплотную подошли к Севастополю. Началась подготовка операции по освобождению главной базы ЧФ. Руководили разработкой плана по освобождению Севастополя представители Ставки Верховного командования маршалы СССР К.Е. Ворошилов и А.М. Василевский. Согласно плану, главный удар было решено наносить в направлении Сапун-гора – высота Горная.

Сапун-гора является как бы воротами в Севастополь с южной стороны. Отсюда до центра города, до севастопольских бухт – всего 6 км. В бухтах находились плавсредства фашистов, на берегу были их аэродромы, которые они могли использовать для эвакуации.

Под Сапун-горой единственная удобная танкопроходимая дорога, ведущая на мыс Херсонес, откуда фашисты планировали начать эвакуацию. Чтобы ослабить оборону противника на Сапун-горе был задуман обманный маневр. 5-го мая 2-я Гвардейская армия генерала Захарова начала наступление на Мекензивы горы. Подумав, что главный удар будет нанесен здесь, фашисты перебросили часть войск на северное направление.

Взятие Сапун-горы и освобождение Севастополя

Штурм Сапун-горы начался 7 мая 1944 г. в 10 час. 30 минут. После полуторачасовой артиллерийской и авиационной подготовки советские войска пошли на штурм Сапун-горы и в этот же день, вечером, в 19 часов 30 минут Сапун-гора была в руках советских бойцов. Всего лишь 9 часов понадобилось нашим воинам для того, чтобы овладеть Сапун-горой.

В то время как войска 4-го Украинского фронта громили гитлеровские войска на суше, торпедные катера и подводные лодки ЧФ наносили удары с моря. Они подкарауливали противника на морских путях его отступления в Черном море.

Стремительное наступление на Севастополь велось на суше, в воздухе и на море. От четкого, слаженного и мощного удара советских войск вражеские укрепления рухнули в короткий срок. 7 мая Сапун гора была полностью взята советской армией.

Вечером 9 мая 1944 г., ровно за год до Победы, Севастополь был освобожден. Салют из 324 орудий в Москве возвестил всему миру об одержанной победе и о возвращении города русской славы Родине. 12 мая на мысе Херсонес были уничтожены остатки 17-й немецко-фашистской армии. 24 тыс. гитлеровцев было взято в плен, среди них два генерала, более 40 тыс. – потоплено в Черном море.

Крымский полуостров был освобожден полностью. Освобождение Крыма и Севастополя имело большое значение, оно внесло стратегические изменения в обстановку, сложившуюся на советско-германском фронте в западной части Черноморского бассейна. Советские корабли и авиация получили возможность действовать на коммуникациях врага вдоль западного побережья Черного моря. Был подорван престиж Германии перед лицом ее союзников – Румынии и Турции. А также понесла большие потери одна из боеспособных армий Гитлера.

Победный салют 9 мая 1944 г. венчал не только подвиг советского солдата, он гремел и в честь тех, кто ковал оружие. На выставке советской техники представлена полевая артиллерия, которую называли «богом войны». Она была главной боевой и ударной силой сухопутных войск и наносила врагу огромные потери. Вы видите образцы разнокалиберных пушек и гаубиц.

Пройдясь по Сапун-горе нельзя не заметить обелиск Славы (высота 28 м). Это памятник воинам Приморской армии. Открыт осенью 1944 года. В 1960-х годах обелиск облицевали гранитом и мрамором.

На гранитных плитах высечены наименования воинских частей и соединений, освобождавших Севастополь в мае 1944 г. За этими цифрами — тысячи героев, их именами звучит история. О них эти стихи неизвестного поэта, высеченные на памятнике:

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрёт!

К 30-летию освобождения города, в 1974 г., здесь были установлены дополнительные доски. Справа на красных гранитных полированных досках перечислено 118 частей и соединений, удостоенных почетного наименования «Севастопольские». Слева, на гранитных досках – изображение орденов Красного Знамени и Красной Звезды и Суворова.Этими орденами награждена 51 часть за освобождение Севастополя.

Перед памятником справа и слева на красных гранитных досках – имена 240 освободителей, удостоенных высокого звания ГСС. Более 100 национальностей советских воинов принимали участие в освобождении Севастополя.

В битве за Севастополь рядом с русскими шли грузины, армяне, украинцы, туркмены, белорусы и азербайджанцы. Многие из них закончили свой боевой путь далеко за пределами Родины, выполнив свой долг и освободив не только свою страну, но и народы Азии и Европы от фашистского порабощения.

В память о тех, кто ценой своей жизни завоевал мир, горит у обелиска Вечный огонь. Он был зажжен 9 мая 1970 г. (к 25-летию Победы) от огня Славы, горевшего на Малаховом кургане.

Почетное право зажечь Вечный огонь на Сапун-горе было предоставлено участнице обороны Севастополя, прославленной женщине-снайперу, ГСС Людмиле Павлюченко и участнику освобождения Севастополя, ГСС подполковнику Федору Матвееву.

Каждую пятую минуту у Вечного огня звучит песня «Сапун-гора» композитора Бориса Боголепова.


Как символ мира и жизни на многострадальной земле Сапун-горы растёт парк. В 1995 г., к 50-летию Победы, в парке была построена часовня во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца (гл. архитектор проекта часовни – Григорьянц Г.С.). 19 января 1995 г. был освящен и заложен первый камень. На церемонии при закладке первого камня присутствовали командование, солдаты и матросы тогда еще обоих флотов (Черноморского и ВМСУ), офицеры, светские власти, предприниматели.

Храм – часовня построен за 77 дней (с 20 января по 7 апреля 1995 г). Купол покрыли золотой смальтой, изготовленной в Италии в мастерской Арсони. Его венчает ангел с крестом высотой 3 м. Торжественное открытие часовни состоялось 9 мая 1995 г., в День Победы.

В Севастополе есть несколько знаковых мест, которые обязательны для посещения каждому, кто попал в этот славный белокаменный город. Одним из них является Сапун-гора, где сегодня возвышается монумент героическим освободителям города, горит вечный огонь и работает диорама, которая в художественной форме повествует о событиях, произошедших в самом начале мая 1944 года.

Диорама штурма Сапун-горы представляет собой здание, построенное в форме полукруга, внутри которого разместилось одно из крупнейших в мире художественных произведений, рассказывающее о подвиге наших отважных воинов, освободивших легендарный город от фашистских захватчиков.

Мне всегда было интересно послушать рассказы ветеранов об их героических подвигах, и именно здесь я понял, как сложно пришлось нашим дедам. Здание стоит прямо на том месте, где в 1944 году шли ожесточенные бои, о которых и повествует экспозиция. Диорама на Сапун-горе является не отдельным музеем, а филиалом Государственного музея героической обороны города, который имеет несколько объектов, расположенных в разных точках Севастополя.

Хронология исторических событий

На диораме запечатлены события, которые развернулись возле города при его освобождении 7 мая 1944 года. В тот период советские войска вели активные наступательные бои по всему Крыму. Вокруг Севастополя немецкие захватчики создали мощную оборонительную линию, сосредоточив основную часть своих войск именно на Сапун-горе. Здесь гитлеровцы создали несколько отдельных линий траншей, возвели многочисленные доты и дзоты, построили мощные железобетонные укрытия. Кроме этого, подступы к самой горе были хорошо заминированы. Немецкое командование ставило задачу всеми силами удержать город, и Сапун-гора выступала как ключевой плацдарм обороны Севастополя.

Советские войска перешли в наступление в районе Сапун-горы в самом начале мая 1944 года около 10 утра. В течение всего дня на склоне горы велись кровопролитные бои буквально за каждую траншею. Сражение и отдельные вооруженные схватки на Сапун-горе запомнились тем, что каждый рядовой боец и командир в тот день проявил невиданный героизм. На гребень горы первым подразделениям советских войск удалось выйти только под вечер 7 мая, а весь полностью освободили от фашистов только 9 мая. Именно этот бой и запечатлен на огромном полотне диорамы Сапун-гора в Севастополе.

История создания музея

Основой для создания диорамы послужила картина художника Мальцева «Штурм Сапун-горы», которая была написана в конце пятидесятых годов прошлого столетия.

Над созданием экспозиции трудилась большая группа художников, кроме этого, по всем вопросам их консультировал Герой Советского Союза Терновский, который принимал участие в освобождении Севастополя.

Работы над общим полотном, а также предметным планом, протекали в течение 7 месяцев. В итоге художникам удалось представить весь драматизм изображаемых событий. Само полотно писалось в Москве, и было доставлено летом 1959 года в .

Массивное полукруглое здание диорама, в котором разместилась экспозиция, находится в западной части мемориального комплекса.

Оно было построено по проекту архитектора Петропавловского. Здание вместе с памятником павшим воинам-освободителям города, Вечным огнем и экспозицией советской техники представляет единый архитектурный ансамбль. Сам музей был торжественно открыт в начале ноября 1959 года, и с того момента его посетило более двадцати миллионов людей.

Основная композиция

Купить билет в диораму можно в кассах, расположенных возле здания. Цена взрослого билета сегодня составляет 170 рублей, для школьников и студентов 80. Кроме этого, для туристов организуются экскурсии, включенные в стоимость, на которых экскурсовод интересно рассказывает обо всех событиях, изображенных на полотне и расположенной рядом экспозиции.

На смотровой площадке создается впечатление, что находишься на склоне горе в самой гуще событий. Хорошо видно, как советские войска берут штурмом укрепления врага, в небе их поддерживает авиация, а на заднем плане сражаются наши катера.

Особенно мне запомнились жанровые композиции того знаменитого штурма, на которые экскурсовод обратил внимание. Оказывается, многие герои, которые изображены на полотне - реальные люди.

  • Слева на картине можно увидеть солдата с вытянутой рукой и пистолетом, который, будучи раненным, все равно рвется в бой. В данном случае прототипом изображенного персонажа является комсорг Виталий Комиссаров.
  • Чуть правее за пулеметом изображен боец Москаленко. В тот день он смог подавить несколько огневых точек врага и первым занять одну из высот Сапун-горы. Прямо перед ним можно заметить снайпера Морятова, который при штурме поразил несколько десятков гитлеровцев.
  • Примерно в центре полотна нарисована в морской форме Евгения Дерюгина, которая, будучи санинструктором, сумела вынести с поля боя около сотни раненых бойцов, однако сама погибла от попадания немецкого снайпера.
  • В правой части картины запечатлен подвиг сапера Скорятина, который своим телом проложил путь к немецкому блиндажу.
  • В глубине полотна можно заметить, как совершает подвиг еще один красноармеец Дзигунский. Он закрывает собой вражеский пулеметный расчет.

В восьмиметровом пространстве между смотровой площадкой и картиной выполнен предметный план в виде макетов блиндажей, окопов и боевого оружия, который еще больше усиливает общее впечатление от всего увиденного. Художники воспроизвели здесь реальный рельеф местности на тот момент времени. Кроме этого, в экспозицию вмонтированы настоящее трофейное оружие и осколки снарядов, блиндажи и окопы выполнены в натуральную величину.

Как добраться


Севастопольская диорама штурм Сапун-горы находится в 6 километрах от города по направлению к Балаклаве, и выходить нужно на одноименной остановке. Из общественного транспорта сюда ходят только маршрутки и автобусы.

Так, от остановки «Малахов Курган» курсирует маршрутка №107 или автобус №1. До диорамы можно доехать и от остановки «5 километр». Подойдет любой автобус, идущий в сторону Балаклавы. Если вы решили добираться до Сапун-горы на собственном автомобиле, то ехать нужно в направлении Балаклавы. В нескольких сотнях метров от музея есть удобная бесплатная стоянка для посетителей, где можно оставить на несколько часов свою машину. Вообще, по личному опыту могу сказать, что общественный транспорт до диорамы ходить достаточно часто, билет стоит в районе 10-13 рублей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы